Решение б/н РЕШЕНИЕ № 5-219/тр от 1 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 РЕШЕНИЕ № 5-219/тр

 

«10» ноября  2015 года                                                                                                      г. Саратов

 

Резолютивная часть решения оглашена «26» октября  2015 года.

В полном объеме решение изготовлено «10» ноября  2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее по тексту – Саратовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

  1. ….

 

  1. ….

 

  • заместитель руководителя, Председатель Комиссии;
  • начальник отдела контроля товарных рынков, член Комиссии;
  • ведущий специалист – эксперт отдела контроля товарных рынков, член Комиссии,

 

 

рассмотрев дело № 5-219/тр по признакам нарушения ОАО «Облкоммунэнерго» (410012,                    г. Саратов, ул. Московская, д. 66) и ПАО «Саратовэнерго» (410028, г. Саратов, ул. Чернышевского, д. 124) части 1 статьи  10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»(далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Саратовское УФАС России поступило заявление …на действия ОАО «Облкоммунэнерго» и ПАО «Саратовэнерго», выразившиеся в  прекращении подачи электрической энергии в дома …в  г. Красноармейске Саратовской области и необоснованной установке прибора учета электрической энергии на опоре.

В ходе рассмотрения дела № 5-219/тр…. пояснил, что 12.11.2014 в …в  г. Красноармейске Саратовской области представители ОАО «Облкоммунэнерго» прекратили подачу электрической энергии.

В ходе рассмотрения дела представители ОАО «Облкоммунэнерго» пояснили, что прекращение подачи электрической энергии в доме № …в г. Красноармейске Саратовской области было произведено в 2004 году, в связи со смертью бывшего владельца дома № …в  г. Красноармейске Саратовской области …

   Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

            В ходе рассмотрения дела было установлено, что в соответствии со Свидетельством о государственной регистрации права  серии 64 АБ № 006552 от 25.02.2005 гр…. на праве собственности принадлежит часть жилого дома …г. Красноармейске Саратовской области.

            Согласно Свидетельству о государственной регистрации права серии 64 № 006554 от 25.02.2005 гр….. на праве собственности принадлежит земельный участок для индивидуального жилищного строительства площадью 412 м2 по адресу: Саратовская область,  г. Красноармейск, ул…..

            В ходе рассмотрения дела гр….. пояснил, что приобрел по договору купли-продажи части жилого дома с земельным участком от 04.02.2005 часть жилого дома и земельный участок, находящиеся по адресу: Саратовская область, г. Красноармейск, ул….

            Прибор учета электрической энергии «Счетчик электрический однофазный СО-И446» заводской номер <...> был установлен на внутренней стене дома. Данное обстоятельство подтверждается фотоснимками, представленной в заседании Комиссии. Кроме того, факт первоначальной установки прибора электрической энергии на внутренней стене дома …в г. Красноармейске Саратовской области сторонами дела не оспаривался.

Как пояснил гр…., 12.11.2014 в доме № 66/1 по ул. Луначарского в  г. Красноармейске Саратовской области было отключено электроснабжение. Появилось электроэнергия в его доме лишь 22.12.2014.

Свой довод об отключении представителями ОАО «Облкоммунэнерго» дома …в г. Красноармейске Саратовской области гр….. подтвердил представленными на CD диске фотографиями.  26.10.2015, в ходе рассмотрения дела, члены Комиссии и лица, присутствующие на заседании Комиссии, просмотрели представленные фотографии. На фотографиях с датой изготовления 03.10.2014, 09.10.2014 и 12.11.2014 в 10 час. 40 мин. видны электрические провода, протянутые от опоры ВЛ-0,4 кВ к дому …в г. Красноармейске Саратовской области. На фотографиях с датой изготовления 16.11.2014, 22.11.2014 и 25.11.2014 электрические провода в дом …в г. Красноармейске Саратовской области не проходят.

Определением от 13.07.2015 к участию по делу № 5-219/тр  в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, был привлечен …

В ходе рассмотрения дела 22.09.2015…. пояснил, что в филиале ОАО «Облкоммунэнерго» Красноармейские городские электрические сети работает в должности электромонтера.

Причиной замены электрического провода в доме …в   г. Красноармейске Саратовской области, как пояснил…., явилось его плохое техническое состояние. В соответствии с листом осмотра (проверки) ВЛ от 12.11.2014 в доме …в г. Красноармейске Саратовской области  провода ответвления провисли из-за того, что приемные крючья из корпуса здания удалены при ремонте фасада здания, габарита с тротуаром нет, возможно прикосновение к проводам, которые находятся под напряжением.

03.12.2014 электромонтер... прибыл по адресу: г. Красноармейск, ул. …и произвел замену электрических проводов, а также установил прибор учета электрической энергии на ближайшей опоре  ВЛ-0,4 кВ к дому. Данное обстоятельство подтверждается актом № 2/397 осмотра электроустановки гражданина-потребителя.

Как следует из показаний начальника службы по транспорту электрической энергии филиала Красноармейские городские электрические сети ОАО «Облкоммунэнерго»..., указанные действия были проведены без отключения подачи электрической энергии.

Кроме того, в журнале заявок от абонентов филиала ОАО «Облкоммунэнерго» Красноармейские городские электрические сети  не зарегистрирована заявка собственника дома № …в г. Красноармейске Саратовской области об отключении в доме электрической энергии в период с ноября по декабрь 2014 года.

С учетом данных журнала заявок от абонентов филиала ОАО «Облкоммунэнерго» Красноармейские городские электрические сети, пояснений электромонтера.., начальника службы по транспорту электрической энергии филиала Красноармейские городские электрические сети ОАО «Облкоммунэнерго»..., а также анализа представленных представителями ОАО «Облкоммунэнерго» и гр…. фотоснимков, Комиссия пришла к выводу о том, что факт отключения электрической энергии ОАО «Облкоммунэнерго» 12.11.2014 в доме № ..в  г. Красноармейске Саратовской области ОАО «Облкоммунэнерго» не нашел своего подтверждения.

    Согласно части 1 пункта 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения) приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.

  В соответствии с частью 2 пункта 146 Основных положений под установкой прибора учета для целей настоящего документа понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки. А под заменой прибора учета понимается монтаж прибора учета после демонтажа ранее установленного прибора учета в данной точке.

В соответствии с пунктом 1.5.6 и 1.5.27 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от 20.06.2003 № 242, счетчики для расчета электроснабжающей организации с потребителями электроэнергии рекомендуется устанавливать на границе раздела сети (по балансовой принадлежности) электроснабжающей организации и потребителя. Счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0°С.

Согласно подпункту 3 пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 под границей балансовой принадлежности понимается линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.

В акте № 2/397 осмотра электроустановки гражданина-потребителя от 03.12.2014 указано, что прибор учета электрической энергии  «Меркурий 201» заводской номер  20925701 установлен на границе балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановки) и эксплуатационной ответственности. Однако, на момент установки ОАО «Облкоммунэнерго» прибора учета электрической энергии  на опоре ВЛ-0,4 кВ, акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности (далее – АРБП) между ОАО «Облкоммунэнерго» и собственником дома …в г. Красноармейске подписан не был.

Доказательств, подтверждающих, что объекты электросетевого хозяйства …расположены за границей его земельного участка, не представлены, довод ОАО «Облкоммунэнерго» относительно того, что граница балансовой принадлежности находится на столбе, является необоснованным.

Вместе с тем, при замене прибора учета электрической энергии изменение прежнего места его установки Основными положениями не допускается.

Учитывая, что  прибор учета электрической энергии  гр….. ранее установлен на внутренней стене его дома, следовательно, действия ОАО «Облкоммунэнерго» по замене прибора учета электрической энергии с выносом на опору ВЛ-0,4 кВ неправомерны, не соответствует пунктам 144, 146 Основных положений.

В соответствии с пунктом 152 Основных положений установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленным настоящим разделом.

Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.

Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки, с участием уполномоченных представителей.

В соответствии с пунктом 154 Основных положений, установленный прибор учета электрической энергии должен быть введен в эксплуатацию. Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию.

Так как прибора учета электрической энергии «Меркурий 201» заводской номер <...> , был установлен на опоре ВЛ-0,4 кВ  03.12.2014, следовательно должен был быть введен в эксплуатацию не позднее 03.01.2015.

Однако, установленный прибор учета электрической энергии «Меркурий 201» заводской номер <...> ОАО «Облкоммунэнерго» не ввело в эксплуатацию и не составило акт о вводе, тем самым нарушило пункты 152, 154 Основных положений.

 Представитель ОАО «Облкоммунэнерго» …на заседании Комиссии 25.05.2015 пояснил, что установленный прибор учета электрической энергии «Меркурий 201» является техническим, а не контрольным и не расчетным, в связи с чем, в эксплуатацию введен не был. Кроме того, он не влияет на права и обязанности потребителя.

Представители ПАО «Саратовэнерго» пояснили, что Основные положения не содержат понятия «технический прибор учета электрической энергии».

Исходя из имеющихся в материалах дела доказательств, а также представленных пояснений Комиссия пришла к выводу о том, что прибор учета электрической энергии «Меркурий 201» заводской номер  20925701, установленный на опоре ВЛ-0,4 кВ, является расчетным.

Так, из письменных пояснений ОАО «Облкоммунэнерго» от 18.05.2015 и показаний директора филиала ОАО «Облкоммунэнерго» Красноармейские городские электрические сети …прибор учета электрической энергии «Меркурий 201» заводской номер <...> был установлен на балансе и в границах балансовой принадлежности ОАО «Облкоммунэнерго» для контроля месячного потребления абонента, проживающего в доме …в  г. Красноармейске Саратовской области.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела представителями ПАО «Саратовэнерго» был представлен оригинал акта осмотра электроустановки гражданина-потребителя 0616 от 03.12.2014, составленного  представителем ОАО «Облкоммунэнерго»…., из которого следовало, что 03.12.2014 в доме …в  г. Красноармейске Саратовской области произведена замена электрического счетчика с выносом на  границу балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности между ОАО «Облкоммунэнерго» и Нестерович К.Н. Установлен «Меркурий 201» заводской номер <...> , показания 00001, снят «СО-2М» заводской номер <...> , показания 2640.

Таким образом, установлено, что ОАО «Облкоммунэнерго» 03.12.2014 составлено два акта осмотра электроустановки гражданина-потребителя  0616 от 03.12.2014 различного содержания.

 Вместе с тем, Комиссией установлено, что ОАО «Облкоммунэнерго» направляло в адрес ПАО «Саратовэнерго» сведения об объемах потребленной электрической энергии по дому № …в г. Красноармейске исходя из показаний прибора учета электрической энергии «Меркурий 201» заводской номер  20925701.

В ходе рассмотрения дела обозревались Сводные ведомости об объемах переданной  электроэнергии гражданам-потребителям за  период с декабря 2014 по май 2015 включительно, в которых ОАО «Облкоммунэнерго» указывало прибор учета электрической энергии «Меркурий 201» заводской номер <...> в качестве расчетного.

25.05.2015 в ходе рассмотрения дела было установлено, что ПАО «Саратовэнерго» выставляло гр….. счета на оплату электрической энергии исходя из данных об объемах, указанных в Сводных ведомостях об объемах переданной электрической энергии гражданам-потребителям. В связи с чем, определением от 25.05.2015 к участию по делу  № 5-219/тр в качестве Ответчика было привлечено ПАО «Саратовэнерго».

Таким образом, Комиссия Саратовского УФАС России приходит к выводу о незаконности действий ОАО «Облкоммунэнерго» по указанию в Сводных ведомостях об объемах переданной электрической энергии гражданам-потребителям по данным прибора учета электрической энергии «Меркурий 201» заводской номер <...> в качестве расчетного по дому …в  г. Красноармейске Саратовской области за период с декабря 2014 года по май 2015 года.

В ходе рассмотрения дела представители ПАО «Саратовэнерго» пояснили, что письмом от 17.08.2015 исх. № 161 ОАО «Облкоммунэнерго» уведомило их о том, что прибор учета электрической энергии «Меркурий 201» заводской номер <...> не считать расчетным и попросило вернуть подлинный экземпляр акта осмотра электроустановки гражданина-потребителя № 0616 от 03.12.2014 года.

Так, 22.09.2015 начальник службы по ТЭЭ филиала ОАО «Облкоммунэнерго» Красноармейские городские электрические сети …пояснил, что акт осмотра электроустановки гражданина-потребителя № 0616 от 03.12.2014, в котором указано, что в доме в  г. Красноармейске Саратовской области был снят прибор учета «СО-2М» заводской номер <...> , является недействительным.

Как следует из показаний гр. Еськина В.А., 21.09.2015 им был снят прибор учета электрической энергии «Счетчик электрический однофазный СО-И446» заводской номер <...> , установленный на внутренней стене дома и установлен новый прибор учета электрической энергии «Энергомер СЕ 101» заводской номер <...> .

Письмом от 24.09.2015 гр…. обратился в ОАО «Облкоммунэнерго» произвести осмотр, опломбировку и ввести прибор учета электрической энергии «Энергомер СЕ 101» заводской номер <...> в эксплуатацию.

Согласно акту № 22 осмотра электроустановки гражданина-потребителя от 29.09.2015 в доме  …в  г. Красноармейске Саратовской области произведена замена прибора учета внутри квартиры .. дома …в г. Красноармейске. Снят прибор учета электроэнергии «СО-2М» заводской номер <...> , показания 2802, установлен прибор учета электрической энергии «Энергомер СЕ 101» заводской номер <...> , показания 00010. Данный акт подписан  представителями ОАО «Облкоммунэнерго» и гр….. без замечаний.

Также, 29.09.2015 между ОАО «Облкоммунэнерго» и  гр. …был подписан Акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности между ОАО «Облкоммунэнерго» и…. № 681590, согласно которому, точка присоединения электроустановок гр….. к электрическим сетям ОАО «Облкоммунэнерго» расположена на границе балансовой принадлежности  вводной СПП в …в г. Красноармейске Саратовской области, граница эксплуатационной ответственности установлена на контактных соединениях отходящих сетей в сторону потребителя.

        При таких обстоятельствах, Комиссия Саратовского УФАС России не усматривает  в действиях ПАО «Саратовэнерго» признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, считает необходимым прекратить производство по делу № 5-219/тр в отношении ПАО «Саратовэнерго».

Согласно части  5 статьи 5 Закона о защите конкуренции,  доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Услуги по передаче электрической энергии, согласно статьи 4 Федерального закона               № 147-ФЗ от 17.08.1995 «О естественных монополиях», относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ОАО «Облкоммунэнерго» осуществляет деятельность по передаче электрической энергии. Следовательно, ОАО «Облкоммунэнерго» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах принадлежащих (эксплуатируемых) сетей филиала ОАО «Облкоммунэнерго»-«Красноармейские городские электрические сети».

           Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,  запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что ОАО «Облкоммунэнерго», осуществив неправомерные действия:           

1) по установке прибора учета электрической энергии «Меркурий 201» заводской номер  20925701 на ближайшей опоре  ВЛ-0,4 кВ к дому № 66/1 по ул. Луначарского в                                 г. Красноармейске Саратовской области,

2) по указанию в Сводных ведомостях об объемах переданной электрической энергии гражданам-потребителям прибора учета электрической энергии «Меркурий 201» заводской номер <...> в качестве расчетного по дому …в  г. Красноармейске Саратовской области за период с декабря 2014 по май 2015,

злоупотребило доминирующим положением и  ущемило интересы…., тем самым  нарушило  часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

            В связи с тем, что ОАО «Облкоммунэнерго» установило гр. …в доме …в г. Красноармейске  прибор учета электрической энергии «Энергомер СЕ 101» заводской номер <...> , предписание ОАО «Облкоммунэнерго» не выдается.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи   Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

            1.Признать ОАО «Облкоммунэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

            2. Предписание ОАО «Облкоммунэнерго» не выдавать, в связи с отсутствием оснований к его  выдачи.

            3. Производство по делу № 5-219/тр  в отношении ПАО «Саратовэнерго» прекратить, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

 

    Председатель Комиссии                                                                     …

  

 

    Члены Комиссии:                                                                                …

 

           …

 

    Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса

Российской  Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны