Решение б/н Решение по делу № 5-13р от 25 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

         18 октября 2013 года                     г. Саратов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

<…>– заместитель руководитель управления;

<…>– ведущий специалист - эксперт отдела контроля рекламы и финансовых рынков;

<…> – специалист - эксперт отдела контроля рекламы и финансовых рынков,

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе:

– Индивидуального предпринимателя <…>,

рассмотрев дело № 5-13р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное по факту распространенияна рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина, рекламы следующего содержания: «ЗОЛОТКО® ювелирные магазины. Я худею с этих скидок! сроки акции с 04.04.2013 по 31.05.2013г. Информация об организаторе акции и правилах ее проведения на сайте www.zolotco.ru 48-44-44» и на телеканале "НТВ-Саратов" рекламы следующего содержания: "В комнате на кресле сидит мужчина, на заднем плане стоит женщина и смотрит в зеркало, разглядывая серьги и кольцо. Мужчина комментирует: Моя жена каждый раз использует разные средства для похудения. Но в ЭТОТ РАЗ у нее ОСОБЫЙ способ. Вместо ужина она ходит в Золотко. Там ТАКИЕ СКИДКИ. Золотко я ХУДЕЮ с этих скидок",содержащих признаки нарушения  ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе",

 

УСТАНОВИЛА:

 

29.04.2013 Саратовским УФАС России при проведении проверки рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина, был выявлен факт распространения рекламы следующего содержания: «ЗОЛОТКО® ювелирные магазины. Я худею с этих скидок! сроки акции с 04.04.2013 по 31.05.2013г. Информация об организаторе акции и правилах ее проведения на сайте www.zolotco.ru 48-44-44».

Также было установлено, что на телеканале "НТВ-Саратов" в апреле 2013 года распространялась реклама магазина "Золотко" следующего содержания:

- "В комнате на кресле сидит мужчина, на заднем плане стоит женщина и смотрит в зеркало, разглядывая серьги и кольцо. Мужчина комментирует: Моя жена каждый раз использует разные средства для похудения. Но в ЭТОТ РАЗ у нее ОСОБЫЙ способ. Вместо ужина она ходит в Золотко. Там ТАКИЕ СКИДКИ. Золотко я ХУДЕЮ с этих скидок".

В соответствии с ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

По мнению <…>,в рассматриваемой рекламе отсутствуют признаки нарушения ч. 6 ст. 5 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.06.2006 г. "О рекламе". Из письменных пояснений <…>(исх. № 70 от 12.09.2013 г.) следует, что в рекламе, выходившей на телеканале "НТВ-Саратов" в апреле 2013 г. и на рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина не допускалось использование бранных слов или других непристойных выражений и оскорбительных образов человека. Более того, ни один телеканал не допустит выход в эфир видео ролика с нарушениями, так как видео ролик проходит этап юридического согласования.

На рассмотрении дела № 5-13р представители <…> пояснили, что ни одно из используемых нами слов, словосочетаний, предложений в данном виде, в котором транслировалось на телеканале "НТВ – Саратов" и в наружной конструкции на пересечение улиц Астраханской и Зарубина не подходит под ч. 6 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", также в русском языке имеется достаточное количество слов схожих с бранными и смысл ихне меняется и мы утверждаем, что ни каких бранных, ругательных слов и других формулировок, оскорбляющих честь и достоинство человека в нашем видеоролике не использовали.Также представители <…> пояснили, чтосуть видеоролика заключается в том, что супруга – жена совершенно не кормит своего супруга – мужа по причине того, что она колоссальное количество времени проводит в магазинах "Золотко" из-за того, что там скидки, то есть скидки являются причиной похудения мужа, о чем он и говорит "Я худею с этих скидок".

Кроме того, в ходе рассмотрения дела представители <…> сообщили, что в настоящее время реклама магазина "Золотко", распространяемаяна рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина и на телеканале "НТВ-Саратов", не распространяется, поскольку закончилсясрок действия договора.

Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующим выводам:

На рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина, рекламы следующего содержания: «ЗОЛОТКО® ювелирные магазины. Я худею с этих скидок! сроки акции с 04.04.2013 по 31.05.2013г. Информация об организаторе акции и правилах ее проведения на сайте www.zolotco.ru 48-44-44» и на телеканале "НТВ-Саратов" рекламы следующего содержания: "В комнате на кресле сидит мужчина, на заднем плане стоит женщина и смотрит в зеркало, разглядывая серьги и кольцо. Мужчина комментирует: Моя жена каждый раз использует разные средства для похудения. Но в ЭТОТ РАЗ у нее ОСОБЫЙ способ. Вместо ужина она ходит в Золотко. Там ТАКИЕ СКИДКИ. Золотко я ХУДЕЮ с этих скидок".

 

В соответствии с ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

В соответствии с Большим толковым словарем современного русского языка под ред. Д.Н. Ушакова, для слов "непристойность", "оскорбить", "брань", раскрыто следующее лексическое значение: "непристойность" – крайне предосудительный, совершенно недопустимый по неприличию, бесстыдству; "оскорбить" – крайне унизить, обидеть, причинить моральный ущерб, боль кому-либо; "брань" – осуждающие, обидные слова, оскорбительные, грубые слова.

Обсценизм ("неприличный", "зазорный") – непристойное выражение, бранное слово, ругательство ("Словарь иностранных слов", Комлев Н.Г., 2006).

Сленг, жаргон, бранное слово являются ненормативной лексикой, которая способна отрицательно действовать на чувства чести, достоинства добропорядочного гражданина, унижая и оскорбляя его.

Из протокола заседания Экспертного совета Саратовского УФАС России по применению законодательства о рекламе от 25.06.2013 г. (далее – по тексту протокол) следует, что в видеоролике особую интонацию уделяют слову, худею.Кроме того, из протокола следует, что данную рекламу можно выделить как ассоциативный ряд и в совокупности с наружной рекламой выстраивается логическая цепочка, что в основе выражения "Золотко я ХУДЕЮ с этих скидок" лежит бранное слово. Даже в отсутствие словарных показаний о неприличности составляющих указанную фразу слов, ее смысл может быть оценен как неприличный (матерный) на основании непристойных подтекстовых значений (ассоциаций), однозначно идентифицируемых русским языковым сознанием.

 Также из протокола следует, что в наружной рекламе бранное слововизуально подходит тем самым может привлечь внимание общественности.Данная реклама в особой степени будет воздействовать на подростков, поскольку у них не сформирован уровень ценностей в отличие от взрослых людей, тем самым может вызвать у подростков критическое отношение к этой рекламе, что может пагубно воздействовать на них.

В рассматриваемой рекламе <…> использован прием ассоциативной связи, то есть применено бранное слово в конструкции лексического значения. Данное словоупотребление оскорбляет окружающих фактом своего публичного применения, которое не допускается в российском обществе, противоречит сложившимся в обществе правилам поведения, умаляет достоинство адресатов рекламы – неопределенного круга ее потребителей

Рассматриваемая реклама содержит слова, которые могут восприниматься русскоязычным населением как бранные и как слова, содержащие  смысловые ассоциации непристойного характера, что не соответствует требованиям ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".

Реклама на телеканале "НТВ-Саратов"распространялась на основании договора № 05/11-АС от 11.01.2011, заключенного между <…> и ООО "Алькасар Регион Саратов".

В соответствии с приложениями  к договору № 05/11-АС от 11.01.2011. размещение рекламных материалов по бренду "Золотко" на телеканале "НТВ-Саратов" происходило в период с 01.04.2013 г. по 30.04.2013 г.

Реклама на рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина размещалась на основании договора № 11-008-031 от 03.08.2011 г., заключенного между<…> и <…>.

В соответствии с приложением № 13  к договору № 11-008-031 от 03.08.2011 г. реклама по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина была размещена в период с 01.04.2013 по 30.04.2013.

В силу ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 13.03.2206 № 38-ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных ч. 6 ст. 5 данного закона несет рекламодатель.

Таким образом,<…>, распространив на рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина, рекламы следующего содержания: «ЗОЛОТКО® ювелирные магазины. Я худею с этих скидок! сроки акции с 04.04.2013 по 31.05.2013г. Информация об организаторе акции и правилах ее проведения на сайте www.zolotco.ru 48-44-44» и на телеканале "НТВ-Саратов" рекламы следующего содержания: "В комнате на кресле сидит мужчина, на заднем плане стоит женщина и смотрит в зеркало, разглядывая серьги и кольцо. Мужчина комментирует: Моя жена каждый раз использует разные средства для похудения. Но в ЭТОТ РАЗ у нее ОСОБЫЙ способ. Вместо ужина она ходит в Золотко. Там ТАКИЕ СКИДКИ. Золотко я ХУДЕЮ с этих скидок" с использованием бранного слова, допустил нарушение ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".

 

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, часть 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1)                 Признать ненадлежащей рекламу, распространяемуюна рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина, рекламы следующего содержания: «ЗОЛОТКО® ювелирные магазины. Я худею с этих скидок! сроки акции с 04.04.2013 по 31.05.2013г. Информация об организаторе акции и правилах ее проведения на сайте www.zolotco.ru 48-44-44» и на телеканале "НТВ-Саратов" рекламы следующего содержания: "В комнате на кресле сидит мужчина, на заднем плане стоит женщина и смотрит в зеркало, разглядывая серьги и кольцо. Мужчина комментирует: Моя жена каждый раз использует разные средства для похудения. Но в ЭТОТ РАЗ у нее ОСОБЫЙ способ. Вместо ужина она ходит в Золотко. Там ТАКИЕ СКИДКИ. Золотко я ХУДЕЮ с этих скидок", поскольку в ней нарушены требования ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".

2)                 Предписание <…> не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения законодательства о рекламе

3)                 Передать материалы дела должностному лицу Саратовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении <…>

Решение изготовлено в полном объеме "30" октября 2013 года Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                                                   <…>

 

Члены Комиссии:                                                                           <…>

                                                                                                         

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны