Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е № 8-77/ов от 19 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е № 8-77/ов

 

Резолютивная часть решения оглашена  29 мая  2015  года

Решение в полном объеме изготовлено  15 июня 2015  года                                              г. Саратов                                                                                

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее по тексту – Саратовское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

1. …

  • и.о. заместителя  руководителя управления, Председатель  Комиссии;

2. …

  • старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, член Комиссии;

3. …

  • ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

в присутствии

… – старший помощник прокурора города Энгельса (доверенность б/н от 26.03.2015),

              рассмотрев дело № 8-77/ов по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в отношении  управления капитального строительства администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (413100, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Нестерова, 16),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

19.11.2014 в Саратовское УФАС России поступило представление прокуратуры города Энгельса (далее по тексту - Прокуратура) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (исх. от 18.11.2014 № 07-06-2014) в отношении администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области в лице управления капитального строительства в связи с непроведением конкурсных процедур при заключении договоров на выполнение работ по строительству школы на 176 мест село Безымянное Энгельсского муниципального района.

Управление возражало против доводов Прокуратуры, указав, что МУП «Капитальное строительство» является в соответствии с Градостроительным кодексом техническим заказчиком, в свою очередь Управление не может являться техническим заказчиком. Также Управление считает, что на  МУП «Капитальное строительство» не распространяются положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Представитель администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, МУП «Капитальное строительство».

Рассмотрев представленные материалы, выслушав доводы, пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, комиссия установила следующее.

11.06.2014 между министерством образования Саратовской области и администрацией Энгельсского муниципального района Саратовской области заключены соглашения:

- № 38/к/2 о предоставлении в 2014 г. субсидии из областного бюджета бюджету Энгельсского муниципального района Саратовской области на строительство, реконструкцию, капитальный и текущий ремонт зданий дошкольных образовательных организаций (далее по тексту – Соглашение № 38/к/2);

- 38/мд/2 о предоставлении из областного бюджета в 2014 г. бюджету Энгельсского муниципального района субсидии из федерального бюджета) на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования Российской Федерации (региональных планов мероприятий (дорожных карт») структурных изменений в сфере образования) в 2014 году (далее по тексту – Соглашение № 38/мд/2).

Исходя из пп. 2.3.1 п. 2.3 упомянутых Соглашений муниципалитет обязуется соблюдать условия, установленные при предоставлении субсидии, в соответствии с указанными Соглашениями. Таким образом, финансовое обеспечение программы мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования в Саратовской области осуществлялось в виде субсидий.

В целях реализации указанных полномочий Постановлением администрации Энгельсского муниципального района от 12.03.2012 № 1108 утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие системы дошкольного образования Энгельсского муниципального района» на 2012-2015 гг. (далее по тексту – Целевая программа).

В соответствии с системой программных мероприятий долгосрочной целевой программы «Развитие системы дошкольного образования Энгельсского муниципального района» на 2012-2015 гг.», изложенных в приложении № 1 к Целевой программе, определены мероприятия, исполнители, объем финансирования и ожидаемые результаты.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, общего основного, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях относится к вопросам местного значения муниципального района и, соответственно, реализуются органами местного самоуправления.

Согласно п. 1.1 Положения об управлении капитального строительства администрации Энгельсского муниципального района (далее – Положение), утв. Решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 28.02.2013 № 409/44-04, Управление является органом администрации Энгельсского муниципального района, осуществляющим функции исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления по развитию и координации строительства в границах Энгельсского муниципального района, а также координирующим деятельность в этой сфере иных органов, организаций, предприятий и учреждений, расположенный на территории Энгельсского муниципального района.

Согласно п. 1.3 вышеуказанного Положения, Управление подотчетно и несет ответственность за выполнение возложенных на него задач и функций перед администрацией Энгельсского муниципального района. В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Саратовской области, Управление подотчетно соответствующим органам исполнительной власти Российской Федерации и Саратовской области.

В соответствии с Положением к функциям Управления относится осуществление выбора генеральных подрядных организаций для строительства объектов социальной сферы в соответствии с нормами федерального законодательства. 

Согласно ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений Бюджетного кодекса.  

Кроме того, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 28.12.2013) (далее – Закон о контрактной системе) в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, отношения, направленные на обеспечение муниципальных нужд регулируются законодательством о контрактной системе.   

В  соответствии  с частью 1 статьи 15 Закона  "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов  Российской   Федерации,   органам   местного   самоуправления,   иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе путем предоставления преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту.

29.05.2014 между администрацией Энгельсского муниципального района в лице управления капитального строительства и МУП «Капитальное строительство» заключено соглашение о предоставлении муниципальному унитарному предприятию субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности Энгельсского муниципального района: в соответствии с соглашением № 4С/Х предоставлена субсидия в размере 710 000, 00 руб. и 11.07.2014 дополнительным соглашением № 2 Управлением выделена субсидия в размере 20 880 000, 00 руб. на капитальные вложения за счет средств местного, областного и федерального бюджетов на объект «Строительство школы в с. Безымянное на 176 ученических мест».

Согласно п. 1.1. Соглашения предметом данного соглашения является предоставление Главным распорядителем бюджетных средств – Управлением, бюджетных средств Организации - МУП «Капитальное управление» из бюджета Энгельсского муниципального района на капитальные вложения муниципальным унитарным предприятиям за счет средств местного, областного и федерального бюджетов на «Строительство школы в с. Безымянное на 176 ученических мест».

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

На основании изложенного, муниципальное унитарное предприятие, являясь хозяйствующим субъектом в понимании  ст. 4 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции), государственным или муниципальным заказчиком не является.

Таким образом, коммерческое предприятие (МУП «Капитальное строительство») не могло являться получателем бюджетных средств на реализацию вопросов местного значения и не могло выступать муниципальным заказчиком.

Довод Управления о том, что МУП «Капитальное строительство» выступало согласно нормам Градостроительного кодекса РФ в качестве технического заказчика, в свою очередь Управление не могло выступать в этом качестве по причине того, что не является собственником земельного участка на котором расположена МБОУ «основная общеобразовательная школа с. Безымянное» является не обоснованным.

Согласно п. 6  ст. 3 Закона о контрактной системе муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

Закон не определяет статус заказчика в зависимости от того, кто является собственником земельного участка.

Таким образом, Управление является муниципальным заказчиком и должно было реализовать мероприятия целевой программы, в том числе: «Строительство школы в с. Безымянное на 176 ученических мест» в соответствии с Законом о контрактной системе. В свою очередь, Управление оперируя к тому, что МУП «Капитальное строительство» являлся техническим заказчиком согласно Градостроительному кодексу РФ, а Управление не может выступать техническим заказчиком, тем самым на свое усмотрение применило норму права, которая по мнению Управления позволила провести отбор застройщика без соблюдения конкурентных процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе, заключив  соглашение № 4 С/Х  от 29.05.2014 с МУП «Капитальное строительство» и дополнительное соглашение № 2 от 11.07.2014 о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности Энгельсского муниципального района (приобретение объектов недвижимого имущества в собственность Энгельсского муниципального района) муниципальными бюджетными (автономными) учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями, в соответствии с которым учреждению были переданы денежные средства в объекты капитального строительства муниципальной собственности Энгельсского муниципального района Саратовской области.

В соответствии с п. 2.3 устава МУП «Капитальное строительство», утвержденного решением комитета по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района от 30.04.2014 № 224, предметом деятельности предприятия является организация строительства, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. 

Так, МУП «Капитальное строительство» в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» утверждено приказом № 4 от 07.07.2014 Положение «О закупке товаров, работ, услуг» (далее – Положение о закупке).

17.09.2014 МУП «Капитальное строительство» в соответствии с разделом 12 Положения о закупке  разместило извещение № 31401512089 о проведении закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в форме запроса ценовых предложений, который по Положению о закупке является закрытой процедурой, дата окончания подачи заявок 19.09.2014 наименование закупки строительство школы в с. Безымянное на 176 ученических мест. По результатам рассмотрения заявок участников, закупочной комиссией МУП «Капитальное строительство» утвержден Протокол № 3 рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе ценовых предложений от 19.09.2014. В соответствии с Протоколом № 3 победителем подавшим заявку на данное извещение с наиболее низкой ценой работ признано ООО «ПДПСтрой», с которым был заключен договор № 43.

При этом нельзя согласиться с доводом Управления о том, что Соглашение было заключено с соблюдением ст. 78.2 Бюджетного кодекса РФ.

Согласно ч. 1 ст. 78.2. Бюджетного кодекса РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям могут предусматриваться субсидии на осуществление указанными учреждениями и предприятиями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность  с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих учреждений и предприятий, или уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 данной статьи.

Как пояснил представитель МУП «Капитальное строительство» после предоставления унитарному предприятию Управлением субсидии по соглашению № 4 С/Х от 29.05.2014, и дополнительному соглашению № 2 от 11.07.2014 стоимость основных средств МУП «Капитальное строительство» не  увеличилась.

Учитывая изложенное, действия управления капитального строительства администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области по заключению № 4 С/Х  от 29.05.2014 с МУП «Капитальное строительство» и дополнительное соглашение № 2 от 11.07.2014  о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности Энгельсского муниципального района (приобретение объектов недвижимого имущества в собственность Энгельсского муниципального района) муниципальными бюджетными (автономными) учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями, в соответствии с которым учреждению были переданы денежные средства в объекты капитального строительства муниципальной собственности Энгельсского муниципального района Саратовской области, привели  к ограничению конкуренции  на рынке строительства и нарушили часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что вызвало ограничение права хозяйствующих субъектов, действующих на рынке строительства, на участие в торгах, а также права  на обжалование результатов торгов в порядке, предусмотренным Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи  49 Федерального Закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",  Комиссия

 

Р Е Ш И Л А :

 

  1. Признать управление капитального строительства администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области нарушившим ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
  1. Предписание управлению капитального строительства администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области  не выдавать в связи с отсутствием оснований для его выдачи.

 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии: 

 

В соответствии со статьей 52 Федерального Закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны