Решение б/н решение от 6 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Саратовского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

1.

...

  • вр.и.о. руководителя управления, председатель Комиссии,

2.

...

  • начальник отдела контроля рынков, член Комиссии,

3.

...

  • старший государственный инспектор отдела контроля обязательных процедур, член Комиссии

рассмотрев жалобу ООО «Частная охранная организация «ОШТЕН» на действия Заказчика ООО «Концессии водоснабжения – Саратов» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по охране объектов (Извещение 32009248951), в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО «Частная охранная организация «ОШТЕН» (далее – Заявитель) на действия Заказчика ООО «Концессии водоснабжения - Саратов» (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по охране объектов (Извещение 32009248951) (далее – Конкурс).

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При этом, согласно ч. 2 ст. 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ и услуг общества с ограниченной ответственностью «Концессии водоснабжения – Саратов» (далее – Положение о закупках).

В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона о закупках, при закупке в единой информационной системе http://zakupki.gov.ru (далее - Единая информационная система) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в Единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных ч. 15 и 16ст. 4 Закона о закупках.

18.06.2020 в Единой информационной системе было размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее – Извещение, Документация). Начальная (максимальная) цена – 115 182 148,50 рублей.

Согласно данным ЕИС Конкурс проводился в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по охране объектов (Извещение 32009248951) (далее – Оказание охранных услуг).

Из жалобы следует, что, по мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование к наличию у участника закупки договора о взаимодействии с полицией и о наличии лицензии на осуществление охранной деятельности, действующей на весь срок оказания услуг по договору лицензии, что, по мнению Заявителя, содержит признаки ограничения конкуренции.

В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно ч.1 ст. 22 разд.6 Положения о закупках все требования к порядку, срокам и особенностям проведения открытого конкурса в электронной форме устанавливаются заказчиком в Документации и Извещении о закупке.

Согласно ч.3.3 разд. 3 Документации, а также Технического задания к участникам закупки установлены требования, в том числе:

- наличие лицензии на осуществление охранной деятельности, с открытыми пунктами:

- «охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством РФ, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию»;

- «охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона» – предоставляется копия действующей на весь срок оказания услуг по договору лицензии.

- наличие договора о взаимодействии с полицией – подтверждается копией договора.

В соответствии с ч. 2 Положения о лицензировании частной охранной деятельности утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 № 498 (далее – Положение о лицензировании) лицензия на осуществление частной охранной деятельности (далее - лицензия) предоставляется юридическому лицу сроком на 5 лет соответствующими подразделениями Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, уполномоченными в сфере частной охранной деятельности, или ее территориальным органом (далее - лицензирующий орган).

В соответствии с ч.16 Положения о лицензировании при рассмотрении заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган проводит в срок не более 40 дней проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в заявлении и представленных документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований, установленных настоящим Положением.

В соответствии с положениями ст. 11.4 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" в случае продления срока действия лицензии или намерения лицензиата осуществлять новый (новые) вид (виды) охранных услуг представляются соответствующее заявление и документы по данному виду услуг, предусмотренные положением о лицензировании частной охранной деятельности. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление частной охранной деятельности, производится в порядке, предусмотренном для предоставления лицензии, в срок не более тридцати дней. На период переоформления действие лицензии не приостанавливается.

Согласно п.2 ч.10 ст.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Согласно п.1, п.2 ч. 6.1 ст.3 Закона о закупках в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Таким образом, в случае, если в соответствии с законодательством РФ объект закупки относится к лицензируемым видам деятельности, заказчик в извещении об осуществлении закупки обязан установить требование к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии, предусмотренной законодательством РФ.

Согласно Техническому заданию из установленных общих требований к оказанию услуг охрана объектов осуществляется круглосуточно, с момента подписания договора и действует 36 месяцев с момента заключения договора.

Указанное в документации требование к сроку действия лицензии с момента подписания договора на 36 месяцев с момента заключения договора ограничивает круг участников закупки и к нарушению требований Закона о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом,  требование о сроке действия лицензии привело к неправомерному отклонению участников закупки, в связи с чем довод жалобы является обоснованным.

Относительно довода заявителя о том, что Заказчиком неправомерно установлено требование к наличию у участника закупки договора о взаимодействии с полицией.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

В ч.3.3 разд. 3 Документации, а также в Техническом задании установлено требование о предоставлении Участниками в составе заявки  договора о взаимодействии с полицией (подтверждается копией договора).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 «Правил предоставления частным охранным организациям права содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка и предоставлениям частным детективам права содействовать правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений» (далее - Правила), установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» настоящие Правила, разработанные на основании части 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», устанавливают порядок предоставления права содействовать правоохранительным органам частным охранным организациям в обеспечении правопорядка на основании соглашения об обеспечении правопорядка, заключенного с соответствующим правоохранительным органом (его структурным подразделением).

Согласно п. 5.2. типового соглашения об обеспечении правопорядка частная охранная компания, в целях обеспечения безопасности на охраняемых ЧОО объектах, имеет право запрашивать в ОВД информацию о происшествиях, криминальной обстановке, лицах, находящихся в розыске, приемах и тактике совершения преступлений.

Правилами установлен закрытый перечень обязательств, которые могут возлагаться на частную охранную организацию на основании заключенного между частной охранной организацией и правоохранительным органом. Вместе с тем, заключение каких-либо иных договоров Правилами не предусмотрено.

Соглашение не несет финансовой нагрузки и является безвозмездным.

Вместе с тем, согласно пункту 3 Правил установлено, что для заключения соглашения об обеспечении правопорядка частная охранная организация направляет соответствующее письменное обращение в правоохранительные органы с приложением документов и материалов, характеризующих деятельность этой организации, а также перечня обязанностей, которые она готова взять на себя.

Такое обращение рассматривается в сроки и порядке, которые установлены для рассмотрения обращений граждан. По результатам рассмотрения правоохранительный орган принимает решение о целесообразности (нецелесообразности) заключения соглашения об обеспечении правопорядка, о чем уведомляет частную охранную организацию.

Комиссия отмечает, что требование к наличию указанного договора у участника закупки может выступать ограничением количества участников закупки, так как на момент подачи заявки, у потенциального участника закупки может не быть заключенного договора о взаимодействии с полицией,  а в случае подачи обращения в Отдел МВД  для заключения соглашения, оно будет рассмотрено в течение 30 дней (то есть в установленные Документацией сроки подачи заявок, заявки на участие в закупке участники подать не смогут).

Кроме того, заключение указанного договора является правом, а не обязанностью охранного предприятия.

Учитывая выше изложенное, Комиссия Саратовского УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода заявителя. Установление в Документации требования о предоставлении в составе заявки на участие договора о взаимодействии с полицией привело к необоснованному ограничению конкуренции по отношению к участникам закупки, в связи с чем довод жалобы является обоснованным.

Согласно п.5 ст. 18 Положения о закупках при рассмотрении заявок на участие в закупочной процедуре Участник закупки не допускается к участию в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в соответствии со статьей 9 настоящего Положения и Документацией о закупке, а также такое несоответствие соисполнителей (субподрядчиков, субпоставщиков), если таковые указаны в заявке участника, а требования к соисполнителям (субподрядчикам, субпоставщикам) были установлены в Документации о закупке.

В соответствии с ч.1 ст. 21 Положения о закупках, если по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки, все поданные заявки отклонены, то закупочная процедура признается несостоявшейся.

Согласно Протоколу все поданные на участие в закупке заявки отклонены на основании не соответствия п.5 ст.18 Положения о закупках. Закупка признана несостоявшейся.

На основании вышеизложенного и в соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия,  

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «Частная охранная организация «ОШТЕН» на действия Заказчика ООО «Концессии водоснабжения – Саратов» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по охране объектов (Извещение 32009248951) обоснованной.

2. Выдать предписание об устранении нарушения порядка организации и проведения закупки.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня их принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны