Решение б/н Решение 5-30/ов от 29 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

по Саратовской области

410012, г. Саратов, ул. Вольская, 81

Тел.: (845-2) 27-96-42

Факс: (845-2) 27-93-14

E-mail: to64@fas.gov.ru

Р Е Ш Е Н И Е № 5-30/ов

г. Саратов

Резолютивная часть решения оглашена «15» мая 2019 г.

 

В полном объеме решение изготовлено «29» мая 2019 г.

224

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

1.

-заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

2.

-начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

3.

-старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, член Комиссии,

рассмотрев дело № 5-30/ов по признакам нарушения Министерством образования Саратовской области (410002, г. Саратов, ул. Соляная, 32), Государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования» (410031, г. Саратов, ул. Большая Горная, д.1), ПАО «Ростелеком» (191002, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д.15), ООО «Дневник.ру» (197101, г. Санкт-Петербург, ул. Петроградская наб., д.36А, оф. 309-310) п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии на заседании:

1

-представитель Министерства образования Саратовской области (доверенность №б/н от 15.08.2018),

2.

-представитель Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования» (доверенность №841 от 20.11.2018),

3.

-представитель ПАО «Ростелеком» (доверенность №0611/29/146-18 от 31.08.2018),

4.

-представитель ПАО «Ростелеком» (доверенность №0611/29/105-18 от 20.06.2018),

У С Т А Н О В И Л А:

В Саратовское УФАС России поступило заявление ООО ЦИТ «Аверс» (далее – Заявитель) на действия Министерства образования Саратовской области (далее – Министерство), Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования» (далее - ГАУ ДПО «СОИРО», Заказчик), ПАО «Ростелеком», ООО «Дневник.ру» при внедрении автоматизированной информационной системы дополнительного образования Саратовской области.

Руководствуясь ч. 11 ст. 44 Закона о защите конкуренции, Саратовское УФАС России отложило принятие решения по результатам рассмотрения заявления до принятия и вступления в силу судебного акта по делу № А57-26901/2017, выводы по которому имели непосредственное значение для результатов рассмотрения заявления ООО ЦИТ «Аверс».

Ранее по результатам рассмотрения обращения ООО ЦИТ «Аверс» Саратовским УФАС России было принято решение № 9-77/ов от 11.08.2017, которым Министерство, ПАО «Ростелеком» и ООО «Дневник.ру» признаны нарушившими п. 4 ст. 16 Закон о защите конкуренции в связи с заключением соглашения, направленного на ограничение и недопущение конкуренции.

В ходе рассмотрения дела №9-77/ов установлено, что АИС «Контингент-регион» внедрена в соответствии с договором от 15.12.2014 № 65, заключённым между ПАО «Ростелеком» и Министерством.

В 2015, 2016 годах по результатам проведения аукционов Министерство и ПАО «Ростелеком» заключали государственные контракты на оказание услуг по модернизации АИС «Контингент-регион».

ПАО «Ростелеком» выступал подрядчиком по данным договорам. При этом, внедрило и модернизировало АИС «Контингент-регион» ООО «Дневник.ру» по договорам, заключенным с ПАО «Ростелеком». Цена заключенных договоров была значительно ниже цены договоров, заключенных между ПАО «Ростелеком» и Министерством.

Кроме того, было установлено, что в результате антиконкурентных действий исключительные права на программное обеспечение не были переданы государственному заказчику, что привело к представлению ПАО «Ростелеком» и ООО «Дневник.ру» преимущества при осуществлении хозяйственной деятельности.

Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 03.12.2018 по делу №А57-26901/17 решение Саратовского УФАС России №9-77/ов признано законным.

В ходе рассмотрения заявления ООО ЦИТ «Аверс» на действия Министерства образования, ГАУ ДПО «СОИРО», ПАО «Ростелеком», ООО «Дневник.ру» при внедрении автоматизированной информационной системы дополнительного образования Саратовской области, Саратовским УФАС России установлено, что реализация антиконкурентного соглашения, выявленного в рамках рассмотрения дела №9-77/ов, продолжается его участниками ввиду следующего.

По данным Министерства (исх.№01-26/10000 от 07.12.2018) в целях реализации государственной программы «Информационное общество» (2014-2020 годы)», а также концепции создания единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам (утв. распоряжением Правительства РФ от 25.10.2014 № 2125-р) Министерством поэтапно вводились региональные сегменты единой информационной системы контингента.

Приказом Министерства от 17.01.2017 №104 ГАУ ДПО «СОИРО» переданы функции по исполнению в 2017 году плана-графика реализации подпрограммы 7 «Развитие финансовой грамотности населения области» государственной программы Саратовской области «Развитие образования в Саратовской области до 2025 года».

Приказом Министерства № 2055 от 26.09.2017 ГАУ ДПО «СОИРО» переданы функции по исполнению в 2017 году контрольного события 2.2.5 «Приобретение и внедрение автоматизированной информационной системы» основного мероприятия 2.2 «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании, науке и повышении квалификации» подпрограммы 2 «Повышение эффективности деятельности органов исполнительной и законодательной власти Саратовской области за счет использования информационно-коммуникационных технологий» государственной программы Саратовской области «Информационное общество на 2014-2017 годы».

Соглашением от 25.01.2017 №58 в редакции дополнительного соглашения от 25.12.2017 № 58а-24 Министерством представлены субсидии ГАУ ДПО «СОИРО» на иные цели, в том числе субсидии на расширение использования информационно-коммуникационных технологий в образовании, науке и повышении квалификации в рамках подпрограммы «Повышение эффективности деятельности органов исполнительной и законодательной власти Саратовской области за счет средств использования информационно-коммуникационных технологий» государственной программы Саратовской области «информационное общество на 2014-2017 годы». Лимиты открыты 10.10.2017 в сумме 1 500 000,00 рублей.

Приказом ГАУ ДПО «СОИРО» от 07.02.2018 № 37д утверждена смета расходов на реализацию контрольного события 2.1.5 «Поддержка автоматизированной информационной системы общего и дополнительного образования в области» подпрограммы 2 «Развитие системы общего и дополнительного образования» государственной программы Саратовской области «Развитие образования в Саратовской области до 2025 года» на 2018 финансовый год. Из сметы следует, что на услуги по поддержке автоматизированной информационной системы общего и дополнительного образования в области предусмотрено 1000 000, 00 рублей.

Денежные средства поступили 21.12.2017.

Приказом Министерства №15.01.2018 № 40 ГАУ ДПО «СОИРО» переданы функции по исполнению в 2018 году плана-графика реализации подпрограммы 7 «Развитие финансовой грамотности населения области» государственной программы Саратовской области «Развитие образования в Саратовской области до 2025 года».

14.11.2017 ГАУ ДПО «СОИРО» в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона № 31705734624 на право заключения договора на внедрение автоматизированной информационной системы дополнительного образования Саратовской области (далее – АИС ОДО) (далее – Аукцион).

Начальная (максимальная) цена - 1 500 000 рублей.

Согласно протоколу № 31705734624-02 рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе в электронной форме от 06.12.2017, принято решение допустить к участию в Аукционе ПАО «Ростелеком».

Согласно информации, размещенной в ЕИС, по результатам Аукциона 18.12.2017 между Заказчиком и ПАО «Ростелеком» был заключен договор № 31705734624.

По условиям договора его предметом является внедрение АИС ОДО (пункт 1.1 договора).

Место оказание Услуги – г. Саратов, ул. Соляная, 32.

Цена Договора – 1 500 000 рублей.

Согласно пункту 3.2. Договора оплата Услуг производится за счет средств бюджета Саратовской области на 2017 год и на 2018 год (контрольное событие 2.2.5 основного мероприятия 2.2 подпрограммы 2 государственной программы Саратовской области «Информационное общество на 2014-2017 года» на 2017 (финансовый год).

Из информации, размещенной в ЕИС следует, что дата окончания исполнения договора - 29.12.2017.

12.12.2017, то есть до заключения договора с заказчиком, ПАО «Ростелеком» разместило в ЕИС извещение и документацию по проведению открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуги по внедрению автоматизированной информационной системы дополнительного образования Саратовской области. Начальная (максимальная) цена договора - 890 000 рублей.

Согласно протоколу № 31705872041/1 от 18.12.2017 на участие в запросе котировок в электронной форме была подана единственная заявка ООО «Дневник.ру».

По результатам открытого запроса котировок в электронной форме между ПАО «Ростелеком» и ООО «Дневник.ру» 25.12.2017 был заключен договор №0611/25/812-17, предметом которого выступило внедрение АИС ОДО. Цена договора 890 000 рублей.

Сроки оказания услуг: с даты заключения договора до 28.12.2017.

При этом, Техническое задание по Договору № 31705734624 полностью совпадает с Техническим заданием по Договору № 0611/25/812-17, включая требования к информационному взаимодействию АИС ОДО со смежными системами (АИС «Контингент - регион»).

Цена по Договору, заключенному между Заказчиком и ПАО «Ростелеком» и по договору ООО «Дневник.ру» с ПАО «Ростелеком» отличается: 1 500 000 рублей и 890 000 рублей. Соответственно стоимость работ по Договору № 31705734624 являлась завышенной на 610 000 рублей.

23.03.2018 ГАУ ДПО «СОИРО» на сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона № 31806280554 на право заключения договора по дооснащению и проведению аттестационных испытаний системы защиты информации АИС «Контингент- регион» министерства образования Саратовской области для нужд ГАУ ДПО «СОИРО». Начальная (максимальная) цена 977 011 руб.

В техническом задании документации об аукционе указано:

Заказчик: ГАУ ДПО «СОИРО».

Получатель услуги: Министерство образования Саратовской области.

Согласно информации, размещенной в ЕИС, указанная закупка отменена 06.04.2018.

В протоколе отмены открытого аукциона в электронной форме от 06.04.2018 указано, что в связи с изменением текущих нужд ГАУ ДПО «СОИРО» принято решение об отказе в проведении открытого аукциона.

ООО «ЦИТ Аверс» в заявлении указывает, в том числе на неправомерное проведение закупки на внедрении автоматизированной информационной системы дополнительного образования Саратовской области ГАУ ДПО «СОИРО» в порядке, установленном Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон № 223-ФЗ).

Комиссия Саратовского УФАС России соглашается с данным доводом Заявителя по следующим обстоятельствам.

Согласно Положению о Министерстве, утвержденному Постановлением Правительства Саратовской области от 10.07.2007 №267-П (далее – Положение) Министерство является органом исполнительной власти Саратовской области, наделенным полномочиями и осуществляющим функции управления в сфере образования, осуществляющим взаимодействие по указанным направлениям с иными органами исполнительной власти Саратовской области, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм, а также с органами местного самоуправления Саратовской области.

В соответствии с п.п. 2, 33, 42 п. 6 раздела III Положения Министерство осуществляет следующие полномочия:

- разработка и реализация государственных программ Саратовской области в сфере образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей Саратовской области (п. 2);

- реализация в рамках полномочий государственных программ Российской Федерации и государственных программ Саратовской области по вопросам образования (п. 33);

- осуществление закупок товаров, работ, услуг, направленных на обеспечение государственных нужд Саратовской области, и заключение государственных контрактов, в установленной сфере деятельности и в пределах своей компетенции (п. 42).

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон об автономных учреждениях) основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности.

В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона об автономных учреждениях финансовое обеспечение указанной в частях 1 и 2 статьи 4 Закона об автономных учреждениях деятельности осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.

Согласно ч. 6 ст. 4 Закона об автономных учреждениях кроме указанных в ч. 2 ст. 6 Закона об автономных учреждениях государственного (муниципального) задания и обязательств автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами.

Таким образом, одним из способов исполнения Министерством возложенных на него функции управления в сфере образования является создание и финансирование путем представления субсидий из бюджета Саратовской области созданных им автономных учреждений, которые своими силами и средствами оказывает услуги (выполняет работы) в сфере образовательной деятельности в пределах выделенных бюджетных средств на цели, определенные соглашением.

Перечисление автономному учреждению субсидий, вне зависимости от её цели, в любом случае должно соответствовать ч. 1 ст. 2 Закона об автономных учреждений, т.е. денежные средства могут передаваться только на оказание автономным учреждением услуг (выполнение работ) в установленных сферах деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона N 223-ФЗ целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Таким образом, предметами закупок могут быть работы, услуги, необходимые для непосредственного удовлетворения потребностей автономных учреждений, то есть когда автономные учреждения сами являются потребителями (получателями) таких работ (услуг), и финансируемые за их счет.

Закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о контрактной системе государственный заказчик - государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки.

В силу п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации установлено, что орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в случае, когда для осуществления полномочий требуется выполнение работ (оказание услуг) за счёт бюджетных средств, вправе:

- учреждать и финансировать путем представления субсидий автономные учреждения, которые будут своими силами и средствами выполнять и оказывать указанные работы, услуги, в т. ч. в рамках выданного государственного задания;

- размещать закупки на работы, услуги для обеспечения государственных нужд в порядке, установленном Законом о контрактной системе.

Приказом Министерства образования Саратовской области от 07.07.2014 № 1642 утвержден устав ГАУ ДПО «СОИРО».

Согласно п.п. 1.1., 2.1 Устава ГАУ ДПО «СОИРО» является некоммерческой организацией, предметом деятельности ГАУ ДПО «СОИРО» является повышение квалификации и профессиональная подготовка работников образования, проведение комплексных научных исследований и разработок в сфере образования, обеспечение реализации приоритетных направлений развития образования, выполнение в установленном порядке государственного задания.

При этом, получателем услуг по рассматриваемым договорам, заключенным ГАУ ДПО «СОИРО» с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) является не автономная организация, а население Саратовской области.

Вместе с тем, как следует из п.п. 2, 33, 42 п. 6 раздела III Положения о министерстве образования Саратовской области организация услуг управления в сфере образования, реализация государственных программ Саратовской области в сфере образования отнесена к основным функциям Министерства, в целях исполнения которой либо могут быть созданы автономные организации, либо произведена закупка товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных нужд, в рамках законодательства о контрактной системе.

При таких обстоятельствах ГАУ ДПО «СОИРО», заключив договор с ПАО «Ростелеком» фактически исполнило функции, возложенные на Министерство образования Саратовской области как орган государственной власти Саратовской области, и с использованием выделенных последнему средств бюджета Саратовской области.

Заключение ГАУ ДПО «СОИРО» договоров на выполнение работ, услуг, за счёт этих бюджетных средств в любом случае могло осуществляться только государственным заказчиком.

Лицо, которое заключает договор на оказание услуг (выполнение работ), оплата которых будет осуществлена из бюджетных средств, в любом случае осуществляет функции государственного заказчика, вне зависимости от того может это лицо осуществлять права государственного заказчика или нет.

Следовательно, передача указанных средств, получателем которых являлось Министерство, хозяйствующим субъектам должна была осуществляться с соблюдением требований Закона о контрактной системе.

Исходя из системного толкования положений статьи 6 Бюджетного кодекса, статьи 9.2 Закона о некоммерческих организациях», статьи 2 Закона об автономных учреждениях, пункта 6 Методических рекомендаций по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1505-р, для исполнения государственных функций может создаваться только казенное учреждение, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами; автономное учреждение и бюджетное учреждение создаются публичноправовым образованием для выполнения государственных (муниципальных) работ, оказания государственных (муниципальных) услуг и не вправе исполнять государственные функции, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами.

Аналогичный вывод содержится в Определении Верховного суда Российской Федерации по делу А76-31284/2016.

Также Уставом ГАУ ДПО «СОИРО» предусмотрено право ГАУ ДПО «СОИРО» на возмездной основе по договорам, заключенным между физическими и юридическими лицами, осуществлять следующие виды деятельности:

-оказывать образовательные услуги сверх финансируемого государственного задания,

-выполнять научно-исследовательские работы сверг государственного задания,

-организовывать и проводить экспертизу учебной продукции,

-создавать программные продукты, базы данных и другие виды деятельности.

В данном случае наделение ГАУ ДПО «СОИРО» функциями органа власти является неправомерным и преследует обход процедуры торгов, предусмотренной законодательством о контрактной системе. Одновременно, ГАУ ДПО «СОИРО» не могло быть наделен функциями органа власти и по причине осуществления хозяйственной деятельности. Указанные обстоятельства свидетельствуют о продолжении Министерством исполнения ранее выявленного антиконкурентного соглашения. В действиях по предоставлению субсидии ГАУ ДПО «СОИРО» и дальнейшему проведению закупки непосредственно институтом усматривается реализация ранее заключенного антиконкурентного соглашения.

В связи с изложенным, Комиссией не может быть принят довод Министерства (исх. б/н от 30.01.2019) о том, что решение о наделении ГАУ ДПО «СОИРО» рассматриваемыми полномочиями не противоречит требованиям законодательства со ссылкой на Постановление Арбитражного суда кассационной инстанции Волго-вятского округа от 27.11.2018 по делу №А11-3400/2018 и опровергается указанным определением Верховного суда РФ от 19.10.2018 №309-КГ18-10521.

Также необходимо отметить, что предоставление субсидии ГАУ ДПО «СОИРО» на иные цели в данном случае не преследовало целью финансовое обеспечение дополнительного вида деятельности ГАУ ДПО «СОИРО» - создания программных продуктов, баз данных и других информационных ресурсов по профилю деятельности института, так как ГАУ ДПО «СОИРО» не осуществлялось непосредственно внедрение автоматизированной информационной системы дополнительного образования Саратовской области.

Из пояснений Министерства (исх. б/н от 30.01.2019) также следует, что техническое задание по закупке №31705734624 разрабатывалось Министерством совместно с ГАУ ДПО «СОИРО», указанное обстоятельство в очередной раз подтверждает, что потребность во внедрении АИС ОДО возникла именно у Министерства, а не у института.

Из технического задания по закупке ГАУ ДПО «СОИРО» № 31705734624 следует, что АИС ОДО должна представлять электронные средства поддержки и сопровождения процесса дополнительного образования детей и предоставлять возможности поддержки базы информации об обучающихся (включая персональные данные ребенка и его родителей (законных представителей), ведение информации об обучении (включая посещаемость занятий и успеваемость детей), ведение групп и расписания занятий, построение аналитической отчетности, организация сетевого взаимодействия между различными категориями пользователей АИС ОДО.

Объектами, подлежащими учету в рамках зачисления в ОДО, являются:

ОДО – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

ребенок – ребенок, имеющий право на зачисление в ОДО;

представители ребенка – родители, опекуны или иные законные представители;

заявление – текущая совокупность всех данных о ребенке, желающем поступить в ОДО.

АИС ОДО должны обеспечивать работу следующих категорий пользователей:

  1. Пользователи, ответственные за администрирование и настройку АИС ОДО.
  2. Пользователи, ответственные за редактирование отдельных объектов АИС ОДО.
  3. Пользователи – сотрудники ОДО.
  4. Пользователи, занятые в учебном процессе:
    1. преподаватели;
    2. обучающиеся;
    3. родители (законные представители) обучающихся.

Для Модуля «Зачисление в ОДО» из состава АИС ОДО должна быть обеспечена одновременная работа не менее тысячи пользователей (сотрудники ОДО, а также сотрудники комиссии по приему заявлений).

ГАУ ДПО «СОИРО» не является организацией, осуществляющей в качестве основной деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам для детей, то есть не входит в перечень пользователей АИС ОДО, следовательно не может осуществлять внедрение данной информации.

Более того, Приказом Министерства от 28.12.2017 №2751 утверждены:

-список сотрудником Министерства, имеющих право обрабатывать персональные данные,

-список сотрудников Министерства, имеющих право находиться в помещении, в котором осуществляется обработка персональных данных,

-перечень помещений, в которых осуществляется обработка персональных данных,

-инструкция администратора безопасности АИС ОДО,

-инструкция пользователя АИС ОДО.

Довод Министерства (исх. б/н от 30.01.2019) о том, что решение о передаче средств ГАУ ДПО «СОИРО» на выполнение отдельных мероприятий принималось на основании Закона Саратовской области №164-ЗСО от 12.12.2016 «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» не принимается во внимание ввиду следующего.

В ходе рассмотрения дела, заслушав пояснения лиц, было установлено, что подготовка предложений по внесению изменений в действующий закон области об областном бюджете и в сводную бюджетную роспись осуществляется Министерством финансов области на основании письменных обращений главных распорядителей бюджетных средств и предоставленных для этих целей сведений.

Согласно п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств (к которым относится Министерство образования области) обладает, в числе прочих, бюджетными полномочиями по:

-осуществлению планирования соответствующих расходов бюджета, составлению обоснования бюджетных ассигнований;

- внесению предложений по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;

- внесению предложений по формированию и изменению сводной бюджетной росписи.

К полномочиям Министерства образования Саратовской области отнесено, в том числе: подготовка предложений в проект закона Саратовской области об областном бюджете по разделу «Образование».

Таким образом, целевое направление определяет главный распорядитель средств областного бюджета.

Министерством образования области первоначально бюджетные средства на расширение использования информационно-коммуникационных технологий в образовании, науке и повышении квалификации в рамках подпрограммы «Повышение эффективности деятельности органов исполнительной и законодательной власти Саратовской области, государственных органов Саратовской области за счет использования информационно-коммуникационных технологий» государственной программы Саратовской области «Информационное общество на 2014-2017 годы» в сумме 2 500 000,00 рублей были распределены по следующим кодам бюджетной классификации; подраздел 0709 «Другие вопросы в области образования», целевая статья 59201VOOOO «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании, науке и повышении квалификации» виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг» КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» в сумме 1 250 000,00 рублей и 310 «Приобретение основных средств» в сумме 1 250 000,00 рублей, что и было закреплено в Приложении № 7 к Закону Саратовской области от 12.12.2016 № 164-ЗСО.

Далее, в октябре 2017 года Министерством образования были направлены в Министерство финансов области сведения для формирования сводной бюджетной росписи по расходам областного бюджета на текущий 2017 год, согласно которым расходы в сумме 1 500 000,00 рублей были перераспределены с вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг» на вид расходов 622 «Субсидии автономным учреждениям на иные цели» КОСГУ 241 «Безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям», что и было отражено в приложении к вышеуказанному Закону Саратовской области от 12.12.2016 № 164-ЗСО.

Таким образом, документом, определившим перенаправление средств в сумме 1 500 000,00 рублей с вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг» на вид расходов 622 «Субсидии автономным учреждениям на иные цели», являлись направленные Министерством образования в Министерство финансов области сведения для формирования сводной бюджетной росписи по расходам областного бюджета.

Установлено, что при определении цены контрактов на внедрение автоматизированной информационной системы дополнительного образования Саратовской области ГАУ ДПО «СОИРО» направляло запросы именно участникам выявленного ранее антиконкурентного соглашения и на полученной преимущественно от них информации формировало цену.

Так, запрос предложений при формировании цены закупки производился у ПАО «Ростелеком», ООО Дневник.ру, ООО «Лаборатория современных технологий» (г. Владикавказ).

Кроме того, к участникам закупки на внедрение автоматизированной информационной системы дополнительного образования Саратовской области установлены требования о наличии лицензии ФСБ и ФСТЭК, а также требование о регистрации внедряемой системы в реестре отечественного программного обеспечения.

В свою очередь, у данных организаций не имеется разработанного программного обеспечения, зарегистрированного в едином реестре российского программного обеспечения. Одновременно, ООО «Дневник.ру» и ООО «Лаборатория современных технологий» не имеют лицензии ФСБ России.

ООО «Дневник.ру» не имеет включенное в реестр программное обеспечение. Из открытых данных, опубликованных на Официальном сайте оператора единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» reesrtr.minsvyaz.ru следует, что правообладателем программного обеспечения АИС «Дневник-ОДО» является ООО «Эдьюкейшн Революшен Рисерч энд Девелопмент».

Более того, довод ООО «Дневник.ру» о том, что АИС «Контенгент-регион» внесена в реестр программного обеспечения под №296 не означает, что Региональный сегмент Саратовской области, которая неоднократно модернизировалась для нужд Министерства, является той же самой программой.

Предметом закупок в данном случае не являлось приобретение или модернизация программного обеспечения, принадлежащего ООО «Эдьюкейшн Революшен Рисерч энд Девелопмент».

Довод ООО «Дневник.ру» (вх. № 2610 от 30.04.2019) о том, что обществом заключен лицензионный договор с правообладателем АИС ОДО – ООО «Эдъюкейшн Революшен Рисерч энд Девелопмент», позволяющий внедрять программу на всей территории РФ, не может быть принят во внимание.

Ссылка на указанный договор не опровергает факта отсутствия у ООО «Дневник.ру» программного обеспечения.

Более того, как следует из Постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 03.12.2018 по делу №А57-26901/17 «В связи с введением запрета на использование иностранного программного обеспечения государственными структурами общество «Дневник.ру» непосредственно само не могло участвовать в госзакупках, поскольку является организацией со 100 процентной долей иностранного участия. Для необходимости преодоления указанного барьера участвовало общество «Ростелеком», поскольку последнее не обладает никакими ресурсами для выполнения контракта на автоматизированную информационную систему».

Указанные обстоятельства имеют место и в рамках рассматриваемого дела.

Относительно лицензии ФСБ у ПАО «Ростелеком» установлено, что в состав заявки на участие в закупке ПАО «Ростелеком» представлено лицензия УФСБ РФ по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области ЛСЗ № 0000802 (рег. № 970Н) от 02.11.2015, среди адресов мест осуществления работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, Саратовская область отсутствует, что исключает возможность ведения ПАО «Ростелеком» лицензируемых ФСБ видов деятельности на территории Саратовской области.

В соответствии с п. 4 Технического задания закупки ГАУ ДПО «СОИРО» № 31705734624 на право заключения договора на внедрение автоматизированной информационной системы дополнительного образования Саратовской области в рамках оказания услуг по внедрению должно быть обеспечено следующее:

- АИС ОДО должна быть интегрирована с функционирующим в Саратовской области региональным сегментом системы учета контингента (далее – АИС «Контингент-регион») в соответствии с регламентом информационного взаимодействия.

Регламент взаимодействия АИС «Контингент-регион» с внешними информационными системами будет предоставлен Исполнителю в течение двух рабочих дней после подписания Государственного контракта на оказание услуг.

Согласно п. 2.1. Технического задания закупки ГАУ ДПО «СОИРО» № 31705734624 АИС ОДО должна предоставлять электронные средства поддержки и сопровождения процесса дополнительного образования детей, инструменты социального сетевого взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений в ОДО.

Целью оказания услуг является внедрение АИС ОДО с последующим гарантийным обслуживанием.

Согласно п. 4.5 Технического задания закупки ГАУ ДПО «СОИРО» № 31705734624 патентная чистота должна быть обеспечена в соответствии с законодательством Российской Федерации. Права на АИС ОДО должны быть переданы Заказчику на основе простой неисключительной лицензии для использования по прямому назначению без ограничения на количество рабочих мест и количество пользователей.

Согласно ст. 1298 ГК РФ исключительное право на произведение науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежит исполнителю, являющемуся автором либо иным выполняющим государственный или муниципальный контракт лицом, если государственным или муниципальным контрактом не предусмотрено, что это право принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик, либо совместно исполнителю и Российской Федерации, исполнителю и субъекту Российской Федерации или исполнителю и муниципальному образованию.

Вместе с тем, предметом закупок не являлись создание произведение науки, литературы или искусства. Предметом закупки являлось внедрение АИС ОДО.

Согласно п. 56 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015) права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет бюджетных средств, принадлежат Российской Федерации, если это предусмотрено государственным контрактом/договором. В случае принадлежности исключительного права не Российской Федерации правообладатель обязан заключить с госзаказчиком договор о безвозмездном предоставлении права на использование такого результата интеллектуальной деятельности при изготовлении поставляемых товаров либо выполнении подрядных работ для государственных нужд.

Вместе с тем, ПАО «Ростелеком» обязанность по заключению с Заказчиком договора о безвозмездном предоставлении права не исполнил.

Кроме того, согласно п. 2 ст. 1546 ГК РФ право на технологию, созданную за счет или с привлечением средств бюджета субъекта Российской Федерации, принадлежит субъекту Российской Федерации в случаях, когда:

1) субъект Российской Федерации до создания единой технологии или в последующем принял на себя финансирование работ по доведению технологии до стадии практического применения;

2) исполнитель не обеспечил до истечения шести месяцев после окончания работ по созданию единой технологии совершение всех действий, необходимых для признания за ним или приобретения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые входят в состав технологии.

В соответствии со статьей 1542 ГК РФ единой технологией в смысле настоящей главы признается выраженный в объективной форме результат научно-технической деятельности, который включает в том или ином сочетании изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ или другие результаты интеллектуальной деятельности, подлежащие правовой охране в соответствии с правилами настоящего раздела, и может служить технологической основой определенной практической деятельности в гражданской или военной сфере (единая технология) (п. 1)

Право использовать результаты интеллектуальной деятельности в составе единой технологии как в составе сложного объекта (статья 1240 ГК РФ) принадлежит лицу, организовавшему создание единой технологии (право на технологию) на основании договоров с обладателями исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав единой технологии (п. 3).

Техническим заданием, Приложением 1 к документации об аукционе предусмотрено, что АИС ОДО должна предоставлять электронные средства поддержки и сопровождения процесса дополнительного образования детей, инструменты социального сетевого взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений в ОДО.

АИС ОДО должна предоставлять следующие возможности: поддержка базы информации об обучающихся; организация сетевого взаимодействия между различными категориями пользователей.

АИС ОДО должна быть интегрирована с функционирующим в Саратовской области региональным сегментом системы учета контингента (далее – АИС «Контингент-регион») в соответствии с регламентом информационного взаимодействия. Из АИС ОДО в АИС «Контингент-регион» Саратовской области должны поступать в частности следующие данные: из АИС ОДО в части поддержки деятельности ОДО должны поступать данные по контингенту обучающихся, включая: персональные данные обучающегося; образовательные данные (перечень групп, в которых проходит обучение, успеваемость, уровень образования, изучаемые предметы и образовательные программы); контактные данные.

Сдача-приемка оказанных услуг должна осуществляться в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. № 676 «О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем, и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации».

Соответственно, предметом закупки являлось внедрение не отдельной программы ЭВМ, а единой технологии, которая включала в себя результат интеллектуальной деятельности – базы данных.

Данный факт также указывает на то, что результаты интеллектуальной деятельности должны были принадлежать субъекту Российской Федерации (Саратовской области).

Таким образом, непринятие органом субъекта мер к получению исключительных прав на продукт также свидетельствует о наличии между Министерством, ПАО «Ростелеком» и ООО «Дневник.ру» признаков антиконкурентного соглашения.

Действия по сохранению исключительных прав именно у ООО «Дневник.ру» и не передача их Министерству при создании информационной системы могут повлечь представление преимущества ООО «Дневник.ру» и ПАО «Ростелеком».

То обстоятельство, что права не переданы государственному заказчику приводит к ограничению конкуренции на рынке разработки, модернизации и реализации комплексных автоматизированных систем.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что последующая модернизация АИС «ОДО» не может осуществляться любым субъектом, поскольку в этом случае это являлось бы нарушением авторского и исключительного права на АИС. Действия по модернизации АИС, в силу норм гражданского законодательства, не нарушая авторского и исключительного права, могут осуществляться только теми субъектами, которым предоставлено это право в установленном порядке. Данные обстоятельства приводят к тому, что последующая модернизация АИС несет существенные затраты бюджетных средств Саратовской области.

В связи с чем, довод ООО «Дневник.ру» (вх. №4236 от 22.10.2018) о том, что предоставление исключительных прав не является обязательным требованием, не признается Комиссией обоснованным.

Довод ООО «Дневник.ру» (вх. № 2610 от 30.04.2019) о том, что интеграция АИС ОДО с Региональным сегментом для обмена информацией не образует единой технологии, не может быть принят во внимание ввиду следующего.

Из Постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 03.12.2018 по делу №А57-26901/2017 следует, что «комплексная автоматизированная информационная система «Контингент-регион» является информационной технологией, включающей в себя систему управления базами данных (СУБД) и базы данных, содержащие сведения о контингенте обучающихся Саратовской области, а министерство в интересах общества «Дневник.ру» уклонилось от приема прав на технологию, созданную за счет или с привлечением средств бюджета субъекта Российской Федерации. Это фактически означает, что персональные данные, содержащиеся в данной системе, переданы лицу, контролируемому иностранной организацией, что противоречит целям создания государственной информационно системы». В свою очередь, интеграция АИС ОДО с Региональным сегментом является модернизацией регионального сегмента.

В рамках исполнения договора от 18.12.2017 № 31705734624 ПАО «Ростелеком» был заключен договор от 15.12.2017 № 0611/25/772-17 с ООО «Современные технологии», согласно Приложению № 3 к которому ООО «Современные технологии» должно было оказать услуги по технической защите информации и проведении аттестации ГИС по требованиям информационной безопасности.

Согласно Техническому паспорту системы защиты информации автоматизированной информационной системы профессионального и дополнительного образования (ЛИС «СПО и ОДО») министерства образования Саратовской области 16-07/ТП-319, утвержденному генеральным директором ООО «Современные технологии» 20.12.2017, объектом информатизации являлась система защиты автоматизированной информационной системы профессионального и дополнительного образования (АИС «СПО и ОДО») министерства образования области, которая представляет собой комплекс технических средств, объединенных в единую ЛВС, подключенную к сети общего пользования и сети международного информационного обмена. В результате исполнения указанного договора был определен класс защищенности АИС «СПО И ОДО» министерства образования области, как единой информационной системы.

В Акте определения уровня защищенности персональных данных автоматизированной информационной системы профессионального и дополнительного образования (АИС «СПО и ОДО») министерства образования области, утвержденном и.о. министра образования области, также указано, что АИС «С110 и ОДО» представляет собой информационную систему, в которой обрабатываются иные категории персональных данных, а именно персональные данные обучающихся но основным и дополнительным образовательным программам.

При подготовке ГАУ ДПО «СОИРО» электронного аукциона № 31705734624 на право заключения договора на внедрение автоматизированной информационной системы дополнительного образования Саратовской области взаимодействие Министерства, ГАУ ДПО «СОИРО», ПАО «Ростелеком», ООО «Дневник.ру», осуществлялось на каждом этапе от планирования закупки, обоснования стоимости контракта, подготовки Технического задания до фактического исполнения.

Обосновывая стоимость работ по предложениям ООО «Дневник.ру» и ПАО «Ростелеком» (как для рассматриваемого аукциона, так и ранее, что указывает на системность подобного взаимодействия), не получая права на внедряемую систему, Заказчик, являющийся профессиональным участником закупочной деятельности, не мог не знать о том, что подобные действия повлекут сужение (вплоть до возможности участия лишь ПАО «Ростелеком» - ключевого партнёра ООО «Дневник.ру») в соответствующем аукционе.

Довод ПАО «Ростелеком» о том, что Техническое задание по договору №0611/25/812-17 и Техническое задание по договору №31705734624 не совпадают, является необоснованным по следующим обстоятельствам.

В п. 2.2 Технического задания договора по закупке ГАУ ДПО «СОИРО» № 31705734624 указано, что целью оказания услуг является внедрение АИС ОДО с последующим гарантийным обслуживанием.

Из п. 15.2 Технического задания договора по закупке ПАО «Ростелеком» № 31705872041 также следует, что целью оказания услуг является внедрение АИС ОДО с последующим гарантийным обслуживанием.

Также Технические задания содержат одинаковые характеристики АИС ОДО:

«Объектами автоматизации АИС ОДО являются следующие виды деятельности:

  • образовательная деятельность, реализуемая в ОДО;
  • социальное сетевое взаимодействие в безопасной среде;
  • деятельность ОДО Саратовской области;
  • информационный обмен в рамках предоставления образовательных услуг в сфере дополнительного образования детей.

Объектами автоматизации Модуля «Зачисление в ОДО» являются следующие виды деятельности:

  • подача заявления на поступление в ОДО;
  • предоставление необходимой информации для реализации зачисления в ОДО;
  • планирование приема в ОДО.

Объектами, подлежащими учету в рамках зачисления в ОДО, являются:

  • ОДО – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
  • ребенок – ребенок, имеющий право на зачисление в ОДО;
  • представители ребенка – родители, опекуны или иные законные представители;
  • заявление – текущая совокупность всех данных о ребенке, желающем поступить в ОДО. В конкретный момент времени на ребенка может быть несколько актуальных заявлений – в разные ОДО, на разные направления/подразделения и т. п. одного ОДО и т. д.»
  • Также в технических заданиях идентично сформулированы требования к информационному взаимодействию с АИС ОДО:
  • «1) АИС ОДО должна быть интегрирована с ЕСИА в части предоставления возможности авторизации в системе с помощью учетных данных ЕСИА. При этом доступ к Модулю «Зачисление в ОДО» возможен через ввод логина и пароля.
  • 2)АИС ОДО должна быть интегрирована с функционирующим в Саратовской области региональным сегментом системы учета контингента (далее – АИС «Контингент-регион») в соответствии с регламентом информационного взаимодействия. Регламент взаимодействия АИС «Контингент-регион» с внешними информационными системами будет предоставлен Исполнителю в течение двух рабочих дней после подписания Договора на оказание услуг».
  • Рассматриваемые технические задания содержат идентичные требования к патентной чистоте: «Патентная чистота должна быть обеспечена в соответствии с законодательством Российской Федерации. Права на АИС ОДО должны быть переданы Заказчику на основе простой неисключительной лицензии для использования по прямому назначению без ограничения на количество рабочих мест и количество пользователей. Внедряемые системы должны быть зарегистрированы в реестре отечественного программного обеспечения».

Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что работы в рамках закупки ГАУ ДПО «СОИРО» № 31705734624 будут исполнены ООО «Дневник.ру» по закупке ПАО «Ростелеком» № 31705872041.

При этом, как отмечалось ранее, стоимость работ по закупке ГАУ ДПО «СОИРО» являлась завышенной на 610 000 рублей.

Довод ООО «Дневник.ру» (вх. №4236 от 22.10.2018) о том, что при проведении закупок соблюдены требования Федерального закона №223-ФЗ не принимается Комиссией во внимание, поскольку настоящее дело рассматривается по признакам нарушения ответчиками п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции, а не нарушения порядка организации и проведения торгов.

Довод ООО «Дневник.ру» о том, что действующим законодательством не установлено ограничения для участия ООО «Дневник.ру» в государственных закупках, не может быть принят во внимание по следующим обстоятельствам.

В данном случае ООО «Дневник.ру» не имело возможности принять участие в спорной закупке по причине отсутствия лицензий, который являются обязательным требованиям к участникам закупки. Указанное обстоятельство также подтверждается и сведениями ООО «Дневник.ру», изложенными в письме вх. №79 от 10.01.2019, в котором ООО «Дневник.ру» подтверждает отсутствие лицензии.

Довод ООО «Дневник.ру» (вх. № 2610 от 30.04.2019) о том, что причиной неучастия общества в закупке является отсутствие у общества филиалов на территории Саратовской области, не может быть принят во внимание в силу следующего.

В силу ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» филиалы и представительства общества должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц.

В соответствии со сведениями о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, размещенными на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети «Интернет», у ООО «Дневник.ру» отсутствуют филиалы и представительства.

Аналогично на сайте ООО «Дневник.ру» в сети «Интернет» - https://dnevnik.ru/, информация о наличии у Общества филиалов и представительств, их адреса и иные контактные данные отсутствует.

В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru, ООО «Дневник.ру» принимало участие в следующих закупках, объекты которых непосредственно связаны с разработкой/поставкой/модернизацией регионального сегмента автоматизированной информационной системы «Контингент-регион»: № 0134200000117003298 и № 31604421087 (Иркутская область); № 0131200001017002848 (Воронежская область); № 0164200003017001635 (Тамбовская область); № 0368200002716000004 (Челябинская область); № 0187300010314000428 (Ханты-Мансийский автономный округ); № 0152200004717000506 и № 31705404644 (Омская область); № 1025500003717000001 (Астраханская область); № 0175200000417000362 (Республика Крым); № 0176200005515001782 (Республика Адыгея); № 0310200000316001594 (Республика Северная Осетия); № 0178200002016000011 (Еврейская автономная область); № 0380200000115005504 (Республика Хакассия), т.д.

При этом, согласно информации, размещенной на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru, ООО «Дневник.ру» участвовало в открытых аукционах в электронных формах (извещение № 0160200005112000224 и № 0160200005112000233), проводимых Министерством образования Саратовской области. Предметами данных закупок являлось право заключения государственного контракта на поставку мобильных аппаратно – программных комплексов для ведения электронных дневников и журналов успеваемости обучающихся; место поставки – самовывоз получателями со склада поставщика в г. Саратове; а также право заключения государственного контракта на оказание услуг по предоставлению в пользование и внедрению автоматизированной информационной системы профессионального образования Саратовской области с обеспечением возможности предоставления государственных услуг Саратовской области в сфере начального и среднего профессионального образования в электронной форме на Едином портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru) и Региональном портале государственных услуг (http://64.gosuslugi.ru), соответственно. Местом оказания услуг в обеих закупках являлся г. Саратов.

Довод ООО «Дневник.ру» (вх. № 2610 от 30.04.2019) о том, что ООО ЦИТ «Аверс» внесено в реестр недобросовестных поставщиков, не принимается Комиссией.

По данным ЕИС сведения об ООО ЦИТ «Аверс» внесены в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) 06.07.2018 (
№ РНП.126825-18), в то время как в рамках дела рассматривается закупка, объявленная 14.11.2017. Таким образом, на момент проведения закупки ООО ЦИТ «Аверс» могло принимать участие в конкурсных процедурах.

Согласно проведённому анализу состояния конкуренции на спорном аукционе, конкуренция на рассматриваемом аукционе отсутствовала, государственный контракт был заключен с единственным участником аукциона – ПАО «Ростелеком».

Проведение торгов подразумевает состязательность хозяйствующих субъектов, проведение же их при наличии договоренности между заказчиком и участником, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичной, открытой, прозрачной процедуре торгов в установленном порядке могут быть выявлены лица, желающие выполнять работы и получившие доступ к соответствующему товарному рынку.

В данном случае следует особо отметить, что проведение торгов в смысле антимонопольных требований и запретов начинается с прозрачного, открытого и понятного с точки зрения задач, целей и принципов закупочной деятельности формирования начальной цены; такое формирование выступает первым и одним из важнейших этапов торгов; от его эффективности и результативности зависит круг потенциальных и фактических участников торгов.

Осуществление закупки является публичной конкурентной процедурой, результатом которой является выбор победителя из числа нескольких претендентов - участников закупки. Победитель, исполнитель закупки может быть определен после завершения процедуры закупки. В условиях осуществления государственных/муниципальных закупок по общему правилу никакие отношения между исполнителем и заказчиком до завершения процедуры определения поставщика не могут существовать. Иное противоречило бы целям государственных/муниципальных закупок, умаляло развитие добросовестной конкуренции, нивелировало означенные принципы закупочной деятельности.

Также необходимо принять во внимание, что ПАО «Ростелеком» ничего не производило по рассматриваемой закупке, заключая субподрядные договоры с ООО «Дневник.ру», а также с ООО «Современные технологии» на работы по защите информации.

Учитывая данные обстоятельства, запросы цены именно у ПАО «Ростелеком», не являющегося производителем программного продукта, могли служить исключительно целям завышения начальной максимальной цены контракта, а также ограничения конкуренции, сокрытия информации о потребностях министерства. Этим же целям служил и запрос цен у ООО «Дневник.ру», которое предложило начальную цену контракта – 1 550 000 рублей, при этом работы выполнило за 680 000 рублей.

В рамках рассмотрения дела № 5-30/ов Комиссией Саратовского УФАС России был проведен анализ состояния конкуренции в необходимом объеме, в результате которого было установлено, что рынок разработки, модернизации и реализации комплексных автоматизированных систем является конкурентным.

Временные границы исследования определены периодом с 14.11.2017 по 29.03.2019.

Продуктовые границы исследования: деятельность по разработке, модернизации и реализации комплексных автоматизированных систем.

Географические границы исследования: территория Российской Федерации.

Учитывая изложенное, Комиссия Саратовского УФАС России по рассмотрению дела № 5-30/ов о нарушении антимонопольного законодательства приходит к выводу, что Министерством образования Саратовской области, Государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования», ПАО «Ростелеком», ООО «Дневник.ру» было заключено устное соглашение, заключение и участие в котором привели привели к ограничению конкуренции, а в частности к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на товарный рынок разработки, модернизации и реализации комплексных автоматизированных систем.

Исходя из изложенного, Комиссия Саратовского УФАС России по рассмотрению дела № 5-30/ов о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу, что Министерством образования Саратовской области, Государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования», ПАО «Ростелеком», ООО «Дневник.ру» был нарушен п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”, Комиссия:

Р Е Ш И Л А:

  1. Признать Министерство образования Саратовской области, Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования», ПАО «Ростелеком», ООО «Дневник.ру» нарушившими п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции.
  2. Предписание не выдавать в связи с отсутствием оснований для его выдачи.
  3. Передать материалы дела № 5-30/ов уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны