Решение №9962/23 Решение по делу № 064/01/10-531/2023 от 29 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Саратовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 064/01/10-531/2023 (далее – Комиссия) в составе:

1.

 

  • заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

2.

 

  • начальник отдела контроля рынков, член Комиссии, член Комиссии,

3.

 

  • старший государственный инспектор отдела контроля рынков, член Комиссии,

присутствии представителей ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз», Калининой Н.В. (по ВКС), рассмотрев дело в отношении ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз» (ИНН/КПП 6434001907/ 643401001, ОГРН 1026401187361, ул. Пролетарская, д. 70, с. Вязовка, Татищевский район, Саратовская обл., 412181) по признакам нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135 от 26.07.2007 «О защите конкуренции», руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-3 ст. 41 Закона о защите конкуренции,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Саратовское УФАС России поступило представление прокуратуры Татищевского района Саратовской области (далее – Представление) о нарушении ОГУ «Вязовский учебно–опытный лесхоз» ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившемся во взимании платы за услуги по водоснабжению без установленного тарифа.

Как следует из материалов, представленных прокуратурой Татищевского района Саратовской области, в распоряжении ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз» находится водопровод протяженностью 3680 м (основание: распоряжение Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 23.07.2013 №711-р).

Из Представления следует, что 15.03.2022 между ОГУ «Вязовский учебноопытный лесхоз» и МОУ «СОШ с. Вязовка им. Героя Советского Союза Е.А. Мясникова» заключен договор на подачу воды (далее - договор от 15.03.2022 №3Ш). В соответствии с п. 2.1, 2.2 Договора от 15.03.2022 №3-Ш договор заключен сроком на 1 год и пролонгируется на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора.

В соответствии с п. 3.1 договора от 15.03.2022 №3-Ш Потребитель оплачивает поданную Исполнителем воду за фактически принятое Потребителем количество воды в сумме 29,23 руб./м3.

Также из представленных прокуратурой Татищевского района Саратовской области материалов следует, что в адрес МОУ «СОШ с. Вязовка им. Героя Советского Союза Е.А. Мясникова» со стороны ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз» 06.12.2022 был направлен новый проект договора на холодное водоснабжение (далее – проект Договора от 06.12.2022).

В соответствии с п. 3.3 проекта Договора от 06.12.2022 расчеты за водоснабжение производятся по утвержденным тарифам ОГУ «Вязовский учебно–опытный лесхоз». При введении новых тарифов, последние дополнительному согласованию не подлежат и доводятся до Потребителя посредством письменного уведомления. Тариф на холодную воду, установленный на дату заключения настоящего договора, ... руб./м3.

Как указано в Представлении, тариф на предоставление указанной услуги для ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз» не установлен.

Согласно информации ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз», у МОУ «СОШ с. Вязовка им. Героя Советского Союза Е.А. Мясникова» имеется задолженность за потребленную воду с момента заключения Договора на «Подачу воды» от 16.01.2012 № 2. Фактическая оплата за подачу воды с 01.01.2012 по 03.03.2023 не поступала. За взысканием образовавшейся задолженности ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз» не обращалось.

Также ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз» указывает, что калькуляция цены ... руб./м3 за оказываемую услугу по водоснабжению, указанная в договоре с МОУ «СОШ с. Вязовка им. Героя Советского Союза Е.А. Мясникова» от 15.03.2022 №3-Ш, отсутствует и не была передана предыдущим руководством.

Кроме того, согласно информации ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз» и Администрации Татищевского муниципального района Саратовской области, ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз» осуществляет оказание услуги холодного водоснабжения для жителей с. Вязовка.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

На основании изложенного издан приказ Саратовского УФАС России от 03.05.2023 № 37/23 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз» п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции

Определением Саратовского УФАС России от 26.04.2023 о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, к участию в его рассмотрении были привлечены: ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз»  - в качестве ответчика; МОУ «СОШ с. Вязовка им. Героя Советского Союза Е.А. Мясникова»– в качестве- заявителя, Министерство природных ресурсов и экологии – в качестве заинтересованного лица, Прокуратуру Татищевского района, Администрацию Татищевского муниципального района Саратовской области, Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области – в качестве лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах дела.

В ходе рассмотрения дела №064/04/10-521/2023 ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз» были даны письменные пояснения, из которых следует, что Согласно Уставу ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз» целями деятельности являются: сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно- гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного и неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей.

ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз» указывало, что учреждение является некоммерческой унитарной организацией, имеющей организационно-правовую форму «государственное учреждение» с типом «бюджетное» и создано субъектом Российской Федерации (Саратовской областью) для выполнения работ и оказания услуг в целях обеспечения реализации Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации на основании статьи 83 Лесного кодекса Российской Фелерации. Ообеспечение населения и социальных объектов водой и предоставление услуг по водоснабжению (платных и бесплатных), в том числе МОУ «СОШ с. Вязовка им. героя Советского Союза Е.А. Мясникова» не является уставной деятельностью организации.

 Кроме того, в ходе рассмотрения дела №064/04/10-521/2023 представитель ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз» пояснил, что для того чтобы оформить калькуляцию тарифов и предоставлять услугу по водоснабжению, согласно тарифам, организация должна оформить специальную документацию, для оформления которой в ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз» нет специалиста. Так же был сделан вывод, что для того чтобы предоставлять услуги по водоснабжению организация обязана иметь в штатном расписании специалиста расчетчика тарифов, юриста, работника по договорным отношениям, кассира по приему платежей от населения, дополнительного бухгалтера для формирования квитанций, иметь лицензию на подачу воду. Для надлежащего оформления ведения деятельности нужно принимать на работу соответствующих специалистов, изменять штатное расписание, увеличивать фонд оплаты труда, оборудовать дополнительно рабочие места.

Для подачи воды затрачивается электроэнергия для работы электронасоса, в связи с чем, значительно увеличиваются расходы ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз» на электроэнергию, что сильно ухудшает финансовое положение организации.

Обеспечение водой жителей с. Вязовка и МОУ «СОШ с. Вязовка им. Героя Советского Союза Е.А. Мясникова» осуществляется через водопровод, который закреплен на праве оперативного управления за ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз».

Установлено, что согласно  выписки из Единого государственного реестра недвижимости  от 21.03.2023 № КУВИ-001/2023-67498671, сооружение водопровод, протяженностью 3680 м., по которому осуществляется   подача воды по договору  с МОУ «СОШ с. Вязовка им. героя Советского Союза Е.А. Мясникова», является  собственностью субъекта Российской Федерации и закреплен на праве оперативного управления  за ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз».

Кроме того, установлено, что Договор от 15.03.2022 №3Ш, заключенный между ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз» и МОУ «СОШ с. Вязовка им. Героя Советского Союза Е.А. Мясникова»,  был расторгнут сторонами  дополнительным соглашением № 1 от 19.07.2023.

Как следует из пояснений представителей ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз» и Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области решением Татищевского районного суда от 08.08.2023 по делу № 2-363/2023 в удовлетворении исковых требований прокурора Татищевского района Саратовской области в интересах 2023-7177 неопределенного круга лиц к ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз» об исполнении обязательств предоставления документов в комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области для установления тарифа на услугу водоснабжения – отказано.

По смыслу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях», п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 8 ст. 31 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относится к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию, в том числе путем установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и на водоотведение.

При этом в ч. 2 ст. 31 Закона о водоснабжении предусмотрено, что в сфере холодного водоснабжения регулированию подлежат следующие тарифы: 1) тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение); 2) тариф на техническую воду; 3) тариф на транспортировку воды; 4) тариф на подвоз воды и 5) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о водоснабжении установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ.

В соответствии с п. 4 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Основы ценообразования) в систему регулируемых тарифов входят следующие виды тарифов: в сфере холодного водоснабжения: тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение); тариф на техническую воду; тариф на транспортировку воды; тариф на подвоз воды (в случае обращения органов местного самоуправления, принявших решение о необходимости установления такого тарифа); тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения; в сфере водоотведения: тариф на водоотведение; тариф на транспортировку сточных вод; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.

Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения в силу п. 5 ч. 2 ст. 3 Закона о водоснабжении являются, в том числе, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.

В п. 6 ст. 2 Закона о водоснабжении определено, что гарантирующая организация – организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Исходя из содержания п. 17 ст. 2 Закона о водоснабжении органом регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения является уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов либо в случае передачи соответствующих полномочий субъекта РФ орган местного самоуправления, осуществляющий регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Положениями ч. 4 ст. 12 Закона о водоснабжении предусмотрено, что гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства РФ.

На основании пп. «а» п. 5 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения после определения органами местного самоуправления поселений и городских округов гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения орган регулирования тарифов, начиная с очередного периода регулирования, устанавливает для гарантирующей организации – тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду и тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения, а также тарифы для отдельных регулируемых видов деятельности в случае, если гарантирующая организация оказывает абонентам отдельные виды услуг, предусмотренные п. 4 настоящего документа.

В силу п. 14 Правил установления регулируемых тарифов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406, регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов.

В п. 2.1. Устава ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз» закреплено, что учреждение является некоммерческой унитарной организацией, имеющей организационно-правовую форму «государственное учреждение» и типом «бюджетное» и создано субъектом РФ (Саратовской областью) для выполнения работ и оказания услуг в целях обеспечения реализации министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных органам государственной власти субъектов РФ на основании ст. 83 Лесного кодекса РФ.

В соответствии с п. 3.1 Устава основными принципами лесного законодательства целями деятельности учреждения являются: сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного и неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.

Согласно п. 3.2 Устава предметом деятельности учреждения является выполнение на основе выдаваемых ему государственных заданий или заключенных с ним государственных контрактов комплекса мероприятий по сохранению лесов, в том числе работ по охране лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, защите лесов, воспроизводству лесов, лесоразведению, а также улучшению качества лесов и повышению их продуктивности в интересах Российской Федерации и Саратовской области.

29.08.2023 в связи с рассмотрением судом дела № 2-363/2023, решение по которому будет иметь значение для рассмотрения дела № 064/01/10-521/2023, Саратовским УФАС России было принято определение о приостановлении рассмотрения дела № 064/01/10- 521/2023 о нарушении антимонопольного законодательства.

14.11.2023 Саратовским областным судом было принято апелляционное определение  по делу № 2-363/2023 (далее – Апелляционное определение), в котором суд в резолютивный части указал: «Изменить абзац 2 резолютивной части решения Татищевского районного суда Саратовской области от 07.08.2023, изложив его в следующей редакции: «В удовлетворении исковых требований прокурора Татищевского района Саратовской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов и экологии Саратовской области о возложении обязанности по предоставлению документов в комитет государственного регулирования тарифов для установления тарифов отказать». В остальной части решение суда оставить без изменения».

В Апелляционном определении указал, что ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз» не является гарантирующей организацией, осуществляющей водоснабжение, так как не подключено к системе централизованного водоснабжения, не осуществляет ее эксплуатацию, не оказывает услуги по водоснабжению и содержанию системы централизованного водоснабжения на профессиональной основе, не был определен в качестве гарантирующей организации органами местного самоуправления.

Также в Апелляционном определении отмечено, что доводы апелляционной жалобы о нарушении ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз» антимонопольного законодательства по факту неустановления тарифа на воду, поскольку деятельность по водоотведению является регулируемым видом деятельности и требует установления тарифов, отклоняются судебной коллегией. Водопровод, переданный в оперативное управление ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз», не относится к системе централизованного водоснабжения, дополнительным соглашением № 1 к договору от 15.03.2022  указанный договор, заключенный между ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз» МОУ «СОШ с. Вязовка им. Героя Советского Союза Е.А. Мясникова» расторгнут с 19.07.2023, следовательно, в настоящее время оснований для обращения ответчика в Комитет государственного регулирования тарифов для установления тарифов на воды, не имеется.

Требование прокурора о возложении на ответчика обязанности предоставить документы для установления тарифов по водоснабжению в уполномоченный орган фактически предполагает под собой и требование о возложении на ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз» обязанности по обеспечению соответствия требованиям, предъявляемым к гарантирующим организациям по водоснабжению, для обращения в комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области, а, следовательно, и получению необходимой лицензии, что по своей сути направлено на принуждение ответчика к осуществлению лицензируемой деятельности и принудительному оформлению лицензии, однако это противоречит требованиям закона о заявительном (добровольном) характере получения лицензии. Фактически заявленные требования направлены на вмешательство в хозяйственную деятельность ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз», возложение на него обязанности по осуществлению того вида деятельности, который не предусмотрен Уставом учреждения основного или дополнительного, что недопустимо

Саратовским областным судом было учтено, что в с. Вязовка Татищевского муниципального района нет иной организации, занимающейся поставкой водоснабжения, и прекращение подачи воды ответчиком могло бы привести к нарушению прав неопределенного круга, в том числе детей, оставшихся без водоснабжения, необходимого для нормальной жизнедеятельности, а именно приготовления пищи, соблюдения правил гигиены и т.п. К тому же в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз» в настоящее время оказывает указанные услуги по подаче воды на платной основе, получая за это вознаграждение, при этом учреждение осуществляет расходование своих денежных средств на оплату электроэнергии для работы насосов по перекачиванию воды.

Таким образом, действия ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз» выразившееся ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз» по самостоятельному установлению платы за услуги водоснабжения для МОУ «СОШ с. Вязовка им. Героя Советского Союза Е.А. Мясникова» без установленного тарифа, не противоречит действующему законодательству.

С учетом изложенного, действия ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз» не содержат признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

При изложенных обстоятельствах рассматриваемое дело на основании п. 1 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции подлежит прекращению.

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч 1 и 2 ст. 41, ст. 48 и 49 Закона о защите конкуренции Комиссия,

 

Р Е Ш И Л А:

 

Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОГУ «Вязовский учебно-опытный лесхоз» (ИНН/КПП 6434001907/ 643401001, ОГРН 1026401187361, ул. Пролетарская, д. 70, с. Вязовка, Татищевский район, Саратовская обл., 412181) по признакам нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции на основании п.1 ч.1 ст. 48 Закона о защите конкуренции в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд и в течение одного месяца со дня его принятия в коллегиальный орган ФАС России.

Связанные организации

Связанные организации не указаны