Решение б/н РЕШЕНИЕ от 20 сентября 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

по Саратовской области

410012, г. Саратов, ул. Вольская, 81

Тел.: (845-2) 27-96-42

Факс: (845-2) 27-93-14

E-mail: to64@fas.gov.ru

Р Е Ш Е Н И Е № 1/ов

Резолютивная часть решения оглашена 6 сентября 2019 года

Решение в полном объеме изготовлено 20 сентября 2019 года г. Саратов

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

У С Т А Н О В И Л А:

В Саратовское УФАС России поступило поручение ФАС России о рассмотрении информации об одновременном увеличении цен за проезд на маршрутах автобусах большой и малой вместимости в г. Саратове на предмет нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об организации перевозок) под видом регулярных перевозок понимаются регулярные перевозки по регулируемым тарифам или регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.

Документом планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «Город Саратов» на 2017 - 2018 годы, утвержденным постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 14.02.2017 № 262, также установлен вид регулярных перевозок – по регулируемым тарифам.

16.11.2017 администрацией муниципального образования «Город Саратов» в постановление от 14.02.2017 № 262 были внесены изменения, все ранее действующие маршруты изменили свой вид и стали регулярными маршрутами по нерегулируемым тарифам.

Постановлением главы муниципального образования «Город Саратов» от 18.08.2017 №2031 были установлены требования к осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории муниципального образования «Город Саратов» по нерегулируемым тарифам.

Согласно п.2.8 данных требований в случае принятия решения об изменении стоимости проезда по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «Город Саратов» по нерегулируемым тарифам не менее чем за 180 дней до даты изменения тарифа:

- письменно уведомить комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее - комитет);

- разместить информацию о предстоящем изменении тарифа в салонах транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров по муниципальному маршруту регулярных перевозок.

Постановлением главы муниципального образования «Город Саратов» от 18.07.2018 № 1539 действие пункта 2.8 Требований приостановлено до 1 января 2019 года.

В конце 2017 года Комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» в нарушение требований законодательства без проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок были выданы свидетельства об осуществлении перевозок АО «Автокомбинат – 2», ОА «Межгородтранс», ООО «Икар-Авто», МУПП «Саратовгорэлектротранс».

10.12.2017 АО «Автокомбинат-2» выданы свидетельства на следующие маршруты:

-№49 «Сокурский тракт-Сады (пос.Елшанка),

-№46 «Пл.им.Ленина В.И. – пос. Поливановка»,

-№6 «Пос. Комсомольский-ДК «Техстекло»,

-№3 «Ул.им.Радищева А.Н. – пос.Комсомольский»,

-№44 «ГУЗ «Саратовская областная больница» - пл.Ильинская»,

-№108 «Пл.им.Ленина В.И. – Новое городское кладбище»,

-№74 «Пл.им.Ленина В.И. – 6-й микрорайон»,

-№11 «Пл. Музейная – ТЦ «Хэппи Молл»,

-№80 «Пл. им.Ленина В.И. – Ул. Овражная»,

-№70 «Пл.им. Ленина В.И. – МУЗ «Городская клиническая больница №8»,

-№18Д «Пос.Калашниково – Пос.Елшанка»,

-№37А «Пл.им. Ленина В.И. – пос.Дачный»,

-№37 «Пл.им.Ленина В.И. – пос.Жасминный»,

-№35 «Пл.им.Ленина В.И. – пос.Нефтяников»,

-№30 «Пл.им.Ленина В.И. – пос.Солнечный»,

-№41 «Крытый рынок – ТЦ «Хэппи Молл»,

-№61 «Ул.Деловая – пл. им. Ленина В.И.»,

-№98 «Пл. им.Ленина В.И. – ул.им.Куприянова А.И.»,

-№87 «Пл.им.Ленина В.И. – клуб «Сокол»,

-№81 «Пл.им. Ленина – ГУЗ «Саратовская областная клиническая больница»,

-№63 «ТЦ «Сити Молл» - Автовокзал»,

-№65 «Пос.Октябрьский – Аэропорт»,

-№97 «Пл. Славянская – Крытый рынок»,

-№73 «6-й квартал – ул.им. Радищева А.Н.»,

-№230 «Сокурский тракт – Сады «Латухино»,

-№53 «ТЦ «Мой Новый» - пос.Солнечный»,

-№89 «Пос.Зональный – ул. Ипподромная»,

-№33 «Пл. Музейная – Ул.Техническая»,

-№24 «Ул.Техническая – МУЗ «Городская клиническая больница №8»,

-№10 «Микрорайон 1А Солнечный – СГТУ»,

-№115 «Пос. Соколовогорский – пл.им.Ленина В.И.»,

-№91 «Ул. Техническая – 1-я Дачная»,

-№110 «3-й Жилучасток – пл.Театральная»,

-№75 «Ж.д.вокзал – Ул. им. Благодарова К.В.»,

-№67 «Ж.д. вокзал – 6-й микрорайон»,

-42КР «Ул.Дегтярная – МУЗ «Городская клиническая больница №9».

10.12.2017 ОА «Межгородтранс» выданы свидетельства на следующие маршруты:

-№26 «Пос. Заплатиновка – пос. Комсомольский»,

-№39 «Стадион «Волга» - пос. Водник»,

-№57 «Пос. Заплатиновка – Мирный переулок»,

-№20 «Стадион «Волга» - пос. Лесопильный»,

-№14 «Пос.Пролетарский – пос.Юриш»,

-№28 «Стадион «Волга» - Кумысная поляна»,

-№55 «Ул.Лесная – Ул.им.Рахова В.Г.»,

-№55А «Ул.Лесная – пл. Привокзальная»,

-№83 «Саратовская областная психиатрическая больница им. Св.Софии – СГСЭУ»,

-№2Д «ООО «Саратовгорсинтез» - пос. Юбилейный»,

-№38 «ООО «Саратоворгсинтез» -Ул. Лесная»,

-№43 «ООО «Саратоворгсинтез» - Дачи «Нитрон»,

-№105 «Пос. Комсомольский – пл.Музейная»,

-№16 «Пос. Калашниково – пос. Заплатиновка».

10.12.2017 ООО «Икар-Авто» выданы свидетельства на следующие маршруты:

-№8 «Ул.им.Рогожина В.А. – 6-й микрорайон»,

-№13 «Ул. им.Грибоедова П.И. – ул.им.Пархоменко А.Я.»,

-№76 «Ул. им.Грибова И.И. – Ж.д.воказ»,

-№7 «Стадион «Волга» - Станция «Князевка»,

-№22 «Стадион «Волга» - Станция «Князевка»,

-№36 «Стадион «Волга» - пос. Новый Увек»,

-№99 «Ул. Томская – пос.Мирный»,

-№1 «Ул.им.Радищева А.Н. – Кирпичный завод (2-я Гуселка)»,

-№56 «Ул. Техническая – Ул.им.Грибова П.И.»,

-№72 «Ул. Соколовогорская – Ж.д.Вокзал»,

-№64 «Октябрьское ущелье – Ж.д. вокзал»,

-№93 «Завод «Строймаш» - пл. Славянская»,

-№17 «Пос. Новосоколовогорский – ул.им.Радищева А.Н.»,

-№42 «Пл. Музейная – ТЦ «Сити-Молл»,

-№58 «Пос. Октябрьский – Мирный переулок»,

-№45 «Октябрьское ущелье – пос.Юбилейный»,

-№79 «Ж.д.вокзал – 4-й жилучасток».

11.12.2017 МУПП «Саратовгорэлектротранс» выданы свидетельства на следующие маршруты:

-№25 «Ж.д.вокзал – пос.Затон»,

-№54 «Ж.д. Вокзал – Речной вокзал»,

-№82 «Ж.д. Вокзал – Ул.им.Лермонтова М.Ю.»,

-№15 «Октябрьское ущелье – ЦКР»,

-64Д «Октябрьское ущелье – Мирный переулок»,

-№48 «Смирновское ущелье – Ж.д. вокзал»,

-№60 «6-й Динамвский проезд – ул. им. Тулайкова Н.М.»,

-№27 «Клиническая больница №3 СГМУ – Кумысная поляна»,

-№9 «Ул. им.Грибова П.И. – Ул.Большая Садовая»,

-№21 «Новый порт – ул.Большая Садовая»,

-№85 «Пл.им.Ленина В.И. – пос.Елшанка»,

-№90 «Пос.Юбилейный – Крекинг»,

-№23 «Крытый рынок – пос.Октябрьский»,

-№94 «Пос. Юбилейный – Крытый рынок»,

-№31 «Пос.Юбилейный – Завод «Строймаш»,

-№34 «Ул.им.Радищева А.Н. – Дачи «Займище»,

-№95 «Пос. Зональный – пл. Славянская»,

-№52 «Филармония – пос. Юбилейный»,

-№66 «Ул. им.Радищева А.Н. – Дачи База УПТК»,

-№103 «Сз «Комбайн» - ул. им.Радищева А.Н.».

Таким образом, деятельность по осуществлению перевозок по муниципальным маршрутам на территории города Саратова осуществляли АО «Автокомбинат – 2», ОА «Межгородтранс», ООО «Икар-Авто», МУПП «Саратовгорэлектротранс».

При этом, необходимо отметить, что указанные свидетельства выданы в нарушение положений Закона об организации перевозок. Действия данных свидетельств прекращено постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2018 по делу №А57-6718/2018.

С 27.07.2018 и 01.08.2018 на территории города Саратова перевозчиками был изменен размер стоимости перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам на территории города Саратова с 17 рублей стоимость повысилась до 23 рублей.

По данным Администрации (исх. № б/н от 14.06.2019) решением Саратовской городской Думы от 21.04.2017 №15-130 «Об установлении регулируемых тарифов на перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования «Город Саратов» с 01.08.2019 установлен регулируемый тариф:

-в транспортных средствах категории М2 и М3 в размере 23 рублей за одну поездку при наличном расчете,

-в городском наземном электрическом транспорте (трамвай, троллейбус) в размере 23 рублей за одну поездку при наличном расчете,

-во всех транспортных средствах при безналичном расчете в размере 21 рубль за одну поездку.

Также Администрация отмечает, что в целях создания равных конкурентных условий дл всех участников рынка действие п. 2.8 Требований было приостановлено до 01.01.2019.

Саратовским УФАС России был сделан запрос (исх. № 02/1-6705 от 04.12.2018) в АО «Автокомбинат – 2», ОА «Межгородтранс», ООО «Икар-Авто», МУПП «Саратовгорэлектротранс» о представлении нормативно-правового и экономического обоснования повышения стоимости одной поездки по г. Саратову, а также калькуляции себестоимости одной поездки по г. Саратову с разбивкой по статьям и элементам затрат по состоянию на дату изменения цены проезда в общественном транспорте и письменных пояснениями о составе затрат по каждой позиции.

Вместе с тем, указанная информация запрашивалась Саратовским УФАС России у данных хозяйствующих субъектов неоднократно и в определениях об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 1/ов.

В своем письме МУПП «Саратовгорэлектротранс» (исх. № 01-11/3008 от 14.12.2018) поясняет, что на маршрутах с нерегулируемым тарифом Закон об организации перевозок перевозчикам дано право самостоятельно устанавливать тариф и требования по его обоснованию законом не установлены.

В письме от 20.05.2019 №01-11/844 МУПП «Саратовгорэлектротранс» указывает на то, что изменение цены за проезд обусловлена достижением единообразия цен на осуществляемые им перевозки. При этом, документально подтвержденной информации, а именно калькуляции себестоимости, перевозчиком не представлено. Цена на проезд изменена приказом МУПП «Саратовгорэлектротранс» №225-П от 24.07.2018 и установлена в размере 23 рублей с 01.08.2019.

АО «Автокомбинат – 2» в своем письме (исх. № 286 от 20.12.2018) указывает, что установило тариф в размере 23 рубля за проезд с пассажира на обслуживаемых нерегулируемых маршрутах муниципального образования город Саратов в соответствии с п.2.8 требований к осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории муниципального образования «Город Саратов», утвержденных постановлением администрации муниципального образования город Саратов № 2031 от 15.08.2017 (далее – Требования), постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 18.07.2018 N 1539 «О приостановлении действия пункта 2.8 Требований» (далее – Постановление № 1539).

Согласно данному пункту юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, участник договора простого товарищества осуществляющие перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования "Город Саратов" по нерегулируемым тарифам, обязаны: в случае принятия решения об изменении стоимости проезда по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования "Город Саратов" по нерегулируемым тарифам не менее чем за 180 дней до даты изменения тарифа:

- письменно уведомить комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - комитет);

- разместить информацию о предстоящем изменении тарифа в салонах транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров по муниципальному маршруту регулярных перевозок.

В соответствии с п. 1 постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от 31.01.2019 N 90 «Об установлении требований к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории муниципального образования «Город Саратов» указанные Требования отменены со всеми изменениями.

Из письма АО «Автокомбинат – 2» от 17.05.2019 следует, что 01.08.2018 АО «Автокомбинат – 2» установило стоимость проезда в городском транспорте 23 руб., заблаговременно разместив информацию об изменении тарифов в салонах транспортных средств. Изменение стоимости проезда было продиктовано экономическими и технологическими факторами. Приказом №24 от 20.07.2018 АО «Автокомбинат-2» установило цену за проезд в размере 23 рублей с 01.01.2018.

14.06.2019 в Саратовское УФАС России АО «Автокомбинат-2» представлены таблицы с экономическим расчетом себестоимости проезда по городским маршрутам. При этом, к указанным таблицам не представлено документальное подтверждение показателей.

Как следует из пояснений ООО «Икар-Авто» основанием для пересмотра стоимости провоза пассажиров и багажа явилось несоответствие стоимости провозной платы, установленной с 01.04.2014 в размере 18 рублей ее себестоимости. В соответствии с приказом директора ООО «Икар-Авто» № 7 от 14.05.2018 было принято решение об увеличении стоимости услуг по перевозке пассажиров и багажа по маршрутам, обслуживаемым ООО «Икар-Авто», и установлен срок их введения; приказом № 13 от 18.07.2018 - было принято решение об изменении срока введения новой стоимости услуг по перевозке пассажиров и багажа с 27.07.2018.

Также ООО «Икар-Авто» указывает, что по итогам проведенной аналитической работы ООО «Икар-Авто» о росте стоимости основных затрат, связанных с обеспечением перевозки пассажиров и багажа, с учетом сведений о размере инфляции и росте стоимости дизельного топлива за период с 01.04.2014 по июнь 2018 года было принято решение об увеличении стоимости провозной платы.

Согласно пояснениям ОА «Межгородтранс» (исх. № 423 от 14.06.2019) анализ роста цен на прямые расходы, связанные с перевозками (заработная плата, в том числе отчисления в фонды пенсионного и социального страхования, расходы на топливо и прочие эксплуатационные материалы, на износ автомобильной резины, дизельное топливо, обслуживание и ремонт автобусов, общехозяйственные расходы, страхование транспортных средств, коммунальные платежи), определил потребность в увеличении тарифа ОА «Межгородтранс» по маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в размере 23 руб. 36 коп. Эта цифра по математическому правилу округлена до 23 руб.

Комиссии Саратовского УФАС России АО «Межгородтранс» представлена калькуляция себестоимости тарифа на перевозку 1 пассажира общественным автомобильным транспортом за 6 месяцев 2018 года в виде таблицы. К таблице также не представлено документальное подтверждение показателей или понесенных затрат.

Увеличение цены на 6 рублей, что составляет 29% по сравнению с ранее действующей ценой, не объясняется ни экономическими, ни иными факторами, уровень инфляции за 2017 год значительно меньше повышения цен на проезд (2,52%).

При осуществлении перевозок по городским маршрутам ответчики по делу обслуживают различное количество маршрутов: АО «Автокомбинат-2» - 36 маршрутов,

ОА «Межгородтранс» - 14, ООО «Икар-Авто» - 17, МУПП «Саратовгорэлектротранс» - 20.

При обслуживании маршрутов у перевозчиков задействовано различное количество транспортных средств, которые имеют различную вместимость. Более того, маршруты имеют различную протяженность, пассажиропоток, рентабельность.

В своих пояснениях перевозчики ссылаются на рост цен, что повлияло на увеличение цены за проезд. При этом, АО «Межгородтранс» и ООО «Икар-Авто», в частности ссылаются на рост цены с 2015 года на дизельное топливо.

Более того, необходимо учитывать, что на транспортных средствах, задействованных в осуществлении перевозок на территории города Саратова установлены как бензиновые двигатели, так и двигатели, работающие на дизельном топливе, газе.

Из анализа рассмотренного Саратовским УФАС России дела №2/ов можно сделать вывод о том, что АО «Межгородтранс» и АО «Автокомбинат-2» не ведут схожую хозяйственную деятельность.

Так, при осуществлении городских перевозок АО «Автокомбинат-2» заключает с иными хозяйствующими субъектами договоры по оказанию технико-эксплуатационных услуг. По данным договорам АО «Автокомбинат-2» обязуется организовывать работу пассажирских транспортных средств на маршрутах движения, согласно заключенным договорам с Администрацией и предоставить «Заказчику» места стоянки, мойку транспортных средств, технический контроль транспортных средств, медицинский контроль водителей; обеспечивать «Заказчика» маршрутными листами, билетной продукцией за плату.

В свою очередь, АО «Межгородтранс» в своей деятельности заключает договоры возмездного оказания услуг с хозяйствующими субъектами.  По договорам АО «Межгородтранс» обязуется организовывать работу автобусов «Заказчика» по расписанию по маршрутам, закрепленным за предприятием. Договоры носят возмездный характер, а именно: индивидуальные предприниматели и юридическое лица выплачивают АО «Межгородтранс» определенную денежную сумму в счет оплаты по договорам.

Также АО «Межгородтранс» представило Комиссии договоры аренды транспортных средств, заключенные с Комитетом по управлению имуществом Саратовской области.

Согласно письму (исх. №7 от 7.08.2019) ООО «Икар-Авто» по состоянию на 27 июня 2018 года использовало при осуществлении перевозок 165 транспортных средств работающих на дизельном топливе.

Согласно письму (исх. №6 от 07.08.2019) ООО «Икар-Авто» по состоянию на 27 июля 2018 содержало 343 штатных единицы.

Согласно пояснениям АО «Автокомбинат-2» (исх. №б/н от 17.08.2019) по состоянию на август 2018 года количество транспортных средств, используемых при осуществлении перевозок составляло 555 единиц, работающих на дизельном топливе.

Также в данных пояснениях указано, что списочная численность персонала АО «Автокомбинат-2» составляет 82,0, а среднесписочная 2,6.

Согласно информации, представленной АО «Межгородтранс», по состоянию на 1 августа 2018 года при осуществлении перевозок использовалось 141 единица транспортных средств из которых на дизельном топливе (140 единиц).

Согласно письму МУПП «Саратовгорэлектротранс» (ихс.01-11/1201 от 09.08.2019) по состоянию на 1 августа 2018 года при осуществлении перевозок использовались только трамваи в количестве – 203 единицы, троллейбусы в количестве – 160 единиц, кроме того транспортные средства на которых установлены бензиновые двигатели и двигатели работающие на дизельном топливе, газе предприятием при осуществлении перевозок не использовались. Данную информацию МУПП «Саратовгорэлектротранс» так же подтверждает в письме (исх. №01-11/1300 от 30.08.2019).

В связи с чем, перевозчики несут разные расходы.

Более того, в материалах дела имеется заявление ОА «Межгородтранс» (исх. № 451 от 27.06.2019) из которого следует, что ОА «Межгородтранс» признает в своих действиях нарушение п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, отказывается от дальнейшего участия в соглашении. Общество поясняет, что перевозчиками совершены одновременные, синхронные и последовательные действия по повышению цены на проезд в одно и тоже время и на одинаковую величину, то есть с 28.07.2018 по 02.08.2018 до 23 руб. Такие действия хозяйствующих субъектов являются соглашением, недопустимым в соответствии с антимонопольным законодательством и нарушают требования п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции. ООО «Икар-Авто» повысило стоимость проезда до 23 руб. на обслуживаемых им муниципальных маршрутах с 27.07.2018. АО «Автокомбинат – 2» и МУПП «Саратовгорэлектротранс» повысили тариф до 23 руб. с 01.08.2018. По результатам мониторинга рынка пассажирских перевозок в близлежащих городах (Пенза, Сызрань, Энгельс) перевозчики в устной форме обменивались между собой информацией, о том, что назрела объективная экономическая необходимость в повышении тарифа.

Положения Закона об организации перевозок, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок вступили в силу с 11.01.2016.

Закон об организации перевозок не регулирует порядок ценообразования на услуги регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам. Действующим законодательством предусмотрено право перевозчиков самостоятельно устанавливать стоимость проезда на таких маршрутах, исходя из затрат, понесенных при оказании данных услуг, и необходимой прибыли.

При этом, исходя из количества обслуживаемых маршрутов, их протяженности, количества транспортных средств, используемых на каждом обслуживаемом маршруте, количества персонала, расходы перевозчиков не могут быть одинаковыми, соответственно, повышение стоимости проезда на одну и ту же величину не может быть экономически обоснованным для каждого из указанных перевозчиков.

Установление одной цены проезда в одно время не может быть обоснованно тем, что до вступления в силу изменений в Закон об организации перевозок тарифы устанавливались органами государственной власти субъекта либо органом местного самоуправления, поскольку предельный максимальный тариф на перевозку пассажиров до 2016 года устанавливался уполномоченными органами индивидуально для каждого перевозчика в различные даты.

Анализируя описанное выше поведение хозяйствующих субъектов-конкурентов, а именно повышение стоимости проезда на одну и ту же величину в одно и тоже время, заявление одного из перевозчиков о нарушение указанными хозяйствующими субъектами п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, Комиссия Саратовского УФАС России приходит к выводу, что перевозчиками совершены синхронные и последовательные действия.

Комиссия Саратовского УФАС России также приходит к выводу, что увеличение стоимости проезда перевозчиками на одинаковую величину в короткий промежуток времени (с 27.07.2018 по 01.08.2018) является следствием соглашения, заключенного между перевозчиками. Предметом указанного соглашения является повышение стоимости проезда в городском пассажирском транспорте с 17 рублей до 23 рублей в период с 27.07.2018 по 01.08.2018.

Законом о защите конкуренции определены организационные и правовые основы защиты конкуренции (пункт 1 части 1 статьи 1 упомянутого Закона). Помимо прочего, целью данного закона является защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона).

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции установлен запрет на соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести, в том числе установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договорённость в устной форме.

Следовательно, соглашением может быть признана договоренность хозяйствующих субъектов в любой форме, о которой свидетельствуют скоординированные и целенаправленные действия (бездействие) данных субъектов, сознательно ставящих своё поведение в зависимость от поведения других участников рынка, совершённые ими на конкретном товарном рынке, подпадающие под критерии ограничения конкуренции и способные привести к результатам, определенным Законом о защите конкуренции.

Таким образом, запрещены соглашения хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если указанные соглашения могут привести к последствиям, поименованным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции. При этом согласно правовой позиции, приведённой в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 21.12.2010 № 9966/10, у антимонопольного органа отсутствует необходимость доказывания фактического исполнения участниками условий соглашения, поскольку нарушение в виде заключения антиконкурентного соглашения состоит в достижении договорённости, которая приводит или может привести к перечисленным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции последствиям.

Как следствие, доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учётом принципа разумности и обоснованности.

Антиконкурентное соглашение является моделью группового поведения хозяйствующих субъектов, состоящего из повторяющихся (аналогичных) действий, не обусловленных внешними условиями функционирования соответствующего товарного рынка, которая замещает конкурентные отношения между ними сознательной кооперацией, наносящей ущерб гражданам и государству.

В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» указано, что согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении.

Данный пункт постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации применим и к доказыванию соглашений, поскольку разъясняет возможность доказывания как согласованных действий, так и соглашений через их результат в отсутствие документального подтверждения договоренности об их совершении.

В рассматриваемой ситуации соглашение перевозчиков о повышении тарифа на проезд в г. Саратов выразилось в предсказуемом индивидуальном поведении формально независимых хозяйствующих субъектов, определяющем цель их действий и причину выбора каждым из них модели поведения на товарном рынке.

Антиконкурентное соглашение предполагает наличие скоординированных и направленных (синхронных) действий хозяйствующих субъектов, которые сознательно ставят своё поведение в зависимость от поведения других участников рынка.

На скоординированность и синхронность действий перевозчиков АО «Автокомбинат – 2», ОА «Межгородтранс», ООО «Икар-Авто», МУПП «Саратовгорэлектротранс» по повышению стоимости проезда указывают следующие признаки:

- осуществление перевозок на территории города Саратова;

- повышение стоимости проезда в короткий промежуток времени: с 27.07.2018 по 01.08.2018;

- одинаковая величина повышения стоимости проезда с 17 руб. до 23 руб. (на 6 руб.).

При этом такая скоординированность и активность действий не свойственна перевозчикам в силу того, что данные хозяйствующие субъекты являются конкурентами между собой.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам на территории г. Саратова установлено, что данный рынок является конкурентным. 

В результате анализа установлено, что маршруты перевозчиков на определенных участках дороги могут заменять друг друга.

Так, в частичности дублируют друг друга такие маршруты как: маршрут 28 (АО «Межгородтранс»), маршрут 42 (ООО «Икар-Авто»), маршрут 18д (АО «Автокомбинат–2») маршрут 63 (АО «Автокомбинат–2»), маршрут 72 (ООО «Икар-Авто»), маршрут 90 (МУПП «Саратовгорэлектротранс»), маршрут 6 (АО «Автокомбинат–2») и другие, приведенные в настоящем анализе ранее.

При этом, перевозки по муниципальным маршрутам г. Саратова осуществляют 4 перевозчика.

В связи с чем, при получении услуги по перевозке пассажиров на территории города по смежным маршрутам пассажиры не выбирают перевозчика и маршрут ввиду единой цены на проезд по всем муниципальным маршрутам.

Таким образом, рынок осуществления перевозок по регулярным муниципальным маршрутам на территории города Саратова в период осуществления АО «Автокомбинат-2», АО «Межгородтранс», ООО «Икар-Авто», МУПП «Саратовгорэлектротранс» перевозок и изменения цены на проезд в общественном транспорте являлся конкурентным.

Следовательно, конкуренты пришли к соглашению о необходимости повышения стоимости проезда и провоза багажа с 27.07.2018 по 01.08.2018 на одну и ту же величину (с 17 рублей до 23 рублей) для достижения цели, благоприятной для каждого из участников соглашения.

Доводы ООО «Икар-Авто», АО «Автокомбинат-2», МУПП «Саратовгорэлектротранс» об отсутствии антиконкурентного соглашения является необоснованным в силу следующего.

В п.9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административным правонарушениях в указанной сфере (утв. Президиумом Верховного суда РФ 16.03.2016) указано, что факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан, в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов.

В данном случае увеличение стоимости проезда перевозчиками на одинаковую величину в короткий промежуток времени (с 27.07.2018 по 01.08.2018) является следствием соглашения, заключенного между перевозчиками. Предметом указанного соглашения является повышение стоимости проезда в городском пассажирском транспорте с 17 рублей до 23 рублей в период с 27.07.2018 по 01.08.2018.

Кроме того увеличение стоимости перевозок пассажиров по маршрутам может привести к уменьшению пассажиропотока, и как следствие, к увеличению убытков.

При этом согласно правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 21.12.2010 N 9966/10, у антимонопольного органа отсутствует необходимость доказывания фактического исполнения участниками условий соглашения, поскольку нарушение в виде заключения антиконкурентного соглашения состоит в достижении договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции последствиям.

Как следствие, доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципа разумности и обоснованности.

В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» указано, что согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении.

Данный пункт постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации применим и к доказыванию соглашений, поскольку разъясняет возможность доказывания как согласованных действий, так и соглашений через их результат в отсутствие документального подтверждения договоренности об их совершении.

Данное соглашение перевозчиков привело к установлению цены на муниципальных маршрутах на территории города Саратова в нарушение действующего законодательства.

Результат такого соглашения хозяйствующих субъектов отвечает интересам каждого из его участников.

Антиконкурентное соглашение представляет собой форму монополистического объединения хозяйствующих субъектов, результатом которого является их противоестественное взаимовыгодное сотрудничество вместо ожидаемого потребителями соперничества между ними.

Возможная причина заключения соглашения может выражаться в боязни хозяйствующего субъекта проиграть в честной конкурентной борьбе и желании получения сверхприбыли.

У хозяйствующих субъектов - перевозчиков отсутствуют объективные причины действовать подобным образом, а именно: заключать антиконкурентное соглашение, которое привело к установлению цены на маршрутах.

Доказательств обратного в антимонопольный орган не представлено.

Вместе с тем, Комиссия Саратовского УФАС России отмечает, что установление экономически обоснованной стоимости проезда не свидетельствует об отсутствии соглашения.

Довод МУПП «Саратовгорэлектротранс», АО «Автокомбинат-2» о том, что перевозчики находятся в равных условиях и несут одинаковые расходы, а также имеют примерно одинаковую прибыль, кроме того факторы влияющие на уровень прибыли и убытков одинаковые у каждого перевозчика, является необоснованным в силу следующих обстоятельств.

Во-первых, причинами, по которым расходы перевозчиков не могут быть одинаковыми, являются не только разные виды топлива, используемого при перевозках, но и протяженность обслуживаемых маршрутов, количество транспортных средств, используемых на каждом обслуживаемом маршруте, количество персонала и их з/плата, и др.

Затраты (показатели) на оказание услуг по перевозке пассажиров на городских маршрутах, как было установлено в ходе рассмотрения дела, у всех трех предпринимателей различны.

Закон об организации пассажирских перевозок не регулирует порядок ценообразования на услуги регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, действующим законодательством предусмотрено право перевозчиков самостоятельно устанавливать стоимость проезда на таких маршрутах, исходя из затрат, понесенных при оказании данных услуг, и необходимой прибыли. Однако при этом следует учитывать, что такая стоимость должна иметь правовые, экономические, технологические и иные обоснования.

Во вторых, договор перевозки пассажиров является двусторонним (взаимным), возмездным, консенсуальным, публичным. По способу заключения указанный договор относится к числу договоров присоединения.

К лицам, обязанным заключить публичный договор, исходя из положений пункта 1 статьи 426 ГК РФ относятся коммерческая организация, некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, а равно индивидуальный предприниматель, которые по характеру своей деятельности обязаны продавать товары, выполнять работы и/или оказывать услуги в отношении каждого, кто к ним обратится (потребителя).

Для целей применения статьи 426 ГК РФ потребителями признаются физические лица, на которых распространяется действие законодательства о защите прав потребителей, а также индивидуальные предприниматели, юридические лица различных организационно-правовых форм.

В силу пункта 2 статьи 426 ГК РФ в публичном договоре цена товаров, работ или услуг может различаться для потребителей разных категорий, например для учащихся, пенсионеров, многодетных семей. Категории потребителей могут быть установлены законом, иным правовым актом или определены лицом, обязанным заключить публичный договор.

Договор перевозки пассажиров заключается каждым из перевозчиков с потребителями, которым оказывается услуга по перевозке на том или ином маршруте регулярных перевозок. Каждый конкретный хозяйствующий субъект заключая публичный договор с потребителями, обязан предоставлять свои услуги (товары) по одному и тому же тарифу (стоимости). Таким образом, довод о том, что тариф (стоимость) одной и той же услуги, предоставляемой несколькими хозяйствующими субъектами по публичным договорам должна быть одинаковой, не соответствует действительности.

Довод АО «Автокомбинат-2», МУПП «Саратовгорэлектротранс» об отсутствии конкуренции на рассматриваемых маршрутах, не принимается Комиссией, так как данное обстоятельства опровергается анализом рынка состояния конкуренции.

В рамках рассмотрения дела № 1/ов Комиссией Саратовского УФАС России был проведен анализ состояния конкуренции в необходимом объеме, в результате которого было установлено, что рынок перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории муниципального образования «Город Саратов» является конкурентными.

Временной интервал исследования:

Начиная с 27.07.2018 ответчики по делу повысили стоимость проезда по муниципальным маршрутам на одну и ту же величину.

Деятельность по осуществлению перевозок ответчики по делу осуществляли на основании свидетельств, выданных в декабре 2017 года Комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» в нарушение требований законодательства без проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок.

При этом, действия данных свидетельств прекращено постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2018 по делу №А57-6718/2018.

01.02.2019 Комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Саратов объявлен конкурс по отбору перевозчиков, итоги конкурса были определены 06.04.2019.

08.04.2019 по итогам проведения вышеупомянутого конкурса победителям были выданы свидетельства об осуществлении перевозок, и право осуществления перевозки представлено иным хозяйствующим субъектам.

Таким образом, временной интервал настоящего исследования определен с 27.07.2018 по 08.04.2019.

Продуктовыми границами товарного рынка являются услуги по осуществлению перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «Город Саратов».

Таким образом, исходя из содержания вышеперечисленных норм законодательства Российской Федерации, представленных в материалы дела документов, сведений и пояснений лиц участвующих в деле, Комиссия Саратовского УФАС России пришла к выводу о том, что действия АО «Автокомбинат – 2», ОА «Межгородтранс», ООО «Икар-Авто», МУПП «Саратовгорэлектротранс», выразившееся в установлении и поддержании цен на пассажирские перевозки автомобильным транспортом на территории г. Саратова, а именно в единовременном повышении стоимости проезда на одну и ту же величину (с 17 руб. до 23 руб.) нарушают п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

В связи с тем, что на дату принятия решения Комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» был проведен Конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «Город Саратов» (далее – Конкурс) и по результатам Конкурса были определены новые победители, Комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания.

Р Е Ш И Л А:

  1. Признать АО «Автокомбинат-2», АО «Межгородтранс», ООО «Икар-Авто», МУПП «Саратовгорэлектротранс» нарушившими пункт 1 ч.1 ст.11 Закона о защите конкуренции.
  2. Предписание не выдавать в связи с отсутствием оснований для его выдачи.
  3. Передать материалы дела № 1/ов уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии _________________

 

Члены Комиссии _________________

_________________

 

В соответствии со статьей 52 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны