Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ № 9-17р от 18 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ № 9-17р

 

18 декабря 2017 года г.Саратов

 

Комиссия Саратовского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

1. <…>

  • Вр.и.о. заместителя руководителя Саратовского УФАС России, Председатель Комиссии;

2.<…>

  • старший государственный инспектор отдела контроля рынков, член Комиссии;

3. <…>

  • ведущий специалист-эксперт отдела контроля рынков, член Комиссии,

рассмотрев дело № 9-17/р по признакам нарушения ч. 1 ст. 28, п. 7 ст. 7, ч. 13 ст. 28, ч. 14 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», выразившихся в распространении ИП <…>(ИНН 643401651007, зарегистрированным по адресу: <…>) рекламной информации о предоставлении потребительских займов, не имея на то специального разрешения,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Саратовское УФАС России поступило заявление гр. <…> (вх. № 3532 от 24.07.2017) на действия ИП <…>(ИНН 643401651007, зарегистрированного по адресу: <…>), выразившиеся в распространении рекламной информации с призывом взять у него «займы до зарплаты или пенсии за 5 минут», «автокредит до 1 млн. военнослужащим», «займы военнослужащим до 250 т.р. в течение суток» не имея на то специального разрешения.

Из заявления следует, что такая реклама распространялась в июле 2017 года в общедоступных местах ЗАТО Светлый и р.п. Татищево Саратовской области по следующим адресам:

  1. Саратовская область, ЗАТО Светлый, Центральная площадь, д. 3 следующего содержания:

«АВТОКРЕДИТ До 1 млн. военнослужащим. Касса взаимной помощи. П. Светлый т.: 89878005292»,

  1. Саратовская область, ЗАТО Светлый, ул. Кузнецова, д. 5 следующего содержания:

«ЗАЙМЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ до 25 т.р. в течение суток «Касса взаимной помощи» п. Светлый, 8-987-800-52-92»,

«АВТОКРЕДИТ До 1 млн. военнослужащим. Касса взаимной помощи. П. Светлый т.: 89878005292»,

«Касса взаимной помощи ЗАЙМЫ до зарплаты и пенсии за 5 минут 8-987-800-52-92 п. Светлый, ул. Гагарина, д. 8, 1 эт.»,

  1. Район КПП №5 ЗАТО Светлый следующего содержания:

«ЗАЙМЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ до 25 т.р. в течение суток «Касса взаимной помощи» п. Светлый, 8-987-800-52-92»

Кроме того, заявитель прилагает визитные карточки, распространяемые в ЗАТО Светлый и р.п. Татищево Саратовской области следующего содержания:

«ЗАЙМЫ от 3% в месяц ПОД ЗАЛОГ НЕДВИЖИМОСТИ, АВТОМОБИЛЯ 8-987-800-52-92».

Заявитель указывает, что займы выдаются по адресам: <…>(где находится магазин ИП <…>«Поиск»), а также по адресу: <…>.

В текстах вышеуказанных реклам не содержатся сведения о лице, оказывающем услуги по предоставлению займов, но указан номер телефона <…>.

По мнению заявителя, указанные действия ИП <…>, выразившиеся в распространении рекламной информации с призывом взять у него «займы до зарплаты или пенсии за 5 минут», «автокредит до 1 млн. военнослужащим», «займы военнослужащим до 250 т.р. в течение суток» не имея на то специального разрешения содержат признаки нарушения п. 7 ст. 7, ч. 14 ст. 28, ч. 13 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

В целях выяснения обстоятельств указанных в заявлении Саратовским УФАС России был направлен запрос в адрес ПАО «МТС» о предоставлении информации (исх. № 02/1-5644 от 05.09.2017).

Из представленных ПАО «МТС» документов и информации (вх. № 4266 от 12.09.2017) следует, что между ПАО «МТС» и ИП <…>заключен договор об оказании услуг связи от 24.10.2014 с предоставлением абонентского номера <…>.

Таким образом, номер телефона, содержащийся в вышеуказанной рекламе принадлежит ИП <…>.

Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 151-ФЗ от 02.07.2010 г. «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Закон) микрозаймы предоставляются микрофинансовыми организациями в валюте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании договора микрозайма.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 2 Закона микрозайм - заем, предоставляемый заимодавцем заемщику на условиях, предусмотренных договором займа, в сумме, не превышающей один миллион рублей.

Таким образом, учитывая требования ч. 1 ст. 8 и п. 3 ч. 1 ст. 2 Закона, микрозаймы (займы в сумме, не превышающей 1 миллион рублей) предоставляются микрофинансовыми организациями. При этом, пунктом 2 части 1 статьи 2 закона установлено, что микрофинансовой организацией признается юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона микрофинансовая деятельность - деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование).

Таким образом, закон не предусматривает возможности осуществления деятельности по предоставлению микрозаймов физическими лицами (в том числе зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей), а также иными юридическими лицами, помимо предусмотренных в п.1 ч. 1 ст. 2 Закона.

Одновременно правовая возможность предоставления микрозаймов юридическими лицами, не имеющими статуса микрофинансовой организации предусмотрена ст. 3 Закона.

Так, ч. 2 ст. 3 Закона установлено, что помимо микрофинансовых организаций микрозаймы вправе предоставлять кредитные организации, кредитные кооперативы, ломбарды, жилищные накопительные кооперативы, другие юридические лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность таких юридических лиц. Таким образом, иные юридические лица помимо микрофинансовых организаций, кредитных организаций, кредитных кооперативов, ломбардов и жилищных накопительных кооперативов вправе осуществлять микрофинансовую деятельность только в случае, если такая правовая возможность предусмотрена федеральным законом, регулирующим деятельность таких юридических лиц.

Учитывая изложенное, в случае, если юридическое лицо не обладает статусом микрофинансовой организации и не является, кредитной организацией, кредитным кооперативом, ломбардом или жилищным накопительным кооперативом, а закон, регулирующий деятельность данного юридического лица не предусматривает возможности осуществления этим юридическим лицом микрофинансовой деятельности (отсутствует закон, регулирующий соответствующую деятельность) - то такое юридическое лицо не вправе осуществлять микрофинансовую деятельность и выдавать микрозаймы в сумме не более одного миллиона рублей.

Согласно сведениям, полученным с официального сайта Центрального Банка России (https://www.cbr.ru/finmarkets/) ИП <…> не зарегистрирован в Государственном реестре микрофинансовых организаций.

Таким образом, ИП <…>не является юридическим лицом, а также микрофинансовой организацией, следовательно не имеет права осуществлять деятельность по выдаче микрозаймов.

Решением Арбитражного суда Саратовской области по делу № А57-8382/2014 от 09.06.2014 года установлено, что предпринимателем осуществлялась деятельность по выдаче займов населению в отсутствие статуса юридического лица, свидетельства, подтверждающего внесение его в государственный реестр, как микрофинансовой организации.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Согласно п. 7 ст. 7 Закона о рекламе не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

В соответствии с ч. 13 ст. 28 Закона о рекламе реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

Согласно ч. 14 ст. 28 Закона о рекламе если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

На основании изложенного, рекламная информация следующего содержания:

- «АВТОКРЕДИТ До 1 млн. военнослужащим. Касса взаимной помощи. П. Светлый т.: 89878005292»,

- «ЗАЙМЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ до 25 т.р. в течение суток «Касса взаимной помощи» п. Светлый, 8-987-800-52-92»,

- «АВТОКРЕДИТ До 1 млн. военнослужащим. Касса взаимной помощи. П. Светлый т.: 89878005292»,

- «Касса взаимной помощи ЗАЙМЫ до зарплаты и пенсии за 5 минут 8-987-800-52-92 п. Светлый, ул. Гагарина, д. 8, 1 эт.»,

- «ЗАЙМЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ до 25 т.р. в течение суток «Касса взаимной помощи» п. Светлый, 8-987-800-52-92»

содержит признаки нарушения ч. 1 ст. 28, п. 7 ст. 7, ч. 13 ст. 28, ч. 14 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» поскольку не содержит наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность, разрешения необходимого для реализации товара, кроме того, рекламируется услуга по предоставлению потребительских займов лицом, не осуществляющим профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение ч. 1 ст. 28, п. 7 ст. 7, ч. 13 ст. 28, ч. 14 ст. 28 настоящего Федерального закона несет рекламодатель.

Определением о возбуждении дела № 9-17р от 22.09.2017 рассмотрение дела было назначено на 26.10.2017.

26.10.2017 ИП <…> на рассмотрение дела не явился, доказательства надлежащего уведомления сторон о времени и месте рассмотрения дела № 9-17р в материалах дела отсутствуют. Запрошенные определением по делу № 9-17р документы ИП <…>не представлены.

Кроме того, в адрес Саратовского УФАС России поступило заявление от <…> (вх. № 92, 5925 от 30.11.2017) согласно которому заявитель просит рассмотрение дела относительно <…> по размещению рекламы о микрозаймах гражданам прекратить, в связи с фактическим разрешением спора.

Определением об отложении рассмотрения дела № 9-17р от 01.12.2017 у заявителя <…>были запрошены письменные пояснения относительно того, каким образом заявление гр. <…> о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации было разрешено.

Вместе с тем, запрашиваемые Комиссией пояснения гр. <…> представлены не были.

Определениями об отложении дела № 9-17р (от 26.10.2017, 01.12.2017), рассматриваемое дело неоднократно откладывалось. Срок рассмотрения дела продлен до 22.12.2017.

За период рассмотрения дела ИП <…> на рассмотрение дела не явился, доказательств надлежащего уведомления о времени и месте рассмотрения дела № 9-17р в материалах дела отсутствуют. Запрошенные определениями по делу № 9-17р документы и пояснения ИП <…> не представлены. Согласно результатам отслеживания почтовых отправлений почты России № 41000018232360, 41000018232919, 41000018232957 от 18.12.2017 состоялась неудачная попытка вручения.

Таким образом, доказательства того, что ИП <…> являлся рекламодеталем вышеуказанных реклам в материалах дела отсутствуют.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о невозможности установления лица, нарушившего законодательство Российской Федерации о рекламе, в течение сроков, определенных п. 27 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании вышеизложенного, руководствуясь абзацем е пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 года, Комиссия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Производство по делу № 9-17р прекратить.

 

 

Председатель Комиссии: <…>

 

 

Члены комиссии: <…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны