Решение №3123/23 Решение по делу № 064/04/10-954/2023 от 3 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №  064/01/10-954/2022

 

Резолютивная часть решения оглашена 20 марта 2023 года

Решение в полном объеме изготовлено 23 марта 2022 года                                   г. Саратов

 

            Комиссия Саратовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 064/01/10-954/2022 (далее – Комиссия) в составе:

1.         ...        заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

2.         ... начальник отдела контроля рынков, член Комиссии;

3.         ...       старший государственный инспектор отдела контроля рынков, член Комиссии;

 

в присутствии директора МУП «Коммунальный комплекс» , представителя МУП «Коммунальный комплекс» , представителя прокуратуры Саратовской области , рассмотрев дело в отношении МУП «Коммунальный комплекс» (ИНН/КПП 6444008556/ 644401001, ОГРН 1106444000497, ул. Баукова, д. 99, литер а,а1, г. Петровск, Саратовская область, 412545) по п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2007 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), и руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-3 ст. 41 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Саратовское УФАС России поступило представление прокуратуры Саратовской области (далее – Представление) о нарушении МУП «Коммунальный комплекс» п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

 Из Представленных прокуратурой Саратовской области материалов следует, что администрацией Петровского муниципального района Саратовской области для организации водоснабжения г. Петровска учреждено МУП «Коммунальный комплекс».

Коммунальный ресурс для приготовления горячей воды предоставляется ресурсноснабжающей организацией МУП «Коммунальный комплекс» в соответствии с тарифом на тепловую энергию, утвержденным постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 14.12.2018 № 54/14.

В Представлении указывается, что МУП «Коммунальный комплекс» подается теплоноситель в дом, расположенный по адресу: г. Петровск, ул. Гоголя, д. 36 (управляющая компания – ООО «Бизнес Комплекс»), по единой теплотрассе от котельной по адресу: г. Петровск, ул. Баукова, д. 99А, закрепленной на праве хозяйственного ведения за МУП «Коммунальный комплекс». Посредством указанной котельной осуществляется теплоснабжение еще 6 многоквартирных домов в г. Петровске: ул. Гоголя д. № 53, 55, ул. Спартака д. № 8, ул. Братьев Костериных д. № 38, ул. Марата д. № 7, ул. Ст. Разина, д. № 24 с закрытой системой теплоснабжения (горячего водоснабжения). Посредством установленных в домах бойлеров имеется возможность предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в межотопительный период.

Из представленных прокуратурой Саратовской области материалов следует, что проектом многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Петровск, ул.Гоголя, д. № 36, предусмотрена поставка горячего водоснабжения.

Система теплоснабжения (горячего водоснабжения) дома является закрытой, приготовление горячей воды для целей представления коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения осуществляется посредством бойлера, относящегося к общедомовому имуществу. Обеспечение жильцов горячим водоснабжением возможно путем перекрытия отопительной системы с использованием входящих в систему заглушек.

Платежи за отопление жильцам дома начисляются теплоснабжающей организацией МУП «Коммунальный комплекс» равными суммами в течение 12 месяцев.

Вместе с тем, как следует из Представления, МУП «Коммунальный комплекс» с 15.04.2022 коммунальную услугу горячего водоснабжения фактически не оказывает, что делает невозможным обеспечение жителей дома горячим водоснабжением.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст.10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами. Закон о защите конкуренции направлен, в том числе, на защиту прав и законных интересов, поддержание благосостояния потребителей как отдельной категории участников рынка, приобретающих товары (работы и услуги) для удовлетворения личных нужд (статья 3, пункты 4 и 23 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Состав злоупотребления доминирующим положением охватывает как действия доминирующего хозяйствующего субъекта, ограничивающие конкуренцию, так и действия, которые не приводят к недопущению, устранению или ограничению конкуренции, но ущемляют интересы других лиц.

Согласно абз. 1 п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее- Пленум № 2)  антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

В абз. 2 п. 11 Пленума № 2 указано, что по смыслу абз. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции во взаимосвязи с пунктами 3, 4 ст. 1 и абз. 2 п. 1 ст. 10 ГК РФ злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектамконкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

На основании изложенного издан приказ Саратовского УФАС России от 09.11.2022 № 146 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения МУП «Коммунальный комплекс» п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Определением Саратовского УФАС России от 09.11.2022 о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, к участию в его рассмотрении были привлечены: МУП «Коммунальный комплекс» - в качестве ответчика; Администрация Петровского муниципального района Саратовской области – в качестве заинтересованного лица, Прокуратура Саратовской области и Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области – в качестве лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах дела.

Определением Саратовского УФАС России от 21.12.2022 к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица было привлечено ООО «Бизнес-Комплекс».

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Согласно ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях):

- естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;

- субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона о естественных монополиях, к сферам деятельности субъектов естественных монополий относится деятельность в сфере услуг по передаче тепловой энергии.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденному Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (далее - ОКВЭД), деятельность по передаче тепловой энергии входит в классификационную группу 35.3 «Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха». Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, МУП «Коммунальный комплекс» осуществляет вид деятельности 35.30.3 «Распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)» (дата внесения в ЕГРЮЛ записи, содержащей указанные сведения, 27.08.2010).

МУП «Коммунальный комплекс» создавалось для осуществления деятельности по оказанию услуг по передаче коммунального ресурса тепловой энергией (горячей воды).

Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 14.12.2018 № 54/14 (далее – Постановление № 54/14) для МУП «Коммунальный комплекс» установлены тарифы и долгосрочные параметры регулирования, действующие с 1 января 2019 года по 31 декабря 2023 года.

Проведенным Саратовским УФАС России анализом состояния конкуренции на рынке оказания услуг по поставке тепловой энергии в горячей воде установлено, что МУП «Коммунальный комплекс» занимает доминирующее положение на рынке по передаче тепловой энергии (горячей воды) на территории Петровского муниципального района Саратовской области. Кроме того, МУП «Коммунальный комплекс» занимает доминирующее положение на рынке оказания коммунальных услуг по передаче тепловой энергии на горячее водоснабжение.

В ходе рассмотрения дела законный представитель ООО «Бизнес-Комплекс» пояснил, что в многоквартирном жилом доме № 36 по ул. Гоголя действует закрытая система теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетевой воды потребителями путем её отбора из тепловой сети на нужды горячего водоснабжения. Теплоноситель (греющая вода) из внешней сети попадает во внутреннюю систему дома, где через бойлер (теплообменники), не смешиваясь с водопроводной водой, отдаёт тепло холодной воде для её нагрева, и на выходе горячая вода поставляется до потребителя. В межотопительный сезон задвижки на трубу отопления перекрываются, в отопительный период данные задвижки открываются. Таким образом, без подачи теплоносителя невозможна поставка горячей воды в многоквартирный жилой дом № 36 по ул. Гоголя.

Как следует из письменных пояснений МУП «Коммунальный комплекс», подогрев воды осуществляется непосредственно в многоквартирных домах с помощью теплопотребляющих установок – «бойлеров», являющихся общедомовым имуществом, за которое ответственна управляющая организация. Подогрев холодной воды в отопительный период осуществляется в многоквартирных домах по адресам: ул. Гоголя, д. № 36, 53, 55, ул. Спартака д. № 8, ул. Бр. Костериных, д. № 38, 40, ул. Степана Разина, д. № 24, ул.Марата, д. № 7. Услуга оказывается только в период отопительного периода в связи с особенностями устройства внутридомовых коммуникаций, что отмечено протоколе утверждения тарифа к постановлению Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 14.12.2018 № 54/14.

Как следует из письменных пояснений Администрации Петровского муниципального района Саратовской области, МУП «Коммунальный комплекс» прекратил подачу коммунального ресурса в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Петровск, ул. Гоголя, д. 36, в связи с завершением отопительного периода 2021-2022 гг, с 15.04.2022. МУП «Коммунальный комплекс» поставляет свою тепловую энергию потребителям в соответствии с Постановлением № 54/14. При этом, как отмечает Администрация Петровского муниципального района Саратовской области, в протоколе утверждения тарифа к постановлению № 54/14, являющемся неотъемлемой частью решения органа регулирования об установлении цен (тарифов), указано: «В летний период предприятие не снабжает потребителей горячей водой».

По сведениям Администрации Петровского муниципального района Саратовской области подача тепловой энергии потребителям МУП «Коммунальный комплекс», в том числе в многоквартирный дом, расположенный по адресу : г. Петровск, ул. Гоголя, д. 36, восстановлена по требованию Петровской межрайонной прокуратуры с 25.08.2022.

В ходе рассмотрения дела Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно ч. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу ч. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

В соответствии со ст. 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354):

«коммунальные услуги» - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);

«коммунальные ресурсы» - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;

«исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Согласно пп. «а» п. 33 Правил № 354 потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.

В соответствии с частью 15 статьи 161 Жилищного кодекса РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

Согласно п. 96 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 в отношении граждан-потребителей, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом и заключивших договор с ресурсоснабжающими организациями, порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии устанавливается в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с п. 115 Правил № 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае:

а) возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации;

б) возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости;

в) выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения - с момента выявления несанкционированного подключения;

г) использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей, - с момента выявления нарушения;

д) получения исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа.

Согласно п. 117 Правил № 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае:

а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами;

б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

Пунктом 121 Правил № 354 установлено, что ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте "б" пункта 117 Правил.

Согласно п 4 Приложения № 1 к Правилам № 354 допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд.

Таким образом, прекращение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги допускается только в исключительных случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством.

Обстоятельства того, что прекращение МУП «Коммунальный комплекс» с 15.04.2022 горячего водоснабжения жилого дома связано со случаями, указанными в подпунктах «а», 2023-2156 7 «б» и «д» пункта 115 и пункте «б» пункта 117 Правила от 06.05.2011 № 354, не находят подтверждения.

МУП «Коммунальный комплекс», являясь ресурсноснабжающей организацией, обязано обеспечить режим предоставления коммунальных услуг, поскольку в случае прекращения подачи коммунального ресурса управляющая организация не имеет возможности  предоставить потребителям услугу по горячему водоснабжению.

Кроме того, как следует из представленных прокуратурой Саратовской области материалов, согласно объяснениям консультанта отдела по строительству и ЖКХ администрации Петровского муниципального района от 24.08.2022, техническая возможность подачи услуги горячего водоснабжения в многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: Саратовская область, г. Петровск, ул. Гоголя, д. № 36, 53, 55; ул. Спартака, д. № 8, ул. Братьев Костериных, д. 38, ул. Марата, д. 7, ул. Степана Разина, д. 24 существует только от котельной МУП «Коммунальный комплекс».

В силу требований ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены и другими федеральными законами.

Согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, отраженной в пункте 3 Обзора Верховного Суда по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.02.2012, действия ресурсоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, являются незаконными.

Таким образом, действия МУП «Коммунальный комплекс» по прекращению подачи горячей воды в теплоносителе для жителей многоквартирного дома № 36 по ул. Гоголя привели к нарушению прав потребителей, выполняющих свои обязательства перед ресурсноснабжающей организацией, что не отвечает принципу произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированное Конституцией РФ.

Д Доводы МУП «Коммунальный комплекс» и администрации Петровского муниципального района о правомерности действий ресурсноснабжающей организации по неосуществлению действий по подогреву воды для теплоносителя в летний период в связи с указанием в протоколе утверждения тарифа к Постановлению № 54/14, что в летний период предприятие не снабжает потребителей горячей водой, Комиссия считает необоснованными по следующим основаниям.

Констатация указанных фактических обстоятельств ведения хозяйственной деятельности регулируемого предприятия не означает невозможность оказания МУП «Коммунальный комплекс» услуги по передаче тепловой энергии (теплоносителя) для горячего водоснабжения потребителей в межотопительный период.

Данный вывод подтвержден в ходе заседания представителем Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области.

Постановлением № 54/14 установлены тарифы, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии (теплоносителя). Из Постановления № 54/14 следует, что тарифы на тепловую энергию установлены методом долгосрочной индексации на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2023 года без исключения летних периодов времени. Наоборот, в Постановлении № 54/14 также указан размер тарифа, подлежащего применению МУП «Коммунальный комплекс», в том числе в летний период 2022 года.

Согласно п. 22 (1) «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии указанным категориям потребителей за последние 3 года.

Учитывая изложенное, установленный размер стоимости одной Гкал тепловой энергии (тариф) применяется регулируемой организацией независимо от сезона года, цели отпуска тепловой энергии (отопление или приготовление ГВС), объема фактически произведенной тепловой энергии в текущем году, в течении всего периода действия постановления об установлении тарифа на тепловую энергию.

Кроме того, в соответствии с п. 13 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075, регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов.

Из анализа положений пунктов 16 и 17 Правил регулирования тарифов в сфере теплоснабжения следует, что при установлении (корректировке) тарифов регулируемая организация представляет в регулируемый орган все необходимые документы, предусмотренные этими пунктами.

Из анализа положений пунктов 16 и 17 Правил регулирования тарифов в сфере теплоснабжения следует, что при установлении (корректировке) тарифов регулируемая организация представляет в регулируемый орган все необходимые документы, предусмотренные этими пунктами.

Таким образом, ответственность за подготовку необходимых материалов несет ресурсоснабжающая организация. Обязанность по доказыванию экономической обоснованности предлагаемого к утверждению размера платы и направлению соответствующих документов в орган регулирования возложена на регулируемую организацию. Оценка планируемых расходов производится на основе представленных регулируемой организацией материалов.

В ходе рассмотрения дела представитель Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области пояснил, что обращения МУП «Коммунальный комплекс» в период 2019-2023 годов о дополнительном включении в тариф на тепловую энергию расходов по содержанию и эксплуатации котельной в межотопительный период, в комитет не поступало.

В ходе рассмотрения дела МУП «Коммунальный комплекс» указывало, что на общем собрании собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Петровск, ул. Гоголя, д. 36, принято решении об отказе в поставке горячей воды в летний период.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что указанная информация не соответствует действительности. Как следует из протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Петровск, ул. Гоголя, д. 36, по вопросу № 4 «О предоставлении горячей воды круглосуточно, всесезонно, в том числе в летний период 2022-2023 г.» «за»- проголосовало 100% от числа проголосовавших.

Из материалов, представленных прокуратурой Саратовской области, следует, что факт прекращения подачи услуги горячего водоснабжения имел место также и в других многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: Саратовская область, г. Петровск, ул. Гоголя, д. № 53, 55; ул. Спартака, д. 8, ул. Братьев Костериных, д. 38, ул. Марата, д. 7, ул. Степана Разина, д. 24, запитанных от котельной (ул. Баукова, 99А) МУП «Коммунальный комплекс», о чем свидетельствуют коллективные обращения 2023-2156 9 жителей вышеуказанных многоквартирных жилых домов в органы местного самоуправления, органы государственной власти, правоохранительные органы.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии неопределенного круга потребителей, чьи интересы могут нарушаться в связи с прекращением МУП «Коммунальный комплекс» подачи горячей воды в теплоносителе для обеспечения потребителей горячим водоснабжением.

Как отмечено в Пленуме № 2, в тех случаях, когда Закон о защите конкуренции связывает применение его положений с наличием неопределенного круга потребителей, необходимо исходить из того, что возможность точного определения числа потребителей на определенный момент не имеет значения для целей применения антимонопольных запретов. В названных случаях необходимо оценивать потенциальную возможность нарушения в целом прав потребителей как участников рынка (отдельных групп потребителей) с учетом характера допущенных соответствующим субъектом нарушений, наступивших последствий или последствий, которые могут наступить в будущем.

МУП «Коммунальный комплекс» в одностороннем порядке определило условия обращения товара (услуги) по предоставлению коммунального ресурса (тепловой энергии) на соответствующем товарном рынке без учета требований законодательства в данной сфере. Потребители в рассматриваемых отношениях являются юридически слабой, не обладающей специальными познаниями, стороной.

21.02.2023 по делу 064/01/10-954/2022 Комиссией Саратовского УФАС России было принято заключение об обстоятельствах рассматриваемого дела.

Письменные возражения МУП «Коммунальный комплекс» на заключение об обстоятельствах дела не поступили. Каких-либо новых дополнительных доказательств от МУП «Коммунальный комплекс» также не представлено.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях МУП «Коммунальный комплекс» по прекращению в период с 15.04.2022 по 25.08.2022 подачи горячей воды в теплоносителе для обеспечения горячим водоснабжением неопределенного круга потребителей нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со ст. 23 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и  об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.

В целях предупреждения и пресечения совершения действий по незаконному прекращению подачи горячей воды в теплоносителе для обеспечения горячим водоснабжением неопределенного круга потребителей, Комиссия приходит к выводу о наличии оснований для выдачи указанному хозяйствующему субъекту предписания о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Руководствуясь  ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-3 ст. 41 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Основания для прекращения производства по делу № 064/01/10-954/2022 в отношении МУП «Коммунальный комплекс» по признакам нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции отсутствуют.

2. Признать действия МУП «Коммунальный комплекс» по прекращению в период с 15.04.2022 по 25.08.2022 подачи горячей воды в теплоносителе для обеспечения горячим водоснабжением неопределенного круга потребителей нарушением п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

3. Выдать МУП «Коммунальный комплекс» предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

4. Передать соответствующему должностному лицу Саратовского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд и в течение одного месяца со дня его принятия в коллегиальный орган ФАС России.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                           

 

Члены Комиссии:                                                                                       

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны