Решение б/н Решение от 15 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 064/01/10-1271/2021

 

Резолютивная часть решения оглашена 3 декабря 2021 года

Решение в полном объеме изготовлено 16 декабря 2021 года                                      г. Саратов

 

 

Комиссия Саратовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 064/01/10-1271/2021 (далее – Комиссия) в составе:

1.

 

  • руководитель управления, председатель  член Комиссии;

2.

 

  • заместитель руководителя управления, член Комиссии;

3.

 

  • старший государственный инспектор отдела контроля рынков, член Комиссии,

в присутствии представителей:

 

 

 

рассмотрев дело № 064/01/10-1271/2021 в отношении МУП «Питерское» Питерского муниципального района Саратовской области  (далее – МУП «Питерское») по признакам нарушения пунктов 4, 10 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В связи с размещенной в СМИ публикацией о том, что в с.Питерка в 2021 году жителям в качестве питьевой воды (взимая при этом плату в размере 35,07 руб./куб.м) МУП «Питерское» поставляется техническая вода, не используются очистные сооружения и не проводятся мероприятия по обеззараживанию воды и ее фильтрации, Саратовским УФАС России был осуществлен сбор и анализ информации, который показал следующее.

МУП «Питерское» не обеспечивает жителей с.Питерка Питерского района Саратовской области питьевой водой, соответствующей установленным требованиям санитарного законодательства РФ, за установлением тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение) в Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области (далее - КГРТ) не обращается, что содержит признаки нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, не соблюдает законодательство в сфере тарифного регулирования, что содержит признаки нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Саратовским УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг водоснабжения и водоотведения, в том числе в целях предоставления коммунальных услуг по водоснабжению с.Питерка Питерского муниципального района Саратовской области с использованием централизованной системы водоснабжения и водоотведения (далее – Анализ). Временным интервалом исследования рынка был определен период 2019-2021 гг.; продуктовыми границами исследования рынка были определены услуги водоснабжения и водоотведения, в том числе в целях предоставления коммунальных услуг по водоснабжению с.Питерка Питерского муниципального района Саратовской области с использованием централизованной системы водоснабжения и водоотведения; географическими границами исследования рынка является с.Питерка Питерского муниципального района Саратовской области.

В ходе проведения Анализа установлено, что деятельность на рынке услуг водоснабжения и водоотведения, в том числе в целях предоставления коммунальных услуг по водоснабжению с.Питерка Питерского муниципального района Саратовской области с использованием централизованной системы водоснабжения и водоотведения, в 2019-2021 гг. осуществляло только МУП «Питерское».

Таким образом, МУП «Питерское» занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

Издан приказ Саратовского УФАС России от 21.10.2021 № 1112 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства МУП «Питерское» по признакам нарушения п.п. 4, 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Определением Саратовского УФАС России от 21.10.2021 о назначении дела № 064/01/10-854/2021 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, к участию в его рассмотрении были привлечены: МУП «Питерское» – в качестве Ответчика, КГРТ – в качестве лица, располагающего сведениями об обстоятельствах рассматриваемого дела.

 В ходе рассмотрения дела № 064/01/10-854/2021 Саратовским УФАС России установлено следующее.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) МУП Питерское» зарегистрировано 25.02.2003.

В декабре 2016 года в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области» (далее - ФГБУ «Управление «Саратовмелиоводхоз») с исковым заявлением к Администрации Питерского муниципального района Саратовской области об обязании принять в муниципальную собственность объекты водоснабжения.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 04.03.2018 по делу №А57- 30594/2016 исковые требования ФГБУ «Управление «Саратовмелиоводхоз» были удовлетворены. Впоследствии упомянутое решение было подтверждено Двенадцатым арбитражным апелляционным судом.

При учреждении Администрацией Питерского муниципального района Саратовской области (далее - Администрация) Муниципального унитарного предприятия «Питерское» Питерского муниципального района Саратовской области (сокращенное наименование МУП «Питерское»), последнему был передан имущественный комплекс, ранее принадлежавший ФГБУ «Управление «Саратовмелиоводхоз» и обеспечивающий возможность осуществлять водоснабжение и водоотведение потребителям Питерского муниципального района Саратовской области.

Согласно сведениям ЕГРЮЛ, МУП «Питерское» осуществляет в том числе:

- 36.00.1 «Забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд» (дата внесения в ЕГРЮЛ записи, содержащей указанные сведения, 28.06.2004).

- 36.00 «Забор, очистка и распределение воды» (дата внесения в ЕГРЮЛ записи, содержащей указанные сведения, 21.11.2018).

Таким образом, МУП «Питерское» создавалось Администрацией в том числе для осуществления деятельности по снабжению населения питьевой водой.

Согласно пунктам 1, 2 части 2 ст. 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении) регулированию подлежат следующие тарифы в сфере холодного водоснабжения:

  1. тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение);
  2. тариф на техническую воду.

В соответствии со статьей 5 Закона о водоснабжении установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 12.04.2007 № 169-П «Вопросы комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области» КГРТ является органом исполнительной власти Саратовской области, уполномоченным осуществлять государственное регулирование тарифов (цен) на электрическую, тепловую энергию (мощность), в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установление тарифов в сфере водоснабжения, водоотведения, государственный контроль (надзор) в этих сферах в соответствии с федеральным законодательством.

В 2018 году КГРТ постановлением от 15.11.2018 № 46/2 был установлен тариф на техническую воду МУП «Питерское», осуществляющему свою деятельность на территории Питерского муниципального района, в размере:

- 32,30 руб./куб.м в период с 01.12.2018 по 30.06.2019;

- 32,94 руб./куб.м в период с 01.07.2019 по 31.12.2019.

В 2019 году КГРТ постановлением от 10.12.2019 № 42/47 был установлен тариф на техническую воду МУП «Питерское» в размере:

- 32,94 руб./куб.м в период с 01.01.2020 по 30.06.2020;

- 34,12 руб./куб.м в период с 01.07.2020 по 30.06.2021;

- 34,56 руб./куб.м в период с 01.07.2021 по 30.06.2022;

- 36,08 руб./куб.м в период с 01.07.2022 по 31.12.2022.

Указанными постановлениями на период действия тарифов, как следует из постановлений, также были утверждены производственные программы МУП «Питерское», реализация которых обеспечивается устанавливаемыми данными постановлениями тарифами.

В 2020 году КГРТ постановлением от 16.12.2020 №34\89 были внесены изменения в постановление КГРТ от 10.12.2019 № 42/47 в части установления тарифа в размере:

- 35,07 руб./куб.м в период с 01.07.2021 по 31.12.2021(+1,5 %);

- 34,56 руб./куб.м в период с 01.01.2022 по 30.06.2022.

В 2019 году Юго-Восточное территориальное отделение Управления Роспотребнадзора по Саратовской области обратилось в Краснокутский районный суд Саратовской области с исковым заявлением к МУП «Питерское» о прекращении нарушений санитарного законодательства, нарушающих права неопределенного круга лиц, путем возложения обязанности по обеспечению жителей Питерского района питьевой водой, соответствующей установленным требованиям санитарного законодательства РФ.

Из решения Краснокутского районного суда Саратовской области от 18.07.2019 по делу № 2-129(1)/2019 следует, что согласно Протоколу ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» от 20.05.2019 № 4929А, а также экспертному заключению заместителя руководителя Органа инспекции - главного врача ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» Н.А. Грущина от 21.05.2019 № 296/К, питьевая вода МУП «Питерское» из централизованных систем питьевого водоснабжения (кран на подаче в сеть - водозабор с. Питерка) не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по микробиологическим показателям.

Как следует из решения Краснокутского районного суда Саратовской области от 18.07.2019 по делу № 2-129(1)/2019, указанный факт нарушения был признан представителем МУП «Питерское», который ходатайствовал о предоставлении двух лет для устранения нарушений.

Суд обязал МУП «Питерское» в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления решения в силу прекратить нарушение требований санитарного законодательства, нарушающее права неопределенного круга лиц, путем обеспечения жителей Питерского района питьевой водой, соответствующей установленным требованиям санитарного законодательства РФ. Решение вступило в законную силу 21.08.2019.

Соответственно, МУП «Питерское» до 21.02.2021 должно было исполнить судебный акт, то есть обеспечить жителей Питерского района питьевой водой, соответствующей установленным требованиям санитарного законодательства РФ. Определением Краснокутского районного суда Саратовской области от 14.09.2021 срок исполнения судебного акта был продлен до 31.12.2022.

Из имеющейся в распоряжении Саратовского УФАС России информации КГРТ следует, что услуги водоснабжения в Питерском муниципальном районе оказывает МУП «Питерское», которое в октябре 2018 года обратилось в КГРТ с заявлением на установление тарифов на техническую воду. С целью предоставления услуги технического водоснабжения организация эксплуатирует имущественный комплекс согласно договору хозяйственного ведения от 20.09.2018, заключенному с администрацией Питерского муниципального района.

Согласно имущественному комплексу, который эксплуатирует МУП «Питерское», вода, поднимаемая из реки, является технической, так как не проходит должный комплекс мероприятий по очистке и обеззараживанию. Какое-либо оборудование, предназначенное для доведения воды до питьевого качества, в составе эксплуатируемого имущественного комплекса отсутствует. Ввиду отсутствия оборудования очистка воды производится организацией путем пропуска речной воды через щебень с целью исключения попадания механических загрязняющих веществ в сеть водоснабжения вместе с водой. По результатам экспертизы расчетных материалов МУП «Питерское» в связи с тем, что в распоряжении организации отсутствуют очистные сооружения с необходимым оборудованием для очистки технической воды до питьевой, КГРТ не учитывались какие-либо расходы на их содержание и эксплуатацию, в том числе расходы на реагенты. Таким образом, тариф на поставку МУП «Питерское» питьевой воды для потребителей не устанавливался.

В Саратовское УФАС России поступили пояснения МУП «Питерское» от 29.09.2021 (вх. № 5098), согласно которым МУП «Питерское» услуги по питьевому водоснабжению в период 2019-2021 не осуществлялись. В указанный период инвестиционные программы не разрабатывались. Была разработана производственная программа. Для решения вопроса подачи населению с. Питерка питьевой воды МУП «Питерское» разработало мероприятия по ремонту очистных сооружений на период 2019-2022гг.

По представленной МУП «Питерское» информации (29.09.2021), очистные сооружения работают на 50% мощности, что достаточно для обеспечения населения с. Питерка водой до начала поливного сезона.

В составе пояснений МУП «Питерское» было представлено Экспертное заключение от 15.09.2021 № 565/К, согласно которому вода в местах отбора соответствовала качеству питьевой, а именно СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Указанное подтверждает возможность МУП «Питерское» обеспечивать жителей Питерского района питьевой водой, а также необходимость исполнять судебный акт, которым возложена обязанность по обеспечению жителей Питерского района питьевой водой.

Однако, как следует из пояснений МУП «Питерское», такое качество воды с учетом имеющегося оборудования невозможно достичь в поливной период года, когда в целях обеспечения населения вода подается напрямую из р. Малый Узень, минуя очистные сооружения.

При этом, данный довод не опровергает вывод о возможности МУП «Питерское» осуществлять питьевое водоснабжение жителей Питерского района.

Как следует из общедоступных сведений ЕИС, на территории Питерского муниципального района находятся потребители, потребность в питьевом водоснабжении которых очевидна. Однако, данные потребители вынуждены пользоваться водой, поставляемой МУП «Питерское» по тарифу, установленному на техническую воду.

Так, договоры холодного водоснабжения с МУП «Питерское» были заключены ГУЗ СО «Питерская районная больница» 01.01.2019 и 01.01.2020. Предметом договоров, как следует из п. 1 указанных договоров, является подача абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем водоснабжения холодной (технической) воды.

При этом, пунктами 10 указанных договоров предусмотрена обязанность исполнителя не допускать ухудшения качества питьевой воды ниже показателей, установленных законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, осуществлять производственный контроль качества холодной (питьевой) воды, порядку контроля которой отведен раздел VII договора.

Из указанных договоров следует обязанность исполнителя по обеспечению водой, качество которой должно соответствовать питьевой.

Наличие потребителей услуг холодного (питьевого) водоснабжения свидетельствует о наличии спроса на холодную (питьевую) воду, которым поставляется техническая вода по установленному на нее тарифам.

Вместе с тем, МУП «Питерское» за установлением тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение) в КГРТ не обращалось, поставляя ее по тарифу, установленному на техническую воду, что не соответствует требованиям п. 1 ч.2 ст. 31 Закона о водоснабжении, предусматривающему регулирование тарифов в сфере холодного водоснабжения, в том числе на питьевую воду.

Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Законом о водоснабжении.

Согласно ч.4 ст.2 Закона о водоснабжении водоснабжение услуги водоснабжения определены как водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

Согласно пункту 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, потребителю могут быть предоставлены в том числе следующие виды коммунальных услуг: холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных указанными Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.

Правила установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее - Правила № 406).

Пунктом 14 Правилами № 406 определено, что регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов.

Согласно пункту 8 Правил тарифы устанавливаются органами регулирования тарифов до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего началу очередного периода регулирования, в соответствии с регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным Федеральной антимонопольной службой.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Согласно ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Из содержания ст. 3, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

По имеющимся сведениям, МУП «Питерское» оказывает услуги по водоснабжению через водопроводные сети на территории Питерского муниципального района Саратовской области.

Таким образом, МУП «Питерское» не исполняет решение суда по обеспечению жителей Питерского района питьевой водой, соответствующей установленным требованиям санитарного законодательства РФ, за установлением тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение) в КГРТ не обращается, что содержит признаки нарушения п.п. 4, 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно представленному КГРТ Экспертному заключению по корректировке необходимой валовой выручки МУП «Питерское» по имущественному комплексу, расположенному на территории Питерского муниципального района на 2021 год в целях корректировки тарифов на техническую воду, установленных на долгосрочный период на 2020-2022 годы (приказ от 15.07.2020 № 66-3-П) (далее - Экспертное заключение на 2021 год), в соответствии с пунктом 22 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного приказом ФСТ России от 16.07.2914 №1154-э, и п. 14 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406, МУП «Питерское», осуществляющее свою деятельность на территории Питерского муниципального района Саратовской области, не представило в КГРТ предложений по корректировке НВВ и тарифов на 2021 год.

В связи с данными обстоятельствами КГРТ по собственной инициативе провело корректировку НВВ и тарифов на 2021 год для МУП «Питерское» на основании имеющихся сведений за предшествующие периоды регулирования.

Из Экспертного заключения на 2021 год следует, что фактические данные не соответствуют затратам, учтенным при регулировании тарифов, предприятием допущено превышение затрат по отношению к учтенным.

Так, согласно приведенному в Экспертном заключении на 2021 год анализу изменения необходимой валовой выручки на 2019 год по статье затрат «электроэнергия» на электроснабжение насосного оборудования на весь период с 01.01.2019 по 30.06.2019 в тарифе учтено 2900,6 тыс. руб., что на 1743,1 тыс. руб. (150,6%) больше фактических затрат (1157,5 тыс. руб.). При этом «объем технической воды, отпускаемой абонентам», в тарифе учтен в размере 256,69 тыс.куб.м, что на 21,49 тыс.куб.м (9,1 %) больше фактического за этот период объема технической воды, отпускаемой абонентам (235,2 тыс.куб.м).

При установлении КГРТ тарифа на техническую воду МУП «Питерское» на 2019 год (постановление от 15.11.2018 № 46/2), как следует из Экспертного заключения по рассмотрению предложений об установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение на 2019 год для МУП «Питерское», осуществляющему свою деятельность на территории Питерского муниципального района (приказ от 14.11.2018 № 086/18) (далее также Экспертное заключение на 2019 год), расходы на приобретение электрической энергии предложено МУП «Питерское» (план) в размере 3706,55 тыс.руб., сниженных впоследствии КГРТ до 2900,6 тыс. руб. (на 78,26 %) и учтенных в тарифе. При этом, нормативы технологических затрат электроэнергии на момент установления тарифа не утверждены. Расчет объемов потребляемой электроэнергии произведен исходя из объемов поднятой воды, количества часов работы оборудования и технических характеристик насосного оборудования и затрат на энергопотребляющее оборудование в цехах.

Снижение уровня потребленной электроэнергии, поставленной населению воды, рост себестоимости оказываемой услуги водоснабжения конечному потребителю отразились на параметрах тарифного регулирования на поставку воды населению.

Как следует из указанных выше экспертных заключений, указанные отклонения возможны в том числе в связи с представляемыми МУП «Питерское» для тарифного регулирования в КГРТ сведениями, их полнотой и достоверностью, в том числе учтенных при формировании производственной программы предприятия.

Кроме того, в Экспертном заключении на 2021 год отражено, что в нарушение требований законодательства МУП «Питерское» не представлены документы, подтверждающие фактически произведенные расходы за 2019 годы - налоговые декларации, акты сверки по объемам реализации воды, и газа и др. Также не предоставлена бухгалтерская и статистическая отчетности, подтверждающая расходы (недополученные доходы). Соответственно, не представлено доказательств экономической обоснованности фактически произведенных расходов, что явилось основанием для учета результатов финансово-хозяйственной деятельности за 2019 год при проведении корректировки необходимой валовой выручки на 2021 год по инициативе КГРТ.

Также в Экспертном заключении на 2021 год указано следующее.

В рамках исполнения п.20 постановления №406 КГРТ были запрошены сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования (исх. от 19.02.2020 № 01-13-1932/кгрт). Данные сведения представлены не были.

Ввиду того, что МУП «Питерское» не представлены документы, подтверждающие изменение фактического объема реализации (о заключении (расторжении) договоров с прочими потребителями и другие данные), экспертная группа, как следует из Экспертного заключения на 2021 год, не может оценивать данные отчета как достоверные и учитывать их при расчете выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности, определяемой исходя из фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) и тарифов, установленных в соответствии с главами VIII, VIII.I, VIII.II, VIII.III Методических указаний, без учета уровня собираемости платежей.

Одновременно, как следует из Экспертного заключения на 2021 год, анализ показателей, сформированных предприятием в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 17.01.2013 № 6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения», показал, что в данных отчетах отсутствует расшифровка статей затрат.

Как следует из протокола заседания Правления КГРТ от 10 декабря 2019 года № 42 по вопросу установления тарифов на техническую воду МУП «Питерское», осуществляющему свою деятельность на территории Питерского муниципального района, в нарушение п. 17 Правил № 406 МУП «Питерское» необходимые материалы для установления цен (тарифов) на услуги технического водоснабжения (далее - материалы) представлены не в полном объеме, в связи с чем КГРТ в соответствии п/п «б» п. 13 Правил принято решение об установлении тарифов по инициативе органа регулирования.

Согласно письму МУП «Питерское» об установлении тарифов на 2020 год (исх. № от 17.04.2019 №38), адресованному КГРТ, МУП «Питерское не планирует представлять в КГРТ предложение об установлении тарифов на 2020 год, производственная программа на очередной период регулирования разрабатываться не будет. Указанное письмо содержит просьбу установить тарифы на услуги холодного водоснабжения по инициативе КГРТ.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении МУП «Питерское» требований законодательства в сфере тарифного регулирования, то есть о наличии признаков нарушения МУП «Питерское» п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства МУП «Питерское» были представлены письменные пояснения, из которых следует, что в 2018 году МУП «Питерское» был передан имущественный комплекс по обеспечению населения водой в состоянии, требующем капитального ремонта или реконструкции.

При обследовании переданного имущества выяснилось, что очистные сооружения не могут очищать воду до качества питьевой, в частности было демонтировано и вывезено лабораторное оборудование, фильтры воды требовали капитального ремонта, требовалась замена насосного оборудования, вышел из строя напорный трубопровод.

МУП «Питерское» совместно с Администрацией было принято решение о подаче воды технического качества из реки Малый Узень в водопроводную трассу без какой - либо очистки

Совместно с Администрацией был разработан план мероприятий по приведению качества подаваемый воды жителям с. Питерка до соответствия параметрам питьевая.

В результате проведённых работ с 1 сентября 2020 года очистные сооружения работают на 50 % своей мощности и обеспечивают население Питерка Питерского муниципального района Саратовской области водой питьевого качества.

По итогам совещания, которое состоялась 22.10.2021 в Правительстве Саратовской области, принято решение о реконструкции очистных сооружений и насосной станции первого подъема в с. Питерка Питерского муниципального района Саратовской области с целью круглогодичного обеспечения населения питьевой водой. В настоящее время в районный бюджет заведены финансовые средства для изготовления проектно-сметной документации.

Также МУП «Питерское» участвует в федеральной программе «Чистая вода» с объемом финансирования порядка 150 000 000 рублей.

МУП «Питерское» за установлением тарифа на питьевую воду в КГРТ не обращалось, так как ремонт очистных сооружений не окончен, а также не решен вопрос обеспечения населения водой в летний период. С началом поливного сезона будет включён дополнительный насос напрямую из реки Малый Узень без какой - либо очистки, соответственно, качество воды не будет питьевой.

После завершения ремонта очистных сооружений, насосной станции первого подъемы и решения вопроса подачи воды в летний период, МУП «Питерское» планирует подачу документов в КГРТ для установления тарифа на питьевую воду.

Комиссией установлено, что рассматриваемое нарушение стало возможным по причине отсутствия должного контроля за соблюдением Закона о защите конкуренции со стороны МУП «Питерское».

Из материалов антимонопольного дела 064/01/10-1271/20210 не усматривается обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения МУП «Питерское» требований антимонопольного законодательства, так и свидетельствующих о принятии МУП «Питерское» всех зависящих от него мер по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

Учитывая изложенное, Комиссия считает, что рассматриваемое бездействие МУП «Питерское» по необеспечению жителей Питерского района питьевой водой, соответствующей установленным требованиям санитарного законодательства РФ и бездействие по необращению в КГРТ за установлением тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение) подлежат квалификации по п.п. 4, 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, вина МУП «Питерское» в нарушении требований п.п. 4, 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции является установленной.

25 ноября 2021 года Комиссия приняла заключение об обстоятельсвах рассматриваемого дела, в соответствии с которым Комиссия пришла к выводу о необходимости квалификации действий МУП «Питерское» по п.п. 4, 10 ч. 1 ст. 10  Закона о защите конкуренции.

3 декабря 2021 года в ходе рассмотрения дела представитель МУП «Питерское» пояснил, что возражений на указанное заключение не имеет, с установленными нарушениями согласен.

На основании вышеизложенного Комиссия, учитывая совокупность вышеизложенных имеющихся доказательств, считает доказанным факт нарушения МУП «Питерское»  п.п. 4, 10 ч. 1 ст. 10   Закона о защите конкуренции.

В соответствии со ст. 23 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и  об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.

Поскольку МУП «Питерское» не обеспечевает жителей с. Питерска Питерского муницпильного района Саратовской области питьевой водой, соответствующей установленным требованиям санитарного законодательства РФ, бездействует по обращению в Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области для расчета тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение) Комиссия считает возможным выдать МУП «Питерское» предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Руководствуясь ч. 1-3 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49, ст. 50   Закона о защите конкуренции» Комиссия 

 

РЕШИЛА:

 

1. Оснований для прекращения дела № 064/01/10-1271/2021 не установлено.

2. Признать МУП «Питерское» нарушившим п.п. 4, 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции путем злоупотребления доминирующим положением при водоснабжении и предоставлении коммунальных услуг в с. Питерка Питерского муниципального района Саратовской области.

3. Выдать МУП «Питерское» обязательное для исполнения предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, путем организации и проведения мероприятий, направленных на обеспечение с. Питерка Питерского муниципального района Саратовской области питьевой водой, соблюдения требований установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

4. Передать соответствующему должностному лицу Саратовского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения.

 

Решение изготовлено в полном объеме 16 декабря 2021 года. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд и в течение одного месяца со дня его принятия в коллегиальный орган ФАС России.

 

 

  Председатель комиссии                                                              

 

 

  Члены комиссии                                                                            

Связанные организации

Связанные организации не указаны