Решение б/н Решение и предписание от 18 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

 

18 декабря 2019 года                                                                                            г. Саратов

 

Комиссия Саратовского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе  (далее – Комиссия) в составе:

1.

 
  • вр.и.о. руководителя управления, председатель Комиссии;

2.

 
  • начальник отдела контроля рынков, член Комиссии;

3.

 
  • старший государственный инспектор отдела контроля рынков, член Комиссии,

рассмотрев дело № 064/05/5-704/2019 по признакам нарушения   п. 1 ч. 2, п. 1. ч. 3, п. 20, ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006     № 38-ФЗ «О рекламе», выразившиеся в распространении рекламы комиссионных магазинов «Победа» с одновременным использованием выражений «мы лучше чем Ломбард», «Ломбард», «5-15 % на месяц», «0 % на 5 дней до 5 000 р.» по адресам: г. Саратов пр. Строителей, д. 44/1, г. Саратов, пр. Энтузиастов, д. 26, г. Саратов, ул. Усть-Курдюмская,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Саратовское УФАС России поступило представление прокуратуры Саратовской области о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе.

Из представления следует, что прокуратурой Саратовской области в рамках предоставленных полномочий по осуществлению надзора за соблюдением законодательства о рекламе и поступившей информации некоммерческого учреждения «Ассоциация развития ломбардов» проведена проверка комиссионных магазинов «Победа», осуществляющих свою деятельность на территории Саратовской области (далее – проверка).

Проверкой установлено, что предпринимательскую деятельность под торговой маркой «Победа» на территории г. Саратова осуществляет ИП  в 4 комиссионных магазинах, расположенных по адресам: г. Саратов пр. Строителей, д. 44/1, г. Саратов, пр. Энтузиастов, д. 26, г. Саратов, ул. Усть-Курдюмская, д. 4, г. Саратов, ул. Тархова, д. 29.

Прокуратурой Саратовской области также установлено, что на входах в комиссионные магазины расположены рекламные конструкции, на которых белым большим шрифтом расположены надписи следующего содержания: «24 часа», «мы лучше чем Ломбард», «5-12%» и другие. При быстром прочтении с дальнего расстояния информация, расположенная на рекламных конструкциях, может быть воспринята в качестве информации о ломбарде (большими разборчивыми буквами можно разобрать только надписи «24 часа» и «Ломбард»).

Из представления следует, что в силу Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее — Закон № 196-ФЗ) индивидуальный предприниматель ., не вправе предоставлять услуги ломбарда, поскольку, в соответствии со ст. 2 Закона № 196-ФЗ, ломбардом является юридическое лицо, специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово «Ломбард» и указание на его организационно-правовых форму.

Кроме того, согласно п. 2 ч. 3 ст. 2.3 Закона № 196-ФЗ государственный реестр ломбардов, на основе сведений, полученных от уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, ведет Банк России.

Однако вышеуказанный индивидуальный предприниматель в государственном реестре ломбардов не состоит.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон № 38-ФЗ) реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно ст. 1 Закона № 38-ФЗ целями закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Проверкой Прокуратуры Саратовской области установлено, что на входе по адресу пр. Строителей, д. 44/1, г. Саратова (ИП) установлены конструкции: «Победа комиссионный магазин 24 часа», «5-l2 % в месяц», «0 % на 5 дней до 10 000 рублей», «мы лучше, чем Ломбард».

Вход по адресу пр. Энтузиастов, д. 26, г. Саратова (ИП ) имеет конструкции: «Победа комиссионный магазин 24 часа», «Ломбард», «Золото дисконт».

Вход по адресу ул. Усть-Курдюмская, д. 4, г. Саратова (ИП ) имеет конструкции: «Победа комиссионный магазин 24 часа», «Ломбард».

Вход по адресу ул. Тархова, д. 29, г. Саратова (ИП.) имеет конструкции: «Победа комиссионный магазин», «мы лучше, чем Ломбард».

Рассматриваемая информация, по мнению Прокуратуры Саратовской области является рекламой, поскольку на фасадах зданий, содержатся индивидуализирующие конкретный хозяйствующий субъект сведения - «Победа» и «Ломбард», «мы лучше чем Ломбард».

Материалами проверки органов прокуратуры установлено, что в комиссионных магазинах «Победа» индивидуальный предприниматель  принимает товары на комиссию и реализует эти товары по договору комиссии, что подтверждается договорами комиссии, приложенными к представлению.

Заключенные договоры комиссии, согласно позиции Прокуратуры Саратовской области, по своей правовой природе являются притворными сделками и прикрывают под собой заключение с гражданами договора займа под залог движимых и недвижимых вещей.

На информационных надписях индивидуального предпринимателя присутствуют сведения «мы лучше чем Ломбард», то есть комиссионный магазин «Победа» сопоставляется с любым ломбардом, путем применения сравнительных словесных конструкций.

            Прокуратура Саратовской области в представлении указывает на то, что сопоставление услуг комиссионного магазина и услуг ломбардов некорректно, а реклама комиссионных магазинов «Победа», в которой присутствуют сведения: «мы лучше чем Ломбард», «Ломбард» нарушает п. 1 ч. 2 ст. 5 Закона № 38-ФЗ.

Согласно п. 1. ч.2 ст. 5 Закона № 38-ФЗ не допускается реклама которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами

            Также в представлении прокуратура указывает, что согласно п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона 38-ФЗ недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами. Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

По мнению Прокуратуры Саратовской области использование в рекламе комиссионных магазинов «Победа» сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона №  38-ФЗ). В связи с вышеизложенным прокуратура считает рекламу преимуществ услуг комиссионного магазина перед услугами ломбарда недостоверной.

Материалами проверки прокуратуры Саратовской области также установлено, что в комиссионных магазинах, расположенных по вышеуказанным адресам, индивидуальным предпринимателем  ломбардная деятельность не осуществляется.

Согласно п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона № 38-ФЗ, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара. Ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Исходя из изложенного, по мнению Прокуратуры Саратовской области, информация, расположенная на оспариваемых рекламных конструкциях комиссионных магазинов «Победа» вводит потребителей в заблуждение относительно характера услуг, предоставляемых комиссионными магазинами, а именно, потребители рекламы считают, что комиссионные магазины «Победа» оказывают 24 часа в сутки услуги ломбарда.

Кроме того, Саратовским УФАС России был осуществлен выход по адресам, указанным Прокуратурой Саратовской области в представлении о возбуждении дела, с целью осмотра рекламы на входах в комиссионные магазины «Победа», в результате которого установлено следующее.

Так, по адресу г. Саратов, ул. пр. Строителей, д. 44/1 в пятиэтажном здании расположен комиссионный магазин «Победа», на входе которого установлена конструкция «Победа комиссионный магазин 24 часа». Справа от входной двери на фасаде установлена конструкция со сведениями «мы лучше чем ломбард, автоломбард, залог недвижимости, золото дисконт, золотые украшения от 1700 рублей/гр.».

По адресу г. Саратов, пр. Энтузиастов, д. 26 в пятиэтажном здании справа от магазина «Комфорт» расположен комиссионный магазин «ПОБЕДА» на фасаде которого расположена рекламная конструкция с текстом «Золото дисконт центр ювелирных продаж, 24 часа, ЛОМБАРД, комиссионный магазин ПОБЕДА, 0% на 5 дней».

По адресу г. Саратов, ул. Усть-Курдюмская, д. 4 в десятиэтажном здании расположен комиссионный магазин «ПОБЕДА», на рекламной конструкции которого есть надписи «ПОБЕДА комиссионный магазин, 24 часа».

По адресу г. Саратов, ул. Тархова, д. 29 в многоквартирном жилом доме расположен комиссионный магазин «Победа» с рекламными конструкциями следующего содержания: «ПОБЕДА комиссионный магазин, продажа, покупка, обмен техники и золота, ЛОМБАРД».

При быстром прочтении или прочтении с большого расстояния информации, расположенной на рекламной конструкции комиссионного магазина, потребитель может сделать вывод о том, что комиссионный магазин оказывает услуги ломбарда, поскольку большими и разборчивыми буквами можно разобрать только надписи «24 часа» и «Ломбард».

Таким образом, согласно п. 2 ч. 2 ст. 5 Закона № 38-ФЗ недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с пп. 1 и 20 ч. 3 ст. 5 Закона № 38-ФЗ недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами; об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Учитывая изложенное, реклама комиссионных магазинов «Победа» содержит признаки нарушения п. 1 ч. 2 ст. 5 и пп. 1 и 20 ч. 3 ст. 5 Закона № 38-ФЗ.

Согласно п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем данной рекламы является ИП 

Таким образом, указанная реклама содержит признаки нарушения п. 1 ч. 2, п. 1. ч. 3, п. 20, ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006  № 38-ФЗ «О рекламе».

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение ч.7 ст. 5 и п.2 ч. 2 ст. 28 настоящего Федерального закона несет рекламодатель.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1  статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

1.         Признать ненадлежащей рекламу ИП комиссионных магазинов «Победа» с одновременным использованием выражений «мы лучше чем Ломбард», «Ломбард», «5-15 % на месяц», «0 % на 5 дней до 5 000 р.» по адресам: г. Саратов пр. Строителей, д. 44/1, г. Саратов, пр. Энтузиастов, д. 26, г. Саратов, ул. Усть-Курдюмская, поскольку в ней нарушены требования п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 3, п. 20 ч. 3 ст. 5  Закона о рекламе.

2.         Выдать ИП предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

 

Решение изготовлено в полном объеме «18» декабря 2019 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

 18 декабря 2019 г.                                                                                                             г. Саратов

 

Комиссия Саратовского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе  (далее – Комиссия) в составе:

   
  • вр.и.о. руководителя управления, председатель Комиссии;
   
  • начальник отдела контроля рынков, член Комиссии;
   
  •  старший государственный инспектор отдела контроля рынков, член Комиссии,

рассмотрев дело № 064/05/5-704/2019 по признакам нарушения ИП  п. 1 ч. 2, п. 1. ч. 3, п. 20, ч. 3 ст. 5  Федерального закона от 13.03.2006   № 38-ФЗ «О рекламе» (далее также – Закон о рекламе), выразившееся в размещении рекламы комиссионных магазинов «Победа» с одновременным использованием выражений «мы лучше чем Ломбард», «Ломбард», «5-15 % на месяц», «0 % на 5 дней до 5 000 р.» по адресам: г. Саратов пр. Строителей, д. 44/1, г. Саратов, пр. Энтузиастов, д. 26, г. Саратов, ул. Усть-Курдюмская, д. 4, г. Саратов, ул. Тархова, д. 29,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1 ИП   в срок до 27.12.2019 прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы следующего содержания: «мы лучше чем Ломбард», «Ломбард», «5-15 % на месяц», «0 % на 5 дней до 5 000 р.» по адресам: : г. Саратов пр. Строителей, д. 44/1, г. Саратов, пр. Энтузиастов, д. 26, г. Саратов, ул. Усть-Курдюмская, д. 4, г. Саратов, ул. Тархова, д. 29;

2. ИП  представить в Саратовское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 30.12.2019.

В соответствии с ч. 2.4 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа об отмене либо изменении противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или акта органа местного самоуправления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии

______________

 

 

 

 

 

 

Члены Комиссии:

______________

 

 

 

 

 

 

 

______________

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны