Решение б/н Решение по делу № 7-11р в отношении ООО "Выбери радио" и ООО... от 12 июля 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

20 сентября 2011 года                                                                                   г. Саратов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

<…>;

<…>;

<…>;

<…>,

рассмотрев дело № 7-11р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное по заявлению <…> по факту распространения в апреле 2011 года в эфире радиостанции "Русское радио" рекламы ООО "Сканира", содержащей признаки нарушения ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе",

в присутствии представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- ООО "Сканира" (413111, Саратовская область, г. Энгельс, пр. Ф. Энгельса,             д. 69-а) – <…> (решение № 1 от 25.07.2001);

- ООО "Выбери радио" (105066, г. Москва, ул. Ольховская, 15 стр. 1,                          офис 1) – <…> (дов. № 341 от 26.07.2011), <…> (дов. № 340 от 26.07.2011),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Саратовское УФАС России по электронной почте поступило заявление <…> (вх. № 639 от 11.04.2011) о распространении в апреле 2011 года в эфире радио "Русское радио" рекламы медицинского центра ООО "Сканира" с нарушением Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", а именно без предупреждения о наличии противопоказаний, необходимости получения консультации специалистов.

16.05.2011 Саратовским УФАС России был направлен запрос (исх. № 03/2-2133 от 16.05.2011) в адрес филиала ООО "Выбери радио" в г. Саратове.

Из ответа филиала ООО "Выбери радио" в г. Саратове (исх. № 36/1 от 18.05.2011) следует, что между ООО "Выбери радио" и ООО "Сканира" был заключен договор № 11-03/24-628 от 24.03.2011. К письму (исх. № 36/1 от 18.05.2011) был приложен CD-R диск с аудио записью рекламных роликов ООО "Сканира" (16 рекламных роликов). Данный диск содержал, в том числе, рекламный ролик "СКАНИРА 6" следующего содержания:

"Современная, полноценная диагностика важнейшее звено в решении сердечнососудистых проблем. Холтеровское мониторирование, УЗДГ сосудов головного мозга, УЗДГ сосудов конечностей в лечебно-диагностическом центре "Сканира". Телефон в Энгельсе 95-16-16".

Из письменных пояснений ООО "Сканира" (вх. № 1268 от 10.08.2011, № 4474 от 02.08.2011) следует, что согласование текста указанной выше рекламы происходило по электронной почте, готовый к выходу текст рекламного ролика не содержал предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию медицинских услуг, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В медицинском центре ООО "Сканира" холтеровское мониторирование и УЗДГ сосудов проводится специалистами – врачами, имеющими сертификаты. Указанные выше исследования не имеют противопоказаний, что освещено во всех базовых учебных пособиях, а так же в монографии Л.М. Макарова "Холтеровское мониторирование" МЕДПРАКТИКА – М, Москва, 2008. Основываясь на знании показаний и отсутствии противопоказаний рекламируемых услуг директор ООО "Сканира" <…> не стала требовать внесение дополнений в текст рекламы, так как указанные услуги не угрожают жизни и здоровью пациентов и не требуют дополнительной консультации врача.

В ходе рассмотрения дела представитель ООО "Сканира" признал факт необходимости предупреждения о наличии противопоказаний в указанной выше рекламе медицинских услуг. Так же представитель ООО "Сканира" пояснил, что в настоящее время указанная выше реклама распространяется с соответствующим предупреждением.

Из письменных пояснений ООО "Выбери радио" (исх. № 47/1 от 01.08.2011) следует, что ООО "Выбери радио" на основании заключенного с ООО "Сканира" договора № 11-03/24-628 от 24.03.2011 изготовило по сценарию заказчика и распространило в апреле 2011 года в эфире "Русское Радио" указанный выше рекламный ролик без сопровождения предупреждением о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов или ознакомления с инструкцией по применению.

В ООО "Выбери радио" ответственность за соответствие размещаемых в эфире радиостанции рекламных материалов законодательству Российской Федерации, а также соответствие требованиям компании, в соответствии с п. 4.4.4. должностной инструкции возложена на программного директора – <…> В результате проведенной служебной проверки было установлено, что <…>, в нарушение возложенных на неё должностных обязанностей, не осуществила надлежащий контроль за размещаемой рекламной информацией.

 

Изучив имеющиеся материалы и документы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

В апреле 2011 года ООО "Выбери радио" распространяло в эфире радиостанции "Русское Радио" (частота 105.3 FM) указанную выше рекламу медицинских услуг, оказываемых ООО "Сканира".

В соответствии с ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" реклама, лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Согласно отраслевым стандартам "Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении", утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2001 № 12, медицинская услуга – мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

В соответствии с разделом 05 Система органов кроветворения и кровь Отраслевого классификатора "Простые медицинские услуги" (ОК ПМУ № 91500.09.0001-2001), утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.04.2001 № 113, (далее – Отраслевой классификатор "Простые медицинские услуги") холтеровское мониторирование является простой медицинской услугой  (код вида виды простых медицинских услуг 05.10.004), относится к методам регистрации испускаемых органами (электрокардиография и др.), или потенцированных в них электромагнитных сигналов (ядерно-магнитный резонанс, электровозбудимость и др.).

Согласно Перечню необходимых медицинских услуг и процедур, отпускаемых в специализированных санаториях больному по профилю его заболевания, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.12.1999 № 99/229 сокращение УЗДГ расшифровывается как ультразвуковая доплерография.

В соответствии с разделом 04 Регистрация звуковых сигналов, издаваемых или отражающихся органами или тканями Отраслевого классификатора "Простые медицинские услуги" ультразвуковая доплерография является простой медицинской услугой (коды видов простых медицинских услуг 04.12.001, 04.12.002, 04.12.003), относится к диагностическим услугам, основанным на регистрации звуковых сигналов, испускаемых органами (фонокардиография) или отраженных тканями (ультразвуковые исследования).

Следовательно, рекламируемые виды услуг являются медицинскими.

В нарушение ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" указанная выше реклама медицинских услуг не сопровождалась предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости получения консультации специалистов.

Доводы ООО "Сканира" о том, что холтеровское мониторирование и ультразвуковая доплерография сосудов не имеют противопоказаний и не угрожают жизни и здоровью пациентов и не требуют дополнительной консультации врача не соответствуют действующему законодательству и не могут быть приняты Комиссией во внимание по следующим причинам.

Так, норма ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" императивна и не допускает отступления от установленных ею правил.

Вместе с тем, в руководстве пользователя "Система амбулаторная электрокардиографическая "МАХАОН" Программное обеспечение "Махаон" ГКУН.944103.051 РП – Москва, 2007. странице 3, представленного ООО "Сканира" в качестве доказательства отсутствия противопоказаний и безопасности рекламируемых услуг, указано следующее: "При использовании любого электрокардиографического оборудования необходимо предпринимать все меры для обеспечения безопасности пациентов и персонал".

В монографии Макарова Л.М. Холтеровское мониторироание (Руководство для врачей по использованию метода у детей и лиц молодого возраста). – М.: Медпрактика, 2000 на странице 14 указано следующее: "У детей грудного возраста рекомендуется использование электродов меньшего диаметра и обработку кожи после исследования гипоаллергенным кремом, для профилактики кожных аллергических реакций". На странице 15 данной монографии указано следующее: "На ночь регистратор находится рядом с ребенком, в ножном конце кровати, для исключения возможного натяжения проводов или их наматывания вокруг шеи во время непроизвольных изменений положения тела во сне у детей раннего возраста".

В энциклопедии Доплерография в акушерстве под редакцией Медведева М.В., Курьяка А., Юдиной Е.В. 1-е изд. – М.: РАВУЗДПГ, Реальное время, 1999. с.: ил. на странице 7 указано следующее: "Чтобы разобраться во всех этих показателях и цифрах всем врачам ультразвуковой диагностики необходимо иметь четкое представление об основных физических характеристиках ультразвуковой волны и о ее возможных повреждающих биоэффектах (прежде всего, о кавитации и о локальном повышении температуры тканей), знать современные документы, регламентирующие использование ультразвуковой диагностической техники и, естественно, уметь использовать на практике тот комплекс мер, которые сводят к минимуму потенциальный риск, возникающий при использовании современного ультразвукового оборудования."

Кроме того, на Интернет-сайте "Эффективная медицина" http://www.medeffect.ru/lab/instrlab0260.shtml и Интернет-сайте ООО "Психоневрологический центр Д.Е. Зайцева" http://pncz.ru/vidy-okazyvaemoj-pomoschi/8-uzdg-ultrazvukovaja-dopplerografija-sosudov.html размещена следующая информация: "Абсолютных противопоказаний к доплерографии нет. Относительными (временными) противопоказаниями для доплерографии могут быть тяжелое общее состояние пациента или другие причины, из-за которых он не может лежать".

В данном случае, реклама медицинских услуг, оказываемых ООО "Сканира", распространявшаяся в апреле 2011 года в эфире радиостанции "Русское Радио" (частота 105.3 FM) формирует интерес к различным диагностическим услугам и направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться. Поэтому существенной является не только информация, привлекательная для потребителей, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие в данной рекламе информации о противопоказаниях и необходимости получения консультации специалистов приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми видами услуг.

В соответствии с ч.ч. 6, 7 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение ч. 7 ст. 24 настоящего Федерального закона несут рекламодатель и рекламораспространитель.

Рекламодателем указанной выше рекламы является ООО "Сканира", рекламораспространителем  является ООО "Выбери радио". Данный факт подтверждается договором № 11-03/24-628 от 24.03.2011, заключенным между ООО "Выбери радио" и ООО "Сканира", актом о размещении рекламы № 373 от 31.03.2011, актом о размещении рекламы № 449 от 30.04.2011.

Территорией распространения указанной выше рекламы, в соответствии с приложением № 1 к договору № 11-03/24-628 от 24.03.2011 заключенному между ООО "Сканира" и ООО "Выбери радио" является г. Саратов.

Таким образом, ООО "Выбери радио" и ООО "Сканира", распространив в апреле 2011 года в эфире радиостанции "Русское Радио" (частота 105.3 FM) указанную выше рекламу медицинских услуг, без предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, получении консультации специалистов, допустили нарушение требований ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

            1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания:

            "Современная, полноценная диагностика важнейшее звено в решении сердечнососудистых проблем. Холтеровское мониторирование, УЗДГ сосудов головного мозга, УЗДГ сосудов конечностей в лечебно-диагностическом центре "Сканира". Телефон в Энгельсе 95-16-16", поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе".

            2. Предписания ООО "Выбери радио" и ООО "Сканира" о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с прекращением нарушения законодательства РФ о рекламе.

3. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

           

            Решение изготовлено в полном объеме 04 октября 2011 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии

<…>

 

 

Члены Комиссии:

<…>

 

 

 

<…>

 

 

 

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны