Заключение б/н об обстоятельствах рассматриваемого дела от 30 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

об обстоятельствах рассматриваемого дела № 064/01/11-263/2019

 

30 декабря  2019 года                                                                                                          г. Саратов

 

            Комиссия Саратовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 064/01/11-263/2019 (далее – Комиссия) в составе:

1.

 

  • заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

2.

 

  • заместитель руководителя управления, член Комиссии;

3.

 

  • специалист-эксперт отдела контроля рынков, член Комиссии;

в присутствии представителей:

  1. ООО «Ника» - директор (приказ №1 от 21.08.2013), (доверенность № б/н от 24.09.2019);
  2. ООО «СМС-Технологии» (доверенность №б/н от 26.08.2019);
  3. ЗАО «НИПК «Электрон» (доверенность № 130 от 29.07.2019);
  4. Министерство здравоохранения Саратовской области (доверенность №03-26/9961 от 01.10.2019),
  5. слушателя,

рассмотрев дело № 064/01/11-263/2019 в отношении ООО «СМС-Технологии» и ЗАО «НИПК «Электрон» по признакам нарушения п. 2 ст. 1 ст. 11 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2007 «О защите конкуренции», выразившимся в поддержании цен на торгах на рынке поставки медицинского оборудования,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

            В Саратовское УФАС России поступило заявление ООО «Ника» (410054, г. Саратов, ул. 2-ая Садовая, д. 99 ИНН 6454132094, ОГРН 1136454002233) (далее – Заявитель)  о признаках нарушения антимонопольного законодательства (картельном сговоре) в отношении ЗАО «Научно-исследовательская производственная  компания «Электрон» (дале- ЗАО «НИПК  «Электрон» (ИНН 7827012767, ОГРН 1027812405500, зарегистрированное по адресу 197758, г. Санкт-Петербург, пос. Песочный, ул. Ленинградская, д. 52А, литер А.) и ООО «СМС Технологии» (ИНН 6454070874, ОГРН 1046405412789, зарегистрированное по адресу: 410004, г. Саратов, ул. Им. Чернышевского Н.Г., д. 88) при проведении электронных аукционов  №0860200000818003207 и № 0860200000818003208, предметом  которых являются поставки аппарата рентгеновского диагностического  цифрового для рентгенографии в количестве 6 изделий.

Как отмечает Заявитель, ООО «СМС-Технологии  и ЗАО «НИПК «Электрон» фактически не конкурировали между собой, чем обеспечили поддержание цен в рассматриваемых электронных аукционах, однако каждый из участников аукциона осознанно направил заявку на участие в торгах, что предполагает соперничество за заключение государственного  контракта. Таким образом, в результате  достижения антиконкурентного соглашения ООО «СМС-Технологии» и ЗАО «НИПК «Электрон» реализовали модель группового поведения, состоящую из действий, которые не обусловлены внешними условиями функционирования товарного рынка; указанные лица совместно реализовали единую стратегию поведения, целью которой являлась не конкуренция между ними в ходе торгов, а достижение результата  - победы в конкретных аукционах  ООО «СМС Технологии» с ценой контракта, близкой к начальной максимальной цене.

По мнению Заявителя, поведение участников в рассматриваемых аукционах приводит к невозможности  достижения цели экономии бюджетных денежных средств, которая могла быть получена  в результате присутствия в торгах более широкого круга участников и добросовестной конкурентной борьбы.

На основании изложенного издан приказ Саратовского УФАС России от 18.06.2019    № 1403 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Ответчиками  п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

Определением Саратовского УФАС России от 03.07.2019 о назначении дела № 064/01/11-263/2019 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, к участию в рассмотрении дела были привлечены: ООО «НИКА»  - в качестве Заявителя; ЗАО «НИПК «Электрон» и ООО «СМС Технологии»  - в качестве Ответчиков, Министерство здравоохранения Саратовской области – в качестве лица, располагающего сведениями об обстоятельствах дела.

Комиссия, выслушав доводы представителей сторон, изучив материалы настоящего дела, приходит к следующим выводам.

30.07.2018 Министерством здравоохранения Саратовской области (Заказчик) на сайте zakupki.gov.ru объявлены электронные аукционы №0860200000818003207 и №0860200000818003208 на  поставку аппарата рентгеновского диагностического цифрового для рентгенографии. Начальная максимальная цена контракта (далее – НМЦК) по аукциону  №0860200000818003207 составляет 17 000 000 рублей, по аукциону №0860200000818003208 – 34 000 000 рублей.

В аукционах участвовало 2 участника – ООО «СМС–Технологии» и ЗАО «НИПК «Электрон», сделавшие по 2 ценовых предложения. Так, по аукциону №0860200000818003207 предложение ЗАО «НИПК «Электрон»  составило …………… руб. (снижение составило 2% от НМЦК), ООО «СМС-Технологии» - ……………. руб.  (снижение составило 2,5% от НМЦК). По электронному аукциону № 08660200000818003208 предложение ЗАО «НИПК «Электрон» составило ……………. руб. (снижение составило …………….% от НМЦК), ООО «СМС-Технологии» ……………. руб. (снижение составило ……………. % от НМЦК).

Согласно поданным заявкам по аукционам №0860200000818003207 и №0860200000818003208 ЗАО «НИПК «Электрон» и ООО «СМС-Технологии»  предлагали к поставке аппарат рентгенографический для второго и третьего рабочих мест АРЦ- 01-ОКО по ТУ 9442-017-11150760-2011.

Аукционная комиссия, рассмотрев вторые части заявок на участие в электронном аукционе № 0860200000818003207, решила признать участников и заявки на участие в  аукционе ООО «СМС-Технологии» и ЗАО «НИПК «Электрон» соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе.

Аукционной комиссией 13.09.2018 было принято решение о заключении  государственного контракта с участником закупки, подавшим заявку №1 – Общество с ограниченной ответственностью  «СМС Технологии» - на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона и документации об аукционе (протокол подведения итогов аукциона №0860200000818003207 от 13.09.2018).

Аналогичным образом аукционная комиссия, рассмотрев вторые части заявок на участие в аукционе № 0860200000818003208, решила признать участников и заявки на участие в аукционе ООО «СМС-Технологии» и ЗАО «НИПК «Электрон» соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе в электронной форме.

Аукционной комиссией 13.09.2018 было принято решение о заключении  государственного контракта с участником закупки, подавшим заявку №1 – Общество с ограниченной ответственностью  «СМС Технологии» - на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона и документации об аукционе (протокол подведения итогов аукциона №0860200000818003208 от 13.09.2018).

25.09.2018 года между Министерством здравоохранения Саратовской области и ООО «СМС-Технологии» были заключены государственные контракты: №0860200000818003207_88204 (на поставку 2 аппаратов) и 0860200000818003208_88204 (на поставку 4 аппаратов) с ценой контракта: ……………. руб. и ……………. руб. соответственно.

Согласно п. 1.1 государственных контрактов №0860200000818003207_88204 и №0860200000818003208_88204  Поставщик (ООО «СМС-Технологии») обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку медицинского изделия  аппарата рентгеновского диагностического цифрового для рентгенографии (код ОКПД2 - 26.60.11.113) (далее - Оборудование) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию Оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика, эксплуатирующих Оборудование и специалистов Заказчика, осуществляющих техническое обслуживание Оборудования, правилам эксплуатации и технического обслуживания  Оборудования в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Оборудования (далее - Услуги), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленное Оборудование и надлежащим образам оказанные Услуги.

Как указывает ЗАО «НИПК «Электрон» в своих объяснениях от 31.07.2019, Общество не использовало с участниками торгов один и тот же IP-адрес при подаче заявок и участии в электронных торгах; не располагалось с участниками торгов по одному и тому же адресу; не оформляло  сертификаты электронных цифровых подписей на одно и то же физическое лицо; не формировало документы для участия в торгах для разных хозяйствующих субъектов одним и тем же лицом, что свидетельствовало бы о наличии картельного сговора.

В Обзоре по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере от 16.03.2016, Президиум Верховного Суда РФ отметил, что факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан, в том числе, с использованием совокупности косвенных доказательств.

К косвенным доказательствам обычно относятся: отсутствие экономического обоснования поведения одного из участников соглашения, создающего преимущества для другого участника соглашения, не соответствующего цели осуществления предпринимательской деятельности – получению прибыли; заключение договора поставки (субподряда) победителем торгов с одним из участников торгов, отказавшимся от активных действий на самих торгах. Законодательством не определено и не может быть определено, какие доказательства его подтверждают, а также не установлены и не могут быть установлены требования к форме подтверждающих документов.

В соответствии со сведениями, полученнми с сайта zakupki.gov.ru, извещения  о проведении электронных аукционов  № 0860200000818003207 и №0860200000818003208 были размещены на сайте 30.07.2019. Срок окончания подачи заявок по данным аукционам - 15.08.2019 до 09:00 (время местное). После внесения 16.08.2019 в документацию о проведении аукционов № 0860200000818003207 и №0860200000818003208, срок окончания подачи заявок  был установлен до 05.09.2018  09.00 утра по местному времени.

Заявки ООО «СМС-Технологии» и ЗАО «НИПК «Электрон» по электронному аукциону №0860200000818003207 были поданы в один день. Согласно сведениям из ЭТП, заявка ООО «СМС–Технологии» была подана 04.09.2018 в 15:41, в свою очередь заявка ЗАО «НИПК «Электрон» 04.09.2018 в 17:59.

По электронному аукциону № 0860200000818003208 заявка ООО «СМС-Технологии» была подана 04.09.2018 в 16.24, ЗАО «НИПК «Электрон» 04.09.2018 в 18.05.

Тем самым, имея достаточное время для подготовки заявок, ЗАО «НИПК «Электрон» и ООО «СМС –Технологии» подали заявки на участие в электронных аукционах с разницей всего в 2 часа.

Представитель ООО «СМС-Технологии» в ходе рассмотрения дела № 064/01/11-263/2019 пояснил, что менеджеры при составлении заявки копируют технические характеристики, которые установлены в аукционной документации. В новый файл заносятся показатели максимально ближе к тем формам, которые содержатся в аукционной документации. Позиции, которые совпадают по  наименованию переносятся из технического задания Заказчика в  заявку.

Указанные обстоятельства не опровергают наличие антиконкурентного соглашения между ответчиками ввиду следующего.

Заявки ЗАО «НИПК «Электрон» и ООО «СМС- Технологии» на поставку аппарата АРЦ-01-ОКО тождественны друг другу.

Тексты заявок ООО «СМС-Технологии» и ЗАО «НИПК «Электрон» по электронным аукционам №0860200000818003207 и №0860200000818003208 имеют одинаковые значения показателей товара (точные цифровые параметры), выполнены в едином стиле Times New Roman кегль 12. При этом, отдельные положения заявок, содержащие характеристики оборудования, выполнены кеглем 10, а именно:

По разделу – «Требования к питающей сети»:

ООО «СМС-Технологии»

ЗАО «НИПК «Электрон»

Наименование показателя товара

Значение показателя товара, которое не изменяется участником закупки при подаче заявки

Значение показателя товара, при определении которого участником закупки используются только точные цифровые/ иные параметры

Наименование показателя товара

Значение показателя товара, которое не изменяется участником закупки при подаче заявки

Значение показателя товара, при определении которого участником закупки используются только точные цифровые/ иные параметры

Конструкция обеспечивает выполнение исследований пациентов в цифровом формате на каталке (установка цифрового приемника под каталкой) *2

наличие

 

Конструкция обеспечивает выполнение исследований пациентов в цифровом формате на каталке (установка цифрового приемника под каталкой) *2

наличие

 

Конструкция обеспечивает беспрепятственное заведение каталки между штативом излучателя и стойкой для рентгенографии для выполнения исследований *2

наличие

 

Конструкция обеспечивает беспрепятственное заведение каталки между штативом излучателя и стойкой для рентгенографии для выполнения исследований *2

наличие

 

Раздельные рельсы для перемещения стойки для рентгенографии и для перемещения штатива излучателя *3

наличие

 

Раздельные рельсы для перемещения стойки для рентгенографии и для перемещения штатива излучателя *3

наличие

 

Конструкция обеспечивает выполнение цифровых снимков в косых проекциях  *4

наличие

 

Конструкция обеспечивает выполнение цифровых снимков в косых проекциях  *4

наличие

 

Конструкция обеспечивает выполнение исследований верхних конечностей при горизонтальном положении входного поля приемника *4

наличие

 

Конструкция обеспечивает выполнение исследований верхних конечностей при горизонтальном положении входного поля приемника *4

наличие

 

По разделу «Стойка для рентгенографии. Функциональные характеристики»:

ООО «СМС-Технологии»

ЗАО «НИПК «Электрон»

Использование в качестве приемника рентгеновского изображения цифровой плоской панели *10

наличие

 

Использование в качестве приемника рентгеновского изображения цифровой плоской панели *10

наличие

 

Органы управления перемещениями излучателя и приемника на приемнике. *7

наличие

 

Органы управления перемещениями излучателя и приемника на приемнике. *7

наличие

 

Качественные характеристики

 

 

Качественные характеристики

 

 

Расстояние между рельсом для перемещения стойки для рентгенографии и рельсом для перемещения штатива излучателя *8

 

630

(*21)

Расстояние между рельсом для перемещения стойки для рентгенографии и рельсом для перемещения штатива излучателя *8

 

630

(*21)

Диапазон перемещения стойки в продольном направлении

 

1050

(*22)

Диапазон перемещения стойки в продольном направлении

 

1050

(*22)

Максимальное расстояние фокус-приемник при вертикальном положении входного поля приемника  *8

 

2140

(*23)

Максимальное расстояние фокус-приемник при вертикальном положении входного поля приемника  *8

 

2140

(*23)

Возможность поворота цифрового приемника на кронштейне *8

 

90

(*24)

Возможность поворота цифрового приемника на кронштейне *8

 

90

(*24)

Минимальное расстояние фокус-приемник при горизонтальном положении входного поля приемника *8

 

400

(*25)

Минимальное расстояние фокус-приемник при горизонтальном положении входного поля приемника *8

 

400

(*25)

  Максимальное расстояние фокус-приемник при горизонтальном положении входного поля приемника *8

 

1554

(*25)

  Максимальное расстояние фокус-приемник при горизонтальном положении входного поля приемника *8

 

1554

(*25)

  Максимальное фокусное расстояние при исследовании в латеропозиции *8

 

2140

(*25)

  Максимальное фокусное расстояние при исследовании в латеропозиции *8

 

2140

(*25)

 Расстояние от пола до центра приемника в его крайнем нижнем положении (при вертикальном положении входного поля детектора) *8

 

380

(*26)

 Расстояние от пола до центра приемника в его крайнем нижнем положении (при вертикальном положении входного поля детектора) *8

 

380

(*26)

Расстояние от пола до центра приемника в его крайнем верхнем положении (при вертикальном положении входного поля детектора) *8

 

1964

(*27)

Расстояние от пола до центра приемника в его крайнем верхнем положении (при вертикальном положении входного поля детектора) *8

 

1964

(*27)

По разделу          Приемник рентгеновского изображения (функциональные характеристики)

В качестве цифрового приемника используется цифровая плоская панель*10

наличие

 

В качестве цифрового приемника используется цифровая плоская панель*10

наличие

 

Получение снимка напрямую с цифрового приемника без промежуточной оцифровки кассеты *10

наличие

 

Получение снимка напрямую с цифрового приемника без промежуточной оцифровки кассеты *10

наличие

 

По разделу «Функциональные характеристики»:

 

Мультиформатная камера для печати медицинских изображений *

наличие

 

Мультиформатная камера для печати медицинских изображений *

наличие

 

Каждый файл на компьютере имеет набор своих индивидуальных свойств, которые делают его уникальным. В зависимости от формата файла набор свойств может быть разным: Окно свойств файла показывает, в том числе, такую информацию, как его размер и время последнего изменения, автора  файла, сведения о дате создания содержимого файла.

Анализ первых частей заявок (техническая часть) позволяет сделать следующий вывод:

  • торги №0860200000818003207

Свойства файла

ООО «СМС-Технологии»

ЗАО «НИПК «Электрон»

Размер

70,2

71,1

Число слов

1754

1718

Организация

 

 

Дата создания содержимого файла

16.09.2014 15:51

16.09.2014 15:51

Автор

User

User

Кем изменено

Пользователь windows

…………….

Дата последнего сохранения

04.09.2018 15:08

04.09.2018 17:59

Количество редакций файла

54

55

Время редактирования файла

31 ч. 00 мин

31 ч. 02 мин.

  • торги №0860200000818003208

Свойства файла

ООО «СМС-Технологии»

ЗАО «НИПК «Электрон»

Размер

70,9

71,0

Число слов

1750

1719

Организация

 

 

Дата создания содержимого файла

16.09.2014 15:51

16.09.2014 15:51

Автор

User

User

Кем изменено

User

…………….

Дата последнего сохранения

04.09.2018 15:05

04.09.2018 18:05

Количество редакций файла

65

66

Время редактирования файла

31 ч. 34 мин.

31 ч. 34 мин

Дата создания содержимого файла заявки (16.09.2014 15:51) установлена из текущих настроек системного времени в файловой системе, в данном случае одинакова у ответчиков, подавших заявки на аукционы №0860200000818003207 и №0860200000818003208.

Идентичность файлов заявок, совпадение учетных записей, на которых были созданы файлы заявок, поданные ответчиками для участия в рассматриваемых аукционах, совпадение даты и времени создания файлов заявок, практически равное количество редакций файла      (по аукциону № 0860200000818003207 54 - ООО «СМС –Технологии» и 55 - ЗАО «НИПК «Электрон», по аукциону № 0860200000818003208 65 - ООО «СМС –Технологии» и 66 - ЗАО «НИПК «Электрон»), одинаковое время редактирования файлов у ответчиков по аукциону № 0860200000818003208 -31 час 34 мин., и практически одинаковой по аукциону № 0860200000818003207 ( у ООО «СМС –Технологии» - 31 ч. 00 мин, ЗАО «НИПК «Электрон» - 31 ч. 02 мин), то есть с разницей не более 2 минут (0,16%) при общей продолжительности редактирования файлов более 31 часа, свидетельствует об использовании конкурентами единой инфраструктуры и совместной подготовке к торгам. Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры и совместная подготовка к торгам возможны только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга. Следовательно, такие действия ЗАО «НИПК «Электрон» и возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.

Представленные ответчиками в ходе рассмотрения дела материалы, в частности представленное ЗАО «НИПК «Электрон» заключение № 170-12/19 по исследованию цифровой информации (текстовых файлов) не опровергают изложенные выше обстоятельства и носят вероятностный характер.

Также, не находит подтверждение довод представителя ЗАО «НИПК «Электрон» о том, что  время создания файлов заявок одинаковы, поскольку создаются путем копирования технической части документации о проведении электронных аукционов №0860200000818003207 и  №0860200000818003208 ввиду следующего.

При проведении анализа свойств файлов документации о проведении электронного аукциона № 0860200000818003207, 0860200000818003208 на определение поставщика товара «Поставка аппарата рентгеновского диагностического цифрового для рентгенографии» для нужд министерства здравоохранения Саратовской области, установлены следующие свойства файлов

  • по  аукциону №0860200000818003207:

Свойства файла

Редакция от 30.07.2018

Редакция от 13.08.2018

Редакция от 16.08.2018

Размер

232

241

246

Число слов

23871

23874

24685

Организация

 

 

 

Дата создания содержимого файла

26.07.2018 9:35

08.08.2018 12:51

15.08.2018 17:00

Автор

…………….

…………….

…………….

Кем изменено

…………….

…………….

…………….

Дата последнего сохранения

27.07.2018 16:44

13.08.2018 17:22

16.08.2018 16:46

  • по  аукциону №0860200000818003208:

Свойства файла

Редакция от 30.07.2018

Редакция от 13.08.2018

Редакция от 16.08.2018

Размер

236

238

247

Число слов

23931

23935

24747

Организация

 

 

 

Дата создания содержимого файла

26.07.2018 9:35

08.08.2018 14:12

15.08.2018 17:14

Автор

…………….

…………….

…………….

Кем изменено

…………….

…………….

…………….

Дата последнего сохранения

27.07.2018 16:44

13.08.2018 17:23

16.08.2018 16:58

Таким образом, время создания содержимого файлов документации аукционов №0860200000818003207(15.08.2018 17:00) и №0860200000818003208 (15.08.2018 17:14) различно между собой и не совпадает со временем создания содержимого файлов с заявками ЗАО «НИПК «Электрон» и ООО «СМС-Технологии» по данным аукционам (16.09.2014 15:51).

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что учетные записи, на которых создавались файлы, отличны от учетных записей файлов заявок, размещенных заказчиком в составе аукционной документации и опровергают довод представителя ЗАО «НИПК «Электрон» о причинах одинакового времени создания файлов заявок.

При этом, по мнению Комиссии, совпадение у участников аукциона  указанных свойств файлов, в частности, время создания содержимого файлов, а также выполнение их в едином стиле Times New Roman кеглем 12, а часть отдельных характеристик (одинаковых у ответчиков в двух аукционах)- кеглем 10, при условии создания их на разных компьютерах практически невозможно.

Время подачи заявок на участие в аукционах подтверждают подачу заявок победителем аукционов ООО «СМС-Технологии» по времени ранее времени подачи заявок ЗАО «НИПК «Электрон»:

  • №0860200000818003207:

ООО «СМС-Технологии» 04.09.2018 в 15:41

ЗАО «НИПК «Электрон» 04.09.2018 в 17:59;

  • № 0860200000818003208:

ООО «СМС-Технологии» была подана 04.09.2018 в 16.24,

ЗАО «НИПК «Электрон» 04.09.2018 в 18.05.

Свойства файлов поданных заявок, в частности, дата последнего сохранения документа также свидетельствует о том, что сначала файлы заявок по аукционам сохранены ООО «СМС-Технологии», позже - ЗАО «НИПК «Электрон»:

  • №0860200000818003207:

ООО «СМС-Технологии»- 04.09.2018 15:08

ЗАО «НИПК «Электрон»-04.09.2018 17:59

  • № 0860200000818003208:

ООО «СМС-Технологии»- 04.09.2018 15:05

ЗАО «НИПК «Электрон»-04.09.2018 18:05.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии интереса ООО «СМС-Технологии» по участию в торгах в целях обеспечения своей победы и создания видимости торгов с участием производителя предлагаемого к поставке товара.

В ходе рассмотрения дела представителем ЗАО «НИПК «Электрон» были даны устные объяснения, согласно которым часть информации о технических характеристиках товара АРЦ-01-ОКО есть на официальном сайте ЗАО «НПК «Электрон».

Саратовским УФАС России был проанализирован веб-сайт https://electronxray.com администратором домена является юридическое лицо ЗАО «НИПК «Электрон». На указанном сайте имеется вкладка «Оборудование», в которой содержится информация о  предлагаемом к продаже ЗАО «НИПК «Электрон» медицинском оборудовании, производимых заводом -производителем. Вкладка «Оборудование» имеет несколько подразделов, а именно «Оборудование для рентгенодиагностики», «Оборудование для ренгенохирургии», «Оборудование для ядерной медицины», «Оборудование для ультразвуковой диагностики», «Оборудование для компьютерной томографии», «Модернизация рентгеновского оборудования». Во вкладке «Оборудование для рентгенодиагностики» также содержатся ссылки на некоторые виды указанной продукции.

В ходе осмотра были проанализированы следующие вкладки в разделе «Оборудование для рентгенодиагностики»: «Универсальный полипозиционный рентгенодиагностический комплекс», «Телеуправляемый рентгенодиагностический комплекс MIBEL», «Цифровые аппараты на два рабочих места со стационарным столом», «Цифровой аппарат на два рабочих места с мобильным столом», «Аналоговые аппараты на 2 и 3 рабочих места».  В указанных вкладках предоставлена информация преимуществе медицинского аппарата, его основных комплектациях.

При этом, в каждом подразделе указывается, что раздел «Основные комплектации» включает информацию только о наиболее востребованных, согласно рейтингу запросов, комплектациях; общий перечень значительно шире. Кроме того, любая комплектация и технические параметры могут быть изменены по инициативе производителя или по желанию Заказчика.

Таким образом, по информации, размещенной на сайте https://electronxray.com, не представлены технические характеристики аппарата рентгенографического АРЦ-01-ОКО на 2, 3 рабочих места, представленные в заявках участников аукционов, в частности, ООО «СМС-Технологии».

Представитель ООО «СМС-Технологии» заявил, что вопрос о поставке медицинского оборудования прорабатывался не только с ЗАО «НИПК «Электрон» но и с другими компаниями, такими как Гелпик, Интел, Дженерал Электрик, ЗАО «Рентгенпром», ООО «МК 173». По сведениям данных компаний в сроки, предусмотренные торгами, данные компании не могли произвести продукцию.

Данные доводы не находят подтверждения ввиду отсутствия подтверждений направления данным организациям коммерческих предложений на покупку медицинского оборудования, предусмотренного документацией о проведении электронных аукционов № 0860200000818003207, 0860200000818003208.

Признаки наличия антиконкурентного соглашения подтверждается также наличием переписки посредством электронной почты между представителями ООО «СМС-Технологии» и ЗАО «НИПК «Электрон». Так, представителем ООО «НИКА» был представлен скриншот переписки, где отправителем значится заместитель директора ООО «СМС-Технологии» …………….., а как получатели указаны контакты ……………. и Степин П.Ю.  с почтой ……………., от 13.09.2018 г тема: « ТХ параметры по УЗИ».

В ходе рассмотрения дела было установлено, что …………….с 03.06.2013 занимает должность  заместителя регионального директора в ЗАО «НИПК «Электрон».

Данные обстоятельства подтверждают связи между ЗАО «НИПК «Электрон» и ООО «СМС-Технологии» до даты заключения государственных контрактов с ООО «СМС-Технологии».

По мнению представителя ЗАО «НИПК «Электрон», в случае наличия сговора, ЗАО «НИПК «Электрон» не оплачивала бы денежные средства, предусмотренные документацией указанных аукционов на обеспечение заявки. Данный факт подтверждает готовность выполнения данных государственных контрактов.

Комиссия полагает, что указанный довод опровергается установленными материалами по делу.

Согласно п. 17,18 Информационной карты документаций о проведении электронных аукционов №0860200000818003207, 0860200000818003208 размер обеспечения заявки на участие в аукционе в электронной форме  1% начальной (максимальной) цены Контракта, что  составляет при участии в аукционе:

- № 0860200000818003207 - 170 000 руб.,

- № 0860200000818003208- 340 000 руб.

 Требование об обеспечении заявки на участие в определении поставщика  в равной мере относится ко всем участникам закупки, за исключением казенных учреждений, которые не предоставляют обеспечение подаваемых ими заявок на участие в определении поставщиков.

Каждый из участников проводимых аукционов №0860200000818003207, 0860200000818003208 осознанно внес денежные средства на обеспечение заявки на участие в торгах, что предполагает соперничество за заключение государственного контракта. При этом, будучи допущенными к торгам, ЗАО «НИПК «Электрон» и ООО «СМС-Технологии» фактически не конкурировали между собой, обеспечивая поддержание цен в рассматриваемых электронных аукционах.

Указанное поведение ЗАО «НИПК «Электрон» не отвечает принципам и целям предпринимательской деятельности, которой согласно гражданскому законодательству (ст.2 ГК РФ) является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

ЗАО «НИПК «Электрон» при проведении закупок №0860200000818003207 и №0860200000818003208 на поставку аппаратов рентгеновских диагностических цифровых  для рентгенографии был предоставлен расчет максимального допустимого снижения начальной максимальной цены контракта  на условиях отсутствия предварительной оплаты. Так, производственная себестоимость по аукциону 0860200000818003207 составляет ……………. руб., по аукциону 0860200000818003208 – ……………. руб.; доставка готовой продукции – ……………. руб. и ……………. руб. соответственно. Прибыль ЗАО «НИПК «Электрон» в рамках аукциона № 0860200000818003207 при ценовом предложении ……………. рассчитана ……………. руб., по аукциону  0860200000818003208 при ценовом предложении в …………….руб. – ……………. руб.

Несоблюдение принципов предпринимательской деятельности и поведение общества по реализации антиконкурентного соглашения также нивелирует значение каких-либо расчетов ЗАО «НИПК «Электрон» перед подачей ценовых предложений.

При этом, сразу после признания ООО «СМС-Технологии» победителем торгов (протоколы № 0860200000818003207, 0860200000818003208 от 13.09.2018 подведения итогов аукциона в электронной форме), 17.09.2018 между ЗАО «НИПК «Электрон»  и ООО «СМС-Технологии» был заключен договор поставки №18/184. В соответствии с п. 1.1 договора поставки №18/184 от 17.09.2018 Поставщик (ЗАО «НИПК «Электрон») обязуется осуществить поставку аппарата рентгеновского цифрового для второго и третьего рабочих мест  АРЦ- 01-ОКО. Цена поставки в соответствии с п. 2.1 Договора за 4 изделия составляет ……………. руб. Цена за один аппарат составляет ……………. рублей.

Также, между ЗАО «НИПК «Электрон» и ООО «СМС-Технологии» также был заключен договор поставки №18/191 от 19.09.2019,  по которому также в адрес ООО «СМС-Технологии» осуществлялась поставка 2 единиц аппарата рентгеновского АРЦ -01-ОКО на сумму 11 600 000 рублей. Цена за один аппарат составляет ……………. рублей.

ЗАО «НИПК «Электрон» при участии в торгах №0860200000818003207, №0860200000818003208 сделал ценовое предложение по цене ……………. рублей за единицу товара, не продолжая далее конкурентную борьбу.

Следует также учесть, что согласно представленной ЗАО «НИПК «Электрон» информации,  ЗАО «НИПК «Электрон» реализовывал аппарат рентгенографический АРЦ-01-ОКО по следующей стоимости:

  • 2017 год: ЗАО «ИМПЭКС» по договору № 17/82 от 18.05.2017 за ……………. руб.; в ООО «Балтимэд» по договору 17/180 от 08.09.2017 за  6 583 126 руб.
  • 2018 год: ООО «Лаборатория» по договору № 18/86 от 16.05.2018  за …………….руб.

Данные обстоятельства подтверждают возможность реализации ЗАО «НИПК «Электрон» предлагаемого к поставке товара по цене ниже, чем предложено на аукционах №0860200000818003207, № 0860200000818003208.

В соответствии со ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Статьей 68 Закона о контрактной системе предусмотрен порядок проведения электронного аукциона.

В электронном аукционе могут участвовать только аккредитованные в соответствии с настоящим параграфом и допущенные к участию в таком аукционе его участники.

Электронный аукцион проводится на электронной площадке в указанный в извещении о его проведении и определенный с учетом части 3 настоящей статьи день. Время начала проведения такого аукциона устанавливается оператором электронной площадки в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен заказчик.

Величина снижения начальной (максимальной) цены контракта (далее - "шаг аукциона") составляет от 0,5 процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта.

При проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах "шага аукциона".

В соответствии со ст. 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Из указанных положений Закона о контрактной системе следует, что целью участника торгов является победа в торгах и заключение контракта.

ЗАО «НИПК «Электрон»,  являясь заводом-производителем указанного оборудования, мог проводить конкурентную борьбу в процессе торгов при проведении  электронных аукционов 0860200000818003207 и 0860200000818003208,  уменьшая начальную цену контракта. Тем самым, из двух хозяйствующих субъектов, один из которых производитель, предлагающих к поставке одинаковый товар, наибольшая возможность снижения цены контракта безусловно присутствует у производителя.

            Таким образом,  учитывая вышеизложенное, поведение ЗАО «НИПК «Электрон» при проведении электронных аукционах № 0860200000818003207, №0860200000818003208  свидетельствует о том, что оно не имело намерений добросовестно конкурировать в рамках данных закупочных процедур.

Следует также учесть, что согласно устных пояснений представителя ООО «СМС-Технологии», поставка аппарата рентгенографического на 2,3 рабочих места, по его сведениям, за весь период деятельности компаний никогда не осуществлялась.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно ч. 5 ст. 45 Закона  о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

В связи с чем, Саратовским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на электронных аукционах № 0860200000818003207 и № 0860200000818003208 (поставка аппарата рентгеновского диагностического  цифрового для рентгенографии в количестве 6 изделий), который приобщен к материалам данного дела.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на электронных аукционах № 0860200000818003207 и № 0860200000818003208, установлено следующее:

  • временной интервал исследования определен периодом с 30.07.2018 (дата начала подачи заявок) по 30.07.2019 (дата исполнения контракта).
  • предмет торгов поставка аппарата рентгеновского диагностического  цифрового для рентгенографии в количестве 6 изделий.
  • состав хозяйствующих субъектов, участвовавших в торгах: ООО «СМС-Технологии» и ЗАО «НИПК «Электрон», которые в период проведения аукционов № 0860200000818003207 и № 0860200000818003208 являлись между собой конкурентами на право заключения контракта на поставку аппарата рентгеновского диагностического  цифрового для рентгенографии в количестве 6 изделий.

Анализ проведен в объеме, необходимом для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела № 064/01/11-263/2019 и принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

В силу п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции сформулированы в п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции, которыми являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Из смысла указанных норм следует, что конкурирующие субъекты обязаны вести самостоятельную и независимую борьбу за потребителя поставляемых ими товаров, а попытки любого рода кооперации в этом вопросе нарушают запреты антимонопольного законодательства.

Частью 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции установлено, что целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Названный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В соответствии с п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что соглашение - это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Таким образом, ООО «СМС Технологии  и ЗАО «НИПК «Электрон», несмотря на объективную возможность конкуренции,  фактически не конкурировали между собой, чем обеспечили поддержание цен в рассматриваемых электронных аукционах. Их действия не обеспечили соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В результате достижения антиконкурентного соглашения ООО «СМС-Технологии» и ЗАО «НИПК «Электрон» реализовали модель группового поведения, состоящую из действий, которые не обусловлены внешними условиями функционирования товарного рынка. Указанные лица совместно реализовали единую стратегию поведения, целью которой являлась не конкуренция между ними в ходе торгов, а достижение результата  - победы в конкретных аукционах  ООО «СМС Технологии» с ценой контракта близкой к начальной максимальной цене.

При условии добросовестного поведения хозяйствующих субъектов при осуществлении конкурентной борьбы на торгах, экономия Заказчика при заключении государственного контракта (как разница стоимости товара между начальной ценой контрактов и ценой, по которой ЗАО «НИПК «Электрон» реализовал товар ООО «СМС Технологии») по электронному аукциону 0860200000818003207 составила бы ……………. руб., по электронному аукциону 0860200000818003208 – …………….руб.

Учитывая изложенное, Комиссия считает, что рассматриваемые действия ООО «СМС-Технологии» и ЗАО «НИПК «Электрон» подлежат квалификации по п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

Связанные организации

Связанные организации не указаны