Решение №624/22 РЕШЕНИЕ №064/01/10-433/2021 от 6 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №064/01/10-433/2021

Резолютивная часть решения оглашена 12 января 2022 года Решение в полном объеме изготовлено 26 января 2022 года г. Саратов

 

Комиссия Саратовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 064/01/10-437/2020 (далее – Комиссия) в составе:

1 . ...  заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

2 . ... старший государственный инспектор отдела контроля рынков, член Комиссии;

3 . ...  старший государственный инспектор отдела контроля рынков, член Комиссии,

в присутствии представителей ЖКС № 12 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЦВО ... (доверенность №б/н от 10.01.2022), ... (доверенность №б/н от 10.01.2022), МКУ «Тепловодоресурс» в присутствии законнного представителя – и.о. директора ... и представителя МКУ «Тепловодоресурс» ...(доверенность №б/н от 11.01.2022) рассмотрев дело № 064/01/10-433/2021 в отношении МКУ «Тепловодоресурс» (ИНН/КПП 6419009010 / 641901001, ОГРН 1116438000216,Саратовская область, Лысогорский район, р.п. Лысые Горы, ул. Первомайская, д. 4) по признакам нарушения п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона №135 от 26.07.2007 «О защите конкуренции», (далее – Закон о защите конкуренции), выразившtимся в РЕШЕНИЕ №064/01/10-433/2021 2022-692 злоупотреблении доминирующим положением при установлении завышенной цены на тепловую энергию за период с 14.10.2020 по 31.12.2020, и руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-3 ст. 41 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

В Саратовское УФАС России поступило заявление Жилищно-коммунальной службы № 12 филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) (далее – Заявитель, ЖКС № 12 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЦВО) о незаконных действиях МКУ «Тепловодоресурс», выраженных в завышении цены на тепловую энергию.

Из Заявления следует, что учреждение обратилось к Заявителю с целью заключения государственного контракта на с 14.10.2020 по 31.12.2020 год на поставку тепловой энергии и направило ему проект контракта, в котором установило тариф на тепловую энергию на 2020 год в размере 3379,32 руб./Гкал. без НДС.

Заявитель в своем обращении также указывает, что МКУ «Тепловодоресурс» приняли в эксплуатацию имущественный комплекс по теплоснабжению от МУП «ЛКС» в связи с их банкротством. Для МУП «Лысогорские коммунальные системы» на данный имущественный комплекс был установлен тариф Комитетом регулирования тарифов по Саратовской области на 2018 год (постановление №57/18 от 10.11.2017 года), что значит для нового поставщика тепловой энергии данный тариф является тарифом на соответствующий товар в сфере теплоснабжения.

В соответствии с постановлением Комитета регулирования тарифов по Саратовской области №55/23 от 19.12.2018 года на первое полугодие 2020 года установлен для населения МУП «ЛКС» тариф в размере 1790,01 руб./ Гкал, на второе полугодие 2020 года в размере 1852,16 руб./ Гкал. На 2020 год МКУ «Тепловодоресурс» установлена договорная цена в размере 3379,32 руб./Гкал и ее рост к регулируемому тарифу МУП «ЛКС» на первое полугодие 2020 год составил 88,78% , по отношению ко второму полугодию 2020 года - 82,45 %.

Не согласившись с указанной ценой, ЖКС № 12 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЦВО направило в адрес МКУ «Тепловодоресурс» проект разногласий к указанному договору, однако данный протокол не утвержден со стороны ресурсноснабжающей организации. В настоящее время договор на поставку тепловой энергии не заключен.

По мнению Заявителя, такие действия МКУ «Тепловодоресурс» как субъекта, занимающего доминирующего положение, выразились в установлении монопольно высокой цены товара (услуги) на поставку тепловой энергии в горячей воде. По данным Росстата годовая инфляция на 2020 году составила 4,9%.

На основании изложенного издан приказ Саратовского УФАС России от 10.02.2020 № 193 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении ООО «Тепловодоресурс» антимонопольного законодательства по признакам нарушения п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Определением Саратовского УФАС России от 10.02.2021 о назначении дела № 064/01/10-433/2021 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, к участию в его рассмотрении были привлечены: ЖКС № 12 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЦВО - в качестве Заявителя; МКУ «Тепловодоресурс» - в качестве Ответчика, Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области - в качестве лица, располагающего сведениями об обстоятельствах дела. В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по указанной статье закона необходимо, чтобы указанное лицо на соответствующем товарном рынке занимало доминирующее положение, совершило действия, которые привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) к ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Деятельность в сфере теплоснабжения согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОК 029-2014), утвержденному приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (ОКВЭД), относится к разделу D «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха», классу 35 «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха», подклассу 35.3 «Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха». В соответствии с п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

Согласно п. 1 ст. 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539-547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. 2022-692 Услуга теплоснабжения представляет собой поставку ресурсоснабжающей организацией потребителю произведенной или приобретенной тепловой энергии посредством тепловых сетей с помощью теплоносителя.

Пунктом 4.1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (даллее – Закон о теплоснабжении) установлено, что теплоноситель - это пар или вода, которые используются для передачи тепловой энергии. Вода в ее жидком агрегатном состоянии может использоваться в тех случаях, когда ее необходимые рабочие температуры не превышают 100°C, а при использовании под высоким давлением, при более высокой температуре кипения. Таким образом, продуктовыми границами товарного рынка является услуга теплоснабжения конечного потребителя тепловой энергией в виде горячей воды.

Географические границы товарного рынка в соответствии со ст. 4 Закона о защите конкуренции определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Система теплоснабжения, согласно п. 14 ст. 2 Закона о теплоснабжении, - это совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями. Для рассматриваемого рынка характерно оказание услуг теплоснабжения теплоснабжающими организациями потребителям в пределах расположения тепловых сетей теплоснабжающих или теплосетевых организаций.

В связи с этим географическими границами рынка будут границы локальных рынков (систем теплоснабжения), в пределах территорий расположения технологической инфраструктуры (сетей) хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги теплоснабжения или транспортировки тепловой энергии. Частями 2.1 и 2.2 ст. 8 Закона о теплоснабжении, а также п. 5 (5) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее - Основы ценообразования № 1075), установлены критерии и сроки дерегулирования цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения.

По смыслу указанных норм цены на виды товаров в сфере теплоснабжения, которые соответствуют критериям, определенным вышеуказанными нормативными правовыми актами, не подлежат государственному регулированию и должны определяться по соглашению сторон договора, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части 2.2 статьи 8 Закона о теплоснабжении, согласно которому при реализации тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения сохраняется, а также случая, предусмотренного частью 2 статьи 44 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Тепловая энергия в горячей воде, приобретаемая Заявителем у Ответчика, подпадает под указанные в Законе о теплоснабжении критерии дерегулирования. Заявитель является конечным потребителем тепловой энергии в горячей воде и не является потребителем категории «Население». Информации о заключенных концессионных соглашениях или иной информации, на основании которых государственное регулирование цены на тепловую энергию в отношении Ответчика могло сохраниться в силу требований действующего законодательства, участниками дела не представлено, Комиссией не установлено. Следовательно, цена на тепловую энергию подлежит определению по соглашению между МКУ «Тепловодоресурс» и ЖКС № 12 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЦВО при заключении договора теплоснабжения.

Согласно ч. 1 ст. 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Комиссией в процессе рассмотрения дела на предмет анализа установления монопольной высокой цены в соответствии с положениями ч. 2-7 ст. 6 Закона о защите конкуренции исследована цена на тепловую энергию в размере 3379,32 руб./Гкал за период с 14.10.2020 по 31.12.2020.

Тепловая энергия, цена на которую исследуется Комиссией, не является результатом инновационной деятельности; не установлена субъектом естественной монополии на соответствующем товарном рынке в пределах тарифа на такой товар; не формируется в процессе биржевой торговли, что также свидетельствует отсутствие необходимости применения биржевых и внебиржевых индикаторов цен, установленных на мировых рынках аналогичного товара.

Отношения по договору теплоснабжения между Заявителем и Ответчиком формируются в строго определенных сетевой инфраструктурой границах и в отношении товара с индивидуально-определенными характеристиками, отсутствие возможности покупки которого за пределами системы теплоснабжения кроме как у 2022-692 МКУ «Тепловодоресурс» установлено в ходе рассмотрения настоящего дела.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц МКУ «Тепловодоресурс» образовано 06.08.2020. В соотвтствии с п. 1.1 Устава МКУ «Тепловодоресурс» создано администрацией Лысогорского района для оказания услуг, выполнения работ и (или) исполнения муниципальных функций в целях обеспечения реавлизации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления Лысогорского муниципального района.

В соответствии с распоряжением Главы администрации Лысогорского муниципального района от 19.08.2020 №368-р МКУ «Тепловодоресурс» передано имущество на праве оперативного управления, включающее в себя комплекс из 11 котельных; сооружения, включающее в себя теплосеть 64:19:040153:48, 64:19:040107:29; протяженностью 3801 п.м. диаметром от 57 до 108 мм; водопроводы; водонапорные башни; артезианские скважины. В соответствии с Экспертным заключением ООО «Управление по обеспечению энергоэффективности и энергосбережения в Южно-Волжском регионе» на расчет нормативов удельных расходов топлива при производстве тепловой энергии от котельных МКУ «Тепловодоресурс» (далее – Экспертное заключение) котельные оборудованы водогрейными котлами КСВ -0,63, КсВаУ – 0,63, Хопер 100, КВГ – 0,63, Факел-Г, КВГ-0,5-115Н, КОВ-100С, всего 27 котлов. Установленная тепловая мощность котельных 2,85 Гкал/час.

В соответствии с требованиями статьи 6 Закона о защите конкуренции для определения монопольно высокой или монопольно низкой цены товара был использован затратный метод. Цена, установленная МКУ «Тепловодоресурс» на 2020 год, составила для ЖКС № 12 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» 3379,32 руб./Гкал. Вместе с тем, регулируемый тариф на подачу тепловой энергии для МКУ «Тепловодоресурс» Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области на 2020 год для теплоснабжающей организации не устанавливался.

Согласно п. 33 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования), расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят из следующих групп расходов:

1) топливо;

2) прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель;

3) оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) сырье и материалы;

5) ремонт основных средств;

6) оплата труда и отчисления на социальные нужды;

7) амортизация основных средств и нематериальных активов;

8) прочие расходы в соответствии с пунктом 44 настоящего документа.

Согласно п. 38 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.

Комиссией Саратовского УФАС России установлено, что между МКУ «Тепловодоресурс» (Покупатель) и ПАО «Саратовэнерго» (Поставшик) 01.09.2020 заключен договор энергоснабжения № 64130320000601, в соответствии с которым Поставщик осуществляет продажу потребителю электрической энергии (мощности), оказывает иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии Потребителю, урегулирует отношения с сетевой организацией по оказанию услуг по передаче электрической энергии до точек поставки Потребителя, а Потребитель оплачивает приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги в соответствии с условиями настоящего договора и действующего законодательства РФ.

В соответствии с п. 7.1 договора энергоснабжения № 64130320000601 от 01.09.2020 применяемая к расчету стоимость электрической энергии (мощности) включает в себя стоимость объема покупки электрической энергии, стоимость по передаче электрической энергии, сбытовую надбавку поставщика, а также стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителю.

Согласно условиям, закрепленным в ст. 6 договора энергоснабжения № 64130320000601 от 01.09.2020, составляющие цены договора закреплены в Приложении №2 «Договорные объемы электрической энергии и мощности».

Тем самым, данные договорные объемы для нормального функционирования комплекса МКУ «Тепловодоресурс» (Покупатель) должны включать в себя объемы электрической энергии с учетом электрических потерь, а также с учетом объема электрической энергии, необходимой для покрытия потерь, возникающих при поставке тепловой энергии в тепловых сетях МКУ «Тепловодоресурс».

Поставки электроэнергии в адрес МКУ «Тепловодоресурс» осуществляется из 17 точек поставок, каждая из которых мощностью менее 150 кВт.

В соответствии с п. 6.3 договора энергоснабжения № 64130320000601 от 01.09.2020 детализация составляющих ориентировочной цены договора приведена в приложении №2 «Договорные объемы потребления электрической энергии имощности» к настоящему Договору. Из приложения № 2 к договору энергоснабжения № 64130320000601 от 01.09.2020 следует, что объем электроэнергии, согласованный сторонами по диапазону CH-2, составил 68,49 кВт; по диапазону HH – 122,779 кВт.

Цена с учетом прогнозных значений на электрическую энергию по диапазону CH-2 составила 6,76 руб./кВт; по диапазону HH – 7,05 руб./кВт. Цена по договору № 64130320000601 от 01.09.2020 на 2020 год рассчитана как (Объем электроэнергии по диапазону CH-2 *цену по диапазону CH-2 руб./кВт) + (Объем электроэнергии по диапазону HH *цену по диапазону HH руб./кВт)=Сумма 2022-692 * 20% (НДС). Т

ем самым, в соответствии с договором энергоснабжения № 64130320000601 от 01.09.2020 цена на электроэнергию для МКУ «Тепловодоресурс» на 2020 год составляет 1594,20 тыс. рублей с учетом НДС. В калькуляции МКУ «Тепловодоресурс» на 2020 год расходы на электроэнергию составили 1765,5 тыс. рублей, что составляет 10,05% от общего объема расходов..

С учетом изложенного, экономическая обоснованность расходов на электроэнергию в калькуляции МКУ «Тепловодоресурс» на 2020 год не подтверждается.

В соответствии с Экспертным заключением о тарифе на тепловую энергию по МКУ «Тепловодоресурс» по имущественному комплексу, расположенному на территории Лысогорского муниципального района на 2021 год (далее – Экспертное заключение) из состава расходов на приобретение энергетических ресурсов исключены затраты на холодную воду по причине отсутствия обосновывающих материалов.

Как следует из Калькуляции МКУ «Тепловодоресурс» на 2020 год по статье «Материалы на технологические цели», затраты на воду для собственных нужд котельной, наполнение системы и подпитку составили 100, 216 тыс. рублей.

Согласно сведений о работе МКУ «Тепловодоресурс» по форме 22-ЖКХ, МКУ «Тепловодоресурс» является ресурсноснабжающей организацией по поставке холодного водоснабжения. Из данных сведений также следует, что поставка осуществляется как в адрес граждан, имеющих прямые договоры так и в адрес бюджетофинансируемых организаций.

В ходе рассмотрения дела представителем МКУ «Тепловодоресурс» были даны письменные пояснения, из которых следует, что добыча воды осуществляется из собственных артезианских скважин предприятием самостоятельно. Тем самым, включение данных затрат в Калькуляцию МКУ «Тепловодоресурс» на 2020 год не является обоснованным.

Как следует из письменных пояснений МКУ «Тепловодоресурс» по расчету стоимости топлива (газ) на отопительный период с 15.10.2020 по 15.04.2021, объем поставленного газа составил 1362,26 руб./Гкал, а в калькуляции на 2020 год ошибочно поставлен объем в размере 1038,32 руб./Гкал. Учитывая изложенное, расчет стоимости топлива (газ) не является экономически обоснованным.

Из письменных пояснений ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЦВО следует, что в Калькуляции МКУ «Тепловодоресурс» на 2020 год также завышена заработная плата по статье «Оплата труда» «Административно- управленческий персонал» (далее – АУП) составляет 1730 тыс. руб. что составляет 10,8 % в общей себестоимости тепловой энергии. Отчисления в фонды заработной платы труда по АУП составляет 522,46 тыс. руб., что составляет 3% в общей себестоимости тепловой энергии. К

омиссия соглашается с выводом ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЦВО о завышении расходов в Калькуляции МКУ «Тепловодоресурс» на 2020 год 2022-692 также по статье «Оплата труда» «Административно- управленческий персонал» ввиду следующего.

Из Калькуляции МКУ «Тепловодоресурс» на 2020 год расходы по статье «Оплата труда» «Административно- управленческий персонал» составляют 1809,206 тыс. руб. Количество административного управленческого персонала составляет 9 человек. Из представленного штатного расписания МКУ «Тепловодоресурс» в состав АУП входят: исполняющий обязанности директора, главный инженер, главный бухгалтер, юрист, энергетик, бухгалтер, специалист – по кадрам, бухгалтер –кассир, мастер, специалист по закупкам. Таким образом, согласно штатному расписанию в состав АУП входят 10 человек, т. е. на 1 больше, чем отражено в Калькуляции.

Кроме того, в состав комплекса МКУ «Тепловодоресурс» входят котельные, ранее принадлежащие МУП «ЛКС», осуществляющему свою деятельность по теплоснабжению на территории Лысогорского муниципального района Саратовской области. У МУП «ЛКС» по состоянию на 01.01.2020 имелось 2 комплекса: один комплекс, который отапливал население, во второй комплекс входили 22 котельные, которые отапливали бюджетные организации. При этом, стоимость расходов на оплату труда АУП на 2020 год составляла у МУП «ЛКС» 1579,91 тыс. руб., на 2 – ое полугодие 2020 года - 759,24 тыс. руб.

МКУ «Тепловодоресурс» заявлены расходы на 2020 год по статье оплата труда АУП за 2020 год - 1809,206 тыс. руб., то есть выше, чем у МУП «ЛКС» на 14,65 %. С учетом того, что комплекс МКУ «Тепловодоресурс» состоит из 11 котельных, а комплекс МУП «ЛКС» состоял из 23 котельных, по мнению Комиссии, расходы на оплату труда для АУП для МКУ «Тепловодоресурс» не являются обоснованными.

Как следует из пояснений МКУ «Тепловодоресурс», в адрес Заявителя направлено дополнительное соглашение с предложением заключения договора по цене 2976,68 руб./Гкал, что на 13,5 % менее ранее предложенной, что свидетельствует о возможности корректировки цены, указанной в Калькуляции в сторону ее уменьшения.

Цены иных ресурсноснабжающих организаций при заключении договоров на поставку тепловой энергии в 2020 году, по которым не осуществляется государственное регулирование, были установлены в меньшем размере, чем у МКУ «Тепловодоресурс».

Например, у МУП «Тепловик» Пугачевского муниципального района - 2046,68 руб./Гкал.; ООО «Теплострой комплект» - 2359,31 руб./Гкал; МУП «Газтрансмаш» Красноармейского муниципального района 2441,2 руб./Гкал; МУП «ЖКХ» Советского муниципального района -1996,5 руб./Гкал; МУП БМР «СТМР» - 2366,87 руб./Гкал.

28.12.2021 по делу 064/01/10-433/2021 Комиссией Саратовского УФАС России было принято заключение об обстоятельствах рассматриваемого дела.

10.01.2022 от МКУ «Тепловодоресурс» поступили возражения на заключение об обстоятельствах рассматриваемого дела № 064/01/10-433/2021.

Как указано в возражениях МКУ «Тепловодоресурс», определение в 2022-692 калькуляции МКУ «Тепловодоресурс» на 2020 год расходов на электроэнергию в размере 1765,5 тыс. рублей связано с тем, что расходы учтены на весь отопительный период, который включает в себя второе полугодие 2020 года и первое полугодие 2021 года.

Как указывает МКУ «Тепловодоресурс», если брать расходы только второго полугодия 2020 года, соответственно, расчетный объем полезного отпуска соответствующего вида услуг равный второму полугодию 2020 года, который будет меньше чем в Калькуляции, что не приведет к изменению цены.

Из указанных пояснений следует, что расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии не соответствует объему, указанному в Калькуляции на 2020 год. Кроме того, исходя из содержания договора энергоснабжения № 64130320000601 от 01.09.2020, следует, что договорные объемы электрической энергии для нормального функционирования комплекса МКУ «Тепловодоресурс» (Покупатель) должны включать в себя объемы электрической энергии с учетом электрических потерь, а также с учетом объема электрической энергии, необходимой для покрытия потерь, возникающих при поставке тепловой энергии в тепловых сетях МКУ «Тепловодоресурс».Таким образом, при заключении договора энергоснабжения сторона МКУ «Тепловодоресурс» запланировала объемы электрической энергии с учетом электрических потерь, а также с учетом объема электрической энергии, необходимой для покрытия потерь.

Кроме того, договор энергоснабжения № 64130320000601 от 01.09.2020 предусматривает получение объема электрической энергии МКУ «Тепловодоресурс» за сентябрь 2020 года, который не входит в отопительный период. Ввиду изложенного, данный довод МКУ «Тепловодоресурс» подлежит отклонению.

В возражениях МКУ «Тепловодоресурс» указывает, что необходимо учитывать затраты по поднятию и транспортировке воды и системы, в связи с чем включение в Калькуляцию затрат на воду для собственных нужд котельной является совершенно обоснованным.

Комиссия Саратовского УФАС России считает указанный данный довод МКУ «Тепловодоресурс» необоснованным, поскольку на поднятие воды из артезианских скважин расходуется электрическая энергия, обоснованность расходов на которую не была подтвержена в ходе рассмотрения настоящего дела Более того, в соответствии с Экспертным заключением о тарифе на тепловую энергию по МКУ «Тепловодоресурс» по имущественному комплексу, расположенному на территории Лысогорского муниципального района на 2021 год (далее – Экспертное заключение) из состава расходов на приобретение энергетических ресурсов исключены затраты на холодную воду по причине отсутствия обосновывающих материалов.

В возражениях указано, что ошибочно внесенные данные по объему поставленного газа не привели к увеличению договорной цены, так как в Калькуляции указанный объем ниже реального. Данный вывод Комиссия не может принять во внимание ввиду необоснованности затрат на газ. МКУ «Тепловодоресурс» отмечает, что Заявителем неверно расчитан процент в общей себестоимости тепловой энергии по статье «Административно2022-692 управленческий персонал» и «Отчисления в Фонды заработной платы». Согласно Калькуляции процент по статье «Административно- управленческий персонал» от общей стоимости тепловой энергии равен 8,3%, а процент отчислений в фонды заработной платы труда по АУП составляет 2,5% в общей стоимости тепловой энергии.

МКУ «Тепловодоресурс» также поясняет, что рабочие места, входящие в состав «Административно- управленческого персонала», являются постоянно действующими и не зависят от отопительного сезона, их трудовая деятельность не связана с работой непосредственно в котельных и количество такого персонала не влияет на количество штатных единиц Административно- управленческого персонала». Кроме того, МКУ «Тепловодоресурс», обосновывая количество и размер расходов на оплату труда для АУП, указывает на увеличение отчетности перед контролирующими органами.

Указанные доводы МКУ «Тепловодоресурс» не отменяют выводов, отраженных в заключении Саратовского УФАС России от 28.12.2021 по делу № 064/01/10-433/2021, в отношении обоснованности расходов на Административноуправленческий персонал .

МКУ «Тепловодоресурс» в возражениях указывает, что, как следует из материалов дела 064/01/10-956/2020 от 23.06.2020, МУП «ЛКС» имеет большую степень убыточности, что вынуждает МКУ «Тепловодоресурс» повысить тарифы с учетом индекса потребительских цен и инфляции. Комиссия Саратовского УФАС России по данному доводу отмечает следующее. По данным Росстата инфляция в 2020 году составила 4,9 %.

Решением Саратовского УФАС России по делу № 064/01/10-956/2020 от 11.12.2020 МУП «ЛКС» признано нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции в связи с действиями по установлению монопольно высокой цены в размере 2824,88 руб./Гкал. с учетом НДС на тепловую энергию для ЖКС № 12 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЦВО МУП «ЛКС» на период с 01.01.2020 по 31.12.2020. Выводов о том, что МУП «ЛКС» имеет большую степень убыточности, решение Саратовского УФАС России по делу № 064/01/10-956/2020 от 11.12.2020 не содержит.

В соответствии с действующим законодательством, основанием для роста себестоимости тепловой энергии (тарифа) выше индексов роста цен (тарифов) согласно прогнозу социально – экономического развития Российской Федерации, может быть обоснованная реструктуризация и (или) модернизация объектов теплоснабжения. Из представленных МКУ «Тепловодоресурс» сведений, мероприятия по капитальному ремонту и реконструкции объектов капитального строительства в отношении тепловых сетей, находящихся в зоне ответственности МКУ «Тепловодоресурс», в период 2020-2021 годы не проводились.

Кроме того, согласно экспертному заключению Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области при установлении тарифа на тепловую 2022-692 энергию по МКУ «Тепловодоресурс» по имущественному комплексу, расположенного на территории Лысогорского муниципального района на 2021 год, Комитет не располагает информацией о наличии у МКУ «Тепловодоресурс» инвестиционной программы в сфере теплоснабжения на 2021 год. Сведений о наличии инвестиционной программы не представлено.

Согласно разъяснениям ФАС России от 28.06.2019 № ИА/54290, о правоприменительной практике в процессе формирования договорных отношений в сфере теплоснабжения, в целях предотвращения возникновения признаков нарушения антимонопольного законодательства при определении цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, по соглашению сторон договора, важно соблюсти принцип недискриминационности и равенства условий для одинаковых групп потребителей.

Комиссия Саратовского УФАС России отмечает, что Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области установлен для МКУ «Тепловодоресурс» на 2021 год для населения с 01.01.2021 – 1852,16 руб./Гкал; с 01.07.2021 - 1919,04 руб./Гкал. Тариф на 2020 год для МКУ «Тепловодоресурс» не устанавливался. Таким образом, договорная цена в размере 3379,32 руб./Гкал, установленная МКУ «Тепловодоресурс» на 2020 год для расчета с ЖКС № 12 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЦВО превышает регулируемый тариф МКУ «Тепловодоресурс» на первое полугодие 2021 год на 82,45% , на второе полугодие 2021 года на 76,08 %.

С учетом изложенного и на основании положений ч. 1 ст. 2 Закона о защите конкуренции, п. 3 - 4 ст. 1, абз. 2 п. 2 ст. 10 ГК РФ на хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, возлагается общая обязанность воздерживаться от такого использования своей рыночной силы, которое бы приводило к негативным последствиям для конкуренции и (или) непосредственному причинению ущерба иным участникам рынка, включая потребителей, извлечению выгоды из использования доминирующего положения в отношениях с ними. В возражениях МКУ «Тепловодоресурс» указывает, что нет возможности объективно сравнить цены МКУ «Тепловодоресурс» с ценами ресурсноснабжающих организаций других районов региона, так как экономическое положение каждой организации разное.

Вместе с тем указанные доводы МКУ «Тепловодоресурс» не опровергают выводов, отраженных в заключении Саратовского УФАС России от 28.12.2021 по делу № 064/01/10-433/2021, о том, что цены иных ресурсноснабжающих организаций при заключении договоров на поставку тепловой энергии в 2020 году, по которым не осуществляется государственное регулирование, были установлены в меньшем размере, чем у МКУ «Тепловодоресурс». Таким образом, из материалов дела следует, что экономического обоснования установления цены на тепловую энергию в размере 3379,32 руб./Гкал за период с 14.10.2020 по 31.12.2020 МКУ «Тепловодоресурс» для ЖКС № 12 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЦВО не представлено.

В соответствии со ст. 23 Закона о защите конкуренции, антимонопольный 2022-692 орган выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.

В связи с тем, что в материалах дела отсутствуют сведения, подтверждающие согласование цены на тепловую энергию за период с 15.10.2020 по 31.12.2020 между МКУ «Тепловодоресурс» и ЖКС № 12 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЦВО, Комиссия считает возможным выдать МКУ «Тепловодоресурс» предписание. Руководствуясь ч. 1-3 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции» Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать факт наличия у МКУ «Тепловодоресурс» доминирующего положения на рынке оказания услуг по теплоснабжению конечного потребителя тепловой энергией ЖКС № 12 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЦВО в границах присоединенных сетей теплоснабжения.

2. Признать действия МКУ «Тепловодоресурс по установлению и поддержанию монопольно высокой цены на услуги по теплоснабжению конечного потребителя тепловой энергией с 14.10.2020 по 31.12.2020 ЖКС № 12 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЦВО, злоупотреблением доминирующем положением и нарушением п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

3. Выдать МКУ «Тепловодоресурс» предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

4. Передать материалы дела № 064/01/10-433/2021 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в сооответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «26» января 2022 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Председатель Комиссии:

 Члены Комиссии: 

Связанные организации

Связанные организации не указаны