Решение б/н Решение № 7-09/ов в отношении Правительства Саратовской обл... от 8 октября 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

по Саратовской области

 

 

410012,  г. Саратов, ул.  Вольская, 81

 

Тел.:  (845-2) 27-96-42

Факс: (845-2) 27-93-14    

E-mail: to64@fas.gov.ru

 

Р Е Ш Е Н И Е № 7-09/ов

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 28 июня  2012  года

Решение в полном объеме изготовлено  12 июля  2012  года                                                                                            г. Саратов                                                                                 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области  по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

 

1.

 

2.

- заместитель руководителя управления, Председатель  Комиссии;

- начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

3.

- старший государственный инспектор, член Комиссии,

 

рассмотрев дело № 7-09/ов по признакам  нарушения ч.1, ч.3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"  (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции") Правительством Саратовской области,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В  Саратовское  УФАС России поступило представление прокуратуры  Саратовской области (исх. № 7/1-08-2012 от 15.02.2012) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Правительства Саратовской области (далее по тексту – Правительство) в связи с принятием 18.01.2012  постановления № 13-П "Вопросы министерства экономического развития и торговли Саратовской области", нарушающего антимонопольное законодательство.

18.01.2012 Правительством принято постановление № 13-П "Вопросы министерства экономического развития и торговли Саратовской области".

Пунктом 1 данного постановления утверждено Положение о министерстве экономического развития и торговли Саратовской области (далее - Положение).

 Из содержания пункта 7 Положения следует, что министерство экономического развития и  торговли Саратовской области (далее – Министерство) осуществляет контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд области, а также нужд бюджетных учреждений области, а также в случаях, предусмотренных Федеральным законом, при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, а также нужд муниципальных бюджетных учреждений; обеспечивает функционирование автоматизированной информационной системы размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Саратовской области, а также нужд бюджетных учреждений Саратовской области (далее – АИС "Госзакупки"); выполняет функции администратора и оператора АИС "Госзакупки", в том числе устанавливает порядок функционирования АИС "Госзакупки", ведет соответствующие каталоги и справочники, осуществляет открытие доступа для пользователей; координирует подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд области, а также нужд бюджетных учреждений области.

Как следует из представления Прокуратуры Саратовской области, в пункте 35 распоряжения Правительства от 30.12.2010 года № 468-Пр (в редакции распоряжения Правительства от 29.12.2011 № 41—Пр) содержится положение, согласно которому Министерство  уполномочено на проведение доработки АИС "Госзакупки" в части интеграции с официальным сайтом Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и электронными площадками, на которых проводятся открытые аукционы в электронной форме.

В соответствии с ч.ч. 1, 3  ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). Также запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.

В силу положений п.3 Положения о пользовании сайтами в сети Интернет, на которых осуществляется проведение открытых аукционов в электронной форме, и требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, а также к системам, обеспечивающим проведение открытых аукционов в электронной форме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.03.2008 N 179, возможно привлечение для проведения открытого аукциона оператора, владеющего средствами программного и технологического обеспечения и сайтом, на основе контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.

В соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" № 94-ФЗ (далее – Закон о размещении заказов) (ст.5) под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном данным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, которыми могут быть любые юридические лица независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любые физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (ст.8).

Вместе с тем, информационное обеспечение размещения заказов регулируется ст.16 Закона о размещении заказов.

В силу ч.1 ст.16 Закона о размещении заказов официальным сайтом Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является www.zakupki.gov.ru.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по созданию, ведению, развитию и обслуживанию официального сайта (ч.2 ст.16 Закона о размещении заказов).

Соответственно, использование иного информационного ресурса для размещения информации о размещении заказов не предусмотрено действующим законодательством о размещении заказов.

По мнению Правительства Саратовской области (исх. № 4-05-02/1334 от 24.05.2012), использование АИС "Госзакупки" не противоречит действующему законодательству ввиду следующего.

Региональная система АИС "Госзакупки" не является официальным сайтом для размещения информации о размещении заказов. Система применяется исключительно для решения информационных вопросов областного значения (информирование об изменениях законодательства, о проведении совещаний, размещение планов, отчетов и т.д.), для электронного документооборота по вопросам межведомственного взаимодействия между органами власти и подведомственными учреждениями. С использованием АИС "Госзакупки" обеспечивается функционирование раздела "Госзаказ" на официальном портале Правительства Саратовской области в целях хранения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в течение десятилетнего срока, установленного пунктом 12 Положения о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.03.2007 N 147. При этом эксплуатация АИС "Госзакупки" не приводит к совмещению функций органа власти и функций хозяйствующего субъекта. Обеспечение функционирования АИС "Госзакупки" (поддержание работоспособности системы, технический доступ пользователей и т.д.) осуществляется исключительно в управленческих целях и не связано с извлечением прибыли. Также, как следует из представленной информации, в настоящее время сайт www.goszakaz.saratov.gov.ru, являющийся до 01.01.2011 официальным сайтом субъекта Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов, таким статусом не обладает, в связи с чем функционал АИС "Госзакупки" больше не используется при проведении торгов и запроса котировок.

Данная позиция также подтверждена Министерством экономического развития Саратовской области, в соответствии с письменными пояснениями которого (исх. № 16-7-686/12 от 25.06.2012) с 01.01.2011 АИС "Госзакупки" не используется в качестве официального сайта для размещения информации о размещении заказов, данная система предназначена только для хранения архива ранее проведенных закупок и решения отдельных управленческих задач.

Вместе с тем, 19.06.2012 постановлением Правительства Саратовской области № 300-П "Вопросы министерства экономического развития и торговли Саратовской области" утверждено Положение о министерстве экономического развития и торговли Саратовской области в новой редакции (далее - Положение о министерстве), пунктом 2 которого признан утратившим силу пункт 1 постановления Правительства Саратовской области от 18.01.2012 № 13-П "Вопросы министерства экономического развития и торговли Саратовской области". В данном Положение о министерстве исключено указание на выполнение министерством функций администратора и оператора АИС "Госзакупки".

При таких обстоятельствах, нарушений законодательства при использовании Правительством Саратовской области  АИС "Госзакупки" в части совмещения функций органа власти и функций хозяйствующего субъекта не установлено.

Вместе с тем, п. 7 Положения содержит норму о том, что Министерство координирует подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Саратовской области, а также нужд бюджетных учреждений области.

Подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляют образовательные  учреждения.

Так, по информации, размещенной на сайте Правительства Саратовской области "Государственный заказ Саратовской области" в разделе "Повышение квалификации, семинары" содержатся сведения об образовательных услугах по программе повышение квалификации "Управление государственными и муниципальными заказами", оказываемых в 2011 году, в частности,  ФГОУ ВПО "Поволжская академия государственной службы имени П.А. Столыпина" и ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", а также в 2012 году- Президентской академией ФГБОУ ВПО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы" Поволжским институтом имени П.А. Столыпина.

 

Как следует из пояснений Правительства Саратовской области (исх. № 9-09-05/1122 от 30.05.2012), целью координации чьих – либо действий является достижение поставленной цели наиболее оптимальным путем, Министерство заинтересовано в качественном размещении заказов, координация осуществляется в целях содействия в подготовке компетентных специалистов в сфере государственных закупок.

Вместе с тем, в соответствии с требованиями законодательства о размещении заказов орган, осуществляющий контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, не наделен полномочиями по координации деятельности по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов в сфере размещения заказов.

Также  комиссия считает, что любые координационные действия, рекомендации Министерства, связанные с осуществлением подготовки, переподготовки и повышением квалификации специалистов в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Саратовской области, а также нужд бюджетных учреждений области, будут восприниматься заказчиками как обязательные для исполнения, поскольку Министерство является контролирующим органом в сфере размещения заказов.

Кроме того, такая деятельность Министерства может влиять на выбор заказчиками хозяйствующих субъектов, оказывающих образовательные услуги не исходя из конкурентных условий оказания услуг, а исходя из осуществления координации Министерством, которое наделено властно-распорядительными  полномочиями, а также полномочиями по наложению штрафных санкций за нарушение законодательства о размещении заказов.

Следовательно, установив в п. 7 Положения норму о том, что Министерство координирует подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Саратовской области, а также нужд бюджетных учреждений области, Правительство Саратовской области  допустило нарушение ч.1 ст. 15  Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, координация подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Саратовской области, а также нужд бюджетных учреждений действующей редакцией Положения о министерстве, утвержденной  постановлением Правительства Саратовской области 19.06.2012 № 300-П, не предусмотрена.

Таким образом, нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции" в части установления основной задачи Министерства - координация, подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Саратовской области, а также нужд бюджетных учреждений области, Правительством Саратовской области устранено, в связи с чем основания для выдачи Правительству Саратовской области предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Руководствуясь  ст. ст. 23, 48 Федерального Закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

 

Р Е Ш И Л А  :

 

  1. Прекратить рассмотрение дела № 7-09/ов в связи с устранением Правительством Саратовской области нарушения ч.1 ст. 15 Федерального Закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

 

Председатель Комиссии

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

В соответствии со статьей 52 Федерального Закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны