Решение б/н Решение по делу № 064/01/10-673/2022 от 30 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 064/01/10-673/2022

Резолютивная часть решения оглашена 23 декабря 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено 30 декабря 2022 года                                     г. Саратов

Комиссия Саратовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 064/01/10-673/2022 (далее – Комиссия) в составе:

  1. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
  2.  – начальник отдела контроля рынков, член Комиссии;
  3. – старший государственный инспектор отдела контроля рынков, член Комиссии,

в присутствии представителя АО «Ситиматик» - (доверенность от

06.06.2022 № 96) , председателя СНТ «Тембр» - ,

рассмотрев дело № 064/01/10-673/2022 в отношении АО «Ситиматик» ( ОГРН 1117746488232 , ИНН/КПП 7725727149/770401001, юридический адрес: 119435, г. Москва, вн.тер.г. МО Хамовники, пер. Большой Саввинский, д. 12, стр. 6) (далее также – Саратовский региональный оператор) по признакам нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2007 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В соответствии со ст. 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В соответствии с п. 6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 (далее – Положение), территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п.

6.5.1 Положения).

25.05.2022  в ходе заседания Межотраслевого совета потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при Губернаторе Саратовской области обсуждалась деятельность Саратовского регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также – ТКО) на территории Саратовской области, в частности рассматривался вопрос о нарушении Саратовским региональным оператором своих обязательств по надлежащему вывозу ТКО, в том числе из некоммерческих садоводческих товариществ, расположенных на присоединенных к МО «Город Саратов» территориях.

По имеющейся информации, ввиду плотного расположения участков садово-дачных объединений граждан, расположенных в районе с. Вязовка, пос. Вольновка, а также ж/д станций «Расловка 2», «259 км» и отсутствием земель общего пользования в некоммерческих садоводческих товариществах, невозможно создать площадки накопления ТКО в соответствии с требованиями санитарных правил. При этом, не все СНТ заключили договоры с Саратовским региональным оператором.

30.05.2022  на сайте Информационного агентства «Взгляд-Инфо» была опубликована статья «Дачники из нового Саратова просят о помощи в вывозе мусора»

(https://www.vzsar.ru/news/2022/05/30/dachniki-iz-novogo-saratova-prosyat-opomoschivvyvozemysora.html) (далее – Статья). Из Статьи следовало, что в редакцию Информационного агентства «Взгляд-Инфо» обратились владельцы дачных участков СНТ «Горизонт-3», расположенного в поселке Расловка Гагаринского района Саратова. Они представили видеозапись, на которой была запечатлена свалка мусора, а также пояснили, что вывоз мусора не осуществляется с прошлого года.

27.07.2022 в адрес Саратовского УФАС России поступило заявление от СНТ «Тембр» о нарушении Саратовским региональным оператором договора от 11.02.2021

№ 42/312/0013785 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – Договор). Из заявления следует, что рядом с СНТ «Тембр» (д. Расловка) и остановкой электрички «259 км» была оборудована площадка для складирования ТКО и последующего вывоза на полигон для утилизации, при этом данной площадкой пользовались также несколько некоммерческих садоводческих товариществ, расположенных рядом с СНТ «Тембр». За 2022 год Саратовский региональный оператор ни разу не осуществил вывоз ТКО с указанной площадки, предназначенной для вывоза ТКО, выставляя при этом счета за оказанные услуги.

Также из заявления СНТ «Тембр» следует, что в приложении к Договору отсутствует информация о месте накопления ТКО, а также данные о нахождении (месторасположении) контейнерной площадки. При этом, в своем письме от 20.05.2021 № 18585/21 Саратовский региональный оператор указывает, что до согласования и внесения органом местного самоуправления контейнерной площадки СНТ «Тембр» в реестр мест накопления ТКО необходимо использовать ближайшую контейнерную площадку.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации): доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Саратовским УФАС России был проведен анализ состояния конкуренции на рынке оказания услуг по обращению с ТКО на территории Саратовской области.

В результате проведенного анализа было установлено, что АО «Ситиматик» занимает на территории Саратовской области доминирующее положение на рынке оказания услуг по обращению с ТКО.

С учетом изложенного и на основании положений ч. 1 ст. 2 Закона о защите конкуренции, пп. 3 - 4 ст. 1, абз. 2 п. 2 ст. 10 ГК РФ на хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, возлагается общая обязанность воздерживаться от такого использования своей рыночной силы, которое бы приводило к негативным последствиям для конкуренции и (или) непосредственному причинению ущерба иным участникам рынка, включая потребителей, извлечению выгоды из использования доминирующего положения в отношениях с ними.

В связи с наличием в бездействии Саратовского регионального оператора, результатом которого является ущемление интересов неопределенного круга потребителей, выразившемся в неоказании услуг по обращению с ТКО некоммерческим садоводческим товариществам Гагаринского административного района МО г. Саратова, признаков нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, издан приказ Саратовского УФАС России от 03.08.2022 № 94 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Отношения в сфере обращения с ТКО, образующимися в результате деятельности членов некоммерческих садоводческих товариществ, регулируются в том числе: Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ); Федеральным законом от 24.06.1998 № 89- ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления); Федеральным законом от 29.07.2017 № 217- ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о ведении гражданами садоводства и огородничества); Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон о санитарноэпидемиологическом благополучии населения); Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 ( далее – Правила № 1156); Правилами обустройства мест (площадок ) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039 (далее - Правила № 1039); Сводом правил № 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30- 02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)», утвержденным приказом Минстроя России от 14.10.2019 № 618 /пр) (далее – Свод правил); Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 (далее – Санитарные правила).

В соответствии с абз. 21 ст. 1 Закона об отходах производства и потребления под ТКО понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

Согласно абз. 26 ст. 1 Закона об отходах производства и потребления оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно абз. 27 ст. 1 Закона об отходах производства и потребления региональный оператор по обращению с ТКО (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии с Соглашением № 1, заключенным между Министерством природных ресурсов и экологии Саратовский области и АО «Управление отходами», по результатам конкурсного отбора АО «Управление отходами» было определено в качестве регионального оператора по обращению с ТКО на территории Саратовской области (Зона деятельности 1).

Согласно п. 4 Соглашения № 1, в Зону деятельности 1 Саратовского регионального оператора входит в том числе МО «Город Саратов».

В соответствии с Соглашением № 2, заключенным между Министерством природных ресурсов и экологии Саратовский области и АО «Управление отходами», по результатам конкурсного отбора АО «Управление отходами» было определено в качестве регионального оператора по обращению с ТКО на территории Саратовской области (Зона деятельности 2).

Согласно п. 4 Соглашения № 2, в Зону деятельности 2 Саратовского регионального оператора входит том числе Саратовский муниципальный район.

20.04.2021 АО «Управление отходами» было переименовано в АО «Ситиматик».

01.01.2022 Саратовский муниципальный район был преобразован в административный район МО «Город Саратов» с присвоением ему впоследствии наименования «Гагаринский».

Таким образом, АО «Ситиматик» является Саратовским региональным оператором по обращению с ТКО.

Образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 № 309-ЭС15-13978) , следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.

Согласно ч. 4 ст. 24.7 Закона об отходах производства и потребления собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

Отсутствие заключенного между СНТ и Саратовским региональным оператором договора не препятствует последнему оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением по цене, указанной Саратовским региональным оператором на основании установленного тарифа, что прямо предусмотрено п. 5 ст. 24.7 Закона об отходах производства и потребления, п. 8 (18) Правил № 1156.

В своих пояснениях АО «Ситиматик» указывает, что создание и содержание мест ( площадок) накопления ТКО на территории некоммерческих садоводческих товариществ относится к полномочиям собственника земельного участка или органов местного самоуправления и то, что в соответствии с п. 13 Правил № 1156 региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз, вывоз ТКО, образовавшихся на территории СНТ, у которых отсутствуют индивидуальные площадки для накопления ТКО, осуществляется из мест (площадок) накопления ТКО общего пользования, сведения о которых содержатся в территориальной схеме обращения с отходами. Сведения об СНТ, в пределах участков которых возможно/невозможно обустроить место накопления ТКО, у Саратовского регионального оператора отсутствуют.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 8 Закона об отходах производства и потребления к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относится в том числе создание и содержание мест ( площадок ) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Согласно п. 1 ст. 7 Закона о ведении гражданами садоводства и огородничества товарищество образуется для создания благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с ТКО, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).

В соответствии с абз. 1 п. 19.21 Соглашений № 1 и 2, Саратовский региональный оператор обязан не допускать размещение ТКО в зоне деятельности 1 и 2 на земельных участках, не предназначенных для этих целей и указанных в документации об отборе, обеспечить выявление и ликвидацию мест несанкционированного размещения ТКО в зоне деятельности с составлением соответствующего акта.

Способы организации вывоза ТКО предусмотрены п. 10 Правил № 1156, согласно которому в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами:

в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии

соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно абз. 2 п. 15 Санитарных правил допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках).

Таким образом, при наличии обстоятельств, препятствующих сбору и вывозу ТКО в некоммерческих садоводческих товариществах, Саратовским региональным оператором в целях создания санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предотвращения размещения ТКО на земельных участках, не предназначенных для этих целей, может использоваться бестарный метод сбора и вывоза ТКО (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках).

В ходе рассмотрения дела № 064/01/10-673/2022 в Саратовское УФАС России 19.08.2022 поступили письменные пояснения Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области (далее – Пояснения).

Из Пояснений следует, что законодательством Российской Федерации не раскрывается, на каких именно лиц помимо органов местного самоуправления возлагается обязанность по созданию мест (площадок) накопления ТКО.

Однако ч. 4 п. 2.7 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Саратовской области, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 07.02.2022 № 48 ( далее - Порядок), предусмотрено, что бремя содержания мест (площадок) накопления ТКО, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов на территории садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ несут садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества.

Информация о нахождении мест (площадок) накопления ТКО на территории субъекта Российской Федерации также подлежит отражению в территориальной схеме обращения с отходами, разрабатываемой и утверждаемой уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 3 ст. 13.3 Закона об отходах производства и потребления).

Также из Пояснений следует, что на территории Саратовской области территориальная схема обращения с отходами утверждена приказом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 30.05.2020 № 262 и размещена на официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Дополнительные разделы» (далее –ТСОО).

Кроме того, Комиссией установлено, что администрацией МО «Город Саратов» в соответствии с Правилами № 1039 создан и ведется реестр мест (площадок) накопления ТКО (далее – Реестр), который представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления ТКО.

В ходе рассмотрения дела представитель АО «Ситиматик» поддержал позицию, изложенную в Пояснениях АО «Ситиматик», при этом он отметил, что в связи с тем, что создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО на территории садово-дачных объединений граждан относится к полномочиям собственника земельного участка или органов местного самоуправления в установленных Законом случаях и то, что в соответствии с п. 13 Правил № 1156 региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз, вывоз ТКО, образовавшихся на территории СНТ, у которых отсутствуют индивидуальные места ( площадки) для накопления ТКО, осуществляется из мест (площадок) накопления ТКО общего пользования, сведения о которых содержатся в ТСОО.

Однако в связи с отсутствием информации в Реестре, и отсутствием информации в ТСОО о местах (площадках) накопления ТКО для СНТ «Тембр», а также в связи с неисполнением возложенных Законом на СНТ «Тембр» обязанностей по обустройству места (площадки) накопления ТКО, услуга для СНТ «Тембр» оказывается в ближайших местах накопления ТКО.

Представитель АО «Ситиматик» добавил, что, учитывая общедоступность мест ( площадок) для накопления ТКО и обязанность собственников ТКО утилизировать отходы, собственники отходов не лишены возможности получения услуги по обращению с ТКО, используя ближайшие общие места (площадки) для накопления ТКО. Представитель АО «Ситиматик» также пояснил, что проблема вывоза ТКО является актуальной для Гагаринского района, поскольку в нем расположено большое количество садовых некоммерческих товариществ (СНТ), при этом плотное расположение участков СНТ не позволяет организовать места (площадки) накопления ТКО, ввиду чего места (площадки) накопления ТКО, определенные в ТСОО, предназначены для нескольких СНТ. Зачастую у СНТ отсутствует инициатива не только по созданию собственных мест ( площадок ) накопления ТКО, но и по обращению в органы муниципальной власти для оказания содействия в выделении земель общего пользования для создания мест ( площадок ) накопления ТКО. В первом случае СНТ опасаются, что на их площадке будут осуществлять несанкционированное накопление ТКО члены других СНТ, что приведет к образованию несанкционированной свалки, поскольку количество контейнеров будет определено исходя из потребностей конкретного СНТ. Во втором случае СНТ опасаются ответственности, поскольку при выделении земель общего пользования для создания мест (площадок) накопления ТКО, на конкретное СНТ будет возложено бремя его содержания.

Присутствующая на рассмотрении дела председатель СНТ «Тембр» представила копию постановления администрации МО «Город Саратов» от 20.09.2022 № 3837 «Об использовании земель» (далее – Постановление № 3837), согласно которому ряду СНТ, в том числе СНТ «Тембр», разрешено использование земель площадью 42 кв.м в кадастровом квартале 64:32:020529, адресный ориентир: МО «Город Саратов», на расстоянии 1,2 км западнее д. Расловка, для размещения контейнерной площадки для накопления ТКО, сроком на 49 лет. Кроме того, она отметила, что в районе д. Расловка (от ж/д станции «Расловка-2» до ж/д станции «259 км») расположено около 50 СНТ, для которых данная контейнерная площадка будет предпочтительнее площадок, расположенных в с. Сабуровка и с. Шевыревка. Вследствие чего данной контейнерной площадкой будут пользоваться члены не только тех СНТ, которые были указаны в Постановлении № 3837.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, а также Яндекс-картам (https://yandex.ru/maps/) СНТ «Тембр» расположено близ д. Расловка между ж/д станциями «Расловка 2» и «259 км».

Из электронной версии ТСОО, размещенной на официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, следует, что ближайшие к СНТ «Тембр» места (площадки) накопления ТКО обустроены в с. Шевыревка (более 5 км до СНТ «Тембр»), с. Боковка (более 10 км до СНТ «Тембр»), с. Сабуровка (более 13 км до СНТ «Тембр»). Данные сведения также подтверждаются данными из Реестра.

Согласно п. 4 Санитарных правил расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.

Таким образом, указанные расстояния не соответствуют Санитарным правилам и, как следствие, не позволяют осуществить пешую транспортировку ТКО членами СНТ до мест (площадок) накопления ТКО.

При этом осуществление перевозки ТКО СНТ до ближайших мест накопления, включенных в Реестр и находящихся в значительном удалении от мест нахождения мусорообразователей, не представляется возможным ввиду того, что согласно требованиям законодательства об отходах транспортирование ТКО отнесено к функциям оператора по обращению с ТКО.

В Саратовское УФАС России 22.08.2022 поступили письменные пояснения Администрации МО «Город Саратов», из которых следует, что по сведениям департамента Гагаринского административного района муниципального образования «Город Саратов» садовыми некоммерческими товариществами «Тембр», «Вычеслитель», «Ускорение», «Радуга» и др. была оборудована площадка для складирования ТКО на землях, государственная собственность на которые не разграничена, рядом с СНТ «Тембр» и остановкой электрички «259 км.». Вывоз ТКО с указанной площадки осуществлялся силами СНТ. В настоящие время указанными садовыми некоммерческими товариществами ведется работа по оформлению права пользования земельным участком, на котором размещена площадка для складирования ТКО, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300. После оформления СНТ права пользования указанным земельным участком сведения о месте (площадке) накопления ТКО могут быть включены в Реестр.

07.10.2022 в ходе рассмотрения дела председатель СНТ «Тембр» подтвердила доводы, изложенные в своем заявлении, о неисполнении Саратовским региональным оператором Договора.

Председатель СНТ «Тембр» представила копии счетов на оплату за услуги по обращению с ТКО, направленных Саратовским региональным оператором, которые им в указанный период оказаны не были.

Неуказание адреса местонахождения площадки для вывоза ТКО в Договоре, а также невывоз ТКО именно с территории СНТ «Тембр» представитель АО «Ситиматик» связал с отсутствием площадки в схеме размещения мест (площадок) накопления ТКО. При этом представитель АО «Ситиматик» пояснил, что у Саратовского регионального оператора отсутствует обязанность по выявлению площадок накопления ТКО и направлению информации о них в орган исполнительной власти для включения в схему обращения с отходами.

Кроме того, представитель АО «Ситиматик» пояснил, что на момент, когда  место (площадка) накопления ТКО СНТ «Тембр» не легализовано, ближайшие места для накопления ТКО обустроены по следующим адресам:

  • с. Шевыревка, ул. Заречная, 1;
  • с. Боковка, ул. Лесная, 1; с. Сабуровка.

Комиссия не соглашается с доводом представителя АО «Ситиматик» об отсутствии обязанности по выявлению мест (площадок) накопления ТКО, поскольку согласно абз. 2 п. 9 Правил № 1156 в случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления ТКО, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления ТКО в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Такая информация в нарушение установленных абз. 2 п. 9 Правил № 1156 требований в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах ( площадках ) накопления твердых коммунальных отходов Саратовским Региональным оператором не направлялась.

Также представитель АО «Ситиматик» пояснил, что из анализа совокупности норм законодательства РФ в области обращения с ТКО, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к обустройству мест (площадок) накопления ТКО и порядку вывоза ТКО из мест накопления, следует, что основополагающим элементом системы обращения с ТКО является место (площадка) накопления ТКО, соответственно, бестарный способ вывоза ТКО не исключает необходимость определения места накопления ТКО как точки сбора региональным оператором отходов для бестарного способа вывоза.

Таким образом, по мнению представителя АО «Ситиматик», у Саратовского регионального оператора отсутствует объективная возможность и обязанность для вывоза ТКО от СНТ «Тембр» бестарным способом ввиду отсутствия обустроенных в соответствии с требованиями законодательства РФ мест (площадок) накопления ТКО.

Согласно ст. 2 Закона об отходах производства и потребления правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется данным Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

В связи с изложенным, Санитарные правила, предусматривающие вывоз ТКО без накопления их на контейнерных площадках, входят в систему законодательства в области обращения с отходами, в связи с чем обязательны к применению.

Санитарными правилами (п.п. 14-15) предусмотрено, что транспортирование ТКО (КГО) с контейнерных площадок должно производиться хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по сбору и транспортированию ТКО, с использованием транспортных средств, оборудованных системами, устройствами, средствами, исключающими потери отходов. Хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию КГО (ТКО), обеспечивает вывоз их по установленному им графику с 7 до 23 часов. Допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках).

Из системного толкования указанных норм следует, что местом накопления ТКО как точки сбора ТКО в таком случае может выступать транспортное средство.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела АО «Ситиматик» представил копию письма от 22.12.2021 № 25448  в адрес главы МО «Город Саратов» «О направлении реестра мест ( площадок) накопления ТКО» (далее – Письмо № 25448), в котором общество просило рассмотреть вопрос внесения необходимых изменений в Реестр и предусмотреть его направление в Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области для внесения в ТСОО.

Согласно приложению к Письму № 25448, АО «Ситиматик» предусмотрено 15 мест в МО «Город Саратов», из которых осуществляется бестарный вывоз ТКО.

Также, согласно представленной администрациями муниципальных районов области информации, в некоторых населенных пунктах Аркадакского, Аткарского, Балаковского, Балашовского, Дергачевского, Духовницкого, Екатериновского, Ивантеевского, Красноармейского, Краснокутского, Озинского и Советского муниципальных районов, а также на проспекте им. П.А. Столыпина в Саратове, применяется бестарный способ вывоза ТКО. При этом, одной из причин применения бестарного способа вывоза ТКО администрациями указанных районов называется отсутствие мест (площадок) накопления ТКО.

Комиссия отмечает, что в отдельных случаях имеется объективная невозможность обустройства контейнерной площадки согласно требованиям санитарных правил. Но при условии непрерывного процесса мусорообразования, как закономерного и неотъемлемого результата процесса жизнедеятельности человека, следует предусмотреть бестарный способ вывоза ТКО.

Таким образом, довод АО «Ситиматик» о невозможности применения бестарного способа ввиду отсутствия обустроенных в соответствии с требованиями законодательства РФ мест (площадок) накопления ТКО является несостоятельным.

В ходе рассмотрения дела № 064/01/10-673/2022 Саратовским УФАС России было выявлено, что в заключенном между АО «Ситиматик» и СНТ «Тембр» договоре от 11.02.2021 № 43/312/0013785  на оказание услуг по обращению с ТКО не было указано место (площадка) накопления ТКО.

Согласно форме типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, в договоре должно быть указано место (площадка) накопления ТКО.

Указание в договоре определенного места (площадки) накопления ТКО является существенным для потребителей, поскольку позволяет им на законных основаниях добросовестно осуществлять складирование ТКО.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и ( или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

В связи с наличием в действиях АО «Ситиматик» признаков нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, Саратовское УФАС России предупредило АО «Ситиматик» о необходимости прекращения указанных действий путем направления СНТ «Тембр» дополнительного соглашения в целях приведения Договора в соответствие с требованиями Закона об отходах производства и потребления.

17.11.2022  в Саратовское УФАС России поступило письмо АО «Ситиматик» об исполнении предупреждения, согласно которому в адрес СНТ «Тембр» было направлено дополнительное соглашение к договору от 11.02.2021 № 43/312/0013785 на оказание услуг по обращению с ТКО (далее – Дополнительное соглашение).

Согласно п. 1.2 Дополнительного соглашения, ячейка столбца «Место накопления твердых коммунальных отходов» и строки 1 были дополнены абзацем следующего содержания «Контейнерная площадка общего пользования по следующим адресам: с. Шевыревка, ул. Заречная, 1 и(или) с. Боковка, ул. Лесная, 1 и(или) контейнерная площадка общего пользования, указанная Территориальной схеме обращения с отходами Саратовской области, утвержденной в установленном порядке.».

При этом, указанные в Дополнительном соглашении места (площадки) накопления ТКО находятся на значительном удалении от СНТ «Тембр», что не способствует соблюдению законодательства об отходах, в том числе требованиям санитарноэпидемиологических правил и интересам потребителей. 

Доказательств того, что ТКО, образователями которых являются члены СНТ, фактически складируются в значительно удаленные места накопления ТКО, обустроенных в соответствии с требованиями законодательства РФ, в материалы дела не представлено.

Вместе с тем наличие таких отходов на образованной свалке очевидно и не соответствует основной цели Закона об отходах производства и потребления по предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.

02.12.2022 в Саратовское УФАС России поступили письменные пояснения АО «Ситиматик», согласно которым в целях проверки информации, опубликованной в Статье, специалистами Саратовского регионального оператора произведено обследование территории земельного участка, расположенного по адресу: Гагаринский район г. Саратова, Расловка-2, остановка 259 километр (географические координаты 51.779307 46.212521). По результатам обследования составлен акт № 10 РС от 07.06.2022 (далее – Акт), в соответствии с которым установлено, что захламление обследуемой территории отходами не обнаружено. В связи с ликвидацией места несанкционированного размещения отходов Саратовским региональным оператором не принимались меры, предусмотренные Правилами № 1156.

Между тем, согласно приложению к Акту, специалистами Саратовского регионального оператора было обнаружено место (площадка) накопления ТКО, о выявлении которой АО «Ситиматик» в нарушение абз. 2 п. 9 Правил № 1156 не сообщило в Министерство природных ресурсов и экологии Саратовский области.

Кроме того, согласно пп. а п. 16 Правил № 1156 в случае обнаружения региональным оператором места складирования ТКО, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении ( далее - место несанкционированного размещения ТКО), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО.

АО «Ситиматик» не исполнило требование о направлении уведомления в соответствии с требованиями п. 16 Правил.

При этом Комиссия отмечает, что АО «Ситиматик» с начала дачного сезона обладало информацией о проблемной ситуации с обращением ТКО в СНТ на территории Гагаринского административного района МО «Город Саратов», что подтверждается пояснениями директора АО «Ситиматик», озвученными на заседании Межотраслевого совета потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при Губернаторе Саратовской области, Статьи в СМИ, а также инициативы со стороны АО «Ситиматик» по прекращению деятельности хозяйствующего субъекта, который осуществлял вывоз отходов с оборудованной СНТ площадки по заключенному с СНТ возмездному договору.

Из письменных пояснений АО «Ситиматик» следует, что в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО к обязанностям регионального оператора не отнесено. Мусоросборники (контейнеры, бункеры) являются частью контейнерной площадки, следовательно, их содержание, приобретение и установка к обязанностям регионального оператора также не относится.

Между тем, в соответствии с п. 1 разд. I Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в типовом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Пунктом 3 раздела I Типового договора в договоре указывается нужный способ складирования ТКО - мусоропроводы и мусороприемные камеры, в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в пакеты или другие емкости (указываются какие), предоставленные региональным оператором.

При этом потребитель обязан осуществлять складирование ТКО в местах накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами и обеспечивать складирование ТКО в контейнеры или иные места в соответствии с приложением к типовому договору.

Саратовский региональный оператор должен оказывать услугу по обращениям с ТКО в зоне своей деятельности в любом случае, в том числе до заключения договора с потребителем, в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, ввиду следующего.

Правилами № 1156 (п.8(4)) в качестве одного из оснований для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО наряду с заявкой потребителя предусмотрено предложение регионального оператора о заключении такого договора, проект которого составляется по форме, утвержденной Правилами № 1156, содержащий в том числе способ складирования ТКО (п.8(10)).

На Саратовского регионального оператора также возложена обязанность, предусмотренная абз. 1 п. 19.21 Соглашений № 1 и № 2, заключенных с Министерством природных ресурсов и экологии Саратовский области, по недопущению размещения ТКО в зоне деятельности 1 и 2 на земельных участках, не предназначенных для этих целей и указанных в документации об отборе, по обеспечению выявления и ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО в зоне деятельности.

Согласно Правилам № 1039 реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее также реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов (п. 11).

Согласно п. 15 Правил № 1039 в соответствии с п. 5 ст. 13.4 Закона об отходах производства и потребления реестр включает в себя следующие разделы:

  • данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных

отходов;

  • данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
  • данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
  • данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления ТКО.

Пунктом 17 Правил № 1039 предусмотрено, что раздел «Данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов» содержит сведения об используемом покрытии, площади, количестве размещенных и планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема.

Информация о размещенных и планируемых к размещению контейнерах и бункерах с указанием их объема формируется на основании информации, представляемой региональным оператором по обращению с ТКО, в зоне деятельности которого размещаются места (площадки) накопления ТКО.

Информация о планируемых к размещению контейнерах определяется уполномоченным органом с учетом предложений регионального оператора по обращению с ТКО, в зоне деятельности которого размещаются места (площадки) накопления ТКО.

Указанные положения Правил № 1039 возлагают на регионального оператора обязанность участвовать в формировании реестра путем представления информации о размещенных и планируемых к размещению контейнерах и бункерах с указанием их объема, а также предложений о планируемых к размещению контейнерах.

Саратовский региональный оператор, располагая сведениями о фактическом складировании Заявителем и иными СНТ ТКО, не предпринял мер, направленных на формирование Реестра с целью осуществления деятельности и ее планировании по обращению с ТКО Заявителя и иных СНТ, расположенных в районе д. Расловка вблизи ж/д станций «Расловка 2», «259 км», что в дальнейшем также повлекло образование свалки отходов.

При этом важно учитывать, что АО «Ситиматик» является профессиональным участником рынка, а, соответственно, не мог не знать о законодательно установленных правилах, равно как и о запретах, установленным антимонопольным законодательством.

Соблюдение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке установленных антимонопольным законодательством запретов, является его безусловной обязанностью.

Таким образом, указанная совокупность бездействий в виде одного единого бездействия Саратовского регионального оператора не соответствует требованиям законодательства по обращению с отходами и может расцениваться как злоупотребление доминирующим положением на рынке обращения с ТКО, нарушающим права и законные интересы неопределенного круга потребителей.

Рассмотрев дело, Комиссия вынесла заключение об обстоятельствах дела (далее – Заключение), в котором квалифицировало бездействие Саратовского регионального оператора по п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

22.12.2022  в Саратовское УФАС России поступили возражения АО «Ситиматик» на Заключение (далее – Возражения).

Комиссия принимает во внимание довод АО «Ситиматик» об оказании  им услуг по вывозу ТКО с близлежащих к ж/д станциям «Расловка 2», «259 км» мест (площадок) для накопления ТКО, входящих в Реестр, с учетом судебной практики, в том числе по делу № А57-21397/2022.

Указанные обстоятельства Комиссия считает необходимым учесть при квалификации выявленного нарушения АО «Ситиматик» антимонопольного законодательства по ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, опровергая иные доводы Возражений, с которыми комиссия не может согласиться ввиду следующего.

Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции также предусматривает запрет злоупотребления доминирующим положением в форме бездействия, представляющего собой пассивную форму поведения, что вопреки доводам АО «Ситиматик», не противоречат Разъяснениям Президиума ФАС России от 07.06.2017 № 8 «О применении положений статьи 10 Закона о защите конкуренции».

Комиссией установлено, что бездействие АО «Ситиматик» выразилось в следующем:

  1. неиспользовании бестарного метода сбора и вывоза ТКО (без накопления ТКО ( КГО) на контейнерных площадках) (предусмотрено абз. 2 п. 15 Санитарных правил);
  2. непринятии мер, направленных на включение мест накопления ТКО в ТСОО (предусмотрено абз. 2 п. 9 Правил № 1156);
  3. непринятии мер, направленных на уведомление собственника земельного участка, органа местного самоуправления и органа, осуществляющего государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (предусмотрено пп. а п. 16 Правил № 1156);
  4. неисполнении обязанности по недопущению размещения ТКО в зоне деятельности 1 и 2 на земельных участках, не предназначенных для этих целей ( предусмотрено абз. 1 п. 19.21 Соглашений № 1 и №  2).

Комиссия отмечает, что формально оказываемая услуга по обращению с ТКО, то есть вывоз АО «Ситиматик» отходов с площадок для накопления ТКО, входящих в Реестр, не свидетельствует об отсутствии злоупотреблений со стороны Саратовского регионального оператора, влекущих нарушения законных интересов неопределенного круга граждан-членов СНТ.

В данном случае очевидно, что права граждан- членов СНТ, у которых существует потребность отнести образованные ими твердые коммунальные отходы,  нарушаются ввиду значительной удаленности мест (площадок) накопления ТКО, указанных Саратовским региональным оператором и входящих в Реестр (с. Боковка и с. Шевыревка, с. Сабуровка), поскольку такие площадки расположены на расстоянии от 5 до 13 километров от СНТ, тогда как согласно Санитарным правилам расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до объектов должно быть не более 100 метров.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела не были представлены доказательства, подтверждающие, что члены СНТ не осуществляют складирование отходов в предлагаемые Саратовским региональным операторам места (площадки) накопления ТКО, включенных в схему.

Формальный подход Саратовского регионального оператора к общей организации деятельности по обращению с ТКО в конечном итоге не отвечает принципу соблюдения баланса интересов АО «Ситиматик» и интересов потребителей – членов некоммерческих садоводческих товариществ Гагаринского административного района МО «Город Саратов».

Таким образом, является очевидным и доказанным факт использования членами некоммерческих садоводческих товариществ площадки для складирования ТКО, оборудованной рядом с СНТ «Тембр» (д. Расловка) и остановкой электрички «259 км», что повлекло образование свалки отходов. Указанные обстоятельства  приводят в том числе к дополнительным обязательствам со стороны органов местного самоуправления и расходованию бюджетных средств на ликвидацию несанкционированной свалки, а также к дополнительным расходам граждан- членов СНТ.

Из Возражений следует, что выводы Комиссии, изложенные в Заключении, о том, что ввиду плотного расположения участков садово-дачных объединений граждан, расположенных в районе с. Вязовка, пос. Вольновка, а также ж/д станций «Расловка - 2 », «259 км», и отсутствия земель общего пользования в некоммерческих садоводческих товариществах невозможно создать площадки накопления ТКО в соответствии с требованиями п. 5.10 Свода правил, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам и не создают для Саратовского регионального оператора обязанности инициировать бестарный способ накопления ТКО.

В обоснование данного довода АО «Ситиматик» указывает, что в материалах дела имеется Постановление № 3837, согласно которому некоммерческим садоводческим товариществам, в том числе СНТ «Тембр», разрешено использование земель площадью 42 кв.м в кадастровом квартале 64:32:020529, адресный ориентир: МО «Город Саратов», на расстоянии 1,2 км западнее д. Расловка, для размещения контейнерной площадки для накопления ТКО, сроком на 49 лет, что свидетельствует о возможности создания места ( площадки) накопления ТКО.

При этом, по мнению АО «Ситиматик», бездействие некоммерческих садоводческих товариществ по принятию мер, направленных на выделение земельных участков и обустройство мест (площадок) накопления ТКО, является недобросовестным поведением, направленным на умышленное уклонение от исполнения своих обязанностей, что способствует образованию несанкционированных свалок отходов на территории Гагаринского района.

Комиссия не может согласиться с указанным доводом, поскольку предоставление земельного участка по Постановлению № 3837 не является безусловным основанием для его внесения в качестве места накопления ТКО в ТСОО и в Реестр, в том числе с учетом сведений СНТ Тембр о расположении спорной площадки на расстоянии, менее предусмотренных п. 4 Санитарных правил 20 метров, что одновременно не исключает ситуации, когда заинтересованные лица могут предъявлять претензии к обустроенной в СНТ площадки для складирования ТКО в случае  нарушения санитарных норм и правил.

Кроме того, как было верно указано в Заключении, на Саратовского регионального оператора возложена обязанность, предусмотренная абз. 1 п. 19.21 Соглашений № 1 и 2, заключенных с Министерством природных ресурсов и экологии Саратовский области, по недопущению размещения ТКО в зоне деятельности 1 и 2 на земельных участках, не предназначенных для этих целей и указанных в документации об отборе, по обеспечению выявления и ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО в зоне деятельности.

Вследствие чего размещение ТКО на участке, указанном в Постановлении № 3837 , до внесения его в ТСОО и Реестр, является местом несанкционированного размещения ТКО, обязанность по выявлению и ликвидации которого возложена на АО «Ситиматик».

Комиссия правомерно пришла к выводу о том, что Саратовский региональный оператор, располагая сведениями о фактическом складировании Заявителем и иными СНТ ТКО, не предпринял мер, направленных на формирование ТСОО и Реестра с целью осуществления деятельности и ее планировании по обращению с ТКО Заявителя и иных СНТ, расположенных в районе д. Расловка вблизи ж/д станций «Расловка 2», «259 км», что в дальнейшем также повлекло складирование ТКО на организованной садоводами площадке. Указанные обстоятельства опровергают довод Саратовского регионального оператора о бездействии некоммерческих садоводческих товариществ, поскольку данные обстоятельства не исключают обязанность регионального оператора по выявлению и ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО.

Довод об отсутствии у Саратовского регионального оператора обязанности по инициированию бестарного способа накопления ТКО также является несостоятельным, поскольку данный способ предусмотрен абз. 2 п. 15 Санитарных правил. Указанный вывод Комиссии в том числе подтверждается письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) от 09.03.2022 № 09-4906-2022-40, согласно которому под понятием «бестарный метод» понимается удаление по графикам твердых коммунальных отходов в таре собственника (мешок, пакет, ведро) непосредственно в транспорт, предназначенный для транспортирования, без накопления несанкционированного размещения ТКО на контейнерных площадках и вне их.

Таким образом, Саратовский региональный оператор в целях исполнения обязанности, предусмотренной абз. 1 п. 19.21 Соглашений № 1 и № 2, заключенных с Министерством природных ресурсов и экологии Саратовский области, по недопущению размещения ТКО на земельных участках, не предназначенных для этих целей, может инициировать бестарный способ вывоза ТКО.

Довод АО «Ситиматик» о неприменимости бестарного способа вывоза ТКО опровергается самими обществом, который представил в составе Возражений в качестве свидетельства о принятии мер, направленных на исполнение требований п. 13.1 Правил № 1156, Письмо № 25448  на имя Главы МО «Город Саратов» с просьбой рассмотреть вопрос внесения необходимых изменений в реестр мест (площадок) накопления ТКО и предусмотреть направление скорректированного реестра мест (площадок) накопления ТКО в Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области для внесения изменений в Территориальную схему обращения с отходами, где предусмотрен бестарный тип места накопления в д. Расловка по ул. Первомайская, и ул. Песчаной.

Указанные обстоятельства подтверждают, что АО «Ситиматик», который планировал осуществлять вывоз ТКО бестарным способом, было известно о мусорообразователях в данной местности, что также опровергает доводы о неприменимости данного способа вывоза ТКО.

При этом, наличие заключенного между АО «Ситиматик» и СНТ «Тембр» Договора не опровергает вывод о неисполнении Саратовским региональным оператором обязанности по выявлению и ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО в зоне деятельности (в Гагаринском районе (ж/д станции «259 км» и «Расловка- 2»)), где также присутствуют иные СНТ, у которых, как следует из материалов дела, в частности из письма Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области (исх. от 18.08.2022 № 11130), отсутствуют заключенные договоры.

Из положений п. 2 ст. 6 ГК РФ следует, что законодатель приравнивает требования добросовестности, разумности и справедливости к общим началам и смыслу гражданского законодательства. Разумность — стремление участника гражданского оборота при осуществлении принадлежащих ему прав и исполнении лежащих на нем обязанностей соизмерять свое поведение со здравым смыслом, общими принципами делового оборота, правами и охраняемыми законом интересами других субъектов правоотношений.

В силу ч. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

При изложенных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что бездействие АО «Ситиматик», выразившееся в ненадлежащей организации обращения с ТКО в отношении некоммерческих садоводческих товариществ Гагаринского административного района МО «Город Саратов», явилось причиной образования несанкционированной свалки, что привело к ущемлению интересов потребителей по поддержанию или восстановлению благоприятного состояния окружающей среды и сохранению биологического разнообразия и могло привести к дополнительному расходованию бюджетных средств для ликвидации несанкционированной свалки.

Подобное поведение Саратовского регионального оператора также создает предпосылки для двойного извлечения прибыли за вывоз ТКО, поскольку АО «Ситиматик» выставляет соответствующие счета СНТ, и одновременно может извлекать прибыль за ликвидацию несанкционированной свалки. Кроме того, учитывая участие в ликвидации свалки СНТ, его члены также могут нести дополнительные расходы сверх установленного тарифа за услуги по обращению с ТКО.

Комиссия отмечает, что организация вывоза ТКО как с места накопления ТКО так и бестарным методом сбора и вывоза ТКО (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках) для АО «Ситиматик» влечет дополнительные расходы и не является выгодным.

Соответственно, действия АО «Ситиматик», в значительной мере ухудшающие положение более слабой и зависимой стороны в правоотношениях, очевидно, не соответствуют ни стабильности и определенности их статуса, ни основным принципам гражданского и публичного права. Позиция, занятая Саратовским региональным оператором, направлена на злоупотребление правом, запрещенное законом (ст. 10 ГК РФ).

По смыслу ч. 1 ст. 10 Закона во взаимосвязи с п. 3, 4 ст. 1 и абз. 2 п. 1 ст. 10 ГК РФ злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектамконкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

Для признания поведения субъекта злоупотреблением своим доминирующим положением необязательно устанавливать совокупность вышеуказанных форм, достаточно установить лишь одну из них, что соответствует позиции Верховного Суда РФ, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее – Пленум № 2).

Исходя из разъяснений, данных в пункте 13 Пленума № 2, к злоупотреблениям доминирующим положением в указанных видах могут быть отнесены в том числе действия ( бездействие), которые не причиняют вреда контрагентам непосредственно (например, цена договора отвечает экономическим интересам контрагента), но могут повлечь наступление неблагоприятных последствий для состояния конкуренции на том рынке, на котором субъект занимает доминирующее положение, либо на смежных товарных рынках и в связи с этим в целом затрагивают интересы покупателей и потребителей соответствующего рынка.

В данном случае Саратовский региональный оператор не предпринял всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства в сфере обращения с ТКО, образующихся в результате деятельности членов некоммерческих садоводческих товариществ.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 24.06.2009 № 11- П необходимым элементом общего понятия состава правонарушения и предпосылкой возложения юридической ответственности является вина привлекаемого к ней лица. Административный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения установленных законом правил, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины соответствующих субъектов.

Вина АО «Ситиматик» в совершении нарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, заключается в том, что у Общества имелась возможность для соблюдения требований действующего законодательства, однако им не были предприняты все необходимые для этого меры.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Саратовского регионального оператора к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Из статей 1, 2, 10 ГК РФ следует, что, предоставляя физическим и юридическим лицам возможность осуществлять принадлежащие им гражданские права по своему усмотрению, законодатель в целях обеспечения прав и интересов других участников гражданского оборота устанавливает рамки дозволенного поведения, выход за которые не допускается.

По смыслу положений ст. 10 ГК РФ и ст. 3, 10 Закона о защите конкуренции для констатации злоупотребления правом реализация доминирующим хозяйствующим субъектом гражданских прав (его действия либо бездействия) в каждом конкретном случае должна подвергаться оценке по критерию допустимости пределов осуществления таких прав. Другим критерием соответствующей оценки выступает разумность тех или иных ограничений. При этом во внимание следует принимать и направленность вредных последствий оцениваемых действий.

Саратовский региональный оператор, действуя разумно и добросовестно, имел возможность использовать бестарный метод сбора и вывоза ТКО (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках), а также совершать действия, направленные на включение мест накопления ТКО в соответствующие реестр и схему, и на уведомление собственника земельного участка, органа местного самоуправления и органа, осуществляющего государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО, тем самым исполнив обязанность по недопущению размещения ТКО в зоне деятельности 1 и 2 на земельных участках, не предназначенных для этих целей.

В тоже время, поскольку охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия является основополагающим принципом государственной политики в области обращения с отходами, закреплённым в Законе об отходах производства и потребления, исполнителем данного принципа в числе иных субъектов является и Саратовский региональный оператор, роль которого в процессе обращения с ТКО является определяющей, бездействие АО «Ситиматик», приводящие к образованию несанкционированных свалок, являются злоупотреблением доминирующим положением.

В данном конкретном случае к ущемлению интересов членов некоммерческих садоводческих товариществ по поддержанию или восстановлению благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия, привело бездействие АО «Ситиматик» по организации обращения с ТКО. В связи с изложенным выше и вопреки доводам АО «Ситиматик», Комиссия считает, что его бездействие являются злоупотреблением доминирующим положением.

С учетом поступивших возражений АО «Ситиматик», Комиссия уточняет квалификацию нарушения, и приходит к выводу о наличии в бездействии АО «Ситиматик», выразившемся в ненадлежащей организации обращения с ТКО в отношении некоммерческих садоводческих товариществ Гагаринского административного района МО «Город Саратов», что привело к ущемлению интересов членов некоммерческих садоводческих товариществ, нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, из материалов дела следует, что рассматриваемое бездействие Саратовского регионального оператора, выразившееся в неиспользовании бестарного метода сбора и вывоза ТКО (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках); в непринятии мер, направленных на включение мест накопления ТКО в ТСОО, и на уведомление собственника земельного участка, органа местного самоуправления и органа, осуществляющего государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; в неисполнении обязанности по недопущению размещения ТКО в зоне деятельности 1 и 2 на земельных участках, не предназначенных для этих целей, свидетельствует о  ненадлежащей организации обращения с ТКО, нарушающим права и законные интересы неопределенного круга потребителей некоммерческих садоводческих товариществ Гагаринского административного района МО «Город Саратов», не соответствует запретам, установленным ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Поскольку Комиссия не располагает сведениями о принятии АО «Ситиматик» мер, направленных на соблюдение прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, считает необходимым выдать предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Ответственность за указанные действия предусмотрена ч. 1 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-3 ст. 41, ч.1 ст. 49, ст. 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Основания для прекращения производства по делу № 064/01/10-673/2022 в отношении в отношении АО «Ситиматик» (ОГРН 1117746488232, ИНН/КПП

7725727149/770401001 , юридический адрес: 119435, г. Москва, вн.тер.г. МО Хамовники, пер. Большой Саввинский, д. 12, стр. 6) по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции отсутствуют.

  1. Признать бездействие АО «Ситиматик», выразившееся в ненадлежащей организации обращения с твердыми коммунальными отходами в отношении некоммерческих садоводческих товариществ Гагаринского административного района МО «Город Саратов», нарушением ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
  2. Выдать АО «Ситиматик» предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
  3. Передать соответствующему должностному лицу Саратовского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд и в течение одного месяца со дня его принятия в коллегиальный орган ФАС России.

Связанные организации

Связанные организации не указаны