Решение №9/18тр о прекращении от 26 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е  № 9/18тр

Резолютивная часть решения оглашена 12 апреля 2019 года

Решение в полном объеме изготовлено 26 апреля 2019 года                                         г. Саратов

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

  1. ......................... –– заместитель руководитель управления, председатель Комиссии;
  2. ......................... – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти;
  3. ......................... – ведущий специалист отдела контроля обязательных процедур, член Комиссии,

рассмотрев дело № 9/18 тр по признакам нарушения ФГУП «Почта России» (УФПС Саратовской области – филиала ФГУП «Почта России») ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии заявителя ........................, а также представителя ФГУП «Почта России» .......................... (доверенность №79 от 28.03.2018),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Саратовское УФАС России поступило заявление гр. .................... на действия ФГУП «Почта России» (УФПС Саратовской области Филиал ФГУП «Почта России»), выразившиеся в завышении стоимости арендной платы за пользование ячейкой абонементного почтового шкафа.

Из заявления следует, что Заявитель с 2003 года является арендатором ячейки абонементного почтового шкафа. С декабря 2016 года Заявителю устно сообщили об изменении тарифа и суммы, взимаемые с Заявителя, были разными:

  • 02.12.2016 – 525,00 руб.;
  • 03.03.2017 – 495,00 руб.;
  • 02.06.2017 – 510,00 руб.;
  • 04.09.2017 – 440,00 руб.;
  • 05.12.2017 – 440,00 руб.;
  • 02.03.2018 – 270,00 руб.;
  • 05.06.2018 – 510,00 руб.

Согласно объяснениям сотрудников почты с Заявителя ежеквартально за один из месяцев бралась плата по тарифу «За первый месяц при заключении нового договора» либо по тарифу «За первый месяц при пролонгации существующего договора», при этом договоры Заявителю не выдавались.

По мнению Заявителя, тарифы «За первый месяц при заключении нового договора» и «За первый месяц при пролонгации существующего договора» необоснованно завышены по сравнению с тарифом «За каждые последующие месяцы».

Саратовским УФАС России у ФГУП «Почта России» была запрошена необходимая информация.

В ответ ФГУП «Почта России» представило Приказ Генерального директора ФГУП «Почта России» от 30.11.2016 № 545-п «Об установлении тарифов на услугу «Абонирование ячейки почтового шкафа».

Согласно п. 2.1 Приказа от 30.11.2016 № 545-п директорам макрорегионов предприятия надлежит установить тарифы на Услугу в разрезе УФПС – филиалов ФГУП «Почта России» не ниже Базовых тарифов, довести их до сведения УФПС филиалов ФГУП «Почта России», обособленных структурных подразделений.

Согласно п. 6 Приказа от 30.11.2016 № 545-п для Макрорегиона Волга-2, к которому относится УФПС Саратовской области филиала ФГУП «Почта России», на услугу «Абонирование ячейки абонементного почтового шкафа» установлены следующие базовые тарифы:

Для физических лиц:

  • Тарифы для ППТ1 – 127,12 руб. без НДС; 150,00 руб. с НДС.;
  • Тарифы для ППТ2 – 110,17 руб. без НДС, 130,00 руб. с НДС.;
  • Тарифы для ППТ3 – 93,22 руб. без НДС, 110,00 руб. с НДС.

При этом ППТ1 – 1-й месяц абонирования при заключении договора; ППТ2 – 1-й месяц абонирования при пролонгации договора; ППТ3 – каждый последующий месяц (кроме 1-го).

Согласно Приказу Врио директора УФПС Саратовской области филиал ФГУП «Почта России» от 29.12.2017 № 184-п «О введении в действие тарифов на дополнительные услуги» с 01.01.2018 надлежит ввести в действие следующие тарифы на услугу «Абонирование ячейки абонементного почтового шкафа за 1 месяц»:

Для физических лиц:

  • За 1-й месяц при заключении договора – 330,00 руб. с НДС.;
  • За 1-й месяц при пролонгации договора – 270,00 руб. с НДС.;
  • За каждый последующий месяц (кроме 1-го) – 90,00 руб. с НДС.

Таким образом, тарифы «За 1-й месяц при заключении договора» и  «За 1-й месяц при пролонгации договора» физических лиц значительно превышают базовые тарифы.

Согласно ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Возможность оказывать решающее влияние на условия обращения услуг по абонированию ячейки абонементного почтового шкафа обусловлена состоянием конкуренции и положением хозяйствующего субъекта на рынке услуг общедоступной почтовой связи.

Состояние конкуренции на рынке услуг по абонированию ячейки абонементного почтового шкафа неразрывно связано и является производным по отношению к рынку оказания услуг общедоступной почтовой связи.

Таким образом, ФГУП «Почта России» занимает доминирующее положение на рынке услуг по абонированию ячейки абонементного почтового шкафа.

В соответствии с п. 1 ч. 1  ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Таким образом, в действиях ФГУП «Почта России» (УФПС Саратовской области – филиала ФГУП «Почта России»), выразившихся в установлении монопольно высокой цены на тарифы «За 1-й месяц при заключении договора» и  «За 1-й месяц при пролонгации договора» для юридических и физических лиц на территории Саратовской области, содержатся признаки нарушения п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона защите конкуренции.

В ходе анализа представленных документов и информации, а также нормативно-правовой базы установлено следующее.

В Саратовское УФАС России поступили пояснения ФГУП «Почта России», из которых следовало, что Приказы УФПС Саратовской области филиала ФГУП «Почта России» от 29.12.2017 №184-п «О введении в действие тарифов на дополнительные услуги» и №300 от 20.12.2017 «Об установлении тарифов на дополнительные услуги» изданы для обеспечения введения в действие тарифов, установленных и введенных Приказом ФГУП «Почта России» №466-п от 28.11.2017.

Тарифы, установленные Приказом ФГУП «Почта России» № 466-п от 28.11.2017 «Об установлении тарифов на услугу «Абонирование ячейки абонементного почтового шкафа» были предметом рассмотрения ФАС России в рамках дела № 1-10-39/00-11-18, по результатам рассмотрения которого принято решение от 19.09.2018 и выдано предписание. Указанные решение и предписание были оспорены ФГУП «Почта России» в судебном порядке в рамках дела № А40-245834/2018. Рассмотрение настоящего дела было приостановлено до рассмотрения дела № А40-245834/2018, поскольку последнее имеет значение для рассмотрения дела № 9/18 тр.

Как следует из решения Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40-245834/2018 суд пришел к выводу о том, что ФАС России правомерно признала действия ФГУП «Почта России» нарушением п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции путем установления монопольно высоких тарифов на услугу по абонированию ячейки почтового абонементного шкафа. При этом, суд отмечает, что Приказ № 466-п распространяет свое действие на всю территорию Российской Федерации, то есть заложенная в него методика ценообразования минимально возможного тарифа обязательна к применению в каждом субъекте Российской Федерации. ФГУП «Почта России» осуществляет деятельность в области услуг почтовой связи, и как следствие, неразрывно связанную услугу по абонированию ячейки абонементного почтового шкафа, в соответствии с лицензией на территории Российской Федерации, с учетом чего географические границы рынка определены как территория Российской Федерации. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Комиссия ФАС России правомерно в соответствии с пунктом 3.25 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345, установила доминирующее положение ФГУП «Почта России» на рынке услуг по абонированию ячейки абонементного почтового шкафа на территории Российской Федерации. Суд также отмечает, что значительное превышение предельного уровня рентабельности, предусмотренного законодательством, в отсутствие объективных факторов для повышения тарифа доказывает установление монопольно высокой цены на услуги. Указанные обстоятельства подтверждают тот факт, что цена на услугу по абонированию ячейки абонементного почтового шкафа существенно превышает сумму необходимых для реализации данной услуги расходов и прибыли. По результатам рассмотрения дела, антимонопольным органом было выдано предписание от 19.09.2018 по делу №1-10-39/00-11-18. При этом, суд отмечает, что приведенные обществом доводы представляют собой лишь констатацию факта его несогласия со сделанными антимонопольным органом выводами, а потому, ввиду отсутствия доказательств ошибочности таких выводов, не могут являться основанием для признания оспариваемого решения недействительным в контексте ст.ст. 198, 200, 201 АПК РФ.

06.03.2019 Девятый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40-245834/2018

Таким образом, установление факта нарушения антимонопольного законодательства, а именно п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона защите конкуренции в отношении рассматриваемых комиссией действий ФГУП «Почта России» (УФПС Саратовской области – филиала ФГУП «Почта России»), выразившихся в установлении монопольно высокой цены на тарифы «За 1-й месяц при заключении договора» и  «За 1-й месяц при пролонгации договора» для юридических и физических лиц на территории Саратовской области, подтверждается  вступившим в силу решением ФАС России по делу № 1-10-39/00-11-18.

Согласно ст. 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе в случае наличия вступившего в силу решения антимонопольного органа об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых комиссией действий (бездействия).

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1 – 4 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия:

 

РЕШИЛА:

Рассмотрение дела № 9/18тр прекратить в связи с наличием вступившего в силу решения антимонопольного органа об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых комиссией действий.

Председатель Комиссии                                                         

 

Члены Комиссии

 

В соответствии со ст. 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны