Определение №3220/22 Определение о назначении дела №064/01/10-330/2022 о нарушени... от 25 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела №  064/01/10-330/2022 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

25 мая 2022 года                                                                                                      г. Саратов
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства 

УСТАНОВИЛ: 

В Саратовское УФАС России поступило представление прокуратуры Фрунзенского района г. Саратова (далее – Представление) о нарушении ООО «Концессия водоснабжения – Саратов» (далее – ООО «КВС) п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). 

Из представленных прокуратурой Фрунзенского района г. Саратова материалов следует, что между Приходом во имя святителя Митрофания Воронежского (абонент) (далее- Приход) и ООО «КВС» (Предприятие ВКХ) 28.12.2017 заключен договор № ___ холодного водоснабжения и водоотведения (далее – договор №___ от 28.12.2017).

В соответствии с п. 1.1 Договора Предприятие ВКХ, осуществляющее холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения: холодную воду питьевую, а Абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую воду) установленного количества в объеме, предусмотренным настоящим договором. Предприятие ВКХ обязуется осуществлять прием сточных вод под абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов, требования к составу сточных вод, оплачивать водоотведение и холодную воду, а также обеспечивать безопасность эксплуатации, находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов.

В соответствии с п. 4.1.2 Договора №___ от 28.12.2017 предприятие ВКХ обязано обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах его эксплуатационной ответственности в соответствии с требованиями технических документов, согласно акту разграничения эксплуатационной ответственности.

Как следует из представленных прокуратурой Фрунзенского района г. Саратова материалов на водопроводе Д=100 мм 28.09.2021 произошел порыв, в связи с чем 12.10.2021 Приходом  было направлено письмо в адрес ООО «КВС» с просьбой принят меры по устранению повреждения на водопроводной трубе диаметром Д=100 мм на пл. Кирова г. Саратова. Однако ООО «КВС» отказалось исполнять указанные действия, сославшись на то, что при проведении обследования территории  на пл. Кирова г. Саратова установлено, что течь воды происходит в водопроводе, не состоящем во владении, пользовании и эксплуатационном обслуживании ООО «КВС». Кроме того, согласно письму ООО «КВС»   данные сети не передавались в адрес КВС в соответствии с Концессионным соглашением от 24.11.2017. 

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении). 

В соответствии с п. 4 ст. 2 Закона о водоснабжении водоснабжение определяется как водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

Согласно п. 2 ст. 2 Закона о водоснабжении водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения

Часть 1 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - также ГК РФ) закрепляет, что публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Согласно п. 1 ст. 2 Закона о водоснабжении Абонент - физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения. 

В соответствии с п. 8 ч.5 ст. 13 Закона о водоснабжении существенным условием договора водоснабжения являются границы эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и организации, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, определенные по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей. 

Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Правила № 644) регулируются отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, городских округов (далее - органы местного самоуправления), организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - организации водопроводноканализационного хозяйства), заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения (далее соответственно - абоненты, водоотведение) (п. 1). 

В соответствии п. 31 (1) Правил № 644 указываемая в акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности абонента и гарантирующей организации по водопроводным сетям устанавливается: 

а) если абонент владеет объектами централизованной системы холодного водоснабжения, - по границе балансовой принадлежности таких объектов абоненту;

б) в остальных случаях - по внешней границе стены объекта абонента, подключенного к централизованной системе холодного водоснабжения. 

В соответствии п. 31 (2) Правил № 644 указываемая в акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности абонента и гарантирующей организации по канализационным сетям устанавливается: 

а) если абонент владеет объектами централизованной системы водоотведения, - по границе балансовой принадлежности таких объектов абоненту;

б) в остальных случаях - по первому смотровому колодцу. 

В соответствии с актом разграничения эксплуатационной ответственности, являющимся приложением к Договору №___ от 28.12.2017, границей раздела эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности по водопроводным и канализационным сетям Абонента и Предприятия ВКХ является: абонент 187 (г. Саратов, пл. Кирова, д. 1) 

- по водопроводу: Точка подключения водопровода абонента Д=32мм в водопровод Д=100 мм по площади Кирова, находящийся в эксплуатационном обслуживании 2022-3496
ресурсноснабжающей организации.

- по канализации: Точка подключения канализационной линии абонента Д=150 мм в канализационную линию Д=200 мм по Мирному переулку, находящуюся в эксплуатационном обслуживании ресурсноснабжающей организации. 

13.07.2020 ООО «КВС» направило в адрес Прихода  дополнительное соглашение к Договору №____ от 28.12.2017, в соответствии с которым ООО «КВС» изменены границы эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности Абонента (абонент 187 (г. Саратов, пл. Кирова, д. 1):

- по водопроводу: Точка подключения водопровода абонента Д=100 мм в водопровод Д=150мм по Мирному переулку, находящийся в эксплуатационном обслуживании Ресурсноснабжающей организации. В совместном обслуживании со всеми абонентами, подключенными к данной линии, находится водопровод Д=100 мм от водопроводного ввода абонента Д=32 мм до водопровода Д=150 мм по Мирному переулку.

- по канализации: Точка подключения канализационной линии абонента Д=150 мм в канализационную линию Д=200 мм по Мирному переулку, находящуюся в эксплуатационном обслуживании ресурсноснабжающей организации.

При этом указанное дополнительное соглашение со стороны Прихода  подписано не было. 

Учитывая изложенное, положения, указанные в дополнительном соглашении от 13.07.2020 к договору №_____ от 28.12.2017, касающиеся изменения границ балансовой и эксплуатационной ответственности, возлагают дополнительные обязанности на абонента, которые могут повлечь за собой прекращение исполнение обязательств по договору со стороны ресурсноснабжающей организации. Кроме того, указанные в дополнительном соглашении положения от 13.07.2020 к Договору №_____ от 28.12.2017 противоречат п. 31 (1), 31 (2) Правил № 644, поскольку граница эксплуатационной ответственности Прихода по водопроводным сетям должна проходить по внешней границе стены объекта абонента, по канализационным сетям по первому смотровому колодцу.

В Представлении прокуратуры Фрунзенского района г. Саратова указано, что с 28.09.2021 водоснабжение и водоотведение в адрес Прихода приостановлено, подача воды не возобновлена. 

Согласно ч. 1 ст. 13 Закона о водоснабжении по договору горячего или холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

В соответствии с п.п. «б», «г» Правил №644 организация водопроводноканализационного хозяйства обязана: обеспечивать питьевое водоснабжение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о санитарноэпидемиологическом благополучии населения и очистку сточных вод в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды; своевременно ликвидировать аварии и повреждения на централизованных системах холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке и сроки, которые установлены нормативно-технической документацией. 

Учитывая указанные положения законодательства, на предприятие ВКХ возложена обязанность осуществлять водоснабжение и водоотведение абонента, а также обслуживание водопровода для бесперебойного водоснабжения, которую ООО «КВС» не исполнило, прекратив обязательства по Договору №_______ от 28.12.2017. 

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст.10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Состав злоупотребления доминирующим положением охватывает как действия доминирующего хозяйствующего субъекта, ограничивающие конкуренцию, так и действия, которые не приводят к недопущению, устранению или ограничению конкуренции, но ущемляют интересы других лиц. 

Согласно абз. 1 п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2, антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

В абз. 2 п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 указано, что по смыслу абз. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции во взаимосвязи с пунктами 3, 4 ст. 1 и абз. 2 п. 1 ст. 10 ГК РФ злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка. 

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Согласно ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на  товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях):

естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;

субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. 

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона о естественных монополиях, к сферам деятельности субъектов естественных монополий относится деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19.12.2018 № 55/1 для ООО «КВС» установлены тарифы и долгосрочные параметры регулирования, установленные пунктами 1 и 2 настоящего постановления, действуют с 1 января 2019 года по 31 декабря 2023 года. 

В связи с изложенным, ООО «КВС» занимает доминирующее положение на рынке по водоснабжению и водоотведению на территории муниципального образования «Город Саратов».

Таким образом, действия ООО «КВС», связанные с прекращением бесперебойной подачи водоснабжения в Приход во имя святителя Митрофания Воронежского содержат признаки нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства. Представленные материалы и сведения указывают на наличие основания для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства по п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрение данного дела относится к компетенции Саратовского УФАС России. Имеющихся материалов достаточно для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.  

 На основании изложенного издан приказ Саратовского УФАС России от 25.05.2022 № 72 о   возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения  ООО «КВС» п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, руководствуясь  ч. 13  ст.  44  Закона о защите конкуренции 

ОПРЕДЕЛИЛ: 

1. Назначить дело № 064/01/10-330/2022 к рассмотрению на 15.06.2022 в 15 часов 30 минут по адресу: г. Саратов, ул. Вольская, 81, 4 этаж.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 064/01/10-330/2022 в качестве заинтересованного лица – Местную религиозную организацию православного Прихода храма Святителя Митрофана Воронежского г. Саратова Саратовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) 

 Заинтересованному лицу - Местной религиозной организации православного 2022-3496
Прихода храма Святителя Митрофана Воронежского г. Саратова Саратовской Епархии Русской Православной Церкви представить в срок до __.__2022 в Саратовское УФАС России следующую информацию:

3.1. Копии технических условий на подключение объекта, расположенного по адресу: 410012, Саратовская область, г. Саратов, пл. Кирова, д. 1, к сетям водоснабжения и водоотведения. При отсутствии документов указать причины;

3.2. Документы, подтверждающие границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности Местной религиозной организации православного Прихода храма Святителя Митрофана Воронежского г. Саратова Саратовской Епархии Русской Православной Церкви;

3.3. Любую информацию, необходимую, по мнению Местной религиозной организации православный Приход храма Святителя Митрофана Воронежского г. Саратова Саратовской Епархии Русской Православной Церкви, для полного и всестороннего рассмотрения дела.

 4. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 064/01/10-330/2022 в качестве ответчика – ООО «КВС» 

5. Ответчику - ООО «КВС» представить в срок до ___.__.2022 в Саратовское УФАС России следующую информацию: 5.1. Письменные пояснения по фактам, изложенным в настоящем определении;

5.2. Схему расположения сетей водоснабжения, водоотведения с указанием границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности ООО «КВС» и Местной религиозной организации православного Прихода храма Святителя Митрофана Воронежского г. Саратова Саратовской Епархии Русской Православной Церкви;

5.3. Документы, подтверждающие границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности ООО «КВС»; 5.4. Документы, подтверждающие возникновение аварийной ситуации 28.09.2021 на участке водопроводной сети, присоединенной к зданию Заявителя; 5

.5. Сведения об уведомлении Заявителя о прекращении водоснабжения и водоотведения объекта, расположенного по адресу:  с приложением подтверждающих документов;

5.6. Любую информацию, необходимую, по мнению ООО «КВС», для полного и всестороннего рассмотрения дела.

6. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 064/01/10-330/2022 в качестве лица, располагающего сведениями об обстоятельствах дела  – Прокуратуру Саратовской области  в лице Прокуратуры Фрунзенского района г. Саратова.

7. Лицу, располагающему сведениями об обстоятельствах дела, - Прокуратуре Фрунзенского района г. Саратова (г. Саратов, ул. Рахова, д. 108) представить в срок до __.__.2022 года в Саратовское УФАС России любую информацию, необходимую, по мнению Прокуратуры Фрунзенского района г. Саратова, для полного и всестороннего рассмотрения дела.

8. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 064/01/10-330/2022 в качестве лица, располагающего сведениями об обстоятельствах дела, – администрацию МО «Город Саратов» 

9. Лицу, располагающему сведениями об обстоятельствах дела, – администрации
МО «Город Саратов» представить в срок до __.__.2022 в Саратовское УФАС России следующую информацию: 9.1 Письменные пояснения по фактам, изложенным в настоящем определении;

9.2. Схему расположения сетей водоснабжения, водоотведения с указанием границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности ООО «КВС» и Местной религиозной организации православного Прихода храма Святителя Митрофана Воронежского г. Саратова Саратовской Епархии Русской Православной Церкви;

9.3. Сведения об уведомлении администрации МО «Город Саратов» о прекращении водоснабжения и водоотведения объекта, расположенного по адресу:  с приложением подтверждающих документов;

9.4. Любую информацию, необходимую, по мнению администрации МО «Город Саратов», для полного и всестороннего рассмотрения дела.
Явка представителей лиц, участвующих в деле, с доверенностью на участие в рассмотрении дела обязательна.
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны