Решение б/н о признании нарушения от 29 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 064/01/10-533/2022

Резолютивная часть решения оглашена 22 декабря 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 29 декабря 2023 года                            г. Саратов

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее – Саратовское УФАС России) по рассмотрению дела № 064/01/10-533/2022 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

1.         <->

Комиссии;

заместитель руководителя управления, председатель

2.         <->

начальник отдела контроля рынков, член Комиссии;

3.         <->

старший государственный инспектор отдела контроля

рынков, член Комиссии, в присутствии на заседании представителей:

  1. Государственного учреждения здравоохранения «Балаковский психоневрологический диспансер» Министерства здравоохранения Саратовской области (ОГРН 1026401404875, ИНН/КПП 6439030274/643901001, юридический адрес: 413841, Саратовская область, г. Балаково, ул. Минская, д. 71) (далее – ГУЗ «БПНД») <-> (доверенность от 16.08.2023 № 599);
  2. Министерства здравоохранения Саратовской области — <-> (доверенность от 16.08.2023 № 01-26/12943),

рассмотрев дело по признакам нарушения ГУЗ «БПНД» пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2007 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)

УСТАНОВИЛА:

В Саратовское УФАС России поступило обращение гр. <-> (вх. № 3610/23 от 11.04.2022) по вопросу обоснованности установления ГУЗ «БПНД» стоимости платной медицинской услуги по медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием (далее – Услуга).

Из обращения гр. <-> следовало, что медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием в ГУЗ «БПНД» является платной услугой, стоимость которой, согласно информации, размещенной на сайте ГУЗ «БПНД», составляет 5000 рублей. При этом, стоимость оказания Услуги в ГУЗ «Саратовский городской психоневрологический диспансер» Министерства здравоохранения Саратовской области (далее – ГУЗ «СГПНД») составляет 2200 рублей.

Саратовским УФАС России в результате рассмотрения обращения гр. <-> издан приказ № 83 от 08.07.2022 о возбуждении дела № 064/01/10-533/2022 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ГУЗ «БПНД» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением от 19.07.2022 о назначении дела № 064/01/10-533/2022 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (далее – Определение от 19.07.2022) к участию в деле привлечены: в качестве заявителя – гр. <->; в качестве ответчика – ГУЗ «БПНД»; в качестве заинтересованного лица – Министерство здравоохранения Саратовской области; в качестве лица, располагающего сведениями об обстоятельствах рассматриваемого дела – ГУЗ «СГПНД».

У лиц, участвующих в рассмотрении дела № 064/01/10-533/2022, запрошены документы и информация, необходимые для полного и всестороннего рассмотрения дела. Рассмотрение дела назначено на 16.08.2022.

Документы и информация, поступившие в Саратовское УФАС России в ответ на Определение от 19.07.2022, приобщены к материалам дела № 064/01/10-533/2022. Определением Комиссии от 16.08.2022 об отложении рассмотрения дела № 064/01/10533/2022 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Определение от 16.08.2022) рассмотрение дела было отложено на 02.09.2022 в связи с необходимостью получения дополнительных документов и информации, необходимых для полного и всестороннего рассмотрения дела.

Документы и информация, поступившие в Саратовское УФАС России в ответ на Определение от 16.08.2022, приобщены к материалам дела № 064/01/10-533/2022. Определением Комиссии от 02.09.2022 об отложении рассмотрения дела № 064/01/10533/2022 (далее – Определение от 02.09.2022) рассмотрение дела было отложено на 06.10.2022 в связи с необходимостью получения дополнительных документов и информации, необходимых для полного и всестороннего рассмотрения дела.

12.09.2022 Саратовским УФАС России в адрес органов здравоохранения Саратовской области направлен запрос о представлении информации о методах выявления хронического алкоголизма, применяемых в целях оказания платной медицинский услуги по медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием.

12.09.2022 Саратовским УФАС России в адрес Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее – Минздрав России) направлен запрос о представлении письменной позиции по следующим вопросам:

  • является ли моча, используемая в лабораторных исследованиях, биологическим объектом предварительного метода, а кровь – подтверждающего метода исследования выявления хронического алкоголизма;
  • правомерно ли использование каждого из обозначенных методов как единственного метода по выбору медицинского учреждения;
  • правомерен ли Приказ в части разрешения установления уровня рентабельности в размере до 30%.

Документы и информация, поступившие в Саратовское УФАС России в ответ на Определение от 02.09.2022, и вышеуказанные запросы о представлении информации и письменной позиции приобщены к материалам дела № 064/01/10-533/2022.

Определением Комиссии от 06.10.2022 об отложении рассмотрения дела № 064/01/10-533/2022 (далее – Определение от 06.10.2022) рассмотрение дела было отложено на 02.11.2022 в связи с необходимостью получения дополнительных документов и информации, необходимых для полного и всестороннего рассмотрения дела.

Документы и информация, поступившие в Саратовское УФАС России в ответ на Определение от 06.10.2022, приобщены к материалам дела № 064/01/10-533/2022. Определением Комиссии от 02.11.2022 о продлении срока рассмотрения дела № 064/01/10533/2022 (далее – Определение от 02.11.2022) рассмотрение дела было продлено до 23.11.2022.

Документы и информация, поступившие в Саратовское УФАС России в ответ на Определение от 02.11.2022, приобщены к материалам дела № 064/01/10-533/2022. Определением Комиссии от 23.11.2022 об отложении рассмотрения дела № 064/01/10533/2022 (далее – Определение от 23.11.2022) рассмотрение дела было отложено на 20.12.2022 в связи с необходимостью получения дополнительных документов и информации, необходимых для полного и всестороннего рассмотрения дела.

Документы и информация, поступившие в Саратовское УФАС России в ответ на Определение от 23.11.2022, приобщены к материалам дела № 064/01/10-533/2022. Определением Комиссии от 20.12.2022 об отложении рассмотрения дела № 064/01/10533/2022 (далее – Определение от 20.12.2022) рассмотрение дела было отложено на 24.01.2023 в связи с необходимостью получения дополнительных документов и информации, необходимых для полного и всестороннего рассмотрения дела.

Определением Комиссии от 24.01.2023 об отложении рассмотрения дела № 064/01/10-533/2022 (далее – Определение от 24.01.2023) рассмотрение дела было отложено на 17.02.2023 в связи с необходимостью получения дополнительных документов и информации, необходимых для полного и всестороннего рассмотрения дела.

13.02.2023 Саратовским УФАС России в адрес ГУЗ «БПНД» в связи с необходимостью получения дополнительных документов и информации, необходимых для полного и всестороннего рассмотрения дела № 064/01/10-533/2022, направлен запрос о представлении информации (далее – Запрос от 13.02.2023).

Документы и информация, поступившие в Саратовское УФАС России в ответ на Определение от 24.01.2023 и Запрос от 13.02.2023, приобщены к материалам дела № 064/01/10-533/2022.

Определением Комиссии от 17.02.2023 о приостановлении рассмотрения дела № 064/01/10-533/2022 (далее – Определение от 24.01.2023) рассмотрение дела было приостановлено до окончания проведения экспертизы.

Определением Комиссии от 15.05.2023 о назначении экспертизы по делу № 064/01/10-533/2022 было решено провести экспертизу стоимости Услуги в ГУЗ «БПНД» в размере 5000 рублей (далее – Экспертиза). В качестве экспертной организации определен СГТУ имени Гагарина Ю.А. (ОРГН 1026403341139, ИНН/КПП 6454004110/645401001, 410054, Саратовская обл., г. Саратов, ул. Политехническая, д. 77), в качестве экспертов:

  1. <->, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности и аудита Социально-экономического института СГТУ имени Гагарина Ю.А.;
  2. <->, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности и аудита Социально-экономического института СГТУ имени Гагарина Ю.А.

На разрешение Экспертизы поставлены следующие вопросы:

  1. Являются ли экономически обоснованными, необходимыми, разумными, оправданными и относимыми затраты на оказание Услуги, указанные в Калькуляции (до 01.03.2022), приложенной к ходатайству ГУЗ «БПНД» о приобщении к материалам дела № 064/01/10-533/2022 документов (исх. от 15.02.2023 № 01-06/125);
  2. Являются ли экономически обоснованными, необходимыми, разумными, оправданными и относимыми затраты на оказание Услуги, указанные в Калькуляции

(с 01.03.2022) приложенной к приказу ГУЗ «БПНД» от 09.02.2022 № 106;

  1. Является ли экономически обоснованным состав медицинского персонала, привлекаемого ГУЗ «БПНД» при оказании Услуги (до 01.03.2022), указанный в Калькуляции (до 01.03.2022), приложенной к ходатайству ГУЗ «БПНД» о приобщении к материалам дела № 064/01/10-533/2022 документов (исх. от 15.02.2023 № 01-06/125);
  2. Является ли экономически обоснованным состав медицинского персонала, привлекаемого ГУЗ «БПНД» при оказании Услуги (с 01.03.2022), указанный в Калькуляции, приложенной к приказу ГУЗ «БПНД» от 09.02.2022 № 106;
  3. Является ли экономически обоснованной, разумной и оправданной стоимость оказания Услуги, применяемая ГУЗ «БПНД» до и после 01.03.2022;
  4. Является ли экономически обоснованным, разумным и оправданным размер рентабельности оказания Услуги, установленный ГУЗ «БПНД» (с 01.03.2022) согласно Калькуляции, приложенной к приказу ГУЗ «БПНД» от 09.02.2022 № 106.

В соответствии с ходатайством СГТУ имени Гагарина Ю.А. о представлении дополнительных материалов, необходимым для проведении экспертизы, Саратовским УФАС России в адрес ГУЗ «БПНД» направлен запрос о представлении информации.

Поступившие из ГУЗ «БПНД» материалы были направлены в адрес экспертной организации.

Определением Комиссии от 13.09.2023 о продлении срока проведения экспертизы по делу № 064/01/10-533/2022 удовлетворено ходатайство СГТУ имени Гагарина Ю.А. о продлении срока проведения экспертизы.

После поступления в Саратовское УФАС России заключения экспертов определением Комиссии от 13.11.2023 о возобновлении рассмотрения дела № 064/01/10533/2022 о нарушении антимонопольного законодательства и назначении дела к рассмотрению, рассмотрение дела № 064/01/10-533/2022 было возобновлено и назначено на 30.11.2023.

23.11.2023 ГУЗ «БПНД» представило пояснения по заключению экспертов СГТУ имени Гагарина Ю.А. (вх. № 11086-ЭП/23 от 23.2023) (далее –Пояснения ГУЗ «БПНД» от 23.11.2023), которые приобщены к материалам дела.

30.11.2023 в рассмотрении дела № 064/01/10-533/2022 был объявлен перерыв до 06.12.2023.

Определением Комиссии от 06.12.2023 об отложении рассмотрения дела № 064/01/10-533/2022 (далее – Определение от 06.12.2023) рассмотрение дела было отложено на 13.12.2023.

Комиссия, проанализировав материалы, собранные в рамках рассмотрения обращения гр. <-> и в ходе рассмотрения дела № 064/01/10-533/2022, пришла к следующим выводам.

В соответствии с абзацем 15 статьи 13 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (далее - Закон об оружии) для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган по месту жительства заявление, составленное по установленной форме, документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы.

На основании подпункта 2 абзаца 20 статьи 13 Закона об оружии лицензия на приобретение, экспонирование или коллекционирование оружия не выдается гражданам Российской Федерации, не имеющим медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием.

Таким образом, прохождение медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием является обязательным для граждан Российской Федерации, изъявивших намерение получить лицензию на приобретение, экспонирование или коллекционирование оружия.

Согласно абзацам 3, 6 статьи 6.1 Закона об оружии медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием включает в себя в том числе психиатрическое освидетельствование, химико-токсикологические исследования наличия в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. При этом, порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, в том числе внеочередного, форма и порядок оформления медицинских заключений по его результатам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Следовательно, установление порядка проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием относится к исключительной компетенции Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее – Минздрав России).

Приказом Минздрава России от 26.11.2021 № 1104н утвержден порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, в том числе внеочередного, и порядка оформления медицинских заключений по его результатам, форм медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинского заключения об отсутствии в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов (далее – Порядок № 1104н). Порядок № 1104н вступил в силу с 01.03.2022.

Пунктом 1 Порядка № 1104н установлено, что медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, в том числе внеочередного ( далее соответственно - медицинское освидетельствование, внеочередное медицинское освидетельствование), включающее психиатрическое освидетельствование, химико-токсикологические исследования наличия в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов (далее - химико-токсикологические исследования), проводится в целях установления у гражданина Российской Федерации, впервые приобретающего оружие на основании лицензии или награжденного оружием, или являющегося владельцем оружия (за исключением граждан Российской Федерации, проходящих службу в государственных военизированных организациях и имеющих воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции), наличия (отсутствия) заболеваний, включенных в Перечень заболеваний, при наличии которых противопоказано владение оружием.

ГУЗ «БПНД» осуществляет свою деятельность на основании Устава ГУЗ «БПНД», утвержденного приказом Министерства здравоохранения Саратовской области от 09.09.2015 № 1275 (далее – Устав).

Согласно Уставу ГУЗ «БПНД» является унитарной некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ и оказания услуг в сфере здравоохранения (абзац 1 пункта 1.1), является юридическим лицом, находящимся в ведении Министерства здравоохранения Саратовской области, и действует в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом (пункт 1.3), предметом деятельности ГУЗ «БПНД» является осуществление медицинской деятельности как одной из основных целей создания учреждения (подпункт 1 пункта 2.2).

Согласно пункту 6.6 Устава ГУЗ «БПНД» вправе сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным настоящим Уставом, в сфере здравоохранения, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 6.3 Устава источниками формирования имущества и финансовых ресурсов ГУЗ БПНД» в том числе являются доходы, полученные от оказания платных услуг и иной приносящей доходы деятельности.

Средства, полученные от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих средств имущество поступают в самостоятельное распоряжение ГУЗ «БПНД» (пункт 6.9 Устава).

Стоимость Услуги в ГУЗ «БПНД» составляет 5000 рублей. Данный факт подтверждается информацией, размещенной на сайте ГУЗ «БПНД» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также копией приказа главного врача ГУЗ «БПНД» от 09.02.2022 № 106 «О внесении изменений в приказ главного врача ГУЗ «БПНД» № 404 от 13.12.2019 «Об утверждении цен на оказание платных медицинских услуг с 01.01.2020г.» (далее – Приказ № 106), представленной ГУЗ «БПНД» в составе письменных пояснений на запрос Саратовского УФАС России (вх. № 4123-ЭП/22 от 21.04.2022) (далее – Пояснения ГУЗ «БПНД» от 21.04.2022). Приказ № 106 вступил в силу 01.03.2022.

Из Пояснений ГУЗ «БПНД» от 21.04.2022 и приложенных к ним материалов следует, что ранее, до 01.03.2022, стоимость Услуги согласно приложению № 2 к приказу главного врача ГУЗ «БПНД» от 13.12.20219 № 404 «Об утверждении цен на оказание платных медицинских услуг с 01.01.2022г.» (далее – Приказ № 404) составляла 760 рублей.

Из Пояснений ГУЗ «БПНД» от 21.04.2022 следует, что существенное увеличение стоимости Услуги связано со вступлением в силу 01.03.2022 приказа Минздрава России от 26.11.2021 № 1104н, утвердившего Порядок № 1104н.

Также из Пояснений ГУЗ «БПНД» от 21.04.2022 следует, что в соответствии с Порядком № 1104н медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием включает следующие медицинские осмотры врачами-специалистами и лабораторные исследования:

  • психиатрическое освидетельствование;
  • медицинский осмотр врачом - психиатром-наркологом;
  • химико-токсикологические исследования биологической жидкости (мочи);
  • лабораторные исследования крови на определение хронического употребления алкоголя в целях диагностики психических расстройств и расстройств поведения, связанных с употреблением алкоголя. 

При этом, при проведении вышеназванного лабораторного исследования крови используются маркеры - углеводдефицитного трансферрина (УДТ). Английский синоним этого вещества carbohydrate-deficient transferrin (CDT), в переводе на русский карбогидратдефицитный трансферрин.

Из Пояснений ГУЗ «БПНД» от 21.04.2022 следует, что при длительной алкоголизации (не менее 60 мл спирта в сутки) УДТ теряет часть сиаловых кислот и приобретает вид новых изоформ. Их нахождение при исследовании биоматериала оценивают в качестве суммарного CDT, значения которого возрастают при употреблении спиртных напитков, длящемся не менее 2 недель. Одноразовые приёмы не меняют уровень показателя. Диагностическая ценность данных сохраняется до 2 недель после последнего принятия алкоголя. В норме содержание УДТ не превышает 1,2%. При полученном значении 2,5% делается вывод о вероятности наличия алкозависимости. Маркер крови на алкоголизм имеет специфичность на уровне 80-90%. Биомаркеры являются веществами, появляющимися в организме на фоне деструкции внутренних органов метаболитами спирта.

По мнению ГУЗ «БПНД», все иные ранее известные способы определения хронического употребления алкоголя не действенны. Они показывают только сиюминутную картину и позволяют произвести функциональную оценку концентрации спирта.

Аналогичные пояснения в ходе рассмотрения обращения гр. <-> были представлены Министерством здравоохранения Саратовской области (вх. № 11-01-27/5924 от 06.05.2022) (далее – Пояснения Министерства здравоохранения Саратовской области от 06.05.2022).

Пунктом 5 Порядка № 1104н установлено, что медицинское освидетельствование включает в том числе лабораторные исследования крови и (или) мочи на определение хронического употребления алкоголя в целях диагностики психических расстройств и расстройств поведения, связанных с употреблением алкоголя.

Как следует из данного перечня, Минздрав России предполагает использование как крови так и мочи в качестве биологического объекта, используемого при проведении лабораторных исследований.

Иными словами, у медицинских организации, оказывающих платную медицинскую услугу по медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, имеется выбор не только биологического объекта (крови или мочи), используемого при проведении лабораторных исследований, но и как следствие, выбор самих лабораторных исследований.

Данное обстоятельство подтверждается письменными пояснениями ГУЗ «СГПНД» на запрос Саратовского УФАС России (вх. № 4196/2022 от 22.04.2022) (далее – Пояснения ГУЗ «СГПНД» от 22.04.2022).

Из Пояснений ГУЗ «СГПНД» от 22.04.2022 следует, что стоимость Услуги составляет 2200 рублей, при этом медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием включает следующие медицинские осмотры врачами-специалистами и лабораторные исследования:

  • психиатрическое освидетельствование;
  • медицинский осмотр врачом - психиатром-наркологом;
  • химико-токсикологические исследования биологической жидкости (мочи);
  • лабораторные исследования мочи на определение хронического употребления алкоголя в целях диагностики психических расстройств и расстройств поведения, связанных с употреблением алкоголя. 

Необходимо отметить, что в Пояснениях ГУЗ «СГПНД» от 22.04.2022 отсутствует указание на недейственность данного способа определения хронического употребления алкоголя, а согласно Пояснениям Министерства здравоохранения Саратовской области от 06.05.2022, оба метода лабораторных исследований, где в качестве биологического объекта используется кровь или моча, на определение хронического употребления алкоголя в целях диагностики психических расстройств и расстройств поведения, связанных с употреблением алкоголя, являются правомерными.

Из письменных пояснений Минзрава России от 21.10.2022 № 30-7/4235 следует, что Порядком № 1104н не конкретизируется процедура проведения лабораторного исследования на определение хронического употребления алкоголя, нет указания на ее двухэтапность с возможностью проведения предварительного и подтверждающего исследования, как это указано в отношении процедуры химико-токсикологического исследования в целях обнаружения и последующей идентификации наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов (пункты 12, 13 Порядка № 1104н).

По мнению Минздрава России, при проведении лабораторного исследования на определение хронического употребления алкоголя в целях диагностики психических расстройств и расстройств поведения, связанных с употреблением алкоголя, в качестве биологического объекта могут быть использованы и кровь, и моча.

Данное обстоятельство подтверждается информацией, представленной органами здравоохранения регионов Российской Федерации.

Таким образом, в случае проведения лабораторных исследований, где в качестве биологического объекта используется кровь, и в случае проведения лабораторных исследований, где в качестве биологического объекта используется моча, потребитель получит один и тот же результат – медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием (в случае установления отсутствия в биологическом объекте запрещенных веществ).

Учитывая изложенное, выбор ГУЗ «БПНД» биологического объекта (крови), используемого при проведении лабораторных исследований в рамках оказания Услуги не противоречит нормативным правовым актам, принятым в сфере здравоохранения.

Между тем, из Пояснений Министерства здравоохранения Саратовской области от 06.05.2022 следует, что предоставление платных медицинских услуг в учреждениях здравоохранения области организовано в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-03 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 (далее – Правила № 1006).

В соответствии с пунктом 8 Правил № 1006 порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей.

Приказом Министерства здравоохранения Саратовской области от 24.04.2013 № 436 утвержден Порядок определения цен (тарифов) на платные медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными учреждениями, в отношении которых министерство здравоохранения Саратовской области осуществляет функции и полномочия учредителя (далее – Порядок № 436).

В соответствии с пунктом 4 Порядка № 436 медицинская организация самостоятельно определяет объём оказания платных услуг по основным видам деятельности в соответствии с перечнем медицинских услуг и рассчитывает их стоимость.

Вместе с тем, пунктом 5 Порядка № 1104н определен полный объем медицинского освидетельствования, включающий следующие медицинские осмотры врачами-специалистами и лабораторные исследования:

  • медицинский осмотр врачом-офтальмологом;
  • психиатрическое освидетельствование;
  • медицинский осмотр врачом - психиатром-наркологом;
  • химико-токсикологические исследования;
  • лабораторные исследования крови и (или) мочи на определение хронического употребления алкоголя в целях диагностики психических расстройств и расстройств поведения, связанных с употреблением алкоголя.

Из письменных пояснений ГУЗ «БПНД», представленных в рамках рассмотрения обращения гр. <-> и в ходе рассмотрения дела № 064/01/10-533/2022, следует, что с 01.03.2022 при оказании Услуги принимают участие следующие медицинские сотрудники:

  • Врач – психиатр-нарколог;
  • Врач – психиатр;
  • Медицинская сестра;
  • Медицинский регистратор;
  • Медицинский регистратор;
  • Фельдшер-лаборант (для ХТИ);
  • Фельдшер-лаборант (для СДТ);
  • Медицинская сестра процедурной;
  • Санитарка;
  • Санитарка (лаборатории);
  • Врач клинической лабораторной диагностики (биолог);
  • Медицинский психолог.

Ввиду отсутствия обоснования привлечения медицинского психолога к оказанию Услуги, а равно как и непривлечения к ее оказанию врача-офтальмолога, Определением от 02.11.2022 Комиссия запросила у ГУЗ «БПНД» письменные пояснения относительно обязанностей основного персонала при оказании Услуги.

Из письменных пояснений ГУЗ «БПНД» от 11.11.2022 следует, что медицинский психолог при оказании Услуги осуществляет функцию по экспериментально-психологическому тестированию.

Установлено, что экспериментально-психологическое тестирование в соответствии с пунктом 5 Порядка 1104н не входит в медицинское освидетельствование при оказании Услуги.

Таким образом, включение медицинского психолога в состав медицинских сотрудников, привлеченных к оказанию Услуги, не является обоснованным.

Из калькуляции, приложенной к приказу ГУЗ «БПНД» от 09.02.2022 № 106 «О внесении изменений в приказ главного врача «ГУЗ «БПНД» от 13.12.2019 № 404 «Об утверждении цен на оказание платных медицинских услуг с 01.01.2020г.» (далее – Приказ № 106), следует, что стоимость оказания Услуги (5000 рублей) сформирована из следующих показателей затрат:

  1. Затраты на оплату труда основного персонала:

Наименование должности:

Затраты (руб):

Врач – психиатр-нарколог

 

Врач - психиатр

 

Медицинская сестра

 

Медицинский регистратор

 

Медицинский регистратор

 

Фельдшер-лаборант (для ХТИ)

 

Фельдшер-лаборант (для СДТ)

 

Медицинская сестра процедурной

 

Санитарка

 

Санитарка (лаборатории)

 

Врач клинической лабораторной диагностики (биолог)

 

Медицинский психолог

 

Итого:

 
  1. Материальные затраты:

Наименование расходных материалов:

Затраты (руб):

«Мультитест» (морфин; марихуана; амфетамин; бензодиазапин; барбитурата; кокаин; метамфетамин; метадон; фенциклидин, экстази (МДМА), трициклические антидепресанты (ТАД), котинин), совместимый с анализатором видеоцифровым иммунохроматографическим «Рефлеком»

 

Перчатки смотровые, процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные

 

Контейнер для сбора биологической жидкости, стерильный 100 мл.

 

Белковые фракции (MINICAP CDT) max 480

 

Контрольная сыворотка для электрофореза CDT

 

Раствор для обработки образцов (MINICAP CDT)

 

Раствор Капиклин (MINICAP CDT)

 

Моющий агент (1 фл по 80 мл) (MINICAP CDT)

 

Дезинфицирующее средство (концентрат) Савир-ПРО

 

Салфетки спиртовые антисептические

 

Пробирка вакуумная с активатором свертывания

 

Итого:

 
  1. Затраты на амортизацию оборудования:

Наименование оборудования:

Затраты (руб):

Система капиллярного электрофореза многофункционального MiniCap

 

Итого:

 
  1. Накладные затраты, относимые на П/У: 
  2. Рентабельность: 

Учитывая необоснованное включение медицинского психолога в состав медицинских сотрудников, привлеченных к оказанию Услуги, включение в стоимость оказания Услуги затрат на оплату его труда также необоснованно.

К аналогичному выводу пришли эксперты СГТУ имени Гагарина Ю.А. при проведении Экспертизы, указав, что состав медицинского персонала при оказании Услуги является экономически обоснованным, за исключением медицинского психолога и санитарки. При этом вывод об исключении затрат на оплату труда санитарки был продиктован установлением факта дублирования ее обязанностей санитаркой (лаборатории).

Кроме того, эксперты СГТУ имени Гагарина Ю.А. в рамках проведения Экспертизы, изучив материалы дела, а также дополнительные материалы, представленные ГУЗ «БПНД» для проведении экспертизы, сформировали калькуляцию стоимости Услуги после 01.03.2023 по результатам оценки экономической обоснованности затрат:

Затраты на оплату труда основного персонала

( руб.)

Затраты материальных запасов (руб.)

Сумма амортизации оборудования, используемого при оказании платной услуги (руб.)

Накладные затраты, относимые на медицинскую услугу

( руб. )

Итого затраты

(руб.)

Рентабельность

Цена услуги

( руб. )

Комиссия, рассмотрев Заключение экспертов, соглашается с приведенным в нем обоснованием изменений в размерах показателей затрат, связанных с оказанием Услуги.

Между тем, Комиссией установлено, что согласно пункту 7 Порядка проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, утвержденного приказом Минздрава России от 30.06.2016 № 441н (действовавшего до 01.03.2022) , медицинское освидетельствование включало в себя в том числе лабораторное исследование на качественное и количественное определение карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови освидетельствуемого (при выявлении врачом-психиатром-наркологом симптомов и синдромов заболевания, при наличии которых противопоказано владение оружием).

Соответственно, до вступления в силу Порядка № 1104н, в случае выявления врачом-психиатром-наркологом симптомов и синдромов хронического употребления алкоголя освидетельствуемый направлялся на лабораторное исследование на качественное и количественное определение карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови.

Согласно калькуляции, прилагавшейся к приказу ГУЗ «БПНД» от 13.12.2019 № 404 «Об утверждении цен на оказание платных медицинских услуг с 01.01.2020г.», стоимость оказании Услуги до 01.03.2023 (760 рублей) формировалась из следующих показателей затрат:

  1. Затраты на оплату труда основного персонала:

Наименование должности:

Затраты (руб):

Врач – психиатр-нарколог

 

Врач - психиатр

 

Медицинская сестра

 

Фельдшер-лаборант

 

Медицинский регистратор

 

Медицинский регистратор

 

Санитарка

 

Итого:

 
  1. Материальные затраты:

Наименование расходных материалов:

Затраты (руб):

Иммунохроматографический набор тестов для выявления десяти видов наркотических соединений в моче (морфин; кокаин; марихуана; амфетамин; метамфетамин; метадон; МДА ( экстази); фенциклидин). «Набор Креатив МП-10»

 

Перчатки одноразовые

 

Банка полимерная с винтовой навинчивающейся крышкой одноразовая для забора и транспортировки биологических материалов на анализ

 

Итого:

 
  1. Оборудование не использовалось.
  2. Накладные затраты, относимые на медицинскую услугу:
  3. Рентабельность:

При выявлении врачом-психиатром-наркологом симптомов и синдромов хронического употребления алкоголя, проводился анализ на CDT.

В данном случае согласно письменным пояснениям ГУЗ «БПНД» от 15.02.2023 стоимость Услуги увеличивалась на :

  1. Затраты на оплату труда основного персонала:

Наименование должности:

Затраты (руб):

Врач клинической лабораторной диагностики (биолог)

 

Фельдшер-лаборант (для CDT)

Медицинская сестра процедурной

Санитарка

Итого:

 
  1. Материальные затраты:

Наименование расходных материалов:

Затраты (руб):

Контрольная сыворотка для электрофореза CDT (норма)

 

Раствор Капиклин (CAPICLEAN)

 

Моющий агент (1 фл по 80 мл)

 

Белковые фракции CDT МИНИКАП (MINICAP CDT MAXI-KIT) (на 450 проб)

 

Раствор для обработки образцов CDT

 

Перчатки одноразовые

 

Пробирка вакуэт

 

Спиртовые салфетки

 

Итого:

 
  1. Затраты на амортизацию оборудования:

Наименование оборудования:

Затраты (руб):

Система капиллярного электрофореза многофункционального MiniCap

 

Итого:

 
  1. Накладные затраты, относимые на медицинскую услугу:
  2. Рентабельность: 

Итоговая стоимость Услуги до 01.03.2023 с дополнительно проводимыми анализами CDT составляла

Эксперты СГТУ имени Гагарина Ю.А. в рамках проведения Экспертизы также сформировали калькуляцию стоимости Услуги до 01.03.2022 по результатам оценки экономической обоснованности затрат:

Затраты на оплату труда основного персонала, руб.

Затраты материальных запасов, руб.

Сумма амортизации оборудования, используемого при оказании платной услуги.

Накладные затраты, относимые на медицинскую услугу

Итого затраты, руб.

Рентабельность

Цена услуги

(  руб.  )

Осуществление специализированной медицинской помощи по психиатрии, психиатрии-наркологии (профилактический прием (о смотр, консультация) врача-психиатра и врача- психиатра-нарколога при проведении предварительного или периодического осмотра) на право владения оружием

Определение карбогидрат-дефицитного трансферина (CD T) в сыворотке крови с забором биоматериала (проведение анализа предусмотрено в случае выявления врачом-психиатром-наркологом симптомов и синдромов заболевания, при наличии которых противопоказано владение оружием)

Комиссия, рассмотрев Заключение экспертов, также соглашается с приведенным в нем обоснованием изменений в размерах показателей затрат, связанных с оказанием Услуги.

Учитывая изложенное, итоговая стоимость Услуги до 01.03.2023 с дополнительно проводимыми анализами CDT могла составлять 

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о сопоставимости стоимости Услуги до 01.03.2022 с дополнительным анализом на CDT  и стоимости Услуги после 01.03.2023 

При таких обстоятельствах, стоимость оказания Услуги в ГУЗ «БПНД»  значительно превышает стоимость, полученную в результате проведения Экспертизы, более чем на

К примеру, инфляция согласно данным Банка России в 2022 году составила

Из Пояснений ГУЗ «БПНД» от 23.11.2023 следует, что ГУЗ «БПНД» до и после 01.03.2023 не обязывало потребителей получать Услугу у них. По мнению ГУЗ «БПНД», потребители могли пройти освидетельствование в частных клиниках и в других медицинских учреждениях.

Комиссия критически относится к данному доводу, поскольку согласно пункту 6 Порядка № 1104н медицинское освидетельствование проводится медицинскими организациями государственной или муниципальной систем здравоохранения по месту жительства (пребывания) гражданина Российской Федерации, проходящего медицинское освидетельствование (далее - освидетельствуемый), имеющими лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающие выполнение работ (услуг) по «медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием», «офтальмологии».

В силу абзаца 2 статьи 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Таким образом, граждане, проживающие на территории г. Балаково Саратовской области, не могут воспользоваться Услугой, не будучи зарегистрированными по месту жительства (пребывания) (например, в г. Саратове) в установленном законом порядке и как следствие лишены возможности выбора места оказания и стоимости данной услуги.

Саратовским УФАС России в ходе рассмотрения дела был проведен опрос среди сотрудников частных охранных организаций (ЧОП), осуществляющих деятельность в г. Балаково Саратовской области.

В частности, сотрудникам ЧОП было предложено ответить на вопрос, касающийся готовности осуществления поездки в другой город Саратовской области для получения Услуги.

Также было предложено указать причины, по которым данные сотрудники были не готовы осуществить поездку в другой город Саратовской области для получения Услуги и сообщить любую информацию относительно получения Услуги.

Из 35 анкет, поступивших в Саратовское УФАС России, в 100% случаев респонденты выразили неготовность к осуществлению поездки в другой город Саратовской области для получения Услуги.

В качестве причин неготовности к осуществлению поездки в другой город Саратовской области для получения Услуги респонденты отмечали в том числе нежелание тратить время на поездку; высокую стоимость поездки и проживания, поскольку получение Услуги может растянуться на два дня.

Также из Пояснений ГУЗ «БПНД» от 23.11.2023 следует, что эксперты СГТУ имени Гагарина Ю.А. при проведении Экспертизы фактически отошли от основ экономики и перешли в плоскость бухгалтерского анализа, и не принимали те или иные расчеты по причине отсутствия документов, имея при этом возможность запросить дополнительные документы.

При этом, какие документы в данном случае имеет ввиду ответчик, он не указывает.

Комиссия критически относится к данному доводу, поскольку дело № 064/01/10-533/2022 было возбуждено по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, т.е. в действиях ГУЗ «БПНД» были усмотрены признаки злоупотребления доминирующим положением на рынке оказания Услуги в связи с установлением монопольно высокой цены.

Преследуя цель всестороннего и полного рассмотрения дела, ГУЗ «БПНД» могло предоставить все возможные документы, сведения и расчеты, обосновывающие установление стоимости Услуги с подробными письменными пояснениями.

Кроме того, в своих Пояснениях ГУЗ «БПНД» от 23.11.2023 указывает на наличие в его распоряжении документов, сведений и расчетов, обосновывающих установление стоимости Услуги, которые могли, но не запросили эксперты СГТУ имени Гагарина Ю.А. при проведении Экспертизы, не указывая и не представляя их.

Таким образом, указанный довод ГУЗ «БПНД» является необоснованным.

Саратовским УФАС России был проведен анализ состояния конкуренции на рынке оказания Услуги на территории г. Балаково Саратовской области.

В результате проведенного анализа было установлено, что ГУЗ «БПНД» занимает на территории г. Балаково Саратовской области доминирующее положение на рынке оказания Услуги.

Следовательно, на действия ГУЗ «БПНД», результатом которых является ущемление интересов неопределенного круга потребителей, а именно действия по установлению монопольно высокой стоимости оказания платной медицинской услуги по медицинскому освидетельствованию на право владения оружием в размере 5000 рублей, распространяются ограничения, установленные Законом о защите конкуренции относительно запрета злоупотребления доминирующим положением.

С учетом изложенного и на основании положений части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции, пунктов 3, 4 статьи 1, абзаца 2 пункта 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) на хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, возлагается общая обязанность воздерживаться от такого использования своей рыночной силы, которое бы приводило к негативным последствиям для конкуренции и (или) непосредственному причинению ущерба иным участникам рынка, включая потребителей, извлечению выгоды из использования доминирующего положения в отношениях с ними.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов неопределенного круга потребителей, в том числе по установлению монопольно высокой цены товара.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации): доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение

состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

На основании изложенного Саратовским УФАС России в действиях ГУЗ «БПНД» были установлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в установлении монопольно высокой цены на оказание платной медицинской услуги по медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием.

Таким образом, монопольно высокая цена может быть установлена только хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, в целях реализации своих интересов за счет злоупотребления монопольной властью и ущемления интересов других хозяйствующих субъектов или граждан. Монопольно высокая цена устойчиво отклоняется в сторону повышения от ее возможного уровня на конкурентном рынке, сложившемся под воздействием спроса и предложения.

Исходя из указанных положений, в антимонопольном законодательстве используются два метода определения монопольно высокой цены товара:

  1. затратный метод;
  2. метод сопоставимых рынков.

В соответствии с частью 1, пунктом 1 части 2 статьи 105.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) затратный метод является методом определения соответствия цены в анализируемой сделке рыночной цене на основании сопоставления валовой рентабельности затрат лица, являющегося стороной анализируемой сделки (группы анализируемых однородных сделок), с рыночным интервалом валовой рентабельности затрат в сопоставимых сделках, определенным в порядке, предусмотренном статьей 105.8 НК РФ. При этом, затратный метод может применяться, в том числе при выполнении работ (оказании услуг) лицами, являющимися взаимозависимыми с продавцом (за исключением случаев, когда при выполнении работ (оказании услуг) используются нематериальные активы, оказывающие существенное влияние на уровень рентабельности затрат продавца);

Анализ рыночной ситуации на рынке оказания Услуг на территории г. Балаково Саратовской области показывает, что ГУЗ «БПНД» занимает доминирующее положение. По итогам 2021 года его доля на указанном рынке составила 100%, что предоставило учреждению возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара, т.е. на объемы реализации и розничные цены на данную услугу.

Доказательством этого является ситуация, сложившаяся на рынке оказания Услуги в г. Балаково Саратовской области с 01.03.2022, когда ГУЗ «БПНД», являясь основным поставщиком данной услуги на территории г. Балаково Саратовской области, установило ее стоимость в размере, превышающем обоснованный размер затрат, связанных с ее оказанием.

Из положений пункта 2 статьи 6 ГК РФ следует, что законодатель приравнивает требования добросовестности, разумности и справедливости к общим началам и смыслу гражданского законодательства. Разумность — стремление участника гражданского оборота при осуществлении принадлежащих ему прав и исполнении лежащих на нем обязанностей соизмерять свое поведение со здравым смыслом, общими принципами делового оборота, правами и охраняемыми законом интересами других субъектов правоотношений.

В силу части 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

По смыслу части 1 статьи 10  Закона о защите конкуренции во взаимосвязи с пунктов 3, 4 статьи 1 и абзацем 2 пункта 1 статьи 10 ГК РФ злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках ( например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

Для признания поведения субъекта злоупотреблением своим доминирующим положением необязательно устанавливать совокупность вышеуказанных форм, достаточно установить лишь одну из них, что соответствует позиции Верховного Суда РФ, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее – Пленум № 2).

Исходя из разъяснений, данных в пункте 13 Пленума № 2, к злоупотреблениям доминирующим положением в указанных видах могут быть отнесены в том числе действия (бездействие), которые не причиняют вреда контрагентам непосредственно (например, цена договора отвечает экономическим интересам контрагента), но могут повлечь наступление неблагоприятных последствий для состояния конкуренции на том рынке, на котором субъект занимает доминирующее положение, либо на смежных товарных рынках и в связи с этим в целом затрагивают интересы покупателей и потребителей соответствующего рынка.

В данном случае ГУЗ «БПНД» не предприняло всех зависящих от него мер по соблюдению запретов, установленных антимонопольным законодательством.

Вина ГУЗ «БПНД» в совершении нарушения, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, заключается в том, что у ГУЗ «БПНД» имелась возможность для соблюдения требований действующего законодательства, а именно запрета на установление монопольно высокой цены оказания Услуги.

Из статей 1, 2, 10 ГК РФ следует, что, предоставляя физическим и юридическим лицам возможность осуществлять принадлежащие им гражданские права по своему усмотрению, законодатель в целях обеспечения прав и интересов других участников гражданского оборота устанавливает рамки дозволенного поведения, выход за которые не допускается.

По смыслу положений статьи 10 ГК РФ и статей 3, 10 Закона о защите конкуренции для констатации злоупотребления правом реализация доминирующим хозяйствующим субъектом гражданских прав (его действия либо бездействия) в каждом конкретном случае должна подвергаться оценке по критерию допустимости пределов осуществления таких прав. Другим критерием соответствующей оценки выступает разумность тех или иных ограничений. При этом во внимание следует принимать и направленность вредных последствий оцениваемых действий.

При этом важно учитывать, что ГУЗ «БПНД» является профессиональным участником рынка, а, соответственно, не мог не знать о запретах, установленных антимонопольным законодательством.

Соблюдение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, установленных антимонопольным законодательством запретов, является его безусловной обязанностью.

Таким образом, указанные действия ГУЗ «БПНД» по установлению монопольно высокой цены оказания Услуги могут расцениваться как злоупотребление доминирующим положением на рынке оказания Услуг, нарушающим права и законные интересы неопределенного круга потребителей, что запрещено пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, Комиссия 13.12.2023 приняла заключение об обстоятельствах дела (далее – Заключение), в котором пришла к выводу, что рассматриваемые действия ГУЗ «БПНД» подлежат квалификации по пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, и отложила рассмотрение дела на 22.12.2023.

18.12.2023 в Саратовское УФАС России поступили возражения ГУЗ «БПНД» на

Заключение (далее – Возражения), в которых помимо доводов, оценка которым была дана в Заключении, указывалось, что Комиссия умышленно исключила представленные доказательства. В частности, по мнению ГУЗ «БПНД», Комиссией был умышленно проигнорирован нормативный документ – Письмо Минздрава России от 23.04.2022 № 155 И/2-6554 (далее – Письмо Минздрава России № 15-5И/2-6554), в котором указывались способы лабораторных исследований хронического употребления алкоголя, ни один из которых в свою очередь не ограничивается только исследованием мочи. При этом, ГУЗ «БПНД» указывает, что Комиссией был сделан неправильный вывод о возможности проведения исследования по моче и по крови.

Комиссия считает данные доводы несостоятельными по следующим основаниям:

  1. ГУЗ «БПНД» в Пояснениях от 12.10.2022 указало на Письмо Минздрава России № 15-5 И/2-6554 о рекомендации применения маркеров, преамбула которого содержала указание на их использование при проведении лабораторных исследований крови и (или) мочи, что не противоречит выводам Комиссии о возможности использования для исследования как крови так и мочи.

 Таким образом, довод об умышленном исключении Комиссии из доказательств имеющегося в материалах дела Письма Минздрава России № 15-5И/2-6554 не соответствует действительности. 

 Вместе с тем, вывод Комиссии о возможности использования для исследования как крови так и мочи при проведении лабораторного исследования на определение хронического употребления алкоголя в целях диагностики психических расстройств и расстройств поведения, связанных с употреблением алкоголя, также подтверждается позицией Минздрава России, изложенной в письме от 21.10.2022 № 30-7/4235.

  1. Пунктом 5 Порядка № 1104н установлено, что медицинское освидетельствование включает в том числе лабораторные исследования крови и (или) мочи на определение хронического употребления алкоголя в целях диагностики психических расстройств и расстройств поведения, связанных с употреблением алкоголя.

При этом, Порядок № 1104н не содержит указания на то, что проведение лабораторного исследования мочи на определение хронического употребления алкоголя в целях диагностики психических расстройств и расстройств поведения, связанных с употреблением алкоголя, не позволит лицу, обратившемуся за получением Услуги, получить медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием.

Из Возражений следует, что Комиссия неправомерно сделала вывод о том, что экспериментально-психологическое исследование не предусматривается Порядком № 1104н. При этом, в обоснование своего довода ГУЗ «БПНД» указывает, что экспериментально-психологическое исследование является способом патопсихологического (психодиагностического) исследования, указанного в абзаце 8 пункта 8 Порядка № 1104н.

Комиссия считает данный довод несостоятельным, поскольку действующим законодательством Российской Федерации в области здравоохранения не предусмотрено, что экспериментально-психологическое исследование является способом патопсихологического (психодиагностического) исследования.

Кроме того, из пункта 8 Порядка № 1104н не следует, что патопсихологические (психодиагностические) исследования проводит медицинский психолог, включение которого в состав медицинских сотрудников, привлеченных к оказанию Услуги, является необоснованным.

Из Возражений следует, что Комиссия неправомерно исключила санитарку из состава Услуги, поскольку ее функции дублируются санитаркой лаборатории. При этом, в обоснование своего довода ГУЗ «БПНД» указывает, что одна из санитарок участвует в исследовании мочи на наличие наркотиков, а другая – в исследовании крови на наличие хронического алкоголизма.

Комиссия считает данный довод несостоятельным, поскольку согласно дополнительной информации, представленной ГУЗ «БПНД» 30.11.2022, в рабочую функцию санитарки входит только уборка помещений, участие ее в исследовании мочи на наличие наркотиков не предусмотрено. Также из дополнительной информации следовало, что рабочая функция санитарки лаборатории наряду с другими обязанностями также включает в себя уборку помещений.

Из Возражений следует, что опрос, проведенный среди ЧОП г. Балаково на предмет возможности поездки в другой город для получения услуги нельзя использовать в статистических исследованиях, поскольку было представлено всего лишь 35 анкет из города с населением 250 тыс. человек. Также в Возражениях указано, что опрос был организован без возможности идентификации по Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), и то, что по известной ГУЗ «БПНД» информации, анкеты по опросу были представлены из одного ЧОПа.

Комиссия считает данный довод несостоятельным, поскольку получателями Услуги являются лица, для которых получение медицинского заключения является необходимым для осуществления профессиональной деятельности, а не все население г. Балаково.

Также Комиссия отмечает, что действующим законодательством не предусмотрены обязательные требования к установлению идентификации респондентов по ЕСИА. Кроме того, известная ГУЗ «БПНД» информация о том, что анкеты по опросу были представлены из одного ЧОПа – носит предположительный характер и опровергается материалами дела № 064/01/10-533/2022, согласно которым в Саратовское УФАС России поступили заполненные анкеты трех охранных организаций, осуществляющих деятельность в г. Балаково.

Учитывая изложенное, доводы, приведенные в Возражениях, не указывают на отсутствие в действиях ГУЗ «БПНД» нарушения антимонопольного законодательства.

Кроме того, Комиссия отмечает, что 17.02.2023 в ходе заседания по делу № 064/01/10-533/2022 представитель ГУЗ «БПНД» пояснил, что в феврале 2023 года был произведен новый расчет стоимости Услуги, в результате чего ее стоимость также составила 5000 рублей, при этом возросла себестоимость услуги до 4868,70 рублей, что на 892,51 рублей выше стоимости услуги, рассчитанной в 2022 году. Сохранение стоимости услуги было достигнуто за счет снижения рентабельность (прибыли) с 25,7% до 2,7%.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о возможности снижения ранее установленной ГУЗ «БПНД» стоимости Услуги, включающей в себя высокий уровень рентабельности, в том числе за счет его снижения.

Из материалов дела следует, что рассматриваемые действия ГУЗ «БПНД», выразившееся в установлении монопольно высокой цены оказания Услуги, не соответствуют запретам, установленным пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку нарушают права и законные интересы неопределенного круга потребителей.

Поскольку Комиссия не располагает сведениями о принятии ГУЗ «БПНД» мер, направленных на обеспечение конкуренции, считает необходимым выдать предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Ответственность за указанные действия предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьи 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать действия ГУЗ «БПНД» по установлению монопольно высокой цены оказания платной медицинской услуги по медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием (далее – Услуга) в размере 5000 рублей нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
  2. Основания для прекращения производства по делу № 064/01/10-533/2022 в отношении ГУЗ «БПНД» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции отсутствуют.
  3. Выдать ГУЗ «БПНД» предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции:
    1. В течение 10 рабочих дней с момента получения предписания прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а именно установить экономически обоснованную цену Услуги с учетом позиции Саратовского УФАС России, изложенной в решении по делу № 064/01/10-533/2022.
    2. О выполнении предписания сообщить в Саратовское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.
  4. Передать соответствующему должностному лицу Саратовского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по выявленным признакам административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд и в течение одного месяца со дня его принятия в коллегиальный орган ФАС России.

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны