Предупреждение б/н Предупреждение ООО "ГазТехСервис" от 3 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 (далее – Положение), территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства. Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

В ходе реализации полномочий по недопущению действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению и ( или) устранению конкуренции, установлено, что в апреле 2023 года в Саратовское УФАС России поступили обращения граждан о распространении через почтовые ящики многоквартирных жилых домов г. Саратова листовок ООО «ГазТехСервис» ( ОГРН 1227700070399, ИНН/КПП 9701196541/770101001, 105082, г. Москва, ул. Большая Почтовая, д. 26 В, стр. 2, ком. 17) «Техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в 2023 году» (далее – Листовки).

Листовки содержали: изображение логотипа ООО «ГазТехСервис», реквизиты для осуществления оплаты, контактную информацию ООО «ГазТехСервис», номер лицевого счета, адрес абонента, поле для заполнения абонентом персональных данных, указание «Внимание!!! При оплате указывайте НАЗНАЧЕНИЕ ПЛАТЕЖА Оплата за ТО ВКГО по ЛС 74028502800», наименование услуги, стоимость работ, итоговая цена, поля для проставления даты и подписи.

Далее в Листовках указывалась информация:

  • «Услуги по техническому обслуживанию газоиспользующего оборудования оплачиваются единовременно на всю стоимость работ (1 раз в год) не позднее дня проведения работ»;
  • «Согласно правилам поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ 21.07.2008г. №549, Вы обязаны заключить договор о техническом обслуживании и ремонте ВКГО со специализированной организацией, также уведомляем, что отсутствие договора о техническом обслуживании и ремонте ВКГО является основанием для приостановления газоснабжения по данному адресу.»;
  • «Предложение-оферта па заключение договора ТО ВКГО»; – «Уважаемые абоненты!

Согласно Постановлению Правительства РФ от 14.05.2013г. №410 обязанность каждого потребителя сетевого природного газа заключение договора на техническое обслуживание и проведение ежегодного обслуживания газового оборудования.

Наша компания ООО «ГазТехСервис» имеет штат квалифицированных сотрудников и проводит работы строго по нормативно-технической документации. При обходах квартир согласно договору на техническое обслуживание внугриквартирного газового оборудования мы отслеживаем работу своих слесарей, что позволяет поднять работу нашей организации на высочайший уровень.

Вы вправе самостоятельно выбирать специализированную организацию и заключить договор на техническое обслуживание газового оборудования.

Перед оплатой убедитесь, что у Вас не заключен договор на техническое облуживание газового оборудования, если договор со специализированной организацией заключен и Вас удовлетворяет качество и порядок выполнения услуг (работ), то оплачивать ничего не нужно.

Вы вправе присоединиться к договору Публичной оферты ООО «ГазТехСервис», размешенной на официальном сайте www.gaztechservice.ru, путем оплаты данного предложения (данное предложение не является платежным документом для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги по смыслу ч.10.3 ст.5 ФЗ «О рекламе»). После оплаты Вам необходимо позвонить по телефону +7 (8452) 40-94-04 и согласовать удобное время для проведения технического обслуживания. В письменном виде договор будет заключен непосредственно при оказании услуг. Договор на техническое обслуживание внугриквартирного газового оборудования заключается на 3 года.»; – «Адрес абонента».

Приказом Минстроя России от 26.01.2018 № 43-пр утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.

Распространяемые Листовки выполнены в стиле, схожем с платежными документами за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, что создает у потребителей иллюзию обязательности внесения платежа.

Кроме того, иллюзия обязательности внесения платежа усиливается посредством указания в Листовках со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549, что «отсутствие договора о техобслуживании является основанием для приостановления газоснабжения по данному адресу». Указание в Листовке о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в 2022 году того, что «после оплаты Вам необходимо позвонить по телефону +7 (8452) 40-94-04 и согласовать удобное время для проведения технического обслуживания», свидетельствует о невозможности заключения договора на этот период, но создает впечатление о необходимости оплатить уже оказанные в 2022 году услуги.

Между тем, осуществление платежа по данным Листовкам не является обязательным, поскольку потребителями не заключался договор на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования с ООО «ГазТехСервис».

Листовки содержат указание «Предложение-оферты на заключение договора ТО ВКГО», однако при этом, они распространяются без приложения проекта договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (ТО ВДГО/ВКГО). Кроме того, в Листовках указывается, что в письменном виде договор будет заключен при оказании услуг, то есть после оплаты.

При проверке возможности произвести оплату посредством указанного в Листовках QR- кода установлено, что приложение «Сбербанк Онлайн» считывает указанный QR-код и осуществляет переход на страницу оплаты с указанием реквизитов компании ГАЗТЕХСЕРВИС, реквизитов оплаты, поля для заполнения ФИО плательщика, а также адреса, упомянутого в Листовке.

Таким образом, рассматриваемые Листовки нельзя рассматривать как предложение оферты на заключение договора ТО ВКГО, поскольку она фактически позволяет произвести оплату за ТО ВКГО по конкретному адресу.

Учитывая изложенное, распространяемые Листовки по сути являются квитанциями на оплату услуг ТО ВКГО при отсутствии заключенного с жильцами многоквартирных домов соответствующего договора ТО ВДГО/ВКГО.

Информация о том, что потребителям предлагается присоединиться к договору Публичной оферты ООО «ГазТехСервис», размещенной на сайте организации, размещена внизу Листовки и оформлена мелким шрифтом.

При таких обстоятельствах привлечение клиентов осуществляется не в форме, которая может заинтересовать потребителя получить услугу за счет привлекательных условий или исключительных характеристик товаров, услуг, репутации и опыта организации, а в форме распространения Листовок в виде квитанций за оплату услуг, т.е. документа, побуждающего потребителей на совершение действий, якобы обязательных к исполнению. Необходимо учитывать, что Листовки распространяются среди потребителей – простых граждан, которые не обладают специальными знаниями, в том числе в области права, относительно понятий Публичной оферты, порядка заключения договоров и пр.

На сайте Государственной жилищной инспекции Саратовской области (https://saratov.gov.ru/gov/auth/zhilinspec/)  размещен Реестр организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования на территории Саратовской области (далее – Реестр).

Согласно Реестру в него входят 96 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе ООО «ГазТехСервис».

Таким образом, рынок по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования на территории Саратовской области является конкурентным, в связи с чем распространение подобных Листовок может привести к оттоку части потребителей, введенных в заблуждение относительно необходимости заключения договора ТО ВКГО именно с ООО «ГазТехСервис».

Согласно п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции, под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В соответствии с п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции, конкуренцией является соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии со статьей 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной, или торговой деятельности конкурента.

Согласно ст. 14.2 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении:

  1. качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;
  2. количества товара, предлагаемого к продаже, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;
  3. места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя;
  4. условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара.

Согласно ст. 14.8 Закона о защите конкуренции не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными ст.ст. 14.1 - 14.7 Закона о защите конкуренции.

При этом, под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (п. 9 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Приобретение преимуществ перед конкурентами возможно, в основном, двумя способами:

- посредством воздействия на потребителей, что в свою очередь обеспечивает увеличение объема реализации товара;

- посредством внесения в процесс производства изменений, которые направлены на снижение издержек либо повышение качества продукции.

Согласно абз. 3 п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» при рассмотрении спора о нарушении запрета недобросовестной конкуренции должны быть установлены в совокупности:

- факт осуществления хозяйствующим субъектом действий, способных оказать влияние на состояние конкуренции;

- отличие избранного хозяйствующим субъектом способа конкуренции на рынке от поведения, которое в подобной ситуации ожидалось бы от любого субъекта, преследующего свой имущественный интерес, но не выходящего за пределы осуществления гражданских прав и честной деловой практики;

- направленность поведения хозяйствующего субъекта на получение преимущества, в частности имущественной выгоды или возможности ее извлечения, при осуществлении экономической деятельности за счет иных участников рынка, в том числе посредством оказания влияния на выбор покупателей (потребителей), на возможность иных хозяйствующих субъектов, конкурирующих добросовестно, извлекать преимущество из предложения товаров на рынке, на причинение вреда хозяйствующим субъектамконкурентам иными подобными способами (например, в результате использования ( умаления) чужой деловой репутации ).

В действиях ООО «ГазТехСервис» содержатся квалифицирующие признаки недобросовестной конкуренции, предусмотренные п. 4 ст. 14.2 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в рассматриваемом случае – это введение в заблуждение потребителей относительно природы самого документа и обязательности оплаты за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования, а также ст. 14.8 Закона о защите конкуренции в виде недобросовестной формы привлечения денежных средств, способствующая оттоку потребителей от конкурента.

В соответствии с ч. 2 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается хозяйствующему субъекту в случае выявления признаков нарушения ст.ст. 14.2, 14.8  Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием в действиях ООО «ГазТехСервис», которые содержат признаки нарушения п. 4 ст. 14.2, ст. 14.8 Закона о защите конкуренции, выразившихся в распространении среди жильцов многоквартирных жилых домов г. Саратова листовок за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования с указанием QRкода, позволяющего произвести оплату по конкретному адресу, лицевому счету при отсутствии заключенного с жильцами многоквартирных домов соответствующего договора, что вводит в заблуждение потребителей относительно природы самого документа и обязательности оплаты за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования, а также является недобросовестной формой привлечения денежных средств, способствующей оттоку потребителей от конкурентов, Саратовское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает ООО «ГазТехСервис» о необходимости совершения действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

- прекращения распространения среди жильцов многоквартирных жилых домов г. Саратова Листовок на оплату за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования с указанием QR-кода, позволяющего произвести оплату по конкретному адресу, лицевому счету при отсутствии заключенного с жильцами многоквартирных домов соответствующего договора.

Предупреждение подлежит исполнению в течение 10 дней с момента его получения.

О выполнении предупреждения сообщить в Саратовское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны