Предупреждение б/н Предупреждение АО "ПУИС "УС-3 ФСИН России от 21 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 (далее – Положение), территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства. Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

На территории Саратовской области осуществляет предпринимательскую деятельность Акционерное общество «Предприятие Уголовно-исполнительной системы «Управление строительства-3 Федеральной службы исполнения наказаний», сокращенное наименование АО «ПУИС «УС-3 ФСИН России» (ОГРН 1210200054107, ИНН/КПП 0276966000/027601001, 450075 , Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Рихарда Зорге, д. 63), в сфере строительства и реконструкции объектов капитального строительства, выполнения проектно-изыскательных работ, а также работ по благоустройству общественной территории.

Данные факты были установлены в рамках анализа следующих контрактов:

  • на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства в сфере культуры;
  • на выполнение работ по реконструкции здания женской консультации под размещение инфекционного отделения;
  • на выполнение пуско-наладочных работ по строительству объекта «Областная инфекционная больница на 400 коек»;
  • на выполнение проектно-изыскательных работ с получением положительного заключения экспертизы по объекту «Берегоукрепление Волгоградского водохранилища на участке от первого причала до солярия «Затон»;
  • на выполнение проектно-изыскательных работ по объекту «Областной клинический противотуберкулезный диспансер»;
  • на разработку проектной и рабочей документации с получением

положительного заключения экспертизы по объекту «ГУЗ СО «Питерская РБ»;

  • на разработку проектной и рабочей документации с получением положительного заключения экспертизы по объекту «ГУЗ СО «Саратовская районная больница»;
  • на разработку проектной и рабочей документации с получением

положительного заключения экспертизы по объекту «ГУЗ СО «Базарно-Карабулакская РБ»;

  • на выполнение проектных работ с получением положительного заключения экспертизы по объекту «Строительство поликлиники»;
  • на выполнение работ на объекте «реконструкция стадиона»;
  • на выполнение работ по строительству объекта «Строительство жилых домов в г. Саратов»;
  • на выполнение работ на объекте «Берегоукрепление участка Волгоградского водохранилища от ул. Малыковская до ул. Комсомольская г. Вольска (реконструкция)»;
  • на выполнение работ на объекте «Берегоукрепление участка Волгоградского водохранилища от ул. Малыковская до ул. Комсомольская г. Вольска (реконструкция)»;
  • на выполнение работ по строительству объекта «Реконструкция здания МОУ «СОШ им. С.М. Иванова р.п. Турки»;
  • на выполнение работ на объекте «ГУЗ СО «Красноармейская РБ»

реконструкция здания поликлиники;

  • на выполнение инженерно-геологических, инженерно-экологических изысканий, включая положительное заключение экспертизы по оценке соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов по объекту «Комплексное развитие территории бывшего аэропорта Саратов «Центральный» (цена 9 376 493  рублей )
  • на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту Объекта «Капитальный ремонт стадиона «Колос»;
  • на выполнение работ по объекту капитального строительства «Реконструкция здания МАУ ДО «ДШИ им. В.В. Ковалева» муниципального образования «Город Саратов»;
  • на выполнение работ по капитальному ремонту здания филиала ГБУ ДО Саратовской области «Областная комплексная детско-юношеская спортивно-адаптивная школа «Реабилитация и Физкультура»;
  • на выполнение работ по благоустройству общественной территории «Парк по ул. Рахова в п. Дубки» Гагаринского административного района муниципального образования «Город Саратов»;
  • на выполнение работ по благоустройству общественной территории «Сквер Памяти» в р.п. Соколовый Гагаринского административного района муниципального образования «Город Саратов»;
  • на выполнение работ по благоустройству общественной территории «Площадь в с. Усть-Курдюм» Гагаринского административного района муниципального образования «Город Саратов»;
  • на выполнение работ по благоустройству дорожно-тропичной сети, установке малых архитектурных форм в населенных пунктах Гагаринского административного района муниципального образования «Город Саратов»;
  • на выполнение работ по реконструкции водозабора в ЗАТО Светлый

Саратовской области.

Согласно п. 4.2.1 Устава АО «ПУИС «УС-3 ФСИН России», утвержденного распоряжением ТУ Росимущества в Республике Башкортостан от 15.09.2021 № 02-302-р ( далее - Устав), основным видом деятельности общества является — Строительство жилых и нежилых зданий. В свою очередь п. 4.2.2 Устава предусмотрены иные виды деятельности, в том числе связанные с реконструкцией и ремонтом объектов капитального строительства, проектно-изыскательными работами, а также работами по благоустройству общественной территории.

В наименовании  данного общества используются обозначения, ассоциирующиеся с наименованием федерального органа государственной власти – Федеральной службы исполнения наказаний.

Обозначения «Федеральная служба исполнения наказаний», а также «ФСИН России» в соответствии с Единым государственным реестром юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) является, соответственно, полным и сокращенным наименованием Федеральной службы исполнения наказаний.

Установлено, что АО «ПУИС «УС-3 ФСИН России» на основании п. 11 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ( далее – Закон о контрактной системе) заключало контракты на выполнение работ в сфере строительства на территории Саратовской области.

Частью 1 ст. 93 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе предусмотрена возможность проведения закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если производство товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляются учреждением и (или) предприятием уголовно-исполнительной системы, в том числе для нужд исключительно организаций, предприятий, учреждений и органов уголовноисполнительной системы, в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Указанный перечень утвержден постановлением Правительства Российской

Федерации от 26.12.2013 № 1292 «Об утверждении перечня товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) учреждениями и предприятиями уголовноисполнительной системы, закупка которых может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)» (далее - постановление Правительства № 1292).

Таким образом, положения п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе и постановления Правительства № 1292 должны толковаться в совокупности и взаимосвязи, а именно для заключения контракта необходимо соблюдение в совокупности нескольких требований:

  • требование к субъектному составу;
  • контракт заключается с учреждением, предприятием уголовно-

исполнительной системы;

  • требование к объектному составу - контракт заключается на поставку товаров (работ, услуг), включенных в Перечень;
  • требование к порядку выполнения работ, которое подразумевает выполнение работ (поставку товаров, оказание услуг) исключительно соответствующими учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы.

Правовая основа деятельности учреждений и предприятий уголовноисполнительной системы определена Законом РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее- Закон № 5473-1).

Согласно ст. 5 Закона № 5473-1 уголовно-исполнительная система (далее - УИС) включает в себя:

  1. учреждения, исполняющие наказания;
  2. территориальные органы уголовно-исполнительной системы;
  3. федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (далее - федеральный орган уголовноисполнительной системы).

В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научноисследовательские, проектные, медицинские, образовательные и иные организации.

Согласно абз. 5 ст. 7 Закона № 5473-1 в интересах развития социальной сферы уголовно-исполнительной системы, а также привлечения осужденных к труду территориальные органы уголовно-исполнительной системы имеют право создавать предприятия любых организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельности на правах учредителя, а также в управлении ими.

В распоряжении Саратовского УФАС России находится письмо Федеральной службы исполнения наказаний (далее – ФСИН России) от 16.02.2023 № ИСХ-09-12738 (далее – Письмо ФСИН России), где указано, что в соответствии с учредительным документом АО «ПУИС «УС-3 ФСИН России» единственным учредителем является Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество).

Указанный факт также подтверждается данными из заключения ревизионной комиссии АО «ПУИС «УС-3 ФСИН России», представленного в письме Росимущества от 28.11.2022 № 02-07/13379.

Установлено, что на официальном сайте ФСИН России в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (https://fsin.gov.ru/) размещен перечень подведомственных организаций и учреждений (https://fsin.gov.ru/organization/) , в котором отсутствует АО «ПУИС «УС-3 ФСИН России».

Из Письма ФСИН России следует, что АО «ПУИС «УС-3 ФСИН России» не является организацией, входящей в УИС.

Таким образом, АО «ПУИС «УС-3 ФСИН России» не является предприятием УИС, входящим в структуру ФСИН России, вследствие чего не может выступать в качестве единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) как предприятие УИС.

Согласно п. 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно -  правовую форму.

В соответствии с ч. 1 ст. 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

В силу п. 2 ч. 4 ст. 1473 ГК РФ в фирменное наименование юридического лица не могут включаться полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В силу п. 5 ч. 4 ст. 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации в фирменное наименование юридического лица не могут включаться обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Согласно п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции, под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В соответствии с п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции, конкуренцией является соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии со статьей 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной, или торговой деятельности конкурента.

Согласно ст. 14.2 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении:

  1. качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;
  2. количества товара, предлагаемого к продаже, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;
  3. места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя;
  4. условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара.

При этом под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (пункт 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Приобретение преимуществ перед конкурентами возможно, в основном, двумя способами:

  • посредством воздействия на потребителей, что в свою очередь обеспечивает увеличение объема реализации товара;
  • посредством внесения в процесс производства изменений, которые направлены на снижение издержек либо повышение качества продукции.

 В действиях АО «ПУИС «УС-3 ФСИН России» имеются все признаки недобросовестной конкуренции, содержащиеся в п. 9 ч. 4 Закона о защите конкуренции, а именно:

 1. Направленность на получение преимуществ при осуществлении

предпринимательской деятельности выразилась во введении в заблуждение и, как следствие, получении необоснованных конкурентных преимуществ, вызванных созданием впечатления об участии ФСИН России в деятельности АО «ПУИС «УС-3 ФСИН России»;  2. Противоречие законодательству выражается в нарушении ст. 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, запрещающей всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах, а также ст. 14.2 Закона о защите конкуренции;

 3. Указанные действия АО «ПУИС «УС-3 ФСИН России» способны причинить убытки иным участникам рынка, поскольку они влекут за собой ограничение их доступа на рынок и лишают их той прибыли, на которую они могли бы рассчитывать при обычных условиях гражданского оборота.

Таким образом, использование в наименовании АО «ПУИС «УС-3 ФСИН России» обозначений, содержащих полное и сокращенное наименование органа исполнительной власти субъекта, а именно «Федеральная служба исполнения наказаний» и «ФСИН России», способно породить у потенциальных заказчиков иллюзию большей стабильности и надежности хозяйствующего субъекта, более высокого качества его услуг по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, которые обычно ассоциируются в сознании потребителя со статусом властного органа, содержат признаки нарушения п. 3 ст. 14.2 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, АО «ПУИС «УС-3 ФСИН России» использует в наименовании обозначение «Предприятие Уголовно-исполнительной системы», при этом таковым не являясь.

Данное обстоятельство также способно породить у потенциальных потребителей услуг иллюзию принадлежности к ФСИН России.

Учитывая изложенное, действия АО «ПУИС «УС-3 ФСИН России» по использованию в составе своего полного наименования обозначений «Федеральной службы исполнения наказаний» и «Предприятие Уголовно-исполнительной системы», а также в составе своего сокращенного наименования обозначения «ФСИН России», содержат признаки нарушения п. 3 ст. 14.2 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с ч. 2 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается хозяйствующему субъекту в случае выявления признаков нарушения ст. 14.2 Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием в действиях АО «ПУИС «УС-3 ФСИН России», которые содержат признаки нарушения п. 3 ст. 14.2 Закона о защите конкуренции, выразившихся во введении в заблуждение потенциальных заказчиков, используя в составе полного наименования обозначений «Федеральной службы исполнения наказаний» и «Предприятие Уголовно-исполнительной системы», а также в составе сокращенного наименования обозначения «ФСИН России», ассоциирующихся с наименованием федерального органа государственной власти – Федеральной службы исполнения наказаний, Саратовское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает АО «ПУИС «УС-3 ФСИН России» о необходимости совершения действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

прекратить использование полного и сокращенного наименования акционерного общества, содержащего обозначения «Федеральной службы исполнения наказаний», «Предприятие Уголовно-исполнительной системы», «ФСИН России» при осуществлении предпринимательской деятельности, в том числе в сфере строительства и реконструкции объектов капитального строительства, выполнения проектноизыскательных работ, а также работ по благоустройству общественных территорий.

Предупреждение подлежит исполнению в течение 45 дней с момента его получения.

О выполнении предупреждения сообщить в Саратовское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны