Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" о прекраще... от 16 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Саратовским УФАС России рассмотрено заявление .................(далее - Заявитель) о нарушении ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившемся в уклонении от заключения договора поставки газа для отопления нежилого здания, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Ершов, ул. Интернациональная, д. 78а (далее – Объект). Из заявления следует, что 27.06.2022 .................... была подана заявка с приложением всех необходимых документов в ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» для заключения договора поставки газа для отопления Объекта. 12.07.2022 ....................в ответ на письмо ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» от 04.07.2022 № 04-03-12/3514 были представлены нотариально заверенные копии: 1) Паспорта .....................; 2) Паспорта на котел КсцГ-31,5Н; 3) Доверенности на представителя от 03.06.2022 № 64АА3692367; 4) Договора на техническое обслуживание газопроводов и газового оборудования от 09.06.2022. По состоянию на 16.08.2022 договор поставки газа между ....................... и ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» не заключен. В ходе рассмотрения и представленных материалов Заявления было установлено следующее. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере  предпринимательской деятельности, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования). Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по ст. 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. Как следует из изложенного, злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке характеризуется следующей совокупностью взаимосвязанных признаков: 1) доминирующее положение хозяйствующего субъекта; 2) совершение хозяйствующим субъектом действия (бездействия); 3) наступление или возможность наступления негативных последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей; 4) наличие объективной взаимосвязи между доминирующим положением, совершением деяния и его негативными последствиями либо возможностью наступления таких последствий. Указанная позиция также изложена в разъяснениях Президиума ФАС России № 8 «О применении положений статьи 10 Закона о защите конкуренции», утвержденных протоколом Президиума ФАС России от 07.06.2017 № 11. Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» по смыслу абз. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции во взаимосвязи с п. 3, 4 ст. 1 и абз. 2 п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных в ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции последствий. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим  хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации): доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим. Согласно ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Согласно статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. В соответствии со ст. 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах; услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии; услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей; захоронение радиоактивных отходов; водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры; ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути. ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» обладает признаками доминирующего положения на рынке по предоставлению коммунальных услуг по газоснабжению, в пределах пролегания газораспределительной сети, является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания коммунальных услуг по газоснабжению на территории Саратовской области. Следовательно, ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции и обязано соблюдать запреты, установленные ст. 10 Закона о защите конкуренции. Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Из письменных пояснений ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» следует, что при рассмотрении заявки .................... о заключении договора поставки газа для отопления Объекта, ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» руководствовалось Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162 (далее – Правила № 162). Согласно абз. 2 п. 5(1) Правил № 162 к заявке на приобретение газа прилагаются копии: учредительных документов юридического лица или паспорта индивидуального предпринимателя; свидетельства о государственной регистрации юридического лица или свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; документов, подтверждающих полномочия лиц на подписание договора от имени покупателя; документов, подтверждающих принадлежность газоиспользующего оборудования (объектов газоснабжения) заявителю на праве собственности или на ином законном основании, и технических паспортов на указанное оборудование; акта о подключении (технологическом присоединении), или акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) (в случае, если заявка направляется до завершения мероприятий по подключению (технологическому присоединению), или акта о присоединении объекта к газораспределительным сетям, по которым может осуществляться подача газа заявителю. Если подключение (технологическое присоединение) указанного объекта осуществлено до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения", указанные документы прилагаются к заявке на приобретение газа при их наличии; документов, подтверждающих, что доля поставки тепловой энергии в адрес бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов, казенных предприятий, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, в общем объеме поставляемых покупателем товаров и оказываемых услуг составляет более 75 процентов (представляются субъектами теплоснабжения с указанной долей поставляемой тепловой энергии); документа, подтверждающего установление брони газопотребления; документов, подтверждающих соблюдение заявителем требований в части технического обслуживания сети газораспределения и (или) газопотребления, внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, локализации и ликвидации аварийных ситуаций (последствий аварий) (в случае, если сеть газопотребления заявителя является опасным производственным объектом или объектом технического регулирования). При этом, согласно абз. 11 п. 5(1) Правил № 162 копии документов, предусмотренных настоящим пунктом, заверяются лицами, выдавшими (составившими) такие документы, или лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на совершение действий по заверению копий таких документов. Данные требования были сообщены ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» ..................... в письме от 04.07.2022 № 04-03-12/3514. При этом Саратовское УФАС России отмечает, что представление паспорта заявителем предусмотрено п. 5(1) Правил № 162 в случае, если он является предпринимателем. Таким образом, возложение ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» на гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, требования о представлении заверенной копии паспорта не только не соответствует Правилам № 162, но и накладывает на гражданина дополнительные материальные расходы на нотариальные услуги. Абзацем 12 п. 5(1) Правил № 162 предусмотрен тридцатидневный срок рассмотрения заявки. ООО «Газпром межрегионгаз Саратов», после получения от заявителя 12.07.2022 необходимых документов, не был соблюден указанный срок направления экземпляров договора (исх. от 26.08.2022). Подтверждение отправки письма (исх. от 12.07.2022) в указанный срок также отсутствует. Вместе с тем, Правила № 162 регулируют заключение договоров поставки газа, заключаемые с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Согласно сведениям из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГРИП) на территории Саратовской области .................. в качестве индивидуального предпринимателя не зарегистрирована. Кроме того, к заявке ........................ о заключении с ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» договора поставки газа для отопления Объекта не прилагалась копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица или свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (требование установлено в абз. 4 п. 5(1) Правил № 162). Также требование о представлении указанных документов отсутствовало в письме ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» от 04.07.2022 № 04-03-12/3514. Вместе с тем, Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утверждёнными постановление Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 (далее – Правила № 549) предусмотрен порядок заключения договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан на основании договора. Указанным порядком не предусмотрено заверение лицами, выдавшими (составившими) такие документы, или лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на совершение действий по заверению копий документов, необходимых для заключения договора поставки газа. Таким образом, действия ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» по направлению ...................... письма от 04.07.2022 № 04-03-12/3514, содержащего требование о необходимости заверения копий документов, входящих в состав заявления о заключении договора поставки газа, не соответствуют требованиям Правил № 549, и содержат признаки нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. Кроме того, согласно абз. 1 п. 14 Правил № 549 договор заключается в письменной форме на неопределенный срок. По желанию заявителя, изложенному в оферте, договор может быть заключен на указанный в ней срок. Из письменных пояснений ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» следует, что 26.08.2022 экземпляры договора на поставку газа были направлены ...................... заказным письмом для подписания. При этом, в письменных пояснениях ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» указывалось, что в предлагаемом к подписанию договоре был установлен срок действия до 31.12.2022. В заявке ......................... не был указан срок действия договора, был указан предполагаемый период поставки до 01.06.2032. Таким образом, действия ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» по указанию в 2022-8165 направленных ......................... экземплярах договоров на поставку газа со сроком, не указанным в заявке, не соответствуют требованиям Правил № 549, и содержат признаки нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. Кроме того, согласно п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами. В соответствии с абз. 1 п. 11 Правил № 549 газоснабжающая организация в срок, не превышающий 1 месяца со дня регистрации оферты, осуществляет проверку наличия технической возможности подачи газа заявителю, а также комплектности и правильности оформления представленных документов и достоверности содержащихся в них сведений. Согласно абз. 2 п. 14 Правил № 549 поставщик газа составляет договор в 2 экземплярах, один из которых вручает абоненту под роспись или направляет почтовым отправлением с уведомлением. Таким образом, ООО «Газпром межрегионгаз Саратов», руководствуясь требованиями абз. 1 п. 11 и абз. 2 п. 14 Правил № 549, должно было вручить экземпляры ........................ под роспись, либо направить их почтовым отправлением в срок, не превышающий месяц с момента поступления заявки. Вместе с тем, как следует из письменных пояснений ООО «Газпром межрегионгаз Саратов», в месячный срок с момента поступления заверенных копий документов, ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» не вручило ..................... экземпляры договора под роспись и не направило их почтовым отправлением. Направление 26.08.2022 ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» экземпляров договора ....................... документально не подтверждено. Таким образом, действия ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» по уклонению от заключения с ....................... договоров на поставку газа, не соответствуют требованиям Правил № 549, и содержат признаки нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. В связи с наличием в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» признаков нарушения п.п. 3, 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции и на основании ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, Саратовское УФАС России предупреждает ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» о необходимости прекращения указанных действий путем:  заключения с Семеновой С.В. договора поставки газа в соответствии с требованиями законодательства и с учетом настоящего предупреждения, в том числе в части его действия, если он не заключен;  при наличии заключенного договора поставки газа с Семеновой С.В., рассмотреть вопрос о приведении условий договора о сроке его действия в соответствие с требованиями законодательства и с учетом настоящего предупреждения;  провести мероприятия с должностными лицами, ответственными за рассмотрение заявок, направленные на своевременное рассмотрение заявок потребителей в соответствии с требованиями действующего законодательства и с учетом настоящего предупреждения. Указанные действия должны быть совершены в течение 10 дней с момента 2022-8165 получения предупреждения. О выполнении предупреждения сообщить в Саратовское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны