Решение б/н Решение от 18 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

                     по Саратовской области

 

 

410012,  г. Саратов, ул.  Вольская, 81

 

Тел.:  (845-2) 27-96-42

Факс: (845-2) 27-93-14    

E-mail: to64@fas.gov.ru

Р Е Ш Е Н И Е № 064/10/18.1-128/2020

о признании жалобы обоснованной

 

13 февраля 2020 года                                                                                                   г. Саратов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Комиссия) в составе:

1.

-заместитель руководителя управления, председателя Комиссии;

2.

-начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

3.

-старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, член Комиссии,

в присутствии:

1.

 

 

2.

представителя Комитета жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи (доверенность №03/01-33 от 09.01.2020);

представителя Комитета жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи (доверенность №06/01-33 от 12.02.2020);

3.

 

представителя ИП Воробьева Д.А. (доверенность №б/н от 25.04.2019);

 

рассмотрев жалобу ИП Воробьева Д.А. на действия организатора конкурса - Комитета жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района при проведении открытого конкурса по извещению от 05.12.2019, опубликованному на сайте администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области http://www.engels-city.ru/konkzhkh на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок № 5 «Ярмарка - СХИ», № 22 «Ярмарка - АТС-2», № 269А «г. Энгельс Ярмарка – пос. Взлетный», № 364 «г. Энгельс Ярмарка - с. Шумейка», № 326 «г. Энгельс Ярмарка - пос. Бурный»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

04.02.2020 года в Саратовское УФАС России поступила жалоба ИП Воробьева Д.А. (далее – Заявитель) на действия организатора конкурса - Комитета жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района (далее – Комитет, Организатор торгов) при проведении открытого конкурса по извещению от 05.12.2019, опубликованному на сайте администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области http://www.engels-city.ru/konkzhkh на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок № 5 «Ярмарка - СХИ», № 22 «Ярмарка - АТС-2», № 269А «г. Энгельс Ярмарка – пос. Взлетный», № 364 «г. Энгельс Ярмарка - с. Шумейка», № 326 «г. Энгельс Ярмарка - пос. Бурный» (далее – Конкурс).

Из жалобы Заявителя следует, что документация открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок № 5 «Ярмарка - СХИ», № 22 «Ярмарка - АТС-2», № 269А «г. Энгельс Ярмарка – пос. Взлетный», № 364 «г. Энгельс Ярмарка - с. Шумейка», № 326 «г. Энгельс Ярмарка - пос. Бурный» (далее – Конкурсная документация) составлена с нарушениями действующего законодательства.

Организатор торгов с доводами Заявителя не согласился, пояснив, что при организации Конкурса нарушений норм действующего законодательства допущено не было.

Изучив представленные сведения и документы, Комиссия пришла к следующим выводам.

05.12.2019 на сайте Комитета опубликовано извещение о проведении Конкурса. 21.01.2020 Организатором торгов был продлен срок подачи заявок.

Порядок проведения Конкурса регламентирован нормами Федерального закона №220 ФЗ от 13.07.2018 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об организации регулярных перевозок).

Довод Заявителя о том, что п.1.4 Конкурсной документации вводит участников торгов в заблуждение, является обоснованным по следующим обстоятельствам.

Согласно п. 1.4. Конкурсной документации претенденты на участие в открытом конкурсе изучат все инструкции, формы, условия и технические требования, содержащиеся в настоящей конкурсной документации. Неполное представление претендентами на участие в открытом конкурсе информации, запрашиваемой в соответствии с конкурсной документацией, либо подача заявок на участие в открытом конкурсе, не отвечающих всем требованиям конкурсной документации, являются основанием для принятия конкурсной комиссией решения об отклонении заявок на участие в открытом конкурсе таких претендентов на участие в открытом конкурсе. Указание претендентом на участие в открытом конкурсе в заявке недостоверных сведений, представление недостоверных документов является основанием для принятия конкурсной комиссией решения об отклонении заявок на участие в открытом конкурсе таких претендентов на участие в открытом конкурсе.

Как следует, из пояснений Организатора торгов, при подготовке Конкурсной документации под «инструкциями, условиями, техническими требованиями» Организатор торгов понимает положения, содержащиеся в Конкурсной документации.

При этом, Конкурсная документация не содержит конкретных инструкций или технических требований.

Как следует, из пояснений Организатора торгов, при подготовке Конкурсной документации под «инструкциями, условиями, техническими требованиями» Организатор торгов понимает положения, содержащиеся в Конкурсной документации.

В адрес Комитета Заявителем был направлен запрос о разъяснении положений Конкурсной документации по п.1.4 Конкурсной документации.

Организатор торгов при ответе на запрос пояснил следующее: «В конкурсной документации присутствуют требования, установленные отельными нормативными правовыми актами, федеральными законами. При установлении таких требований в конкурсной документации присутствует ссылка на документ с указанием его регистрационного номера и даты утверждения. Дополнительные инструкции и требования отсутствуют».

Таким образом, указание в Конкурсной документации о необходимости изучения инструкций, технических требований, которые отсутствуют в данной Конкурсной документации, могут ввести потенциальных участников Конкурса в заблуждении о необходимости изучения дополнительных нормативно-правовых актов и создать препятствия в заполнении заявки.

Довод Заявителя о том, что п.3.1 Конкурсной документации противоречит ст.23 Закона об организации регулярных перевозок, является необоснованным в силу следующих обстоятельств.

Согласно ст. 23 Закона об организации регулярных перевозок к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие следующим требованиям:

1) наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров в случае, если наличие указанной лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) принятие на себя обязательства в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе;

3) непроведение ликвидации участника открытого конкурса - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом участника открытого конкурса - юридического лица или индивидуального предпринимателя и об открытии конкурсного производства;

4) отсутствие у участника конкурса задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период;

5) наличие договора простого товарищества в письменной форме (для участников договора простого товарищества);

6) отсутствие в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, участника договора простого товарищества обстоятельств, предусмотренных частью 8 статьи 29 Закона об организации регулярных перевозок.

2. Требования, предусмотренные пунктами 13 и 4 части 1 ст.23 Закона об организации регулярных перевозок, применяются в отношении каждого участника договора простого товарищества.

Согласно п. 3.1 Конкурсной документации к участию в открытом конкурсе допускаются претенденты на участие в открытом конкурсе, соответствующие следующим требованиям:

1) наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров;

2) принятие на себя обязательства в случае предоставления по результатам открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные пунктом 7.5 настоящей конкурсной документации, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе и предъявить их к осмотру конкурсной комиссии;

3) непроведение ликвидации претендента - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом претендента - юридического лица или индивидуального предпринимателя и об открытии конкурсного производства;

4) отсутствие у претендента задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период;

5) наличие договора простого товарищества в письменной форме (для участников договора простого товарищества);

6) отсутствие в отношении претендента обстоятельств, предусмотренных частью 8 статьи 29 Федерального закона № 220-ФЗ.

Согласно п. 3.2. Конкурсной документации требования, предусмотренные подпунктами 1, 3 и 4 пункта 3.1, применяются в отношении каждого участника договора простого товарищества, претендующего на участие в открытом конкурсе.

Из п. 1.1 Конкурсной документации следует, что к участию в открытом конкурсе на право получения свидетельства (свидетельств) об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок № 5 «Ярмарка – СХИ», № 22 «Ярмарка – АТС-2», № 269А «г. Энгельс Ярмарка – пос. Взлетный», № 364 «г. Энгельс Ярмарка – с. Шумейка», № 326 «г. Энгельс Ярмарка – пос. Бурный» (далее – открытый конкурс) допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие требованиям, установленным настоящей конкурсной документацией (далее – претенденты на участие в открытом конкурсе).

Таким образом, Организатор торгов в п.1.1 Конкурсной документации  установил, что под претендентами понимается - юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества.

В жалобе Заявителя указывает, что пп. в п.4.3 Конкурсной документации устанавливает невыполнимые требования.

Согласно пп. в п. 4.3. Конкурсной документации конкурсная заявка должна содержать в том числе, перечень заявленных претендентом на участие в открытом конкурсе транспортных средств, необходимых для осуществления перевозок согласно настоящей конкурсной документации, соответствующих по назначению и конструкции, техническим требованиям, предъявляемым при перевозке пассажиров, и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении (тип, модель, год выпуска, техническое состояние), а также с указанием характеристик транспортных средств, влияющих на качество перевозок, по форме, предусмотренной Приложением 4 к Конкурсной документации.

Заявитель указывает, что из Конкурсной документации не следует какие именно документы должны быть представлены в подтверждение допуска в участие в дорожном движении.

Согласно ответу Организатора торгов на запрос Заявителя о разъяснении положений Конкурсной документации: «технические требования по назначению и конструкции, предъявляемые при перевозке пассажиров к транспортным средствам и порядок их допуска к участию в дорожном движении регулируется нормами федерального законодательства, в частности Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090 (ред. от 04.12.2018) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»), Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 года N 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (ред. от 10 ноября 2018 г.) иными правовыми актами в указанной сфере деятельности».

В ходе рассмотрения жалобы Организатор торгов пояснил, что под «допущенное в установленном порядке к участию в дорожном движении» имелось ввиду технически исправное транспортное средство.

Однако, из положений Конкурсной документации и разъяснений не следует, каким документом участник Конкурса должен подтвердить, что предоставленное транспортное средство допущено в установленном порядке к участию в дорожном движении.

При этом, за отсутствие документов указанных в п.4.3 Конкурсной документации в соответствии с п.6.6. Конкурсной документации участник Конкурса подлежит отклонению.

Довод Заявителя о том, что пп. г п.4.3. Конкурсной документации устанавливает излишнее требования для участников Конкурса, является обоснованным в силу следующего.

Согласно пп. г. п.4.3. Конкурсной документации конкурсная заявка должна содержать, в том числе документы, подтверждающие обеспеченность водительскими кадрами, а также квалификацию водителей.

Согласно пояснению Организатора торгов, данное требование установлено ст. 34.1 Закона об организации регулярных перевозок.

Согласно ч.1 ст. 34.1 Закона об организации регулярных перевозок к управлению транспортным средством, используемым для перевозок по маршруту регулярных перевозок, допускаются:

1) водитель, заключивший трудовой договор с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или одним из участников договора простого товарищества, сведения о которых в отношении данного маршрута включены в реестр маршрутов регулярных перевозок;

2) индивидуальный предприниматель, участник договора простого товарищества, сведения о которых в отношении данного маршрута включены в реестр маршрутов регулярных перевозок.

Однако, согласно ч. 4 ст. 21 Закона об организации регулярных перевозок юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, которым свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок выдано по результатам открытого конкурса, обязаны приступить к осуществлению перевозок по данному маршруту не позднее чем через девяносто дней со дня утверждения результатов открытого конкурса и не ранее окончания срока действия последнего из ранее выданных свидетельств об осуществлении перевозок по данному маршруту.

Из ч.1 ст. 26 Закона об организации регулярных перевозок следует, что сведения в реестр включаются только после признания участника Конкурса победителем.

Кроме того, на момент подачи заявки, участники Конкурса не признаны победителями в связи, с чем сведения о них не могут быть включены в реестр маршрутов регулярных перевозок.

Довод Заявителя о том, что в Приложении №5 к Конкурсной документации отсутствует графа необходимая для указания сведений, предусмотренных пп. ж п.4.3 Конкурсной документации, является обоснованным по следующим обстоятельствам.

Согласно пп. ж п.4.3 Конкурсной документации конкурсная заявка должна содержать сведения о среднем количестве транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения, в том числе сведения о государственных регистрационных знаках транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения (Приложение 5 к настоящей конкурсной документации).

Вместе с тем, Приложение №5 не предусматривает возможным указания сведений о среднем количестве транспортных средств, а лишь указывает на необходимость заполнения таких граф как «Марка и модель транспортного средства», «Государственный регистрационный номер», «Идентификационный номер транспортного средства», «Год выпуска», «Вид владения транспортным средством», «Сведения о договоре обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровья, имуществу пассажиров».

Организатор торгов пояснил, что Приложение № 5 содержит сведения о количестве транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности, действовавшими в течение года, предшествующей дате размещения извещения, расчет среднего количества транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности будет производиться организатором конкурса на основании данных указанных в приложении № 5. Отдельного документа не требуется.

Однако, в случае не предоставления в заявке требующихся сведений, заявка участника подлежит отклонению на основании п. 1.4 Конкурсной документации.

Довод Заявителя о том, что позиция Организатора торгов, относительно того, что нотариальное заверение требуется только для свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, противоречит требованиям действующего законодательства, является обоснованным в силу следующего.

Согласно пп.2 ч.3 ст. 24 Закона об организации регулярных перевозок опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден сведениями об исполненных государственных или муниципальных контрактах либо нотариально заверенными копиями свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, заключенных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления договоров, предусматривающих осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок, или иных документов, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

Таким образом, Закон об организации регулярных перевозок предусматривает нотариальное заверение не только свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Довод Заявителя о том, что п.4.4 Конкурсной документации устанавливает излишние требование, является обоснованным.

Согласно п.4.4 Конкурсной документации все документы должны быть оформлены на русском языке и иметь необходимые для их идентификации реквизиты.

Конкурсная документация не содержит сведений о конкретных реквизитах, а также о порядке оценки идентификации. Указанное положение в случае невозможности участника предоставить документы с необходимыми реквизитами может послужить основанием для отклонения участников Конкурса.

Заявитель указывает о том, что из Конкурсной документации не следует на какую дату должен быть рассчитан максимальный срок эксплуатации транспортного средства.

Согласно ответу на запрос Организатор торгов пояснил, что максимальный срок эксплуатации транспортного средства должен быть рассчитан на дату размещения Извещения о проведении открытого конкурса.

Однако при ответе на другой вопрос Заявителя в рамках данного запроса Организатор торгов пояснил следующее: максимальный срок эксплуатации каждого транспортного средства рассчитывается  посредством суммирования срока эксплуатации транспортного средства, исчисляемого с года изготовления транспортного средства до даты подачи заявки на участие в открытом конкурсе, и минимального срока, на который по результатам открытого конкурса выдаются свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок (пять лет).

Таким образом, Организатор торгов вводит в заблуждение потенциальных участников Конкурса и не определяет в Конкурсной документации конкретный порядок расчета срока эксплуатации транспортных средств, что не позволяет участникам принять участие в Конкурсе на заранее известных условиях.

В ходе рассмотрения жалобы Организатор торгов пояснил, что максимальный срок эксплуатации каждого транспортного средства рассчитывается  посредством суммирования срока эксплуатации транспортного средства, исчисляемого с года изготовления транспортного средства до даты подачи заявки на участие в открытом конкурсе, и минимального срока, на который по результатам открытого конкурса выдаются свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок (пять лет).

Однако, пунктом 5 технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720, установлено, что под термином «эксплуатация» понимается стадия жизненного цикла транспортного средства, включающая промежуток времени, когда транспортное средство используется по назначению, с момента его приобретения для использования по назначению до момента утилизации.

Таким образом, исходя из приведенной нормы началом эксплуатации транспортного средства считается момент его приобретения для использования. 

Довод Заявителя о том, что Приложение №3 Конкурсной документации противоречит ст. 24 Закона об организации регулярных перевозок, является обоснованным по следующим обстоятельствам.

Согласно пп 2 ч.3 ст. 24 Закона об организации регулярных перевозок опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден сведениями об исполненных государственных или муниципальных контрактах либо нотариально заверенными копиями свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, заключенных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления договоров, предусматривающих осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок, или иных документов, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Данный критерий в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя исчисляется исходя из количества полных лет осуществления ими перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а в отношении участников договора простого товарищества исходя из среднеарифметического количества полных лет осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок каждым участником.

Однако, Приложение №3 Конкурсной документации требует от участника Конкурса заполнение графы «Опыт осуществления перевозок (сведения об исполненных государственных или муниципальный контрактах, предусматривающих осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок».

Таким образом, Приложение №3 ограничивает участников Конкурса представить в подтверждение опыта документы, предусмотренные пп.2 ч.3 ст. 24 Закона об организации регулярных перевозок.

Довод Заявителя о том, что шкала оценки не соответствует действующему законодательству, не может быть принят во внимание по следующим обстоятельствам.

Шкала для оценки критериев при оценке и сопоставлении заявок на участие в Конкурсе установлена Постановлением Администрации Энгельсского муниципального раона Саратовской области №5477 от 04.12.2019 «О проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок № 5 «Ярмарка - СХИ», № 22 «Ярмарка - АТС-2», № 269А «г. Энгельс Ярмарка - пос. Взлетный», № 364 «г. Энгельс Ярмарка - с. Шумейка», № 326 «г. Энгельс Ярмарка - пос. Бурный».

Таким образом, Комитет при организации и проведении Конкурса руководствовался установленной органом местного самоуправления Шкалой для оценки критериев при оценке и сопоставлении заявок на участие в Конкурсе.

Согласно п.1 ч.1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в соответствии с правилами ст.18.1  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов при организации и проведении торгов.

При таких обстоятельствах, в действия Комитета по применению спорной Шкалы для оценки критериев при оценке и сопоставлении заявок на участие в Конкурсе при проведении Конкурса не нарушают порядок организации и проведения торгов.

Учитывая изложенное, на основании ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ИП Воробьева Д.А. на действия организатора конкурса - Комитета жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района при проведении открытого конкурса по извещению от 05.12.2019, опубликованному на сайте администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области http://www.engels-city.ru/konkzhkh на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок № 5 «Ярмарка - СХИ», № 22 «Ярмарка - АТС-2», № 269А «г. Энгельс Ярмарка – пос. Взлетный», № 364 «г. Энгельс Ярмарка - с. Шумейка», № 326 «г. Энгельс Ярмарка - пос. Бурный», обоснованной.

2. Выдать организатору торгов предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии:                                                                                 

 

Члены Комиссии:                                                                                              

                                                                                                                                   

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны