Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е от 23 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

 

  1. сентября 2017 г. г. Саратов

 

Комиссия Саратовского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

1.

<…>

  • заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

2.

<…>

  • начальник отдела контроля рынков, член Комиссии

3.

<…>

  • старший государственный инспектор отдела контроля рынков, член Комиссии,

рассмотрев дело № 5-17/р по признакам нарушения ИП <…> ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), о распространении на радио г. Саратова рекламы следующего содержания:

«Ах уе… Ах уе… Ах уе…хала ЦЕНА И теперь в Елизар электроинструмент Бош, Макита и многое другое по невероятно низким ценам ЛЕГЕНДАРНЫЙ ТРЕХРЕЖИМНЫЙ ПЕРФОРАТОР МАКИТА ЗА 6500 рублей с НАБОРОМ БУРОВ количество ограничено 50 лет октября 101, телефон 33 88 22 Зарубина угол Университетской 43 09 09 Гусельский мост 917 205 88 35»,

содержащей признаки нарушения ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее также – Закон о рекламе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Саратовского УФАС России поступило обращение гр. <…>. (вх. № 3489 от 31.07.2017) о распространении на радио «Дорожное радио Саратов» рекламы следующего содержания:

«Ах уе… Ах уе… Ах уе…хала ЦЕНА И теперь в Елизар электроинструмент Бош, Макита и многое другое по невероятно низким ценам ЛЕГЕНДАРНЫЙ ТРЕХРЕЖИМНЫЙ ПЕРФОРАТОР МАКИТА ЗА 6500 рублей с НАБОРОМ БУРОВ количество ограничено 50 лет октября 101, телефон 33 88 22 Зарубина угол Университетской 43 09 09 Гусельский мост 917 205 88 35». По мнению Заявителя, указанная реклама нарушает требования законодательства о рекламе.

Кроме того, в эфире радиостанции «Европа плюс» так же распространялась указанная выше реклама.

К обращению гр. <…> прилагается аудиозапись с данной рекламой из эфира «Дорожное радио Саратов».

В ходе рассмотрения обращения, был направлен запрос в ООО «Рекламное агентство Телеком» (далее – ООО «Ра Телеком»). На данный запрос ООО «Ра Телеком» предоставило:

- договор об оказании рекламных услуг № Р-2017-148 от 14.04.2017 г.;

- заявки на изготовление рекламных материалов от 08.06.2017 г.;

- приложение №5/1 к договору (размещение в эфире радиостанции «Дорожное радио»);

- приложение №5/2 к договору (размещение в эфире радиостанции «Европа плюс»);

- копия счета на оплату 1546 от 27.06.2017г.;

- платежное поручение с отметкой банка № 001994 от 27.06.2017 г.

Согласно копии приложения №5/2 к договору №Р-2017-148 от 14 апреля 2017 г. данная реклама распространялась в эфире радиостанции «Дорожное радио Саратов» с 01.07.2017 по 18.07.2017.

Согласно копии приложения №5/1 к договору №Р-2017-148 от 14 апреля 2017 г. данная реклама распространялась в эфире радиостанции «Европа плюс» с 01.07.2017 по 16.07.2017.

Также, из договора об оказании рекламных услуг № Р-2017-148 следует, что рекламодателем рекламы, указанной выше, является Индивидуальный предприниматель <…>.

Согласно пояснениям, представленных индивидуальным предпринимателем <…> с наличием признаков нарушения ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе ИП <…> не согласен. Употребление междометия.

Изучив имеющиеся материалы и документы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

Комиссией установлено, что в период с 01.07.2017 по 18.07.2017 в эфире радиостанции «Дорожное радио Саратов», и в период с 01.07.2017 по 16.07.2017 в эфире радиостанции «Европа плюс», в соответствии с договором об оказании рекламных услуг № Р-2017-148 от 14.04.2017 г. распространялась реклама следующего содержания:

«Ах уе… Ах уе… Ах уе…хала ЦЕНА И теперь в Елизар электроинструмент Бош, Макита и многое другое по невероятно низким ценам ЛЕГЕНДАРНЫЙ ТРЕХРЕЖИМНЫЙ ПЕРФОРАТОР МАКИТА ЗА 6500 рублей с НАБОРОМ БУРОВ количество ограничено 50 лет октября 101, телефон 33 88 22 Зарубина угол Университетской 43 09 09 Гусельский мост 917 205 88 35».

В ходе рассмотрения дела, рекламодателем данной рекламы ИП <…> были представлены письменные пояснения, в которых говорится, что междометие «Ах» используется в данном тексте как элемент удивления и восхищения, поскольку обычная розничная цена трехрежимного перфоратора «Макита» составляет 7800 рублей. Также из пояснений следует, что «Уе», «Уе» производит нарастание действия «Уехала». Музыкальное прочтение текста, наращивающие действие «Уехала», делают акцент именно на этом слове. Пропущенные буквы отсутствуют и не угадываются.

Также было предоставлено лингвистическое исследование СРОО «Центр языка и культуры «Слово» № 1192 от 25 сентября 2017 года, составленное специалистом <…>. Предметом исследования была выше приведенная реклама.

В данном исследовании Эксперт ответил на поставленные вопросы:

1. Используются ли в тексте рекламного ролика «Ах уе… Ах уе… Ах уе…хала ЦЕНА И теперь в Елизар электроинструмент Бош, Макита и многое другое по невероятно низким ценам ЛЕГЕНДАРНЫЙ ТРЕХРЕЖИМНЫЙ ПЕРФОРАТОР МАКИТА ЗА 6500 рублей с НАБОРОМ БУРОВ количество ограничено 50 лет октября 101, телефон 33 88 22 Зарубина угол Университетской 43 09 09 Гусельский мост 917 205 88 35» бранные или непристойные слова и выражения?

Ответ: Нет, в тексте рекламного ролика не используются бранные и непристойные слова и выражения.

2. В каком смысле употреблена в тексте рекламного ролика фраза «Ах, уе, ах, уе, Ах, уехала цена»? Каковы лингвистические характеристики данной фразы? Содержатся ли в данной фразе бранные и непристойные слова и выражения?

Ответ: В тексте рекламного ролика фраза «Ах, уе, ах, уе, Ах, уехала цена» употреблена как пример языковой игры, призванная привлечь внимание потенциального покупателя. Данная фраза является трансформированной цитатой из популярной песни группы «Ленинград». В данной фразе не содержатся бранные и непристойные слова и выражения.

В связи с тем, что вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, а также основан на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности, вопрос был вынесен на заседание Экспертного совета. 27.09.2017 состоялось заседание Экспертного совета (протокол N 1 от 27.09.2017)

Члены Экспертного совета единогласно признали данную рекламу недопустимой, в силу своего обыгрывания нецензурной речи. Члены Совета признали целостное акустико-речевое звучание представляющим непристойное словесно-бранное выражение и пришли к выводу, что в результате данный рекламный текст воспринимается как содержащий в своем звучании бранную лексику. Возникают прямые ассоциации с ненормативной лексикой, особенно в фонетическом звучании.

Согласно письменным заключениям члена Экспертного Совета профессора, доктора филологических наук, советника ректора ФБГОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского» <…>, ненормативная лексика используется, междометийно-зазывная фраза «Ах уе, ах уе, ах уехала цена» в рекламной информации по радио воспринимается, безусловно, с точки зрения семантики её целостного акустико-речевого звучания; целостное же её акустико-речевое звучание (сочетание звуков) представляет собой несомненное непристойное словесно-бранное выражение; в результате данный рекламный текст использует в своем реальном звучании непристойную бранную лексику.

Пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе определено, что рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Таким образом, данное положение Федерального закона "О рекламе" запрещает использовать в рекламе бранные слова, непристойные образы, сравнения, выражения, оскорбительные образы, сравнения, выражения.

К бранным словам относятся нецензурные слова, а также к таким словам, по мнению специалистов ФАС России, могут быть отнесены слова и выражения, которые используются в качестве ругательств или оскорбления.

К непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.

Данная позиция поддерживается также Федеральной антимонопольной службой в своем письме от 29.04.2013 N АД/17355/13.

Таким образом, ИП <…> путем распространения рекламной информации, указанной выше на радиостанциях «Дорожное радио Саратов» и «Европа Плюс» нарушил ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: ««Ах уе… Ах уе… Ах уе…хала ЦЕНА И теперь в Елизар электроинструмент Бош, Макита и многое другое по невероятно низким ценам ЛЕГЕНДАРНЫЙ ТРЕХРЕЖИМНЫЙ ПЕРФОРАТОР МАКИТА ЗА 6500 рублей с НАБОРОМ БУРОВ количество ограничено 50 лет октября 101, телефон 33 88 22 Зарубина угол Университетской 43 09 09 Гусельский мост 917 205 88 35», поскольку в ней нарушены требования статьи ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ "О рекламе".
  2. Выдать ИП <…> (ИНН 645300489270) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе, а именно:

2.1) ИП <…> в срок, не превышающий 5 дней со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, не размещать рекламу следующего содержания: «Ах уе… Ах уе… Ах уе…хала ЦЕНА И теперь в Елизар электроинструмент Бош, Макита и многое другое по невероятно низким ценам ЛЕГЕНДАРНЫЙ ТРЕХРЕЖИМНЫЙ ПЕРФОРАТОР МАКИТА ЗА 6500 рублей с НАБОРОМ БУРОВ количество ограничено 50 лет октября 101, телефон 33 88 22 Зарубина угол Университетской 43 09 09 Гусельский мост 917 205 88 35»;

2.2) ИП <…> представить в Саратовское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок, не превышающий 5 дней со дня исполнения настоящего предписания.

  1. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме «13» октября 2017 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

<…>

 

Члены Комиссии:

<…>

 

 

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны