Заключение №253/21 заключение об обстоятельствах дела 064/01/14.2-395/2021 от 21 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

об обстоятельствах рассматриваемого дела № 064/01/14.2-395/2021

 

15 декабря  2021 года                                                                                                         г. Саратов

 

            Комиссия Саратовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 064/01/14.2-395/2021 (далее – Комиссия) в составе:

1.

 

  •  председатель Комиссии;

2.

 

  •  член Комиссии;

3.

 

  • член Комиссии;

 

рассмотрев дело № 064/01/14.2-395/2021, возбужденное в отношении ООО «ГЖИ» по признакам нарушения ст. 14.2 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся во введении в заблуждение потребителей в отношении лица, осуществляющего деятельность по управлению многоквартирными домами, путем включения в фирменное наименование предприятия обозначения (ГЖИ), ассоциирующегося с органом власти Саратовской области – Государственной жилищной инспекции Саратовской области, и руководствуясь ст. 45 Закона о защите конкуренции,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Саратовское УФАС России поступило заявление Государственной жилищной инспекции Саратовской области о нарушении ООО «Городские жилищные инновации» (сокращенное наименование - ООО «ГЖИ») (ИНН 6450109457) ст. 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Из заявления следует, что наименование ООО «ГЖИ» может вызвать стойкую ассоциацию потребителя участия государства в деятельности Общества, либо значимость деятельности данной организации в государственных интересах, чем способно вызвать привлекательность Общества как государственной организации, специализирующейся на управлении жилыми домами. По мнению Заявителя, данное обстоятельство может ввести потребителей в заблуждение и создаст обществу недопустимые конкурентные преимущества.  

Саратовским УФАС России при рассмотрении указанной информации установлено, что включение в фирменное наименование предприятия сокращенного наименования органа исполнительной власти субъекта, а именно, ГЖИ СО (Государственной жилищной инспекции Саратовской области) и ООО «ГЖИ» способно породить у потенциальных потребителей услуг иллюзию большей стабильности и надежности хозяйствующего субъекта, более высокого качества его услуг по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, которые обычно ассоциируются в сознании потребителя со статусом властного органа, содержат признаки нарушения статьи 14.2 Закона о защите конкуренции. 

В соответствии с ч. 1 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Согласно ч. 2 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

31.12.2020 в связи с наличием в действиях ООО «ГЖИ» признаков нарушения п.3 ст. 14.2 Закона о защите конкуренции, выразившегося во введении в заблуждение потребителей в отношении лица, осуществляющего деятельность по управлению многоквартирными домами, путем включения в фирменное наименование предприятия обозначения (ГЖИ), ассоциирующегося с органом власти Саратовской области – Государственной жилищной инспекции Саратовской области Саратовское УФАС России выдало в адрес ООО «ГЖИ» предупреждение  о необходимости в течение 10 дней с момента получения предупреждения:

- прекратить действия, вводящие в заблуждение потребителей услуг по управлению многоквартирными домами, а именно: не использовать при осуществлении данного вида деятельности наименование лица ООО «ГЖИ», ассоциирующегося с органом власти Саратовской области – Государственной жилищной инспекции Саратовской области.

- сообщить в Саратовское УФАС России о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

09.02.2021 предупреждение Саратовского УФАС России от 31.12.2020 было получено ООО «ГЖИ», о чем свидетельствует отметка на почтовом уведомлении. Таким образом предупреждение Саратовского УФАС России от 31.12.2021 должно было быть исполнено до 24.02.2021 года. Однако, до 24.02.2021 предупреждение Саратовского УФАС России исполнено не было.

Согласно п. 8 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

На основании изложенного издан приказ Саратовского УФАС России от 12.03.2021 № 339 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «ГЖИ» п. 3 ст. 14.2 Закона о защите конкуренции.

Определением Саратовского УФАС России от 24.03.2021 о назначении дела № 064/01/14.2-395/2021 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, к участию в его рассмотрении были привлечены: Государственную жилищную инспекцию Саратовской области - в качестве Заявителя; ООО «Городские жилищные инновации»- в качестве Ответчика.

Определением Саратовского УФАС России от 29.04.2021 на основании п. 1 ч. 3 ст. 47 Закона о защите конкуренции рассмотрение дела № 064/01/14.2-395/2021 было приостановлено в связи с рассмотрением Арбитражным судом Саратовской области дела № А57-2212/2021 по заявлению ООО «Городские Жилищные Инновации» о признании недействительным предупреждения о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 31.12.2020.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 08.07.2021 по делу № А57-2212/2021 в удовлетворении заявленных ООО «Городские жилищные инновации» требований о признании недействительным предупреждения Саратовского УФАС России от 31 декабря 2020 года № 02/1-8369 –отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2021 решение Арбитражного суда Саратовской области от 08.07.2021 по делу № А57-2212/2021 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ООО «Городские жилищные инновации» - без удовлетворения.

Определением Саратовского УФАС России от 15.11.2021 в соответствии с ч. 3, 4 и 5 ст. 47 Закона о защите конкуренции рассмотрение дела № 064/01/14.2-395/2021 было возобновлено.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц полным наименованием Общества является: Общество с ограниченной ответственностью «Городские жилищные инновации», сокращенное наименование Общества - ООО «ГЖИ» (Дата внесения в ЕГРЮЛ Записи, содержащей указанные сведения 16.07.2020).

Также, в соответствии с п. 1.5 Устава ООО «ГЖИ» содержит сокращенное фирменное наименование Общества: ООО «ГЖИ». Основным видом деятельности ООО «ГЖИ» является управление недвижим имуществом за вознаграждение или на договорной основе (ОКВЭД 68.32).

 21.07.2020 ООО «ГЖИ» подано заявление о предоставлении лицензии на осуществлен предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

В решении Арбитражного суда Саратовской области от 08.07.2021 по делу № А57-2212/2021 указано, что 16.09.2020 приказом Государственной жилищной инспекции Саратовской области №139 на основании решения Лицензионной комиссии Саратовской области № 5 от 16.09.2020 (протокол № 5 от 16.09.2020) ООО «ГЖИ» отказано в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Саратовской области. Государственной жилищной инспекции Саратовской области установлено, что наименование лицензиата ООО «ГЖИ» может вызвать стойкую ассоциацию потребителя с участием государства в деятельности организации либо с особой значимостью деятельности данной организации в государственных интересах, чем способно вызвать большее доверие к соискателю лицензии и ее привлекательность для потребителей благодаря восприятию организации как государственной, специализирующейся на управлении жилыми домами. Данное обстоятельство может ввести потребителей в заблуждение и может создать лицензиату недопустимые конкурентные преимущества. Названный отказ признан судом законным и обоснованным в рамках арбитражного дела № А57-18474/2020, решением от 04 марта 2021 года, которое было оставлено без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2021 года.

Согласно п.1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридическое лицо имеет свое фирменное наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

В соответствии с ч.1 ст. 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в ЕГРЮЛ при государственной регистрации юридического лица.

В соответствии с п. 2 ст. 1475 ГК РФ исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования.

Согласно пп. 2 п. 4 ст. 1473 ГК РФ в фирменное наименование юридического лица не могут включаться: полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 6 Положения о государственной жилищной инспекции Саратовской области (утв. Постановлением правительства Саратовской области от 12.05.2005 №152-П), основными задачами Инспекции является в том числе осуществление регионального государственного жилищного надзора в порядке, установленном Правительством области, осуществление лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, а также лицензионного контроля.

Комиссией Саратовского УФАС России установлено, что аббревиатура «ГЖИ» используется в публикациях средств массовой информации (например,: в изданиях «Взгляд Инфо», «Четвертая власть», «СарБК»), деловой переписке, в прессе, обращениях граждан для обозначения Государственной жилищной инспекции Саратовской области.

Управлением проведен анализ рынка по управлению многоквартирными домами, осуществляющими свою деятельность на основании лицензии в территориальных границах Саратовской области за период 2020 -2021 год.

В соответствии с пунктом 1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказ ФАС России от 28.04.2010 N 220 (далее - Порядок), анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводился с особенностями, установленными пунктом 10.6 данного Порядка.

Согласно пункту 10.6 Порядка по делам, возбужденным по признакам нарушения статей 14.1 - 14.8 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка. Определение продуктовых границ товарного рынка может производиться исходя из предмета договоров, заключаемых хозяйствующим субъектом (в том числе в отношении которого поданы в антимонопольный орган заявление, материалы) по поводу товара, предлагаемого им к продаже;

в) определение географических границ товарного рынка;

г) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, в объеме установления фактических конкурентных отношений между хозяйствующим субъектом, в действиях (бездействии) которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции, и хозяйствующим субъектом, которому указанными действиями (бездействием) причинены или могут быть причинены убытки либо нанесен или может быть нанесен вред его деловой репутации.

Учитывая, что настоящее исследование ограничивается установлением наличия конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на данном рынке, которые сложились до момента проведения исследования, анализ носит ретроспективный характер.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц полным наименованием Общества является: Общество с ограниченной ответственностью «Городские жилищные инновации» начало осуществлять свою деятельность с 16.07.2020

10.10.2020 в адрес Саратовского УФАС России поступило заявление Государственной жилищной инспекции Саратовской области о нарушении ООО «Городские жилищные инновации» (сокращенное наименование - ООО «ГЖИ») (ИНН 6450109457), что включение в фирменное наименование предприятия сокращенного наименования органа исполнительной власти субъекта, а именно, ГЖИ СО (Государственной жилищной инспекции Саратовской области) и ООО «ГЖИ» способно породить у потенциальных потребителей услуг иллюзию большей стабильности и надежности хозяйствующего субъекта, более высокого качества его услуг по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, которые обычно ассоциируются в сознании потребителя со статусом властного органа.

31.12.2020 в связи с наличием в действиях ООО «ГЖИ» признаков нарушения п.3 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции Саратовское УФАС России выдало в адрес ООО «ГЖИ» предупреждение.

09.02.2021 предупреждение Саратовского УФАС России от 31.12.2020 было получено ООО «ГЖИ», о чем свидетельствует отметка на почтовом уведомлении. Однако, в установленный в предупреждении срок информация об исполнении предупреждения ООО «ГЖИ» в адрес Саратовского УФАС не представлена.

В связи с вышеизложенным, временной интервал исследования рынка по управлению многоквартирными домами, организациями, действующими на основании лицензии, проводится за период с 2020 по 2021 гг.

Продуктовыми границами рынка являются услуги по управлению МКД, определяемые ЖК РФ как оказываемые управляющей организацией услуги и выполняемые работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД, предоставление на основании заключенных договоров коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, а также осуществление иной направленной на достижение целей управления МКД деятельности.

Географическими границами товарного рынка является Саратовская область

Хозяйствующими субъектами рынка управления МКД в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации РФ будут являться управляющие организации (любой формы собственности) с лицензиями. Перечень данных организаций размещен на официальном сайте Государственной жилищной инспекции по Саратовской области и в котором содержится более 450 организаций.

Таким образом, можно сделать вывод о наличии в рассматриваемом временном интервале конкурентных отношений между ООО «Городские жилищные инновации» и управляющими организациями (любой формы собственности) с лицензиями на рынке услуг розничной торговли по управлению многоквартирными домами в географических границах Саратовской области в период с 2020 по 2021 год.

Согласно п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции, под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В соответствии с п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции, конкуренцией является соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно п. 9 ст. 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.  

Под направленностью действий хозяйствующего субъекта на получение преимуществ в предпринимательской деятельности понимается их объективная способность предоставить хозяйствующему субъекту такие преимущества. При этом сами преимущества означают, такое превосходство над конкурентами, которое обеспечивает возможность увеличить размер получаемой прибыли по отношению к уровню прибыли при воздержании от указанных действий. То есть, действия хозяйствующих субъектов могут считаться направленными на получение преимуществ, если они позволяют хозяйствующим субъектам увеличить получаемую прибыль, либо предотвратить ее неизбежное снижение.

Приобретение преимуществ перед конкурентами возможно, в основном, двумя способами:

- посредством воздействия на потребителей, что в свою очередь обеспечивает увеличение объема реализации товара;

- посредством внесения в процесс производства изменений, которые направлены на снижение издержек либо повышение качества продукции.

В силу пп 5 п. 4 ст. 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации в фирменное наименование юридического лица не могут включаться обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Согласно ст. 14.2 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении:

1) качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;

2) количества товара, предлагаемого к продаже, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;

3) места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя;

4) условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара.

Комиссия считает, что использование в хозяйственной деятельности краткого наименования ООО «ГЖИ» будет создавать необоснованное преимущество перед конкурентами (хозяйствующими субъектами, оказывающими аналогичные услуги), так как способно вызвать большее доверие к организации и ее привлекательность для потребителей благодаря восприятию организации как государственной или имеющей отношение к органам исполнительной власти области.

Указанный вывод Комиссии подтверждается вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Саратовской области от 04.03.2021 г. по делу № А57-18474/2020 и от 08.07.2021 по делу № А57-2212/2021.

Учитывая изложенное, Комиссия считает, что рассматриваемые действия ООО «Городские жилищные инновации», выраженные  во введении в заблуждение потребителей в отношении лица, осуществляющего деятельность по управлению многоквартирными домами, путем включения в фирменное наименование предприятия обозначения (ГЖИ), ассоциирующегося с органом власти Саратовской области – Государственной жилищной инспекции Саратовской области подлежат квалификации по п.3 ст. 14.2 Закона о защите конкуренции.

Связанные организации

Связанные организации не указаны