Предупреждение б/н Предупреждение от 8 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комитет по образованию администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области

__________________________________

413100, г. Энгельс, ул. Коммунистическая, дом 41, 2-й этаж

komobraz@engels-edu.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

В Саратовское УФАС России поступила информация прокуратуры г.Энгельса (исх. №30-1021 от 29.03.2021) о бездействии Комитета по образованию администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее – Комитет), выразившемся в отсутствии контроля за деятельностью подведомственных муниципальных образовательных организаций Энгельсского муниципального района.

Как следует из информации прокуратуры г.Энгельса, МОУ «ООШ № 2», МОУ «ООШ № 10», МОУ "СОШ № 12 ИМ. В.Ф. СУХАНОВА", МОУ «СОШ № 16», МОУ "СОШ № 24 ИМ. В.И.ПОНОМАРЕНКО, МОУ «ООШ с. Безымянное», МОУ «СОШ п. Бурный», МОУ «СОШ с. Воскресенка», МОУ «СОШ с. Заветное», МОУ «СОШ с. Зеленый Дол», МОУ «СОШ с. Широкополье», МОУ «СОШ №33», МОУ «ООШ п. Калинино», МОУ «СОШ с. Кирово», МОУ «ООШ с. Титоренко», МОУ "СОШ № 20", МОУ "СОШ № 21"- МОУ "ООШ № 26", МАОУ "СОШ № 29", МОУ "СОШ № 31", МОУ "СОШ № 42", МОУ "СОШ с. Березовка", МАОУ "ООШ с. Степное", МОУ "СОШ с. Терновка", МОУ "СОШ с. Узморье", МОУ "СОШ № 1", МОУ "Начальная школа", МОУ "ООШ с. Квасниковка", МОУ «СОШ №3», МОУ «СОШ №5 им. В. Хомяковой», МОУ «Гимназия №8», МОУ «СОШ пос. им. К. Маркса», МОУ «СОШ п. Коминтерн», МОУ «ООШ п. Лощинный», МОУ «СОШ п. Новопушкинское», МОУ «СОШ п. Придорожный», МОУ «СОШ п. Пробуждение», МОУ «СОШ №9», МОУ «ООШ п. Анисовский», МОУ «СОШ №18», МОУ "СОШ № 19", МОУ "СОШ " Патриот» с кадетскими классами им. героя РФ Дейнеко Ю.М.», МОУ "ООШ с. Ленинское", МОУ "СОШ с. Шумейка", МАОУ "СОШ № 7", МАОУ "Образовательный центр им. М.М. Расковой", МОУ "ООШ п. Взлетный", МОУ "СОШ с. Липовка", МОУ "МЭЛ им. А.Г. Шнитке", МОУ "СОШ с. Генеральское им. Р.Е. Ароновой", МОУ "ООШ с. Подстепное", МОУ "СОШ № 30 им. П.М. Коваленко", МОУ "ООШ п. Прибрежный", МОУ "ООШ с. Старицкое" в период с октября по декабрь 2020 года в Положения о закупке товаров, работ, услуг (разработанное на основании Федерального закона от 18.07.2011 N 223-Ф3) (далее – Положения о закупке) внесены изменения, предусматривающие право закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае заключения договора на оказание услуги по организации питания воспитанников заказчика на территории помещений пищеблока, переданных в пользование исполнителю на правах аренды нежилого помещения.

В январе и феврале 2021 года указанные муниципальные учреждения заключили договора у единственного поставщика об организации питания учащихся со следующими хозяйствующими субъектами: ООО "Успехъ", ООО "Большая перемена", ООО "Покровская слобода".

Согласно ст. 37 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность. Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.

Законом Саратовской области от 12.12.2011 № 190-ЗСО (далее – ЗСО № 190) органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по организации предоставления питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, установленными в пункте 3 части 2 статьи 12, а также в частях 1, 3 статьи 13 Закона Саратовской области от 28 ноября 2013 года N 215-ЗСО "Об образовании в Саратовской области", и по частичному финансированию расходов на присмотр и уход за детьми дошкольного возраста в муниципальных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, установленными в пункте 4 части 2 статьи 12 ЗСО № 190 (далее - государственные полномочия).

Кроме того, органы местного самоуправления вправе:

1) получать субвенцию из областного бюджета для осуществления переданных государственных полномочий;

2) дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставами муниципальных образований;

3) вносить предложения по совершенствованию деятельности, связанной с порядком осуществления переданных государственных полномочий.

Таким образом, организация питания обучающихся является муниципальной нуждой, в связи с чем, в данном случае применению подлежит ст. 72 БК РФ.

Согласно ч.1 ст. 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) заказчиками осуществляются закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а именно для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Согласно ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В соответствии со ст. 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, в том числе для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Таким образом, деятельность по организация питания обучающихся направлена на обеспечение потребностей муниципального образования в услугах, необходимых для решения вопросов местного значения, функций и полномочий органа местного самоуправления.

Одновременно необходимо отметить, что, согласно п. 2.1 Положения о Комитете, утв. Решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 22.12.2016 N 89/08-05 (далее – Положение о Комитете), к основным задачам Комитета относится, в том числе, осуществление функций и полномочий учредителей подведомственных муниципальных образовательных организаций.

Согласно Положениям о закупке указанных школ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться Заказчиком, в том числе, в случае заключения договора на оказание услуги по организации питания воспитанников заказчика на территории помещений пищеблока, переданных в пользование исполнителю на правах аренды нежилого помещения.

Таким образом, правом оказывать услуги по питанию учащихся обладают лица, в том числе, заключившие договор аренды (субаренды) муниципального имущества для организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях.

Следовательно, никакой хозяйствующий субъект, кроме имеющего вышеуказанный договор аренды, не может обратиться в органы местного самоуправления Энгельсского муниципального района с целью оказания услуги по питанию учащихся.

Одновременно необходимо отметить, что из Положений о закупке не следует, каким образом хозяйствующие субъекты могут получить информацию о возможности выполнения услуг по организации питания обучающихся в Энгельсском муниципальном районе.

В п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции определено, что под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Как следует из п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции, признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Не применение конкурсных процедур, а заключение договоров с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на выполнение услуг по организации питания обучающихся противоречит нормам бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе, предусматривающих проведение закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их не проведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.

Кроме того, необходимо отметить, что заключение договоров с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) препятствует добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между потенциальными участниками торгов, что в свою очередь приводит к невозможности экономии бюджетных средств.

Государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять все виды закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг согласно требованиям, установленным в Законе о контрактной системе.

Согласно п. 3.1 Положения о Комитете для реализации поставленных задач Комитет выполняет следующие функции: контролирует правильность и эффективность использования бюджетных средств, предназначенных для развития образования на территории Энгельсского муниципального района.

Таким образом, отсутствие контроля Комитета за деятельностью  подведомственных муниципальных образовательных организаций  нарушает принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, а также принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, заложенные в статьях 34, 38 БК РФ.

Несоблюдение указанного в Законе о контрактной системе порядка осуществления закупок для муниципальных нужд, является нарушением названного Федерального закона, а также может привести к устранению конкуренция среди хозяйствующих субъектов и созданию преимущества отдельным хозяйствующим субъектам.

Таким образом, бездействие Комитета по образованию администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области по отсутствию контроля за деятельностью подведомственных муниципальных образовательных организаций Энгельсского муниципального района может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Таким образом, в бездействии Комитета по образованию администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, на основании статьи 39.1 Закон о защите конкуренции, Саратовское УФАС России предупреждает Комитет о необходимости совершения действий для устранения нарушения путем:

1. Принять меры по исключению из Положений о закупке муниципальных образовательных учреждений пункта о возможности заключения договоров с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае заключения договора на оказание услуги по организации питания воспитанников заказчика на территории помещений пищеблока, переданных в пользование исполнителю на правах аренды нежилого помещения в срок до 09.08.2021.

2. О выполнении предупреждения сообщить в Саратовское УФАС России в срок до 11.08.2021.

 

Примечание.

Согласно ч. 5 ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

В соответствии с ч. 7 ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 

 

Врио руководителя управления

Связанные организации

Связанные организации не указаны