Решение б/н о прекращении от 11 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


Р Е Ш Е Н И Е

11 августа 2020 года г. Саратов

Комиссия Саратовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 
  • , Председатель Комиссии;
 
  • , член Комиссии;
 
  • , член Комиссии

рассмотрев дело № 064/01/10-957/2020 по признакам нарушения МУП «Орошаемское РПМО ЖКХ» (ОГРН/ИНН 6410000171/ 1026400705649, 413340, Саратовская область, Дергачевский район, р.п. Дергачи, ул. Новая 1А) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в одностороннем отказе от исполнения договора,

УСТАНОВИЛА:

В Саратовское УФАС России поступило заявление Жилищно-коммунальной службы № 12 филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) (далее – Заявитель, ЖКС № 12 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЦВО) о незаконных действиях МУП «Орошаемское районное многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства» Дергачевского района Саратовской области (далее – МУП «Орошаемское РПМО ЖКХ»), выраженных в завышении тарифа на тепловую энергию.

Из Заявления следует, что МУП «Орошаемское РПМО ЖКХ» обратилось к Заявителю с целью заключения государственного контракта на 2020 год на поставку тепловой энергии и направило ему проект контракта, в котором установило тариф на тепловую энергию в размере 2268,93 руб./Гкал. с учетом НДС.

Заявитель подписал данный контракт с протоколом разногласий № 01, в котором им в том числе было предложено установить тариф на тепловую энергию в соответствии с Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области (далее – КГРТ) от 07.12.2018 № 52/16, а именно с 1 января 2020 г. по 31 июня 2020 г. – 1898,8 руб./Гкал., и с 1 июля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. – 1966,38 руб./Гкал. (НДС не облагается).

Заявитель в своем обращении также указывает, что КГРТ на теплоснабжающие объекты МУП «Орошаемское РПМО ЖКХ» были установлены экономически обоснованные тарифы на 2018 год в размере 1890,62 руб/Гкал.

Таким образом, по мнению Заявителя, МУП «Орошаемское РПМО ЖКХ» установило для Заявителя тариф на 2020 год на 20 % превышающий установленный КГРТ экономически обоснованный тариф на 2018 год, при том, что уровень инфляции в 2018 и 2019 годах составил 4,27 % и 3,05 % соответственно.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются установление монопольно высокой цены товара.

Частями 2.1. и 2.2. статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», а также пунктом 5(5) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 установлены критерии и сроки дерегулирования цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения.

По смыслу указанных норм, тарифы для теплоснабжающих организаций в целом, а также отдельных источников теплоснабжения за исключением источников, осуществляющих реализацию тепловой энергии для оказания коммунальных услуг населению, с 01.01.2019 не подлежат государственному регулирования и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения.

В целях всестороннего и полного рассмотрения Обращения Саратовским УФАС России в адрес МУП «Орошаемское РПМО ЖКХ» направило запрос о предоставлении информации.

В своих пояснениях МУП «Орошаемское РПМО ЖКХ» указало, что с 01.01.2019 года цены (тарифы) на тепловую энергию в соответствии с 5(5) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075) не подлежат государственному регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения. В связи с чем, МУП «Орошаемское РПМО ЖКХ» с 1 января 2019 года установила Заявителю возможность применять более высокий тариф в размере 2268,93 руб./Гкал.

При этом, обоснование такой стоимости отсутствует.

Учитывая изложенное, нарушение хозяйствующим субъектом такой ценовой политики, которое влечет за собой отклонение цены от влияния указанных объективных и обоснованных факторов ценообразования, является основанием для рассмотрения таких действий хозяйствующего субъекта на предмет нарушения антимонопольного законодательства, в частности п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного издан приказ Саратовского УФАС России от 08.06.2020 № 832 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения МУП «Орошаемское РПМО ЖКХ» п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с действующим законодательством, основанием для роста себестоимости тепловой энергии (тарифа) выше индексов роста цен (тарифов) согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, может быть обоснованная реконструкция и (или) модернизация объектов теплоснабжения.

Сведения об осуществляемых или предстоящих мероприятиях по реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения МУП «Орошаемское РПМО ЖКХ» не представлены.

Согласно пункту 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В силу пункта 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

На основании пунктов 1, 4 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда (пункт 4 статьи 445 ГК РФ).

Согласно п. 2 ст. 426 ГК РФ в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ сделка считается заключенной с момента согласования участниками всех существенных условий и их оформления в надлежащим виде, несмотря на имеющуюся у него возможность, а также на то, что в соответствии со ст. 426 Гражданского кодекса РФ такой отказ от заключения договора не допускается.

В соответствии с действующим законодательством, регулирование тарифов осуществляется в отношении каждой ресурсоснабжающей организации, на эксплуатируемый на законном основании имущественный комплекс, с соблюдением принципа обеспечения экономической обоснованности затрат, понесенных организацией при осуществлении регулируемого вида деятельности.

Частями 2.1 и 2.2 статьи 8 Законом о теплоснабжении, а также пунктом 5 (5) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, установлены критерии и сроки дерегулирования цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения.

По смыслу указанных норм, цены на тепловую энергию (мощность), а также цены на теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям, с 01.01.2019 года определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, за исключением тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей.

Таким образом, тарифы для теплоснабжающих организаций в целом, а также отдельных источников теплоснабжения за исключением источников, осуществляющих реализацию тепловой энергии для оказания коммунальных услуг населению, с 01.01.2019 не подлежат государственному регулирования и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения.

Начиная с 01.01.2019 все виды цен на товары в сфере теплоснабжения, указанные в части 2.1 статьи 8 Закона о теплоснабжении, за исключением тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

МУП «Орошаемское РПМО ЖКХ» эксплуатирует 15 котельных, расположенных в Дергачевсом муниципальном районе, которые осуществляют реализацию тепловой энергии, в том числе для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненных к нему категориям потребителей, и подлежат регулированию, таким образом занимает 100% доли рынка в границах присоединенной сети теплоснабжения и следовательно занимает доминирующее положение.

Согласно п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

  1. расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;
  2. состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;
  3. условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Учитывая изложенное, нарушение хозяйствующим субъектом такой ценовой политики, которое влечет за собой отклонение цены от влияния указанных объективных и обоснованных факторов ценообразования, является основанием для рассмотрения таких действий хозяйствующего субъекта на предмет нарушения антимонопольного законодательства, в частности п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства указывают на нарушение МУП «Орошаемское РПМО ЖКХ» п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Между тем, 11.08.2020 в ходе рассмотрения дела ЖКС № 12 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЦВО пояснило, что 10.08.2020 между ним и МУП «Орошаемское РПМО ЖКХ» был заключен государственный контракт № 15 на оказание услуг теплоснабжения на 2020 год по тарифам, установленным для потребителей МУП «Орошаемское РПМО ЖКХ» по имущественному комплексу, расположенному на территории Дергачевского муниципального района Комитетом государственного регулирования тарифов по Саратовской области № 52/16 от 01.12.2018, а именно с 1 января 2020 г. по 31 июня 2020 г. – 1898,8 руб./Гкал., и с 1 июля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. – 1966,38 руб./Гкал. (НДС не облагается).

Также представитель заявителя в ходе рассмотрения дела заявила об отсутствии претензий к МУП «Орошаемское РПМО ЖКХ», так как в настоящее время вопрос о завышении тарифа МУП «Орошаемское РПМО ЖКХ» в отношении ЖКС № 12 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЦВО урегулирован.

В связи с этим, представитель ЖКС № 12 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЦВО ходатайствовала о прекращении рассмотрения настоящего дела.

Учитывая изложенное, в рассматриваемых действиях МУП «Орошаемское РПМО ЖКХ» нарушение п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции не установлено.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

РЕШИЛА:

Рассмотрение дела № 064/01/10-957/2020 прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях МУП «Орошаемское РПМО ЖКХ».

Председатель Комиссии

   

Члены Комиссии:

   
     

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны