Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е № 6-77/ов от 19 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е № 6-77/ов

 

Резолютивная часть решения оглашена  29 мая  2015  года

Решение в полном объеме изготовлено  15 июня 2015  года                                              г. Саратов                                                                                

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее по тексту – Саратовское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

1. …

  • и.о. заместителя  руководителя управления, Председатель  Комиссии;

2. …

  • старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, член Комиссии;

3. …

  • ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

в присутствии

…. – старший помощник прокурора города Энгельса (доверенность б/н от 26.03.2015),

              рассмотрев дело № 6-77/ов по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в отношении  управления капитального строительства администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (413100, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Нестерова, 16),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

19.11.2014 в Саратовское УФАС России поступило представление прокуратуры города Энгельса (далее по тексту - Прокуратура) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (исх. от 18.11.2014 № 07-06-2014) в отношении администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области в лице управления капитального строительства в связи с непроведением конкурсных процедур при заключении договоров на выполнение работ по строительству и реконструкции здания МАДОУ «Детский сад № 20».

Управление возражало против доводов Прокуратуры, указав, что МУП «Капитальное строительство» является в соответствии с Градостроительным кодексом техническим заказчиком, в свою очередь Управление не может являться техническим заказчиком. Также Управление считает, что на  МУП «Капитальное строительство» не распространяются положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Представитель администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, МУП «Капитальное строительство», МАДОУ «Детский сад № 20»   поддержали доводы Управления.

МАДОУ «Детский сад № 20»  направило ходатайство о рассмотрении дела без его участия по представленным документам.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав доводы, пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, комиссия установила следующее.

11.06.2014 между министерством образования Саратовской области и администрацией Энгельсского муниципального района Саратовской области заключены соглашения:

- № 38/к/2 о предоставлении в 2014 г. субсидии из областного бюджета бюджету Энгельсского муниципального района Саратовской области на строительство, реконструкцию, капитальный и текущий ремонт зданий дошкольных образовательных организаций (далее по тексту – Соглашение № 38/к/2);

- 38/мд/2 о предоставлении из областного бюджета в 2014 г. бюджету Энгельсского муниципального района субсидии из федерального бюджета) на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования Российской Федерации (региональных планов мероприятий (дорожных карт») структурных изменений в сфере образования) в 2014 году (далее по тексту – Соглашение № 38/мд/2).

Исходя из пп. 2.3.1 п. 2.3 упомянутых Соглашений муниципалитет обязуется соблюдать условия, установленные при предоставлении субсидии, в соответствии с указанными Соглашениями. Таким образом, финансовое обеспечение программы мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования в Саратовской области осуществлялось в виде субсидий.

В целях реализации указанных полномочий Постановлением администрации Энгельсского муниципального района от 12.03.2012 № 1108 утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие системы дошкольного образования Энгельсского муниципального района» на 2012-2015 гг. (далее по тексту – Целевая программа).

В соответствии с системой программных мероприятий долгосрочной целевой программы «Развитие системы дошкольного образования Энгельсского муниципального района» на 2012-2015 гг.», изложенных в приложении № 1 к Целевой программе, определены мероприятия, исполнители, объем финансирования и ожидаемые результаты.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, общего основного, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях относится к вопросам местного значения муниципального района и, соответственно, реализуются органами местного самоуправления.

Согласно п. 1.1 Положения об управлении капитального строительства администрации Энгельсского муниципального района (далее – Положение), утв. Решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 28.02.2013 № 409/44-04, Управление является органом администрации Энгельсского муниципального района, осуществляющим функции исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления по развитию и координации строительства в границах Энгельсского муниципального района, а также координирующим деятельность в этой сфере иных органов, организаций, предприятий и учреждений, расположенный на территории Энгельсского муниципального района.

Согласно п. 1.3 вышеуказанного Положения, Управление подотчетно и несет ответственность за выполнение возложенных на него задач и функций перед администрацией Энгельсского муниципального района. В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Саратовской области, Управление подотчетно соответствующим органам исполнительной власти Российской Федерации и Саратовской области.

В соответствии с Положением к функциям Управления относится осуществление выбора генеральных подрядных организаций для строительства объектов социальной сферы в соответствии с нормами федерального законодательства. 

Согласно ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений Бюджетного кодекса.  

Кроме того, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 04.06.2014) (далее – Закон о контрактной системе) в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, отношения, направленные на обеспечение муниципальных нужд регулируются законодательством о контрактной системе.   

В  соответствии  с частью 1 статьи 15 Закона  "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов  Российской   Федерации,   органам   местного   самоуправления,   иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе путем предоставления преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту.

12.06.2014 между администрацией Энгельсского муниципального района в лице управления капитального строительства и МУП «Капитальное строительство» заключено соглашение о предоставлении муниципальному унитарному предприятию субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности Энгельсского муниципального района: в соответствии с соглашением № 6.С предоставлена субсидия в размере 130 000 000, 00 руб. на капитальные вложения за счет средств местного, областного и федерального бюджетов на «Строительство МАДОУ «Детский сад № 20» на земельном участке с местоположением: г. Энгельс-19, 2 квартал (200 мест).  

Согласно п. 1.1. Соглашения предметом данного соглашения является предоставление Главным распорядителем бюджетных средств – Управлением, бюджетных средств Организации - МУП «Капитальное управление» из бюджета Энгельсского муниципального района на капитальные вложения муниципальным унитарным предприятиям за счет средств местного, областного и федерального бюджетов на «Строительство МАДОУ «Детский сад № 20» (200 мест).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

На основании изложенного, муниципальное унитарное предприятие, являясь хозяйствующим субъектом в понимании  ст. 4 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции), государственным или муниципальным заказчиком не является.

Таким образом, коммерческое предприятие (МУП «Капитальное строительство») не могло являться получателем бюджетных средств на реализацию вопросов местного значения и не могло выступать муниципальным заказчиком.

Довод Управления о том, что МУП «Капитальное строительство» выступало согласно нормам Градостроительного кодекса РФ в качестве технического заказчика, в свою очередь Управление не могло выступать в этом качестве по причине того, что не является собственником земельного участка на котором расположен МАДОУ «Детский сад № 20», является не обоснованным.

Согласно п. 6  ст. 3 Закона о контрактной системе муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

Закон не определяет статус заказчика в зависимости от того, кто является собственником земельного участка.

Таким образом, Управление является муниципальным заказчиком и должно было реализовать мероприятия целевой программы, в том числе: «Строительство МАДОУ «Детский сад № 20» на земельном участке с местоположением: г. Энгельс-19, 2 квартал (200 мест) в соответствии с Законом о контрактной системе. В свою очередь, Управление оперируя к тому, что МУП «Капитальное строительство» являлся техническим заказчиком согласно Градостроительному кодексу РФ, а Управление не может выступать техническим заказчиком, тем самым на свое усмотрение применило норму права, которая по мнению Управления позволила провести отбор застройщика без соблюдения конкурентных процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе, заключив  соглашение № 6.С  от 12.06.2014 с МУП «Капитальное строительство» о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности Энгельсского муниципального района (приобретение объектов недвижимого имущества в собственность Энгельсского муниципального района) муниципальными бюджетными (автономными) учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями, в соответствии с которым учреждению были переданы денежные средства в объекты капитального строительства муниципальной собственности Энгельсского муниципального района Саратовской области.

В соответствии с п. 2.3 устава МУП «Капитальное строительство», утвержденного решением комитета по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района от 30.04.2014 № 224, предметом деятельности предприятия является организация строительства, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. 

Так, МУП «Капитальное строительство» в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» утверждено приказом № 4 от 07.07.2014 Положение «О закупке товаров, работ, услуг» (далее – Положение о закупке).

23.09.2014 МУП «Капитальное строительство» в соответствии с разделом 12 Положения о закупке  разместило извещение № 31401537930 о проведении закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в форме запроса ценовых предложений, который по Положению о закупке является закрытой процедурой, дата окончания подачи заявок 29.09.2014 наименование закупки строительство МАДОУ «Детский сад № 20». По результатам рассмотрения заявок участников, закупочной комиссией МУП «Капитальное строительство» утвержден Протокол № 4 рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе ценовых предложений от 29.09.2014. В соответствии с Протоколом № 4 победителем подавшим заявку на данное извещение с наиболее низкой ценой работ признано ООО «ПДПСтрой», с которым был заключен договор № 50.

При этом нельзя согласиться с доводом Управления о том, что Соглашение было заключено с соблюдением ст. 78.2 Бюджетного кодекса РФ.

Согласно ч. 1 ст. 78.2. Бюджетного кодекса РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям могут предусматриваться субсидии на осуществление указанными учреждениями и предприятиями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность  с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих учреждений и предприятий, или уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 данной статьи.

Как пояснил представитель МУП «Капитальное строительство» после предоставления унитарному предприятию Управлением субсидии по соглашению № 6.С от 12.06.2014, стоимость основных средств МУП «Капитальное строительство» не  увеличилась.

Учитывая изложенное, действия управления капитального строительства администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области по заключению соглашения № 6.С  от 12.06.2014 с МУП «Капитальное строительство» о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности Энгельсского муниципального района (приобретение объектов недвижимого имущества в собственность Энгельсского муниципального района) муниципальными бюджетными (автономными) учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями, в соответствии с которым учреждению были переданы денежные средства в объекты капитального строительства муниципальной собственности Энгельсского муниципального района Саратовской области, привели  к ограничению конкуренции  на рынке строительства и нарушили часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что вызвало ограничение права хозяйствующих субъектов, действующих на рынке строительства, на участие в торгах, а также права  на обжалование результатов торгов в порядке, предусмотренным Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи  49 Федерального Закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",  Комиссия

 

Р Е Ш И Л А :

  1. Признать управление капитального строительства администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области нарушившим ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
  1. Предписание управлению капитального строительства администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области  не выдавать в связи с отсутствием оснований для его выдачи.

 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии: 

В соответствии со статьей 52 Федерального Закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны