Заключение №5825/22 Заключение об обстоятельствах дела 064/01/10-479/2022 от 31 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

об обстоятельствах рассматриваемого дела № 064/01/10-479/2022 

31 августа 2022 года                                       г. Саратов
Комиссия Саратовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 064/01/10-479/2022 (далее – Комиссия) в составе:

1. ...  заместитель руководителя, председатель Комиссии;

2. ...  начальник отдела контроля рынков, член Комиссии;

3. ...  старший государственный инспектор отдела контроля рынков, член Комиссии;
в присутствии представителя ООО «СПГЭС» и ЗАО «СПГЭС» ... (ООО «СПГЭС» доверенность №б/н от 05.07.2020; ЗАО «СПГЭС» - доверенность №б/н от 20.05.2022), рассмотрев дело № 064/01/10-479/2022 в отношении  ООО «СПГЭС» (ИНН/КПП 6454074036/ 645401001, ОГРН 1056405417518, 410017, Саратовская область, г. Саратов, ул. Белоглинская, д.40) по признакам нарушения ч. 1 ст. 10, в том числе по п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона №135 от 26.07.2007 «О защите конкуренции», 

У С Т А Н О В И Л А:

В Саратовское УФАС России из Прокуратуры г. Саратова поступило заявление К.... о незаконном отключении от сетей ЗАО «СПГЭС».

Из заявления и представленных материалов ЗАО «СПГЭС» следует, что 28.01.2022 К... было приобретено нежилое помещение по адресу: г. Саратов, ул. Лермонтова, д. , с кадастровым номером ..., что подтверждается выпиской из государственного реестра недвижимости. 

04.02.2022 Заявителем был оплачен в адрес ЗАО «СПГЭС» счет №214 за переоформление документов о технологическом присоединении энергопринимающих устройств по указанному адресу.

11.02.2022 заявителем, представителем ЗАО «СПГЭС» и бывшим собственником помещения Д. был составлен акт №343507 проверки прибора учета. В акте от 11.02.2022 №343507 указано: «Помещение передано 20.01.2022. Договор расторгается. Новый собственник К...». 

Как указывает заявитель, 14.02.2022 без предупреждения ЗАО «СПГЭС» отключило от поставки электроэнергии нежилое помещение по адресу: г. Саратов, ул. Лермонтова, д. .., несмотря на то, что последовательность и сроки переоформления счета абонента не были нарушены.

В подтверждение указанных доводов заявителем представлена копия заявления, направленного в адрес ООО «СПГЭС» о заключении договора энергоснабжения на нежилое помещение по адресу: г. Саратов, ул. Лермонтова, д. .., полученное ООО «СПГЭС» 15.02.2022 и зарегистрированное за №2874. 

Учитывая изложенное, действия ООО «СПГЭС» выразились в незаконном ограничении поставки электроэнергии в нежилое помещение по адресу: г. Саратов, ул. Лермонтова, д. .., при условии фактически сложившихся договорных отношений между гарантирующим поставщиком и заявителем. 

На основании изложенного издан приказ Саратовского УФАС России от 27.06.2022 № 81 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «СПГЭС» ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. 

Определением Саратовского УФАС России от 08.07.2022 о назначении дела № 064/01/10-479/2022 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, к участию в его рассмотрении были привлечены: К.. - в качестве заявителя; ООО «СПГЭС» - в качестве Ответчика, ЗАО «СПГЭС» - в качестве лица, располагающего сведениями об обстоятельствах дела. 

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.

1. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст.10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами. 

Согласно п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации. 

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по указанной статье закона необходимо, чтобы указанное лицо на соответствующем товарном рынке занимало доминирующее положение, совершило действия, которые привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) к ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

ООО «СПГЭС» является исполнителем по договорам энергоснабжения, следовательно осуществляет деятельность на розничном рынке оказания услуг по энергоснабжению.

ООО «СПГЭС» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по энергоснабжению на территории г. Саратова в соответствии с нормами действующего законодательства. 

Согласно пояснениям представителя ЗАО «СПГЭС», на основании обращения потребителя Д.. от 02.02.2022 о расторжении договора энергоснабжения № 22999 в отношении нежилого помещения по адресу: г. Саратов, ул. им. Лермонтова М.Ю., д. .. и уведомления гарантирующего поставщика ООО «СПГЭС» о введении ограничения режима потребления электрической энергии № 300, 14.02.2022 в связи с расторжением договора энергоснабжения сетевой организацией ЗАО «СПГЭС» произведено отключение указанного объекта от электроснабжения и составлен акт о введении ограничения режима потребления электрической энергии № 00000690 от 14.02.2022. 

11.03.2022 ЗАО «СПГЭС» получено Заявление потребителя К.. № 2856 о подаче напряжения в отношении нежилого помещения по адресу: г. Саратов, ул. им. Лермонтова М.Ю., д..., в связи с заключением договора энергоснабжения № 22999 от 15.02.2022 с гарантирующим поставщиком ООО «СПГЭС». Указанное заявление в тот же день было исполнено, о чем на заявлении имеется соответствующая отметка. 

Как следует из пояснений представителя ООО «СПГЭС», право гарантирующего поставщика ввести ограничение режима потребления электроэнергии в связи с прекращением обязательств по поставке электрической энергии (мощности) по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и (или) по оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики по договору оказания услуг по передаче электрической энергии предусмотрено п.п. «в» п. 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.05.2012  №442 (далее – Правила № 442).

Поскольку договорные отношения с Д. прекратились на основании ее заявления о расторжении договора энергоснабжения, ООО «СПГЭС» по условиям п.п. «в» п. 2 Правил №442 направило 03.02.2022 в адрес сетевой организации ЗАО «СПГЭС»  уведомление о введении ограничения режима потребления электрической энергии №300.

ООО «СПГЭС» указывает, что на момент введения ограничения энергоснабжения ООО «СПГЭС» не располагало сведениями о желании К... заключить договор энергоснабжения. Из этого следует, что взаимная воля сторон на вступление в обязательство в момент введения ограничения энергоснабжения отсутствовала, то есть отсутствует второе обязательное условие для вывода о возникновении фактических договорных отношений между сторонами - наличие воли потребителя на заключение договора энергоснабжения.

Согласно позиции ЗАО «СПГЭС», ограничение энергоснабжения при прекращении договорных обязательств с прежним собственником Д.. было введено на законных основаниях, в момент введения ограничения энергоснабжения у ООО «СПГЭС» отсутствовало от нового собственника К.. заявление о заключении договора энергоснабжения. От нового собственника К... в ООО «СПГЭС» не поступало требование или заявление о возобновлении подачи электроэнергии на объект ранее чем 11.03.2022.

Как указывает ООО «СПГЭС», в отсутствие обращения потребителя у ООО «СПГЭС» отсутствовала обязанность подать заявку в сетевую организацию о возобновлении подачи электроэнергии на объект, в противном случае, ООО «СПГЭС», действуя вопреки воле нового собственника, могло нарушить его права.

Комиссия Саратовского УФАС России не соглашается с указанными выводами ООО «СПГЭС» по следующим основаниям.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии определены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике).

В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями. Основные положениями функционирования розничных рынков электрической энергии закреплены в Постановлении Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения).

Согласно п. 9 Основных положений, организация, имеющая статус гарантирующего поставщика, осуществляет деятельность в качестве гарантирующего поставщика до присвоения статуса гарантирующего поставщика в соответствующей зоне деятельности другой организации в порядке, определенном в разделе XI настоящего документа.

Гарантирующий поставщик обязан надлежащим образом исполнять обязательства перед потребителями (покупателями), поставщиками электрической энергии (мощности) на оптовом рынке и на розничных рынках, сетевыми организациями, системным оператором и субъектами оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, организациями коммерческой инфраструктуры оптового рынка.

Согласно п. 1 (1) Правил ограничения режима потребления электрической энергии субисполнитель - сетевая организация либо иное лицо, включая садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества, которые не оказывают услуг по передаче  электрической энергии и к энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики которых технологически присоединены (в случае отсутствия надлежащего технологического присоединения - непосредственно присоединены) энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления которыми подлежит введению в соответствии с настоящими Правилами.

В соответствии с п. 1 (2) Правил ограничения режима потребления электрической энергии субисполнитель осуществляет действия по введению ограничения режима потребления в соответствии с требованиями настоящих Правил, установленными для исполнителя, с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами.

Уведомление о введении полного ограничения режима потребления электрической энергии помещения по адресу: г. Саратов, ул. Лермонтова, д. , было инициировано, а затем направлено гарантирующим поставщиком ООО «СПГЭС».

В соответствии с п. 28 Основных положений по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

Исполнение обязательств гарантирующего поставщика по договору энергоснабжения в отношении энергопринимающего устройства осуществляется в случае смены собственника энергопринимающего устройства - с даты возникновения у нового собственника права собственности на энергопринимающее устройство при условии соблюдения новым собственником срока, предусмотренного пунктом 34(1) настоящего документа, для направления гарантирующему поставщику заявления о заключении договора энергоснабжения в отношении соответствующего энергопринимающего устройства.

Согласно п. 34 (1) Основных положений для заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с гарантирующим поставщиком при смене собственника энергопринимающего устройства заявитель направляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора с приложением документов, указанных в абзацах третьем, четвертом и девятом пункта 34 настоящего документа (для случаев заключения договора энергоснабжения) или абзацах третьем и четвертом пункта 34 настоящего документа (для случаев заключения договора куплипродажи (поставки) электрической энергии (мощности), и по желанию заявителя проект договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности). Иные документы, указанные в пункте 34 или пункте 35 настоящего документа, предоставляются по желанию заявителя.

Новый собственник энергопринимающего устройства направляет гарантирующему поставщику заявление о заключении договора энергоснабжения или договора куплипродажи (поставки) электрической энергии (мощности) не позднее 30 дней со дня перехода права собственности на энергопринимающее устройство.

При заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) при смене собственника энергопринимающего устройства исполнение обязательств по договору, заключаемому новым собственником, начинается с даты возникновения права собственности на энергопринимающее устройство. В случае наличия такого соглашения оно подлежит направлению заявителем в адрес гарантирующего поставщика вместе с приложением заявления о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).

Заявителем было добросовестно исполнено условие об обращении к гарантирующему поставщику в рамках сроков, предусмотренных п. 34 (1) Основных положений, поскольку заявление, направленное в адрес ООО «СПГЭС» о заключении договора энергоснабжения на нежилое помещение по адресу: г. Саратов, ул. Лермонтова, д. .., получено ООО «СПГЭС» 15.02.2022 и зарегистрировано за №2874.

При этом, только 11.03.2022 ЗАО «СПГЭС» было подано напряжение по адресу: г. Саратов, ул. Лермонтова, д. ..на основании заявления К.

Подача напряжения была согласована сетевой организацией ЗАО «СПГЭС» с гарантирующим поставщиком ООО «СПГЭС» (с проставлением соответствующей отметки на заявлении).

Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В статье 544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон; порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Для квалификации потребления электрической энергии в качестве договорного юридически значимым является возникновение между потребителем и сбытовой организацией договора-правоотношения, что возможно не только при подписании договора-документа, но и при фактических договорных отношениях (пункт 1, абзац третий пункта 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора», абзац второй пункта 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).

Обязательным условием для вывода о возникновении фактической договорной связи является совокупность двух обстоятельств: 1) надлежащее (то есть выполненное с соблюдением Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 и Основных положений) технологическое присоединение энергопринимающего оборудования абонента к электрическим сетям (поскольку в его отсутствие потребление ресурса априори является самовольным); 2) взаимная воля сторон на вступление в обязательство.

С учетом имеющегося акта о технологическом присоединении энергопринимающих устройств от 30.10.2018 по адресу: г. Саратов, ул. Лермонтова, д. .., перехода права собственности на энергопринимающие устройства в адрес К.... 28.01.2022, указанием Д... (бывшего собственника помещения по адресу: г. Саратов, ул. Лермонтова, д. 22) от 02.02.2022 в заявлении о расторжении договора энергоснабжения №22999 основания расторжения договора «в связи с продажей недвижимости» фактически свидетельствует о сложившихся договорных отношениях между ООО «СПГЭС» и К..

В соответствии с п. 23 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте «в» пункта 2 настоящих Правил, в части прекращения обязательств по поставке электрической энергии (мощности) по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), - в день и время, указанные в уведомлении о необходимости введения ограничения режима потребления, которые не могут наступить ранее истечения 3 рабочих дней после дня и времени получения сетевой организацией, оказывающей потребителю услугу по передаче электрической энергии, уведомления о расторжении договора энергоснабжения или уведомления о намерении расторгнуть договор купли-продажи электрической энергии (мощности), предусмотренных Основными положениями, соответственно от гарантирующего поставщика или потребителя либо не ранее истечения 3 рабочих дней после дня и времени получения инициатором введения ограничения соответствующего уведомления от гарантирующего поставщика или потребителя, если направление исполнителю (субисполнителю) уведомления о необходимости введения ограничения режима потребления не осуществляется в соответствии с пунктом 1(2) настоящих Правил.

Согласно п. 3.1 Регламента взаимодействия Исполнителя и Заказчика по введению режима потребления, являющемуся приложением к дополнительному соглашению от 29.09.2017 к договору оказания услуг по передаче электрической энергии № 1 от 01.01.2007 (далее – Регламент), введение ограничение режима потребления электрической энергии в связи с расторжением договора энергоснабжения или временном прекращении подачи электрической энергии по заявлению потребителя, производится Исполнителем на основании уведомления о введении ограничения режима потребления электрической энергии, составленного по форме Приложения №5 к настоящему Регламенту, но не ранее 3 рабочих дней с даты получения такого уведомления от Заказчика.

Уведомления о введении ограничения режима потребления электрической энергии направляется Заказчиком после проведения осмотров приборов и средств коммерческого учета электрической энергии, согласно регламенту о взаимодействии ООО «СПГЭС» и ЗАО «СПГЭС» по осуществлению контроля коммерческого учета электрической энергии.

Как следует из представленных документов, уведомление о введении ограничение режима потребления электрической энергии № 300 было направлено в адрес ЗАО «СПГЭС» 03.02.2022, при этом акт №343507 проверки прибора учета между заявителем, представителем ЗАО «СПГЭС» и бывшим собственником помещения Д.... составлен только 11.02.2022.

С учетом изложенного, в нарушение п. 3.1 Регламента ООО «СПГЭС» направило уведомление о введении ограничение режима потребления электрической энергии № 300 ранее даты проведения осмотра прибора учета, в котором К... фигурирует как новый собственник нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Лермонтова, д. ...

Кроме того, в соответствии с п. 9.1 договора энергоснабжения от 15.02.2022 №22999, заключенного между ООО «СПГЭС» и К..., договор вступает в силу с момента подписания, применяется к отношениям сторон с 00 часов 00 минут 28 января 2022 г., действует до 24 часов 00 минут 4 февраля 2023 г. и ежегодно пролонгируется на  следующий календарный год, если за 30 дней до окончания срока его действия ни одна из Сторон письменно не заявит другой Стороне о его прекращении или изменении, либо о заключении договора на иных условиях.

Таким образом, в нарушение абз. 1-3 п. 34 (1) Основных положений, а также в связи со сложившимися договорными отношениями между гарантирующим поставщиком и К..., ООО «СПГЭС» незаконно ввело ограничение поставки электроэнергии в нежилое помещение по адресу: г. Саратов, ул. Лермонтова, д. .

Своими действиями ООО «СПГЭС» по введению ограничения режима потребления электрической энергии также нарушило права гр. А.., являющегося сособственником нежилого помещения по адресу: г. Саратов, ул. Лермонтова, д. .. а также ООО «МОФ ГТК-ГРУПП», которое использует данное помещение на правах договора аренды от 01.02.2022 №1/22 для осуществления предпринимательской деятельности.

Учитывая изложенное, Комиссия считает, что рассматриваемые ООО «СПГЭС» действия, связанные с введением режима потребления электрической энергии в нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Саратов, ул. Лермонтова, д. .. содержат признаки нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Связанные организации

Связанные организации не указаны