Заключение б/н Заключение от 19 апреля 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 5-30/ов

 

19 апреля 2019 года                                                                                                         г.Саратов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

-заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

 

-начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

 

-старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, член Комиссии,

рассмотрев дело № 5-30/ов по признакам нарушения Министерством образования Саратовской области (410002, г. Саратов, ул. Соляная, 32), Государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования» (410031, г. Саратов, ул. Большая Горная, д.1, ПАО «Ростелеком» (115172, г. Москва, ул. Гончарная, д.30), ООО «Дневник.ру» (197101, г. Санкт-Петербург, ул. Петроградская наб., д.36) п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии на заседании:

 

представитель Министерства образования Саратовской области (доверенность №б/н от №б/д).

 

представитель Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования» (доверенность №839 от 20.11.2018).

 

представитель Министерства экономического развития Саратовской области (доверенность №16-4-27/19 от 27.02.2019).

 

представитель ПАО «Ростелеком» (доверенность б/н).

 

представитель ПАО «Ростелеком» (доверенность б/н).

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Саратовское УФАС России поступило заявление ООО ЦИТ «Аверс» (далее – Заявитель) на действия Министерства образования Саратовской области (далее – Министерство), Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования» (далее - ГАУ ДПО «СОИРО», Заказчик), ПАО «Ростелеком», ООО «Дневник.ру» при внедрении автоматизированной информационной системы дополнительного образования Саратовской области.

Руководствуясь ч. 11 статьи 44 Закона о защите конкуренции, Саратовское УФАС России отложило принятие решения по результатам рассмотрения заявления до принятия и вступления в силу судебного акта по делу № А57-26901/2017, выводы по которому имели непосредственное значение для результатов рассмотрения заявления ООО ЦИТ «Аверс».

Ранее по результатам рассмотрения обращения Саратовским УФАС России в связи с заключением соглашения, направленного на ограничение и недопущение конкуренции было принято решение № 9-77/ов от 11.08.2017, которым Министерство, ПАО «Ростелеком» и ООО «Дневник.ру» признаны нарушившими пункт 4 статьи 16 Закон о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела №9-77/ов установлено, что АИС «Контингент-регион» внедрена в соответствии с договором от 15.12.2014 № 65, заключённым между ПАО «Ростелеком» и Министерством.

В 2015, 2016 годах по результатам проведения аукционов Министерство и ПАО «Ростелеком» заключали государственные контракты на оказание услуг по модернизации АИС «Контингент-регион».

ПАО «Ростелеком» выступал подрядчиком по данным договорам. При этом, внедрило и модернизировало АИС «Контингент-регион» ООО «Дневник.ру» по договорам, заключенным с ПАО «Ростелеком». Цена заключенных договоров была значительно ниже цены договоров, заключенных между ПАО «Ростелеком» и Министерством.

Кроме того, было установлено, что в результате антиконкурентных действий исключительные права на программное обеспечение не были переданы государственному заказчику, что привело к представлению ПАО «Ростелеком» и ООО «Дневник.ру» преимущества при осуществлении хозяйственной деятельности.

Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 03.12.2018 по делу №А57-26901/17 решение Саратовского УФАС России №9-77/ов признано законным.

В ходе рассмотрения заявления ООО ЦИТ «Аверс» на действия Министерства образования, ГАУ ДПО «СОИРО», ПАО «Ростелеком», ООО «Дневник.ру» при внедрении автоматизированной информационной системы дополнительного образования Саратовской области, Саратовским УФАС России установлено, что реализация антиконкурентного соглашения, выявленного в рамках рассмотрения дела №9-77/ов, продолжается его участниками ввиду следующего.

ООО «ЦИТ Аверс» в заявлении указывает в том числе на неправомерное проведение закупки на внедрении автоматизированной информационной системы дополнительного образования Саратовской области ГАУ ДПО «СОИРО» в порядке, установленном Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон №223-ФЗ).

Комиссия Саратовского УФАС России соглашается с данным доводом Заявителя по следующим обстоятельствам.

По данным Министерства (исх.№01-26/10000 от 07.12.2018) в целях реализации государственной программы «Информационное общество» (2014-2020 годы)», а также концепции создания единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам (утв. распоряжением Правительства РФ от 25.10.2014 №2125-р) Министерством поэтапно вводились региональные сегменты единой информационной системы контингента.

Приказом Министерства от 17.01.2017 №104 ГАУ ДПО «СОИРО» переданы функции по исполнению в 2017 году плана-графика реализации подпрограммы 7 «Развитие финансовой грамотности населения области» государственной программы Саратовской области «Развитие образования в Саратовской области до 2025 года».

Приказом Министерства № 2055 от 26.09.2017 ГАУ ДПО «СОИРО» переданы функции по исполнению в 2017 году контрольного события 2.2.5 «Приобретение и внедрение автоматизированной информационной системы» основного мероприятия 2.2 «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании, науке и повышении квалификации» подпрограммы 2 «Повышение эффективности деятельности органов исполнительной и законодательной власти Саратовской области за счет использования информационно-коммуникационных технологий» государственной программы Саратовской области «Информационное общество на 2014-2017 годы».

Соглашением от 25.01.2017 №58 в редакции дополнительного соглашения от 25.12.2017 №58а-24 Министерством ГАУ ДПО «СОИРО» представлены субсидии на иные цели, в том числе субсидии на расширение использования информационно-коммуникационных технологий в образовании, науке и повышении квалификации в рамках подпрограммы «Повышение эффективности деятельности органов исполнительной и законодательной власти Саратовской области за счет средств использования информационно-коммуникационных технологий» государственной программы Саратовской области «информационное общество на 2014-2017 годы».

Лимиты открыты 10.10.2017 в сумме 1 500 000,00 рублей. 

Приказом ГАУ ДПО «СОИРО» от 07.02.2018 №37д утверждена смета расходов на реализацию контрольного события 2.1.5 «Поддержка автоматизированной информационной системы общего и дополнительного образования в области» подпрограммы 2 «Развитие системы общего и дополнительного образования» государственной программы Саратовской области «Развитие образования в Саратовской области до 2025 года» на 2018 финансовый год. Из сметы следует, что на услуги по поддержке автоматизированной информационной системы общего и дополнительного образования в области предусмотрено 1000 000, 00 рублей.

Денежные средства поступили 21.12.2017.

Приказом Министерства №15.01.2018 №40 ГАУ ДПО «СОИРО» переданы функции по исполнению в 2018 году плана-графика реализации подпрограммы 7 «Развитие финансовой грамотности населения области» государственной программы Саратовской области «Развитие образования в Саратовской области до 2025 года».

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Согласно Уставу ГАУ ДПО «СОИРО» учредителем является Министерство. Автономное учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов власти в сфере образования.

В данном случае наделение ГАУ ДПО «СОИРО» функциями органа власти является неправомерным и преследует обход процедуры торгов, предусмотренной законодательством о контрактной системе.

Одновременно, ГАУ ДПО «СОИРО» не могло быть наделе функциями органа власти и по причине осуществления хозяйственной деятельности.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о продолжении Министерством исполнения ранее выявленного антиконкурентного соглашения.

Довод ООО «Дневник.ру» (вх.№4236 от 22.10.2018) о том, что при проведении закупок соблюдены требования Федерального закона №223-ФЗ не принимается Комиссией во внимание, поскольку настоящее дело рассматривается по признакам нарушения ответчиками п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции, а не нарушения порядка организации и проведения торгов.

14.11.2017 ГАУ ДПО «СОИРО» в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона № 31705734624 на право заключения договора на внедрение автоматизированной информационной системы дополнительного образования Саратовской области (далее – АИС ОДО) (далее – Аукцион).

Начальная (максимальная) цена - 1 500 000 рублей.

Согласно протоколу № 31705734624-02 рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе в электронной форме от 06.12.2017, принято решение допустить к участию в Аукционе ПАО «Ростелеком».

Согласно информации, размещенной в ЕИС, по результатам Аукциона 18.12.2017  между Заказчиком и ПАО «Ростелеком» был заключен договор № 31705734624.

По условиям договора его предметом является внедрение АИС ОДО (пункт 1.1 договора).

Место оказание Услуги – г. Саратов, ул. Соляная, 32.

Цена Договора – 1 500 000 рублей.

Согласно пункту 3.2. Договора оплата Услуг производится за счет средств бюджета Саратовской области на 2017 год и на 2018 год (контрольное событие 2.2.5 основного мероприятия 2.2 подпрограммы 2 государственной программы Саратовской области «Информационное общество на 2014-2017 года» на 2017 (финансовый год).

Из информации, размещенной в ЕИС следует, что дата окончания исполнения договора 29.12.2017.

12.12.2017, то есть до заключения договора с заказчиком, ПАО «Ростелеком» разместило в ЕИС извещение и документацию по проведению открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуги по внедрению автоматизированной информационной системы дополнительного образования Саратовской области. Начальная (максимальная) цена договора - 890 000 рублей.

Согласно протоколу № 31705872041/1 от 18.12.2017 на участие в запросе котировок в электронной форме была подана единственная заявка ООО «Дневник.ру».

По результатам открытого запроса котировок в электронной форме между ПАО «Ростелеком» и ООО «Дневник.ру» 25.12.2017 был заключен договор №0611/25/812-17, предметом которого выступило внедрение АИС ОДО. Цена договора 890 000 рублей.

Сроки оказания услуг: с даты заключения договора до 28.12.2017.

При этом, Техническое задание по Договору № 31705734624 полностью совпадает с Техническим заданием по Договору № 0611/25/812-17, включая требования к информационному взаимодействию АИС ОДО со смежными системами (АИС «Контингент - регион»).

Цена по Договору, заключенному между Заказчиком и ПАО «Ростелеком» и по договору ООО «Дневник.ру» с ПАО «Ростелеком» отличается: 1 500 000 рублей и 890 000 рублей. Соответственно стоимость работ по Договору № 31705734624 являлась завышенной на 610 000 рублей.

23.03.2018 ГАУ ДПО «СОИРО» на сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона № 31806280554 на право заключения договора по дооснащению и проведению аттестационных испытаний системы защиты информации АИС «Контингент- регион» министерства образования Саратовской области для нужд ГАУ ДПО «СОИРО». Начальная (максимальная) цена 977 011 руб.

В техническом задании документации об аукционе указано:

Заказчик: ГАУ ДПО «СОИРО».

Получатель услуги: Министерство образования Саратовской области.

Согласно информации, размещенной в ЕИС, указанная закупка отменена 06.04.2018.

В протоколе отмены открытого аукциона в электронной форме от 06.04.2018 указано, что в связи с изменением текущих нужд ГАУ ДПО «СОИРО» принято решение об отказе в проведении открытого аукциона.

Довод ПАО «Ростелеком» о том, что Техническое задание по договору №0611/25/812-17 и Техническое задание по договору №31705734624 не совпадают, является необоснованным по следующим обстоятельствам.

В п.2.2 Технического задания договора по закупке ГАУ ДПО «СОИРО» №31705734624 указано, что целью оказания услуг является внедрение АИС ОДО с последующим гарантийным обслуживанием.

Из п.15.2 Технического задания договора по закупке ПАО «Ростелеком» № 31705872041 следует, что целью оказания услуг является внедрение АИС ОДО с последующим гарантийным обслуживанием.

Также Технические задания содержат одинаковые характеристики АИС ОДО:

«Объектами автоматизации АИС ОДО являются следующие виды деятельности:

  • образовательная деятельность, реализуемая в ОДО;
  • социальное сетевое взаимодействие в безопасной среде;
  • деятельность ОДО Саратовской области;
  • информационный обмен в рамках предоставления образовательных услуг в сфере дополнительного образования детей.

Объектами автоматизации Модуля «Зачисление в ОДО» являются следующие виды деятельности:

  • подача заявления на поступление в ОДО;
  • предоставление необходимой информации для реализации зачисления в ОДО;
  • планирование приема в ОДО.

Объектами, подлежащими учету в рамках зачисления в ОДО, являются:

  • ОДО – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
  • ребенок – ребенок, имеющий право на зачисление в ОДО;
  • представители ребенка – родители, опекуны или иные законные представители;
  • заявление – текущая совокупность всех данных о ребенке, желающем поступить в ОДО. В конкретный момент времени на ребенка может быть несколько актуальных заявлений – в разные ОДО, на разные направления/подразделения и т. п. одного ОДО и т. д.»

Указанные договоры содержат идентичные требования к патентной чистоте: «Патентная чистота должна быть обеспечена в соответствии с законодательством Российской Федерации. Права на АИС ОДО должны быть переданы Заказчику на основе простой неисключительной лицензии для использования по прямому назначению без ограничения на количество рабочих мест и количество пользователей. Внедряемые системы должны быть зарегистрированы в реестре отечественного программного обеспечения».

Из технического задания по закупке ГАУ ДПО «СОИРО» №31705734624 следует, что  АИС ОДО должна быть интегрирована с функционирующим в Саратовской области региональным сегментом системы учета контингента (далее – АИС «Контингент-регион») в соответствии с регламентом информационного взаимодействия. Из АИС ОДО в АИС «Контингент-регион» Саратовской области должны поступать следующие данные: из АИС ОДО в части поддержки деятельности ОДО должны поступать следующие данные:

      • по контингенту обучающихся, включая:
        • персональные данные обучающегося;
        • образовательные данные (перечень групп, в которых проходит обучение, успеваемость, уровень образования, изучаемые предметы и образовательные программы);
        • контактные данные;
        • данные о родителях (законных представителях);
      • по сотрудникам ОДО, включая:
        • персональные данные;
        • профессиональные данные (данные по должности, педагогическому стажу и стажу работы в организации, данные по преподаваемым предметам в группах);
        • контактные данные;
      • по сотрудникам ОУО, включая персональные и контактные данные;
      • по ОДО, включая:
        • общие сведения (наименование, тип, коды ИНН, ОГРН, ОКТМО, ОКПО, ОКАТО, ОКОПФ, ОКФС, ОКВЭД, платежные реквизиты, данные о лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной регистрации);
        • контактные данные;
        • данные по управляющей организации;
      • по структуре ОДО, включая данные по группам (наименование группы, курс, форма обучения, список обучающихся, список преподавателей с указанием преподаваемых предметов).

К участникам закупки на внедрение автоматизированной информационной системы дополнительного образования Саратовской области установлены требования о наличии лицензии ФСБ и ФСТЭК.

Одновременно, Саратовским УФАС России установлено, что при определении цены контрактов на внедрение автоматизированной информационной системы дополнительного образования Саратовской области ГАУ ДПО «СОИРО» направляло запросы именно участникам выявленного ранее антиконкурентного соглашения и на полученной преимущественно от них информации формировало цену.

Так, запрос предложений при формировании цены закупки производился у                            ПАО «Ростелеком», ООО Дневник.ру, ООО «Лаборатория современных технологий» (г. Владикавказ).

В свою очередь, у данных организаций не имеется разработанного программного обеспечения, зарегистрированного в едином реестре российского программного обеспечения. Одновременно, ООО «Дневник.ру» и ООО «Лаборатория современных технологий» не имеют лицензии ФСБ России.

Относительно лицензии ФСБ у ПАО «Ростелеком» установлено, что в состав заявки на участие в закупке ПАО «Ростелеком» представлено лицензия УФСБ РФ по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области ЛСЗ № 0000802 (рег. № 970Н) от 02.11.2015, среди адресов мест осуществления работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, Саратовская область отсутствует, что исключает возможность ведения ПАО «Ростелеком» лицензируемых ФСБ видов деятельности на территории Саратовской области.

ООО «Дневник.ру» не имеет включенное в реестр программное обеспечение.Из открытых данных, опубликованных на Официальном сайте оператора единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» reesrtr.minsvyaz.ru следует, что правообладателем программного обеспечения АИС «Дневник-ОДО» является ООО «Эдьюкейшн Революшен Рисерч энд Девелопмент».

Довод ООО «Дневник.ру» (вх.№4236 от 22.10.2018) о том, что внедрение АИС ОДО не образует единой технологии, поскольку АИС ОДО и АИС «Контингент-регион» созданы ранее, в связи с чем предоставление исключительных прав не является обязательным требованием , является необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с п. 4 Технического задания закупки № 31705734624 на право заключения договора на внедрение автоматизированной информационной системы дополнительного образования Саратовской области в рамках оказания услуг по внедрению должно быть обеспечено следующее:

- АИС ОДО должна быть интегрирована с функционирующим в Саратовской области региональным сегментом системы учета контингента (далее – АИС «Контингент-регион») в соответствии с регламентом информационного взаимодействия.

Регламент взаимодействия АИС «Контингент-регион» с внешними информационными системами будет предоставлен Исполнителю в течение двух рабочих дней после подписания Государственного контракта на оказание услуг.

Согласно п. 2.1. Технического задания АИС ОДО должна предоставлять электронные средства поддержки и сопровождения процесса дополнительного образования детей, инструменты социального сетевого взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений в ОДО.

Целью оказания услуг является внедрение АИС ОДО с последующим гарантийным обслуживанием.

Согласно п. 4.5 Технического задания патентная чистота должна быть обеспечена в соответствии с законодательством Российской Федерации. Права на АИС ОДО должны быть переданы Заказчику на основе простой неисключительной лицензии для использования по прямому назначению без ограничения на количество рабочих мест и количество пользователей.

Согласно ст. 1298 ГК РФ исключительное право на произведение науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежит исполнителю, являющемуся автором либо иным выполняющим государственный или муниципальный контракт лицом, если государственным или муниципальным контрактом не предусмотрено, что это право принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик, либо совместно исполнителю и Российской Федерации, исполнителю и субъекту Российской Федерации или исполнителю и муниципальному образованию.

Вместе с тем, предметом закупок не являлись создание произведение науки, литературы или искусства. Предметом закупки являлось внедрение АИС ОДО.

Согласно п. 56 «Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015 права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет бюджетных средств, принадлежат Российской Федерации, если это предусмотрено государственным контрактом/договором. В случае принадлежности исключительного права не Российской Федерации правообладатель обязан заключить с госзаказчиком договор о безвозмездном предоставлении права на использование такого результата интеллектуальной деятельности при изготовлении поставляемых товаров либо выполнении подрядных работ для государственных нужд.

Вместе с тем, ПАО «Ростелеком» обязанность по заключению с Заказчиком договора о безвозмездном предоставлении права на использование такого результата интеллектуальной деятельности не исполнил.

Кроме того, согласно п. 2 ст. 1546 ГК РФ право на технологию, созданную за счет или с привлечением средств бюджета субъекта Российской Федерации, принадлежит субъекту Российской Федерации в случаях, когда:

1) субъект Российской Федерации до создания единой технологии или в последующем принял на себя финансирование работ по доведению технологии до стадии практического применения;

2) исполнитель не обеспечил до истечения шести месяцев после окончания работ по созданию единой технологии совершение всех действий, необходимых для признания за ним или приобретения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые входят в состав технологии.

В соответствии со статьей 1542 ГК РФ единой технологией в смысле настоящей главы признается выраженный в объективной форме результат научно-технической деятельности, который включает в том или ином сочетании изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ или другие результаты интеллектуальной деятельности, подлежащие правовой охране в соответствии с правилами настоящего раздела, и может служить технологической основой определенной практической деятельности в гражданской или военной сфере (единая технология) (п. 1)

Право использовать результаты интеллектуальной деятельности в составе единой технологии как в составе сложного объекта (статья 1240 ГК РФ) принадлежит лицу, организовавшему создание единой технологии (право на технологию) на основании договоров с обладателями исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав единой технологии (п. 3).

Техническим заданием, Приложением 1 к документации об аукционе предусмотрено, что АИС ОДО должна предоставлять электронные средства поддержки и сопровождения процесса дополнительного образования детей, инструменты социального сетевого взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений в ОДО.

АИС ОДО должна предоставлять следующие возможности: поддержка базы информации об обучающихся; организация сетевого взаимодействия между различными категориями пользователей.

АИС ОДО должна быть интегрирована с функционирующим в Саратовской области региональным сегментом системы учета контингента (далее – АИС «Контингент-регион») в соответствии с регламентом информационного взаимодействия. Из АИС ОДО в АИС «Контингент-регион» Саратовской области должны поступать в частности следующие данные: из АИС ОДО в части поддержки деятельности ОДО должны поступать данные по контингенту обучающихся, включая: персональные данные обучающегося; образовательные данные (перечень групп, в которых проходит обучение, успеваемость, уровень образования, изучаемые предметы и образовательные программы); контактные данные.

Сдача-приемка оказанных услуг должна осуществляться в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. № 676 «О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем, и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации».

Соответственно, предметом закупки являлось внедрение не отдельной программы ЭВМ, а единой технологии, которая включала в себя результат интеллектуальной деятельности – базы данных.

Данный факт также указывает на то, что результаты интеллектуальной деятельности должны были принадлежать субъекту Российской Федерации (Саратовской области).

Таким образом, непринятие органом субъекта мер к получению исключительных прав на продукт также свидетельствует о наличии между Министерством, ПАО «Ростелеком» и ООО «Дневник.ру» признаков антиконкурентного соглашения.

Действия по сохранению исключительных прав именно у ООО «Дневник.ру» и не передача их Министерству при создании информационной системы могут повлечь представление преимущества ООО «Дневник.ру» и ПАО «Ростелеком».

То обстоятельство, что права не переданы государственному заказчику может привести к ограничению конкуренции на рынке разработки, модернизации и реализации комплексных автоматизированных систем.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что последующая модернизация АИС «ОДО» не может осуществляться любым субъектом, поскольку в этом случае это являлось бы нарушением авторского и исключительного права на АИС. Действия по модернизации АИС, в силу норм гражданского законодательства, не нарушая авторского и исключительного права, могут осуществляться только теми субъектами, которым предоставлено это право в установленном порядке. Данные обстоятельства приводят к тому, что последующая модернизация АИС несет существенные затраты бюджетных средств Саратовской области.

Довод ООО «Дневник.ру» о том, что действующим законодательством не установлено ограничения для участия ООО «Дневник.ру» в государственных закупках, не может быть принят во внимание по следующим обстоятельствам.

В данном случае ООО «Дневник.ру» не имело принять участие в спорной закупке по причине отсутствия лицензий, который являются обязательным требованиям к участникам закупки. Указанное обстоятельство также подтверждается и сведениями ООО «Дневник.ру», изложенными в письме вх.№79 от 10.01.2019, в котором ООО «Дневник.ру» подтверждает отсутствие лицензии.

Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что при подготовке ГАУ ДПО «СОИРО» электронного аукциона № 31705734624 на право заключения договора на внедрение автоматизированной информационной системы дополнительного образования Саратовской области взаимодействие Министерства, ПАО «Ростелеком», ООО «Дневник.ру», ГАУ ДПО «СОИРО» осуществлялось на каждом этапе от планирования закупки, обоснования стоимости контракта, подготовки Технического задания до фактического исполнения.

Обосновывая стоимость работ по предложениям ООО «Дневник.ру» и ПАО «Ростелеком» (как для рассматриваемого аукциона, так и ранее, что указывает на системность подобного взаимодействия), не получая права на подлежащее к модернизации ПО, Заказчик, являющийся профессиональным участником закупочной деятельности, не мог не знать о том, что подобные действия повлекут сужение (вплоть до возможности участия лишь ПАО «Ростелеком» - ключевого партнёра ООО «Дневник.ру») в соответствующем аукционе.

Согласно проведённому анализу состояния конкуренции на спорном аукционе, конкуренция на рассматриваемом аукционе отсутствовала, государственный контракт был заключен с единственным участником аукциона – ПАО «Ростелеком».

Проведение торгов подразумевает состязательность хозяйствующих субъектов, проведение же их при наличии договоренности между заказчиком и участником, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичной, открытой, прозрачной процедуре торгов в установленном порядке могут быть выявлены лица, желающие выполнять работы и получившие доступ к соответствующему товарному рынку.

В данном случае следует особо отметить, что проведение торгов в смысле антимонопольных требований и запретов начинается с прозрачного, открытого и понятного с точки зрения задач, целей и принципов закупочной деятельности формирования начальной цены; такое формирование выступает первым и одним из важнейших этапов торгов; от его эффективности и результативности зависит круг потенциальных и фактических участников торгов.

Осуществление закупки является публичной конкурентной процедурой, результатом которой является выбор победителя из числа нескольких претендентов - участников закупки. Победитель, исполнитель закупки может быть определен после завершения процедуры закупки. В условиях осуществления государственных/муниципальных закупок по общему правилу никакие отношения между исполнителем и заказчиком до завершения процедуры определения поставщика не могут существовать. Иное противоречило бы целям государственных/муниципальных закупок, умаляло развитие добросовестной конкуренции, нивелировало означенные принципы закупочной деятельности.

В рамках рассмотрения дела № 5-30/ов Комиссией Саратовского УФАС России был проведен анализ состояния конкуренции в необходимом объеме, в результате которого было установлено, что рынок разработки, модернизации и реализации комплексных автоматизированных систем является конкурентным.

Временные границы исследования определены периодом с 14.11.2017 по 29.03.2019.

Продуктовые границы исследования: деятельность по разработке, модернизации и реализации комплексных автоматизированных систем.

Географические границы исследования: территория Российской Федерации.

Учитывая изложенное, Комиссия Саратовского УФАС России по рассмотрению дела № 5-30/ов о нарушении антимонопольного законодательства приходит к выводу, что  Министерством образования Саратовской области, Государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования», ПАО «Ростелеком», ООО «Дневник.ру» было заключено устное соглашение, заключение и участие в котором привели или могли привести к ограничению конкуренции, а в частности к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на товарный рынок разработки, модернизации и реализации комплексных автоматизированных систем.

Комиссия Саратовского УФАС России по рассмотрению дела № 5-30/ов о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия Министерства образования Саратовской области, Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования», ПАО «Ростелеком», ООО «Дневник.ру»  по п.4 ст. 16 Закона о защите конкуренции.

 

Председатель Комиссии                                                          

 

 

Члены Комиссии

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны