Решение б/н ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 8/ов от 20 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 8/ов

 

1 марта 2017 года                                                                                                  г. Саратов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

 

рассмотрев дело № 8/ов по признакам нарушения ГУП Саратовской области «Облводоресурс» и ИП Ш.  п. 1 ч. 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции), руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции, 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

06.06.2016 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение № 0560200001516000002 о проведении открытого конкурса.

Объектом закупки выступила сдача в аренду нежилого здания, переданного унитарному предприятию в хозяйственное ведение, а именно – нежилого одноэтажного здания (электроцеха) общей площадью 33,1 кв.м., литер Г, расположенного по адресу: Саратовская область, р.п. Дергачи, ул. Вокзальная, д. 1, кадастровый номер <...> -64-32/020/2011-423, закрепленное за ГУП Саратовской области «Облводоресурс» на праве хозяйственного ведения, для использования для целей складирования и хранения имущества.

Заказчиком закупки являлось ГУП Саратовской области «Облводоресурс».

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 15.11.2011, нежилое помещение (электроцех) общей площадью 33,1 кв.м., Литер Г, кадастровый номер помещения 64-64-32/020/2011-423, расположенное по адресу: Саратовская область, р.п. Дергачи, ул. Вокзальная, д. 1, принадлежит ГУП Саратовской области «Облводоресрус» на праве хозяйственного ведения.

Согласно уставу ГУП Саратовской области «Облводоресурс» (далее – Предприятие), представленному Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (исх.  № 13869 от 21.10.2016), предприятие находится в ведомственном подчинении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области. Функции учредителя предприятия осуществляют Правительство Саратовской области, Комитет по управлению имуществом Саратовской области и орган исполнительной власти в соответствии с законодательством.

В соответствии с п. 4.7 устава ГУП Саратовской области «Облводоресурс», предусмотренные уставом полномочия собственника имущества осуществляет Комитет по управлению имуществом Саратовской области и орган исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно п. 3.1 устава ГУП Саратовской области «Облводоресурс», имущество предприятия находится в государственной собственности Саратовской области, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям паям), в том числе между работниками предприятия, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе.

В соответствии с п. 3.8 устава ГУП Саратовской области «Облводоресурс», предприятие самостоятельно распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, за исключением случаев, установленных Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Предприятие вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставной (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом, только с согласия собственника имущества.

Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

В соответствии с информацией, представленной ГУП Саратовской области «Облводоресурс» (исх. № 699 от 21.10.2016), 03.03.2016 Комитет инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области направил в адрес ГУП Саратовской области «Облводоресурс» письмо (исх. № 1035) о согласовании передачи ГУП Саратовской области «Облводоресурс» в аренду нежилого помещения (электроцех) общей площадью 33,1 кв.м., Литер Г, кадастровый номер помещения 64-64-32/020/2011-423, расположенного по адресу: Саратовская область, р.п. Дергачи, ул. Вокзальная, д. 1, по результатам проведения торгов, при обязательном предоставлении в Комитет заключенного договора аренды в срок не позднее 10 календарных дней с момента его заключения. При этом, в случае непредставления указанного договора либо его несвоевременного предоставления в Комитет, настоящее согласование будет считаться недействительным (аннулированным).

При этом, согласно письму Комитета инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области (исх. № 386 от 24.01.2017), порядок согласования сделок, совершаемых государственными унитарными предприятиями Саратовской области, в том числе по передаче имущества в аренду, предусмотрен Положением о порядке согласования сделок, совершаемых государственными унитарными предприятиями Саратовской области с согласия собственника, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 12.10.2006 № 312-П. В соответствии с п. 28 указанного Положения согласие на совершение сделок действительно в течение трех месяцев с даты его выдачи. Соответственно, срок действия разрешения (согласия) Комитета инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области о передаче в аренду нежилого помещения (электроцех) общей площадью 33,1 кв.м., Литер Г, кадастровый номер помещения 64-64-32/020/2011-423, расположенного по адресу: Саратовская область, р.п. Дергачи, ул. Вокзальная, д. 1, выданное ГУП Саратовской области «Облводоресурс» (исх. № 1035 от 03.03.2016) составляет три месяца с даты его выдачи (то есть до 03.06.2016).

Таким образом, указанное согласие Комитета инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области не действовало на момент опубликования извещения № 0560200001516000002 о проведении открытого конкурса, а также на момент заключения контракта № 228 от 18.07.2016.

В соответствии с информацией, представленной ГУП Саратовской области «Облводоресурс» (исх. № 699 от 21.10.2016), 30.11.2015 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области направило в адрес ГУП Саратовской области «Облводоресурс» письмо (исх. № 14636) о согласовании передачи ГУП Саратовской области «Облводоресурс» в аренду нежилого помещения (электроцех) общей площадью 33,1 кв.м., Литер Г, кадастровый номер помещения 64-64-32/020/2011-423, расположенного по адресу: Саратовская область, р.п. Дергачи, ул. Вокзальная, д. 1.

При этом, указанное согласие Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области дало в ответ на письмо ГУП Саратовской области «Облводоресурс» (исх. № 705 от 06.10.2015), в котором Предприятие указало цель получения согласия - в связи с производственной необходимостью и в целях обращения в Комитет по управлению имуществом Саратовской области с заявлением о согласовании передачи в аренду ИП Ш. недвижимого имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения.

Согласно ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, указанных в законе.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 17.1, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям.

При этом, проведение конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, регламентируется Приказом ФАС России № 67 от 10.02.2010 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" (далее – Приказ ФАС России № 67).

Согласно п. 27 Приказа ФАС России № 67, информация о проведении конкурсов или аукционов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, без взимания платы. При этом к информации о проведении конкурсов или аукционов относится предусмотренная настоящими Правилами информация и полученные в результате принятия решения о проведении конкурсов или аукционов и в ходе конкурсов или аукционов сведения, в том числе сведения, содержащиеся в извещении о проведении конкурса или аукциона, извещении об отказе от проведения конкурсов или аукционов, конкурсной документации, документации об аукционе, изменениях, вносимых в такие извещения и такую документацию, разъяснениях такой документации, протоколах, составляемых в ходе конкурсов или аукционов.

В соответствии с Постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", официальным сайтом для опубликования информации о проведении конкурсов и аукционов является www.torgi.gov.ru.

Таким образом, информация о проведении торгов по сдаче в аренду нежилого здания, переданного унитарному предприятию в хозяйственное ведение, а именно – нежилого одноэтажного здания (электроцеха) общей площадью 33,1 кв.м., литер Г, расположенного по адресу: Саратовская область, р.п. Дергачи, ул. Вокзальная, д. 1, кадастровый номер <...> -64-32/020/2011-423, должна была быть опубликована на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» www.torgi.gov.ru.

Единая информационная система в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru, предназначена для опубликования информации в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее ФЗ-44) и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 № 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок").

При этом, согласно п. 3 ст. 3 ФЗ-44, закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Согласно конкурсной документации на проведение открытого конкурса на право заключения договора аренды нежилого здания,  настоящий открытый конкурс проводится в соответствии с ФЗ-44, положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и других федеральных законов, регулирующих отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

При этом, в соответствии с информационной картой открытого конкурса, требования к составу заявки на участие в открытом конкурсе были установлены в соответствие с ФЗ-44, а критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе были установлены в соответствии с Приказом ФАС России № 67.

В соответствии с п. 5 и 6 ст. 3 ФЗ-44, государственный заказчик - государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки; муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

Таким образом, исходя из положений ФЗ-44 ГУП Саратовской области «Облводоресурс» не мог осуществлять закупки в соответствии с указанным федеральным законом.

Исходя из вышеизложенного, размещение информации о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды недвижимого имущества, принадлежащего ГУП Саратовской области «Облводоресурс» на праве хозяйственного ведения, в единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru, а также проведение указанного конкурса в рамках ФЗ-44, привело к ограничению конкуренции, поскольку потенциальные арендаторы не смогли подать заявки на участие в данном аукционе.

Согласно протоколу № 57 рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе на право заключения договора аренды нежилого здания, переданного унитарному предприятию в хозяйственное ведение, от 07.07.2016, на участие в закупке была подана 1 заявка – ИП Ш.

18.07.2016 ГУП Саратовской области «Облводоресурс» и ИП Ш. заключили контракт № 228, согласно которому ИП Ш. был передан во временное пользование объект нежилого фонда - нежилое одноэтажное здание (электроцех) общей площадью 33,1 кв.м., литер Г, расположенное по адресу: Саратовская область, р.п. Дергачи, ул. Вокзальная, д. 1, кадастровый номер <...> -64-32/020/2011-423. Срок действия договора – по 30.07.2021.

При этом, согласно информации, представленной ИП Ш. (исх. от 27.02.2017), Ш. является супругой Ш. , который является директором филиала ГУП Саратовской области «Облводоресурс» «Дергачевский».

В соответствии с информацией, представленной ГУП Саратовской области «Облводоресурс», контракт № 228 от 18.07.2016 был зарегистрирован в установленном законом порядке.

Необходимо отметить, что 08.12.2015 между ГУП Саратовской области «Облводоресурс» в лице директора филиала ГУП Саратовской области «Облводоресурс» - «Дергачевский» Ш. и ИП Ш. был заключен договор аренды нежилого помещения (электоцеха), предметом которого выступила передача в аренду нежилого одноэтажного здания (электроцеха) общей площадью 33,1 кв.м., литер Г, расположенного по адресу: Саратовская область, р.п. Дергачи, ул. Вокзальная, д. 1, кадастровый номер <...> -64-32/020/2011-423.

Данный договор был заключен без проведения торгов и без получения согласия собственника передаваемого имущества – Комитета по управлению имуществом Саратовской области.

06.01.2016 указанный договор был расторгнут по соглашению сторон.

19.02.2016 Прокуратура Дергачевского района вынесла представление об устранении нарушений законодательства о государственной собственности (исх. № 4ж-2016), согласно которому было потребовано расторгнуть договор аренды нежилого помещения от 08.12.2015 по причине нарушения норм законодательства о государственной собственности.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

Таким образом, ГУП Саратовской области «Облводоресурс» разместило информацию о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды нежилого помещения в единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru, с целью заключения указанного договора с конкретным арендатором – ИП Ш.

В рамках рассмотрения дела № 8/ов Комиссией Саратовского УФАС России был проведен анализ состояния конкуренции в необходимом объеме, в результате которого было установлено, что рынок реализации недвижимости является конкурентным.

Временные границы рынка определены периодом с 06.06.2016 (дата опубликования извещения о открытого аукциона) по 07.07.2016 (дата принятия протокола № 57 рассмотрения единственной  заявки на участие в открытом конкурсе на право заключения договора аренды нежилого здания, переданного  унитарному предприятию в хозяйственное ведение).

Предметом торгов являлось заключение договора аренды нежилого одноэтажного здания (электроцеха) общей площадью 33,1 кв.м., литер Г, расположенного по адресу: Саратовская область, р.п. Дергачи, ул. Вокзальная, д. 1, кадастровый номер <...> -64-32/020/2011-423.

27.02.2017 ГУП Саратовской области «Облводоресурс» в порядке примечания 5 к статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявило о заключении им с ИП Ш. при проведении открытого конкурса по извещению № 0560200001516000002 недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, указав, что 24.01.2017 ГУП Саратовской области «Облводоресурс» и ИП Ш. было заключено соглашение о расторжении контракта № 228 от 18.07.2016.

Учитывая изложенное, Комиссия Саратовского УФАС России по рассмотрению дела № 8/ов о нарушении антимонопольного законодательства приходит к выводу, что  ГУП  Саратовской области «Облводоресурс», как заказчиком, и ИП Ш., как участником торгов, было заключено устное соглашение, заключение и участие в котором привели к ограничению конкуренции, а в частности к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на товарный рынок реализации недвижимости.

Комиссия Саратовского УФАС России по рассмотрению дела № 8/ов о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия ГУП Саратовской области «Облводоресурс» и ИП Ш. по п. 1 ч. 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

  Председатель Комиссии                                                         

 

 

Члены Комиссии

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны