Решение б/н РЕШЕНИЕ №8-39/тр от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 РЕШЕНИЕ №8-39/тр

 

8 мая 2014 года                                                                                                                     г. Саратов

Резолютивная часть решения оглашена «22» апреля 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено «8» мая 2014 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее по тексту – Саратовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

 

 

-       руководитель управления, председатель Комиссии;

-       заместитель руководителя управления, член Комиссии;

-       начальник отдела контроля товарных рынков, член Комиссии; старший государственный инспектор  отдела контроля рекламы и финансовых рынков, член Комиссии,

 

 

рассмотрев дело №8-39/тр по признакам нарушения  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее-Закон о защите конкуренции) в отношении ОАО "Облкоммунэнерго" (410012, г. Саратов, ул. Московская д. №66),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Саратовское УФАС России поступило заявление ЗАО "Комстар-Регионы" (вх. № 921 от 27.02.2012) с жалобой на действия ОАО "Облкоммунэнерго", выразившиеся в установлении монопольно высокой цены на услуги по представлению в аренду мест для размещения волоконно-оптического кабеля (далее – ВОК) связи на опорах ЛЭП.

Из заявления следует, что  14 июля 2010 года  между ЗАО "Комстар-Регионы" и ОАО "Облкоммунэнерго" в лице агента ООО "Саратовинвестстрой" был заключен договор №39/10Б аренды мест на опорах ЛЭП (далее – Договор №39/10Б).

При этом, из письма ОАО "МТС" исх. №ПО2-06/0063 от 01.07.2013 следует, что  01.04.2013 ЗАО "Комстар-Регионы"  реорганизовано в форме выделения из него ЗАО "КР-1" с одновременным присоединением последнего к ОАО "МТС" и в соответствии с разделительным балансом правопреемником ЗАО "Комстар-Регионы" по Договору №39/10Б, а также по делу  №8-39/тр, возбужденному по заявлению ЗАО "Комстар-Регионы", является ОАО "МТС".

В соответствии с условиями Договора №39/10Б, Арендодатель – ОАО "Облкоммунэнерго" обязуется предоставить во временное пользование места на опорах ЛЭП, а Арендатор – ЗАО "КОМСТАР-Регионы" принять, оплатить пользование и своевременно возвратить технические средства: места на опорах ЛЭП для совместной подвески воздушных линий ВОК в количестве 583 места и 6 мест для размещения металлических конструкций (ящик), - в исправном состоянии, с учетом нормального износа.

В соответствии с п. 3.1 Договора №39/10Б стоимость за использование 1 места на опоре для совместной подвески волоконно-оптического кабеля в месяц составила 394,46 рубля.

Как указывает заявитель, с учетом произведенных  Обществом расчетов, стоимость использования одной опоры ЛЭП за период с 2008 по 2010 год возросла на 264,24%, в то время как по сведениям  Территориального органа Федеральной службу государственной статистики по Саратовской области индекс инфляции по Саратовской области на 2010 год составил  8%, на 2011 год - 7%.

Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующим выводам:

В рамках рассмотрения дела представители ОАО "МТС" пояснили, что при наличии альтернативных способов размещения волоконно-оптического кабеля связи на опорах ЛЭП (аналогичные услуги по предоставлению в аренду (пользование) опор для размещения ВОК в г. Балаково Саратовской области осуществляли также Администрация МО г. Балаково и МУП "Балаковогорэлектротранс") у Общества  имелись  технические и экономические препятствия для получения в аренду мест для размещения волоконно-оптического кабеля связи на опорах ЛЭП у иных хозяйствующих субъектов, помимо  ОАО "Облкоммунэнерго", а именно: в распоряжении вышеуказанных организаций находилось меньшее количество опор, чем у ОАО "Облкоммунэнерго", канализация и опоры указанных организаций присутствует не везде, где необходимо размещение кабеля.

В ходе рассмотрения дела представители ОАО "Облкоммунэнерго" с доводами заявителя не согласились и пояснили, что в действиях Общества признаки нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют в силу следующего.

Согласно проведенному ОАО "Облкоммунэнерго" расчету стоимость оплаты за пользование опор для подвески волоконно-оптического кабеля на одной опоре составляет 4733,51 в год, что соответственно составляет 394,46 рублей за использование 1 места на опоре для совместной подвески волоконно-оптического кабеля. Указанная сумма оплаты соответствует расчету размера оплаты за аренду опор для подвески волоконно-оптического кабеля, утвержденного генеральным  директором  ОАО "Облкоммунэнерго" 03.06.2008, и применяется Обществом ко всем арендаторам при заключении Договоров на пользование опорами ВЛ-0,4 кВ.

Кроме того, из письма ОАО "Облкоммунэнерго" от  01.07.2013 следует, что поскольку на территории г. Балаково Саратовской области помимо опор Общества также расположены опоры МУП "Балаковогорэлектротранс", ООО "Промэнерго", ООО "Балаковские минеральные удобрения", ОАО "МРСК Волги", ОАО "РЖД", то, по мнению ОАО "Облкоммунэнерго", в случае  несогласия с условиями Договора №39/10Б,  заявитель  вправе обратиться  в адрес вышеуказанных лиц для получения в аренду необходимых  мест для размещения волоконно-оптического кабеля связи на опорах ЛЭП.

Согласно п.1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том  числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе, установленная путем повышения ранее установленной цены товара.

Положениями ст. 6 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что монопольно высокой ценой товара признается цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, при совокупности следующих условий:

- эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара (определяемому, исходя из целей приобретения или продажи товара) и условиям доступа, устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке;

- эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Вместе с тем, цена товара не признается монопольно высокой, если она не соответствует хотя бы одному из указанных в ч.1 ст. 6 Закона о защите конкуренции критериев.

В целях определения занимаемого положения ОАО "Облкоммунэнерго" на рынке услуг предоставления в пользование мест на опорах ЛЭП для подвески воздушных линий волоконно-оптического кабеля  за период 2010-2012 гг. Саратовским УФАС России был проведен анализ состояния конкуренции на данном товарном рынке.

В результате проведенного анализа Саратовским УФАС России установлено, что за период 2010-2012 гг.  ОАО "Облкоммунэнерго" занимало доминирующее положение на рынке оказания  услуг  по предоставлению  в пользование мест на  опорах ЛЭП для подвески воздушных линий волоконно-оптического кабеля, с долей на данном товарном  рынке 100 %.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела №8-39/тр представителем ЗАО "Комстар-Регионы" было заявлено ходатайство о проведении экономической экспертизы расчета платы, установленной ОАО "Облкоммунэнерго"  за аренду опоры ЛЭП  для размещения волоконно-оптического кабеля связи. Данное ходатайство Комиссией Саратовского УФАС России удовлетворено.

Определением Саратовского УФАС России  от  11.01.2013 рассмотрение дела №8-39/тр было приостановлено.

Согласно определению от 11.01.2013 о назначении экспертизы по делу №8-39/тр производство экспертизы было поручено ФГБОУ ВПО "Саратовский государственный социально-экономический университет".

 В соответствии с вышеуказанным определением перед экспертной организации был поставлен вопрос: соответствуют ли заявленные ОАО "Облкоммунэнерго" величины затрат и нормы прибыли, указанные в договоре №39/10Б от 14.07.2010, формирующие стоимость за использование 1 места на опоре ЛЭП для совместной воздушной подвески волоконно-оптического кабеля связи, фактическим показателям затрат и прибыли ОАО "Облкоммунэнерго" при осуществлении указанной деятельности за период 2010-2012 гг.

Как следует из Экспертного заключения ФГБОУ ВПО "Саратовский государственный социально-экономический университет", при определении арендной платы учитывается затратная часть (во что обходится предприятию оказываемые услуги или работы) и доходная часть, то есть та прибыль, которую хочет получать арендодатель за оказываемые услуги.  Представленный экспертом расчет включает эксплуатационные расходы, амортизацию и компенсацию за мешающее влияние кабеля при обслуживании линий 0,38 кВ.

В результате проведенной экономической экспертизы экспертом ФГБОУ ВПО "Саратовский государственный социально-экономический университет"  был сделан вывод о том, что представленный экономический расчет арендной платы требует уточнения ряда показателей, дополнительного представления калькуляции на эксплуатацию и ремонт опор, определения с методикой расчета арендной платы.

При этом вывод о том, соответствуют ли заявленные ОАО "Облкоммунэнерго" величины затрат и нормы прибыли, указанные в договоре №39/10Б от 14.07.2010, формирующие стоимость за использование 1 места на опоре ЛЭП для совместной воздушной подвески волоконно-оптического кабеля связи, фактическим показателям затрат и прибыли ОАО "Облкоммунэнерго" при осуществлении указанной деятельности за период 2010-2012 гг.,  экспертной организацией  не сделан.  

В связи с получением Комиссией экспертного заключения по делу №8-39/тр Определением Саратовского УФАС России  от 29.05.2013  рассмотрение настоящего дела было возобновлено.

  05.07.2013 в адрес Саратовского УФАС России поступило письмо ОАО "Облкоммунэнерго" (исх. б/н от 05.07.2013), согласно которому Обществом заявлено ходатайство о проведении повторной экспертизы  на предмет установления экономической и технической обоснованности расчета арендной платы  и назначении экспертной организацией  по данной экспертизе  ООО "Научно-исследовательская лаборатория судебных экспертиз".

 Указанное  ходатайство Комиссией Саратовского УФАС России удовлетворено.

Определением Саратовского УФАС России  от  09.07.2013 рассмотрение дела №8-39/тр было приостановлено.

Согласно Определению от 09.07.2013 о назначении экспертизы по настоящему  делу проведение экспертизы было поручено ФГБОУ ВПО "Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина".

На рассмотрение экспертной организации были поставлены следующие вопросы:

- соответствуют ли заявленные ОАО "Облкоммунэнерго" величины затрат и нормы прибыли, указанные в договоре № 39/10Б от 14.07.2010, формирующие стоимость за использование 1 места на опоре ЛЭП для совместной воздушной подвески волоконно-оптического кабеля связи, фактическим показателям затрат и прибыли ОАО "Облкоммунэнерго" при осуществлении указанной деятельности за период 2010-2012 гг.;

- соответствует ли долевое участие при подвесе волоконно-оптического кабеля марки ОКЛЖ 01-5-8 на опорах ВЛ, принятое в расчете размера оплаты за аренду опор ОАО "Облкоммунэнерго" для подвески волоконно-оптического кабеля на год, фактической величине долевого участия при подвесе кабеля марки ОКЛЖ 01-5-8 на опорах ВЛ, переданных в аренду в рамках договора № 39/10Б от 14.07.2010 за период 2010-2012 гг.;

- соответствуют ли марки проводов ВЛ А-35 и ВО ОКЛЖ 01-5-8, указанные в расчете размера оплаты за аренду опор ОАО "Облкоммунэнерго" для подвески волоконно-оптического кабеля на год, маркам проводов, которые фактически подвешены на опорах, арендуемых ОАО "Мобильные телесистемы" в рамках договора № 39/10Б от 14.07.2010 (в том числе по техническим характеристикам), за период 2010-2012 гг.;

- соответствуют ли заявленное в расчете размера оплаты за аренду опор ОАО "Облкоммунэнерго" для подвески волоконно-оптического кабеля на год усредненное количество поездок к месту работу, а также среднее время работы на опоре за год средне- фактическому количеству произведенных поездок и отработанному времени, за период 2010-2012 гг.;

- является ли экономически обоснованным расчет амортизационных отчислений на реновацию от стоимости удорожания опор на основании локально-сметного расчета на установку одной опоры ВЛ-0,4 кВ.;

- является ли экономически обоснованным применение коэффициента 3,7 в локально-сметном расчете на установку опоры ВЛ-0,4 кВ, а также при определении размера компенсации за мешающее влияние кабеля.

- является ли экономически и технически обоснованным расчет размера компенсации за мешающее влияние кабеля.

По результатам проведенной экспертизы ФГБОУ ВПО "Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина" были сделаны следующие выводы:

- обоснованная норма прибыли от сдачи в аренду опор по размещение волоконно-оптического кабеля ниже, чем предусмотрена в Договоре №39/10Б от 14.07.2010, так как обоснованная цена в целом выше договорной цены;

- существенного завышения удельного веса нагрузки ВОК  ОАО "Облкоммунэнерго" не допускало, в связи с чем удельный вес нагрузки от волоконно-оптического кабеля составляет 0,242;  

-  при расчете арендной платы принимались весовые нагрузки проводов ВЛ А-35 и ВО ОКЛЖ 01-5-8, и проведенный анализ показывает, что в наиболее распространенной маркой провода ВЛ является А-35 (69,2%);

- при анализе представленных документов (акты по осмотру и обслуживанию линий) установлено, что в течении года плановые поездки составляют не менее 3 раз в год, а также осуществляются выезды по заявкам населения и в аварийных ситуациях. Также экспертом сделан вывод о том, что при расчете арендной платы одной опоры в части эксплуатационных расходов, была допущена методологическая ошибка, которая привела к значительному занижению арендной платы по данной составляющей;

- в расчете арендной платы амортизация применялась в сумме 418,7 рублей, при этом в 2010-2011 гг. сумма начисленной амортизации по заявленным объектам не отличается от амортизации 2012г. При этом, практически все основные средства используются сверх нормативного срока эксплуатации и требуют значительных ресурсов на поддержание их в рабочем состоянии. Фактические затраты на проведение ремонтных работ за 2010-2012 года составили 27 539 470 рублей при плановом объеме 19 612 170 рублей;

- при анализе обоснованности применения ОАО "Облкоммунэнерго" коэффициента 3,7 в локально-сметном расчете на установку опор ВЛ-0,4 кВ экспертной организацией обоснованность применения Обществом указанного коэффициента подтверждена;

- относительно вопроса, является ли экономически и технически обоснованным расчет ОАО "Облкоммунэнерго" размера компенсации за мешающее влияние кабеля, экспертной организацией сделан вывод о том, что арендодатель несет дополнительные затраты по обслуживанию линий передач при размещении на них волоконно-оптического кабеля, и составили по состоянию  на 2010 г. – 319,84 р.; 2011 г. - 327,09 р.; 2012 г. - 361,19 р. за одну опору в год.

Изучив представленные в рамках проведения экспертизы документы, а также проведя необходимые расчеты, эксперты пришли к  выводу о том, что при заключении Договора №39/10Б с ЗАО "Комстар-Регионы" на аренду опор для размещения на них волоконно-оптического кабеля ОАО "Облкоммунэнерго" в лице  ООО "Саратовинвестрой" величину арендой платы за одну опору не завысило.

 В связи с получением заключения экономической и технической экспертизы 21.04.2014 Комиссией Саратовского УФАС России вынесено определение о возобновлении  рассмотрения дела №8-39/тр.

22.04.2014  в рамках рассмотрения дела №8-39/тр  представителем ОАО "МТС" было заявлено ходатайство об отложении рассмотрения данного дела.

В качестве основания необходимости в отложении рассмотрения дела №8-39/тр  представитель ОАО "МТС" пояснил, что поскольку результаты экспертизы представлены в 4 томах, то у заявителя отсутствовала возможность  детально изучить представленные документы  и сделать полноценные выводы по данному экспертному заключению. Кроме того, имеется необходимость провести подробный анализ всей первичной документации, а также сделать дополнительные расчеты обоснованности выводов экспертной организации по вопросу установления ОАО "Облкоммунэнерго" цены на услуги по представлению в аренду мест для размещения волоконно-оптического кабеля связи на опорах ЛЭП.

Рассмотрев ходатайство представителя ОАО "МТС", Комиссия Саратовского УФАС России приняла решение в удовлетворении заявленного ходатайства отказать в силу следующего.

 Как установлено Комиссией Саратовского УФАС России, ознакомление с материалами экономической и технической экспертизы по делу №8-39/тр проводилось представителем ОАО "МТС" 03.04.2014.

Вместе с тем, заключение экспертной организации  представлено на 17 страницах тома 1, остальные материалы являются Приложениями, на основании которых экспертной организацией были сделаны выводы.

Таким образом, на момент рассмотрения дела №8-39/тр (22.04.2014), в распоряжении Общества имелось достаточное количество времени для подготовки и направления в адрес антимонопольного органа каких-либо возражений и пояснений по заключению экспертной организации.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также то, что в соответствии с заключением экономической и технической экспертизы ФГБОУ ВПО "Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина" при заключении Договора №39/10Б с ЗАО "Комстар-Регионы" на аренду опор для размещения на них волоконно-оптического кабеля ОАО "Облкоммунэнерго" в лице ООО "Саратовинвестрой" величину арендой платы за одну опору не завысило, Комиссия Саратовского УФАС России пришла к выводу об отсутствии в действиях ОАО "Облкоммунэнерго" нарушения ч. 1 ст. 10 Закона защите конкуренции.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 2 статьи  48 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия          

РЕШИЛА:

 

Рассмотрение дела №8-39/тр,  возбужденного по признакам нарушения  ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции в отношении ОАО "Облкоммунэнерго" (410012, г. Саратов, ул. Московская д.№66) прекратить в связи с отсутствием нарушений антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии:

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны