Решение б/н РЕШЕНИЕ № 21/тр от 4 сентября 2013 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ № 21/тр
г. Саратов
Резолютивная часть решения оглашена «01» февраля 2013 года.
В полном объеме решение изготовлено «15» февраля 2013 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее по тексту – Саратовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
1. <…> 2. <…> 3. <…> 4. <…>
| - <…> - <…> - <…> - <…> |
|
|
рассмотрев дело № 21/тр по признакам нарушения ЗАО "Санаторий "Светлана" (412958, Саратовская область, Вольский район, пос. Тополевый, ул. Санаторная, д.5 ) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В ходе рассмотрения дела № 34-150/тр Комиссия Саратовского УФАС России, установив в действиях ЗАО "Санаторий "Светлана" признаки нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции", выдала ЗАО "Санаторий "Светлана" предупреждение (исх. № 02/1-632 от 10.02.2012) о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем:
- разграничения ЗАО "Санаторий "Светлана" в срок до 02 марта 2012 года в договорах оказания коммунальных услуг (горячее и холодное водоснабжение) с ТСЖ "Тополь" границ эксплуатационной ответственности сетей водоснабжения в строгом соответствии с положениями п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.
При этом рассмотрение дела № 34-150/тр в части навязывания ЗАО "Санаторий "Светлана" ТСЖ "Тополь" условий невыгодных для него или не относящихся к предмету договора было прекращено.
Письмом (исх. № 84 от 24.02.2012) ЗАО "Санаторий "Светлана" сообщило Саратовскому УФАС России об исполнении предупреждения. В качестве доказательств исполнения предупреждения обществом были приложены акты разграничения границ ответственности по договорам оказания коммунальных услуг (горячее и холодное водоснабжение).
06.04.2012 Саратовским УФАС в адрес ТСЖ "Тополь" был сделан запрос (исх. № 02/1-1659 от 06.04.2012) по факту исполнения (неисполнения) ЗАО "Санаторий "Светлана" предупреждения.
Письмом (исх. №12-05/12 от 12.05.2012) ТСЖ "Тополь" сообщило, что ЗАО "Санаторий "Светлана" предупреждение не исполнило, в частности имеются разногласия по поводу включения в границу эксплуатационной ответственности части транзитного трубопровода, проходящего по подвалу многоквартирного дома №1 и принадлежащего на праве собственности ЗАО "Санаторий "Светлана".
В связи с тем, что в Саратовском УФАС России отсутствовала однозначная информация об исполнении (неисполнении) предупреждения, в адрес ЗАО "Санаторий "Светлана" и ТСЖ "Тополь" направлены запросы (исх. № 02/1-4905 от 27.09.2012, № 02/1-4906 от 27.09.2012) о повторном представлении информации об исполнении (неисполнении) предупреждения.
Письмом ЗАО "Санаторий "Светлана" (исх. №585 от 10.10.2012) сообщило, что 01.03.2012 в адрес ТСЖ "Тополь" были направлены договоры на поставку ресурсов и Акты разграничения, которые до настоящего момента не подписаны стороной.
В адрес Саратовского УФАС поступило письмо ТСЖ "Тополь" (исх. №22-10/12 от 22.10.2012), из которого следовало, что в настоящее время имеются разногласия по поводу заключения договоров оказания коммунальных услуг (горячее и холодное водоснабжение), а также разногласия по поводу включения в границу эксплуатационной ответственности части транзитного трубопровода, проходящего по подвалу многоквартирного дома №1 и принадлежащего на праве собственности ЗАО "Санаторий "Светлана".
Таким образом, бездействие ЗАО "Санаторий "Светлана", выраженное в неразграничении в договорах оказания коммунальных услуг (горячее и холодное водоснабжение) с ТСЖ "Тополь" границ эксплуатационной ответственности сетей водоснабжения в строгом соответствии с положениями п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила), свидетельствовало о невыполнении ЗАО "Санаторий "Светлана" предупреждения Саратовского УФАС России от 10.02.2012.
В соответствии с п.8. ст. 39.1 Федерального закона "О защите конкуренции" в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Учитывая изложенное, Саратовским УФАС России было возбуждено дело №21/тр в отношении ЗАО "Санаторий "Светлана" (412958, Саратовская область, Вольский район, пос. Тополевый, ул.Санаторная, д.5) по признакам нарушения п.3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
На заседании Комиссии Саратовского УФАС России ЗАО "Санаторий "Светлана" нарушение не признало, указало, что действовало в соответствии с нормами действующего законодательства РФ. Кроме того, пояснило, что в адрес ТСЖ "Тополь" направлено гарантийное письмо (исх. № 44 от 24.01.2013), в соответствии с которым 6-7 февраля 2013 года ЗАО "Санаторий "Светлана" будут проводиться работы по демонтажу транзитных трубопроводов горячего и холодного водоснабжения, проходящих по подвалу многоквартирного дома №1 по ул. Санаторная, пос. Тополевый, Вольского района Саратовской области.
Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующим выводам:
Так, Приложение № 2 к договору на водоснабжение и водоотведение б/н от 01.01.2012 и к договору на предоставление ресурса (горячее водоснабжение) б/н от 01.01.2012 в редакции ЗАО "Санаторий "Светлана" изложено следующим образом: "в доме №1 по ул.Санаторная проходит транзитный трубопровод Поставщика, ответственность за содержание и ремонт данного трубопровода начинается от врезки трубопровода до стены дома".
В редакции ТСЖ "Тополь" Приложение №2 к договору на водоснабжение и водоотведение б/н от 01.01.2012 и к договору на предоставление ресурса (горячее водоснабжение) б/н от 01.01.2012 изложено следующим образом: "в доме №1 по ул.Санаторная проходит транзитный трубопровод Поставщика, ответственность за содержание и ремонт данного трубопровода за Поставщиком".
В соответствии со статьей 210 Гражданского Кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 8 Правил внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Следовательно, ответственность за содержание и ремонт транзитного трубопровода, проходящего в доме №1 по ул.Санаторная, пос. Тополевый, Вольского района Саратовской области несет ЗАО "Санаторий "Светлана.
Включение Обществом в границу эксплуатационной ответственности ТСЖ "Тополь" части транзитного трубопровода, проходящего транзитом через подвал многоквартирного дома №1 по ул. Санаторная, пос. Тополевый, Вольского района Саратовской области, противоречит пункту 8 Правил и статьей 210 Гражданского Кодекса РФ.
Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Услуги по передаче тепловой энергии и услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры, согласно ст. 4 Федерального закона № 147-ФЗ от 17.08.1995 "О естественных монополиях", относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. ЗАО "Санаторий "Светлана" осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии и по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры. Следовательно, ЗАО "Санаторий "Светлана"занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии и услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.
Согласно п. 1.4. Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 №220 не требуется проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 вышеуказанного закона запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Таким образом, действие ЗАО "Санаторий "Светлана", выраженное в неразграничении в договорах оказания коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение) с ТСЖ "Тополь" границы эксплуатационной ответственности сетей водоснабжения в соответствии с положениями пункта 8 Правил и статьей 210 Гражданского Кодекса РФ, с учетом выданного Саратовским УФАС России предупреждения исх. № 02/1-632 от 10.02.2012, ущемляет интересы ТСЖ "Тополь", что является нарушением ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 39.1, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ЗАО "Санаторий "Светлана" нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ЗАО "Санаторий "Светлана" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:
2.1. В срок до 22.02.2013 ЗАО "Санаторий "Светлана" разграничить в договорах оказания коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение) с ТСЖ "Тополь" границы эксплуатационной ответственности сетей водоснабжения в строгом соответствии с положениями п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, и исключить из вышеуказанных договоров положения об эксплуатационной ответственности ТСЖ "Тополь" за транзитный трубопровод или часть транзитного трубопровода, проходящего по подвалу многоквартирного дома №1 по ул. Санаторная, пос. Тополевый, Вольского района Саратовской области.
О выполнении настоящего предписания сообщать в Саратовское УФАС России не позднее 5 дней со дня его выполнения.
Председатель Комиссии | <…> |
Члены Комиссии: |
<…> |
|
<…>
<…> |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.