Решение б/н Решение и предписание по делу № 58-14р от 25 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

14 января 2015 года                                                                                                            г. Саратов

 

 

Комиссия Саратовского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

…………… – руководитель управления;

Члены Комиссии:

…………… – ведущий эксперт управления;

 

…………… – начальник отдела контроля рекламы и финансовых рынков,

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ОАО "Мобильные ТелеСистемы" …………… (дов. б/н от 05.06.2014),

рассмотрев дело № 58-14р, возбужденное по заявлению …………… (вх. № 2884 от 21.05.2014)  о  размещении ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (ИНН 7740000076, г. Москва, ул. Марксисткая, д. 4, далее - ОАО "МТС") в помещении торгового комплекса "Оранжевый" (г. Саратов, пл. им. Орджоникидзе, д. 1) рекламы  услуг, содержащей следующую информацию: "Самый быстрый интернет ON Подключи здесь и сейчас. МТС интернет лидер страны", содержащей признаки нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе",

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Саратовское УФАС России поступило заявление (вх. № 2884 от 21.05.2014) …………… (далее также – Заявитель) о нарушении  ОАО "МТС" законодательства о рекламе, выразившемся  в  распространении  в помещении торгового комплекса "Оранжевый" (г. Саратов, пл. им. Орджоникидзе, д. 1) рекламы следующего содержания: "Самый быстрый интернет ON Подключи здесь и сейчас. МТС интернет лидер страны". При этом реклама содержит примечание, выполненное шрифтом значительно меньшего размера, чем шрифт основного текста:  «МТС салон связи Самый быстрый Интернет ON  подключи здесь и сейчас  МТС Интернет лидер страны  По мнению пользователей мобильной связи,  МТС – лидер в категории «Мобильный интернет» и оператор,  предоставляющий самую высокую скорость мобильного интернета на территории РФ (исследования ЗАО «Аналитика «Имидж операторов мобильной связи в регионах РФ»,  ноябрь 2013г.)  Подробнее на www.mts.ru».

По мнению Заявителя, данная реклама содержит недостоверную и неподтвержденную  информацию о преимуществах ОАО "МТС" перед другими провайдерами, вводит потребителей рекламы в заблуждение и является ненадлежащей согласно п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".

Заявитель на рассмотрение дела не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Факт размещения рассматриваемой рекламы ОАО "МТС" в помещении торгового комплекса "Оранжевый" по адресу (г. Саратов, пл. им. Орджоникидзе, д. 1)  подтверждается прилагаемой к заявлению (вх. № 2884 от 21.05.2014) …………… фотографией, а также актом проверки № 1 от 14.01.2015 Саратовского УФАС России.

По имеющейся информации данная реклама ОАО "МТС" распространялась также на территории других субъектов РФ. В порядке п. 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508) Федеральная антимонопольная служба письмом (вх. № 241 от 30.07.2014) наделила Саратовское УФАС России полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела в отношении  ОАО "МТС" по факту распространения на территории Российской Федерации рекламы следующего содержания: "Самый быстрый интернет ON Подключи здесь и сейчас. МТС интернет лидер страны".

В связи с изложенным 14.10.2014 Саратовским УФАС России в отношении ОАО "МТС" было возбуждено дело № 58-14р по признакам нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".

Наличие признаков нарушения в рассматриваемой рекламе ОАО "МТС" не признает. Из письменных объяснений ОАО "МТС" (вх. № 4597 от 18.07.2014) следует, что в помещении торгового комплекса "Оранжевый" (г. Саратов, пл. им. Орджоникидзе, д. 1)  располагается  ЗАО  "Русская  Телефонная Компания", являющееся коммерческим представителем ОАО "МТС". ОАО "МТС" не является рекламодателем, рекламораспространителем и рекламопроизводителем спорной рекламы,  сведениями о них не располагает.

Вместе с тем ОАО "МТС" указывает, что достоверность рекламной фразы "Самый быстрый интернет" подтверждается результатами исследования "Имидж операторов мобильной связи в регионах РФ", проведенного в ноябре 2013 года ЗАО "Аналитика". В материалы дела представлена копия письма ЗАО "Аналитика" (исх. № 72013-1 от 07.11.2013).

Комиссией установлено, что между ОАО "МТС" и его коммерческим представителем – ЗАО "Русская Телефонная  Компания" заключен договор № 1013523 от 01.09.2010. Согласно п. 2.1 данного договора коммерческий представитель обязуется от имени и по поручению ОАО "МТС" совершать действия по поиску потенциальных абонентов, их справочно-информационному обслуживанию, оказанию абонентам сервисных услуг, а также юридические действия по заключению абонентских договоров и внесению изменений и дополнений в действующие абонентские договоры на территории РФ.

Согласно п. 3.2. договора № 1013523 от 01.09.2010 ЗАО "Русская Телефонная  Компания" вправе проводить рекламные компании, связанные с предметом договора, предварительно согласовав с ОАО "МТС" их условия (содержание и креативную рамку), в том числе посредством электронной связи.

Как следует из письменных пояснений представителя ОАО "МТС" по доверенности ……………, поступивших 14.01.2015 в адрес Саратовского УФАС России, макет рекламы, содержащей информацию: "Самый быстрый интернет ON Подключи здесь и сейчас. МТС интернет лидер страны", был согласован ОАО "МТС" и направлен в январе 2014 года в ЗАО "Русская Телефонная  Компания" для размещения  в здании торгового комплекса "Оранжевый" по адресу: г. Саратов, пл. им. Орджоникидзе, д. 1.

Согласно ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования в данном случае являются услуги доступа к сети Интернет, оказываемые ОАО "МТС", реклама направлена на продвижение на рынке услуг доступа к сети Интернет, оказываемых ОАО "МТС". Таким образом, рекламодателем рассматриваемой рекламы,  является ОАО "МТС".

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В соответствии с п. 29 Постановления Пленума № 58 от 08.10.2012 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной, как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

Понятие "лидер" произошло от английского слова "leader" – ведущий, первый, идущий впереди - это субъект в какой-либо группе, пользующийся большим, признанным авторитетом и обладающий влиянием, которое проявляется как управляющие действия.

Буквальное толкование рекламной фразы "МТС интернет лидер страны" означает, что ОАО "МТС", предоставляющее услугу "Мобильный интернет", является ведущим, первым по качеству, скорости и иным характеристикам вышеуказанной услуги среди остальных субъектов на рынке предоставления "Мобильного интернета" на всей территории Российской Федерации.

Из представленного ОАО "МТС" в материалы дела копии письма ЗАО "Аналитика" (исх. № 72013-1 от 07.11.2013) следует, что  в ноябре 2013 года ЗАО "Аналитика" провело опрос пользователей мобильной связи в 20 регионах Российской Федерации. Согласно опросу, ОАО "МТС" воспринимался как лидер в категории мобильный интернет 26 % опрошенных (Мегафон – 19 %, Билайн – 16 %). Как оператор, предоставляющий самую высокую скорость мобильного интернета, ОАО "МТС" воспринимался 23 % опрошенных (Мегафон – 21 %, Билайн – 12 %).

При этом, как указано в письме, размер  выборки составил 3 000 интервью (т.е. 150 интервью на регион). Согласно данным официального сайта Федеральной службы государственной статистики (www.gks.ru), численность населения Российской Федерации составляла  143,2 миллиона человек. Таким образом, доля опрошенных составила  0,00002 % от общей численности населения Российской Федерации.

Комиссия отмечает, что в Саратовской области, на территории которой также распространялась спорная реклама, опрос не проводился. При этом, учитывая, что из 81 субъектов Российской Федерации было опрошено всего 20 субъектов, то доля субъектов, в которых был проведен опрос, составляет лишь 24 % от общего числа субъектов Российской Федерации.

Таким образом, по мнению Комиссии, утверждения, содержащиеся в спорной рекламе о том, что ОАО "МТС" предлагает самый быстрый интернет и является  интернет лидером страны, не основан на объективном анализе результатов проведенного ЗАО "Аналитика" опроса пользователей мобильной связи.

Других доказательств, подтверждающих указанные утверждения,  ОАО "МТС" представлено не  было.

14.01.2015 в адрес Саратовского УФАС России поступили пояснения представителя  ОАО "МТС" по доверенности, из которых следует, что Удмуртским УФАС России  по факту распространения по адресу: г. Воткинск, ул. Кирова, 7 аналогичной рекламы  ОАО "МТС" было вынесено решение  № Сю04-03/2014-122Р от 26.09.2014. Данным решением реклама была признана нарушающей п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", в связи с чем было выдано предписание о прекращении распространения указанной рекламы по адресу: г. Воткинск, ул. Кирова, 7. Также Удмуртским УФАС России  в связи  с установлением факта нарушения законодательства РФ о рекламе в отношении ОАО "МТС" возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. При этом, представитель ОАО "МТС" указывает, что ОАО "МТС", распространяя рекламу на территории различных субъектов РФ, является единым юридическим лицом и несет ответственность за ненадлежащую рекламу как одно лицо.

В связи с этим  ОАО "МТС", ссылаясь на наличие решения № Сю04-03/2014-122Р от 26.09.2014 Удмуртского УФАС России и на ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ просит  Саратовское УФАС России производство по делу № 58-14р  прекратить.

Комиссия, рассмотрев указанные доводы ОАО "МТС", считает, что основания для прекращения производства по делу № 58-14р отсутствуют. Решение № Сю04-03/2014-122Р от 26.09.2014 и предписание Удмуртского УФАС России вынесены по факту распространения рекламы  ОАО "МТС" на территории г. Воткинска и к распространению рекламы на территории Саратовской области отношения не имеют.

Саратовское УФАС России,  с учетом  полномочий, переданных письмом ФАС России (вх. № 241 от 30.07.2014), рассматривает дело № 58-14р по факту распространения рекламы ОАО "МТС" на территории Российской Федерации в целом. При этом вопрос привлечения ОАО "МТС" к административной ответственности в рамках дела № 58-14р Комиссией не рассматривается.

Таким образом, ОАО "МТС", разместив в помещении торгового комплекса "Оранжевый" (г. Саратов, пл. им. Орджоникидзе, д. 1) рекламу, содержащую информацию: "Самый быстрый интернет ON Подключи здесь и сейчас. МТС интернет лидер страны", допустило Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ  "О рекламе".

В силу ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 13.03.2206 № 38-ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных ч. 3  ст. 5 данного закона несет рекламодатель.

Вместе с тем, учитывая возбуждение Удмуртским УФАС России дела об административном правонарушении  № СЮ04-04/2014-88АР по факту размещения рассматриваемой рекламы ОАО "МТС", в соответствии с ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ Комиссия считает, что основания для передачи материалов дела должностному лицу Саратовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ отсутствуют.

 

 

 

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, часть 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу, содержащую информацию: "Самый быстрый интернет ON Подключи здесь и сейчас. МТС интернет лидер страны", поскольку в ней нарушены требования п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
  2. Выдать ОАО "МТС" (ИНН 7740000076, г. Москва, ул. Марксисткая, д. 4) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
  3. Материалы дела для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностному лицу Саратовского УФАС России не передавать.

Решение изготовлено в полном объеме "28" января 2015 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии:

……………

 

 

Члены Комиссии:

……………

 

 

 

……………

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНАДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

 

 14 января 2015 года                                                                                                      г. Саратов

 

 

Комиссия Саратовского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

…………… – руководитель управления;

Члены Комиссии:

…………… – ведущий эксперт управления;

 

…………… – начальник отдела контроля рекламы и финансовых рынков,

на основании своего решения от 14.01.2015 по делу № 58-14р о признании ненадлежащей рекламы ОАО "МТС", содержащей информацию: "Самый быстрый интернет ON Подключи здесь и сейчас. МТС интернет лидер страны",

и в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 33, ч. 1, 3 ст. 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. ОАО "МТС" (ИНН 7740000076, г. Москва, ул. Марксисткая, д. 4) в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения настоящего предписания, прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы содержащей информацию: "Самый быстрый интернет ON Подключи здесь и сейчас. МТС интернет лидер страны",
  2. ОАО "МТС" (ИНН 7740000076, г. Москва, ул. Марксисткая, д. 4) представить в Саратовское УФАС России письменные доказательства исполнения п. 1 настоящего предписания до  24.04.2015.

В соответствии с ч. 2,4 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа об отмене либо изменении противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или акта органа местного самоуправления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии:

……………

 

 

Члены Комиссии:

……………

 

 

 

……………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны