Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ о прекращении действий (бездействия), которые... от 9 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

03.08.2022 Саратовским УФАС России в отношении АО «Ситиматик» (далее Саратовский региональный оператор) было возбуждено дело № 064/01/10-673/2022 о нарушении п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по факту неоказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также ТКО) некоммерческим садоводческим товариществам Гагаринского административного района МО г. Саратова.

Поводом к возбуждению дела № 064/01/10-673/2022 послужило в том числе заявление председателя СНТ «Тембр» (далее также – Заявитель) о нарушении Саратовским региональным оператором договора от 11.02.2021 № 42/312/0013785 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – Договор).

Из заявления следует, что рядом с СНТ «Тембр» и остановкой электрички «259 км» по разрешению администрации Саратовского района Саратовской области была оборудована площадка для складирования ТКО и последующего вывоза на полигон для утилизации, при этом данной площадкой пользовались также несколько некоммерческих садоводческих товариществ, расположенных рядом с СНТ «Тембр».

За 2022 год Саратовский региональный оператор ни разу не осуществил вывоз ТКО с указанной площадки, предназначенной для вывоза ТКО, выставляя при этом счета за оказанные услуги. В приложении к Договору отсутствует информация о месте накопления ТКО, а также данные о нахождении (месторасположении) контейнерной площадки. При этом, в своем письме от 20.05.2021 № 18585/21 Саратовский региональный оператор указывает, что до согласования и внесения Администрацией Саратовского района контейнерной площадки СНТ «Тембр» в реестр мест накопления ТКО необходимо использовать ближайшую контейнерную площадку.

По мнению Заявителя, указанные положения Договора не соответствуют Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ( далее – Закон об отходах производства и потребления ).

В ходе рассмотрения дела № 064/01/10-673/2022 установлено следующее.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по ст. 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Как следует из изложенного, злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке характеризуется следующей совокупностью взаимосвязанных признаков:

  1. доминирующее положение хозяйствующего субъекта;
  2. совершение хозяйствующим субъектом действия (бездействия);
  3. наступление или возможность наступления негативных последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей;
  4. наличие объективной взаимосвязи между доминирующим положением, совершением деяния и его негативными последствиями либо возможностью наступления таких последствий.

Указанная позиция также изложена в разъяснениях Президиума ФАС России № 8 «О применении положений статьи 10 Закона о защите конкуренции», утвержденных протоколом Президиума ФАС России от 07.06.2017 № 11.

Согласно п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2  «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» по смыслу абз. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции во взаимосвязи с п. 3, 4 ст. 1 и абз. 2 п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной ( монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных в ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции последствий.

Состав злоупотребления доминирующим положением охватывает как действия доминирующего хозяйствующего субъекта, ограничивающие конкуренцию, так и действия, которые не приводят к недопущению, устранению или ограничению конкуренции, но ущемляют интересы других лиц.

Согласно абз. 1 п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2, антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Саратовским УФАС России был проведен анализ состояния конкуренции на рынке оказания услуг по обращению с ТКО на территории Саратовской области.

В результате проведенного анализа было установлено, что АО «Ситиматик», Саратовский региональный оператор, занимает на территории Саратовской области доминирующее положение на рынке оказания услуг по обращению с ТКО.

В соответствии с абз. 21 ст. 1 Закона об отходах производства и потребления под ТКО понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

Согласно абз. 26 ст. 1 Закона об отходах производства и потребления оператор по обращению с ТКО - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно абз. 27 ст. 1 Закона об отходах производства и потребления региональный оператор по обращению с ТКО -  оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии с Соглашением № 1, заключенным между Министерством природных ресурсов и экологии Саратовский области и АО «Управление отходами», по результатам конкурсного отбора АО «Управление отходами» было определено в качестве регионального оператора по обращению с ТКО на территории Саратовской области (Зона деятельности 1).

Согласно п. 4 Соглашения № 1 в Зону деятельности 1 Саратовского регионального оператора вошло, в том числе МО «Город Саратов».

В соответствии с Соглашением № 2, заключенным между Министерством природных ресурсов и экологии Саратовский области и АО «Управление отходами», по результатам конкурсного отбора АО «Управление отходами» было определено в качестве регионального оператора по обращению с ТКО на территории Саратовской области (Зона деятельности 2).

Согласно п. 4 Соглашения № 2 в Зону деятельности 2 Саратовского регионального оператора вошел в том числе Саратовский муниципальный район.

20.04.2021 АО «Управление отходами» было переименовано в АО «Ситиматик».

01.01.2022 Саратовский муниципальный район был преобразован в административный район МО «Город Саратов» с присвоением ему впоследствии наименования «Гагаринский».

Образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 № 309-ЭС15-13978) , следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.

В ходе рассмотрения дела председатель СНТ «Тембр» подтвердила доводы, изложенные в своем заявлении, о неисполнении Саратовским региональным оператором Договора.

Председатель СНТ «Тембр» представила копии счетов на оплату за услуги по обращению с ТКО, направленных Саратовским региональным оператором, при этом она отметила, в указанные в счетах периоды времени Саратовский региональный оператор не осуществлял вывоз ТКО с территории СНТ «Тембр».

Кроме того, председатель СНТ «Тембр» представила копию постановления администрации МО «Город Саратов» от 20.09.2022 № 3837 «Об использовании земель», согласно которому ряду СНТ, в том числе СНТ «Тембр», разрешалось использование земель площадью 42 кв.м в кадастровом квартале 64:32:020529, адресный ориентир: МО «Город Саратов», на расстоянии 1,2 км западнее д. Расловка для размещения контейнерной площадки для накопления ТКО, сроком на 49 лет.

В ходе рассмотрения дела представитель АО «Ситиматик» пояснил, что на территории Саратовской области обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов и муниципального образования «Город Саратов». Неуказание адреса местонахождения площадки для вывоза ТКО в Договоре, а также невывоз ТКО с территории СНТ «Тембр» представитель АО «Ситиматик» связал с отсутствием площадки в схеме размещения мест (площадок) накопления ТКО.

При этом представитель АО «Ситиматик» пояснил, что, учитывая общедоступность мест (площадок) для накопления ТКО и обязанность собственников ТКО утилизировать отходы, собственники отходов не лишены возможности получения услуги по обращению с ТКО, используя ближайшие общие места (площадки) для накопления ТКО, что подтверждается соответствующей судебной практикой.

Также представитель АО «Ситиматик» пояснил, что ближайшие места для накопления ТКО обустроены по следующим адресам:

  • с. Шевыревка, ул. Заречная, 1;
  • с. Боковка, ул. Лесная, 1; с. Сабуровка.

Между тем, согласно форме типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, в договоре должно быть указано место (площадка) накопления ТКО.

Данное условие является существенным для потребителя, поскольку позволяет ему на законных основаниях добросовестно осуществлять складирование ТКО в определенном месте (площадке) накопления ТКО.

В связи с чем, неуказание в Договоре места (площадки) накопления ТКО при одновременном выставлении счетов на оплату за услуги по обращению с ТКО образует признаки навязывания потребителю невыгодных условий договора в пользу АО «Ситиматик».

Таким образом, действия АО «Ситиматик», результатом которых является или может являться ущемление интересов СНТ «Тембр», выразившиеся в неуказании в Договоре мест ( площадок) накопления ТКО, нарушают требования п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием в действиях АО «Ситиматик» признаков нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции и на основании ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, Саратовское УФАС России предупреждает АО «Ситиматик» о необходимости прекращения указанных действий путем направления СНТ «Тембр» дополнительного соглашения в целях приведения Договора в соответствие с требованиями Закона об отходах производства и потребления.

Указанные действия должны быть совершены в течение 10 дней с момента получения предупреждения.

О выполнении предупреждения сообщить в Саратовское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

Примечание.

Согласно ч. 5 ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

В соответствии с ч. 7 ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Связанные организации

Связанные организации не указаны