Предупреждение б/н Предупреждение от 14 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки

нарушения антимонопольного законодательства

 

Саратовским УФАС России по информации, указанной в представлении прокуратуры Фрунзенского района г. Саратова, проведен осмотр информации под заголовком «Управляющие организации обязаны обеспечивать  вывоз самостоятельно опиленных веток», размещенной Региональным оператором Саратовской области АО «Управление отходами» 07.05.2020 на официальном сайте (http://regoperator.ru/saratov-novosti/regoperator-upravlyayushchie-organizatsii-obyazany-obespechit-vyvoz-samostoyatelno-opilennykh-vetok).

В тексте данной информации указывается: «Региональный оператор регулярно фиксирует нарушение правил обращения с отходами и благоустройства. Так, на многих контейнерных площадках для ТКО продолжается складирование растительных отходов. Мелкие и средние ветки в нарушение правил зачастую складируют в контейнеры, а крупные оставляют рядом. Данные нарушения характерны не только для частного сектора, но и вблизи многоквартирных домов. Таким образом управляющие организации надеются за чужой счет избавиться от произведенных отходов, хотя затраты на их вывоз входят в содержание жилья.

Мы неоднократно призывали управляющие организации заключать отдельные договоры с легальными перевозчиками на вывоз строительных и растительных отходов, которые не входят в состав ТКО. Вынуждены констатировать, что абсолютное большинство УК в Саратове, Энгельсе и других городах области игнорируют требования закона». -заявил директор Регоператора .......................».

Саратовским УФАС России при рассмотрении указанной информации установлено следующее.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» (далее- Закон об отходах) твердые коммунальные отходы  - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях  в целях удовлетворения   личных и бытовых нужд. К твердым отходам относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей  и подобные по составу отходам, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Согласно п. 3.3 ГОСТ Р 53691-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I - IV класса опасности. Основные требования (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 1091-ст) твердые бытовые отходы - это отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, под придомовой территорией понимается земельный участок, на котором расположен МКД, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен МКД, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Обязанность содержать многоквартирные дома в надлежащем состоянии предусматривается Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 №491 (далее – Правила №491).

В соответствии с пунктом 11(1) Правил №491 минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации 3 апреля 2013 №290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения (далее – Перечень).

Согласно  Перечню, работы по содержанию придомовой территории в теплый период года включают в себя: подметание и уборку придомовой территории, очистку от мусора и промывку урн, установленных возле подъездов, уборку и выкашивание газонов, прочистку ливневой канализации, уборку крыльца и площадки перед входом в подъезд, а также очистку металлической решетки и приямка.

В соответствии с подпунктом "е" пункта 1 Перечня работ, входящих в плату за содержание жилья (Приложение N 1 к Методическому пособию по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004), под санитарной очисткой придомовой территории подразумевается, в том числе уборка контейнерных площадок, очистка урн от мусора на постоянной основе, в теплый период - подметание территории в дни без осадков и в дни с осадками до 2 см, уборка и поливка газонов, сезонное выкашивание газонов.

Из изложенного следует, что в период проведения санитарной очистки территорий управляющие и обслуживающие организации выполняют указанные обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в рамках содержания придомовой территории в соответствии с Перечнем.

Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Приказом Минстроя России от 28.07.2016 N 524/пр, определен перечень категорий объектов, на которых образуются ТКО.

Согласно п. 3 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» в целях определения нормативов в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.

Из смысла пункта 3 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 269 следует, что уличный смет, образующийся при уборке придомовой территории, подлежит учету при определении нормативов ТКО.

Таким образом, работы по уборке придомовых территорий осуществляются на постоянной основе. Отходы, образующиеся в результате проведения по уборке придомовых территорий, - уличный смет (в том числе мелкие ветки), собираются и складируются в контейнерах и в последующем вывозятся региональным оператором.

В соответствии с ч. 1  ст. 24.5 Закона об отходах сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно ч. 4 настоящей статьи Закона об отходах юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881 (далее –Правила №881).

Согласно ч. 5 ст. 24.6 Закона об отходах статус регионального оператора присваивается на срок не более чем десять лет. 

В соответствии с ч. 1 ст. 13.3 Закона об отходах в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно ч. 7 ст. 24.6 Закона об отходах зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей.

Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора от 25 декабря 2017 года заключено соглашение с АО «Управление отходами» № 1 от 23.01.2018 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) на территории Саратовской области (Зона деятельности 1).

Так, в Зону деятельности 1 входит территория, включающая в себя следующие административно-территориальные единицы: Энгельсский муниципальный район. Александрово-Гайский муниципальный район, Дергачевский муниципальный район, Ершовский муниципальный район, Советский муниципальный район, Федоровский муниципальный район, Краснокутский муниципальный район, Марксовский муниципальный район, Новоузенский муниципальный район, Озинский муниципальный район, Питерский муниципальный район, Ровенский муниципальный район, Балаковский муниципальный район, Духовницкий муниципальный район, Иватеевский муниципальный район, Краснопартизанский муниципальный район, Перелюбский муниципальный район, Пугачевский муниципальный район, Вольский муниципальный район, Хвалынский муниципальный район, МО город Шиханы, МО пос. Михайловский, МО «Город Саратов».

В силу ч.1 ст.5 Закона о защите конкуренции признание хозяйствующего субъекта доминирующим на товарном рынке означает , что влияние такого лица на общие условия обращения товара является решающим.

Согласно ч. 4 ст. 24.7 Закона об отходах собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

На основании изложенного и в соответствии с п. 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156, физические и юридические лица  не имеют возможности  заключить договор  на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами  с иными хозяйствующими субъектами, кроме как с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления.

Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме.

В соответствии с пунктом 8.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (в редакции от 03.04.2018) «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Соответствующая редакция устанавливает, что расходы по вывозу ТКО, независимо от их происхождения, подлежат исключению из платы за содержание жилья и включается в плату за коммунальную услугу, не предполагая какого-либо исключения.

Таким образом, уличный смет с придомовой территории (в том числе мелкие ветки), относится к твердым коммунальным отходам и должен вывозиться региональным оператором в пределах стоимости за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Заключение с каждым собственником помещения в многоквартирном доме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном статьей 157.2 ЖК РФ, не влечет изменения объема обязанностей.

Согласно пункту 23 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, в целях обеспечения транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов.

Таким образом, деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами или операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов.

По сведениям сайта zakupki.gov, по результатам проведения аукционов в электронной форме в порядке предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», проводимых в соответствии Правилами № 1133 АО «Управление отходами», заключило договоры на оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО со следующими хозяйствующими субъектами: МУП «Дорожник Заводского района»,  ООО «Экотехника», ООО «ТрансСервис», ООО «Днепр. Смоленский регион», срок действия  которых определен до 2024 года.

В силу статьи 162 ЖК РФ, управляющая организация является представителем собственников помещений в МКД и осуществляет деятельность за их счет, соответственно, услуги по вывозу ТКО, собранных в период санитарной очистки придомовой территории оплачиваются управляющими компаниями за счет средств за содержание общего имущества МКД, собранных с собственников помещений в МКД.

Таким образом, действия Регионального оператора, по размещению на сайте информации о том, что «мелкие ветки в нарушение правил зачастую складируются в контейнеры» и «Управляющие компании надеются за чужой счет избавиться от производственных отходов, хотя затраты на из вывоз входит в содержание жилья», и призыва о необходимости управляющим компаниям заключать отдельные договоры с легальными перевозчиками на вывоз растительных отходов, которые могут быть образованы в результате смета (содержащих в том числе мелкие ветки), относящиеся к ТКО, могут создать преимущественные условия организациям, оказывающим услугу по транспортированию твердых коммунальных отходов Региональному оператору, поскольку собственники помещений в МКД будут дополнительно оплачивать услугу, которая уже входит в единый тариф по обращению с ТКО.

Кроме того, согласно ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского, сельского поселения относятся в том числе  утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

В соответствии со ст. 16. Федерального закона  от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.

Так, согласно решению Саратовской городской Думы от 25.12.2018 N 45-326 "О Правилах благоустройства территории муниципального образования "Город Саратов" настоящие Правила регулируют вопросы благоустройства территории города, в том числе организации благоустройства территории муниципального образования (включая также озеленение территории) ( п. 1.2).

Пунктом 10.2.3. названных выше Правил предусмотрено, что уборка территории города в весенне-летний период производится с целью уменьшения загрязненности и запыленности территории города посредством мойки, полива, подметания и проведения других работ по содержанию территории города и включает в себя, в частности:

- подметание (в сухую погоду полив) территорий с искусственным покрытием,

- сбор мусора со всей территории;

- покос травы;

- в период листопада - сбор и вывоз опавшей листвы.

Собранный мусор, смет, листва, скошенная трава, ветки должны вывозиться в соответствии с установленными требованиями (п. 10.2.4. Правил). В период листопада организации, ответственные за уборку территорий, производят сгребание и вывоз опавшей листвы с газонов вдоль улиц и дорог (п. 10.2.5. Правил).

Таким образом, организация уборки территории поселений, округов относится к вопросам местного значения и осуществляется за счет местного бюджета.

Исполнитель таких услуг определяется органом местного самоуправления в соответствии с законодательством о контрактной системе, а не управляющими компаниями.

В связи с чем действия Регионального оператора по размещению на сайте информации о необходимости управляющим организациям заключать отдельные договоры с легальными перевозчиками на вывоз растительных отходов, которые не входят в состав ТКО, не соответствует действующему законодательству и может создавать преимущества отобранным Региональным оператором хозяйствующим субъектам, осуществляющим сбор и транспортировку ТКО, с которыми Региональный оператор призывает заключать отдельные договоры.

В соответствии ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие):

Таким образом, действия Регионального оператора по размещению на сайте информации

- о необходимости управляющим организациям заключать отдельные договоры с легальными перевозчиками на вывоз растительных отходов, которые не входят в состав ТКО, не соответствует действующему законодательству;

- о том, что «мелкие ветки в нарушение правил зачастую складируются в контейнеры» и «Управляющие компании надеются за чужой счет избавиться от производственных отходов, хотя затраты на из вывоз входит в содержание жилья», и призыва о необходимости управляющим компаниям заключать отдельные договоры с легальными перевозчиками на вывоз растительных отходов, которые могут быть образованы в результате смета (содержащих в том числе мелкие ветки), относящиеся к ТКО и оплачиваемые собственниками помещений в МКД в составе единого тарифа по обращению с ТКО могут создать преимущества отобранным Региональным оператором хозяйствующим субъектам, осуществляющим сбор и транспортировку ТКО, и привести к ограничению конкуренции на рынке транспортировки отходов, что содержит признаки нарушения ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, в случае выявления признаков нарушения ч. 1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием в действиях Регионального оператора признаков нарушения, предусмотренных ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, Саратовское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает Регионального оператора о необходимости в течение 10 дней с момента получения предупреждения:

прекратить действия по размещению на сайте информации:

- о необходимости управляющим организациям заключать отдельные договоры с легальными перевозчиками на вывоз растительных отходов, которые не входят в состав ТКО, не соответствует действующему законодательству

- о том, что «мелкие ветки в нарушение правил зачастую складируются в контейнеры» и «Управляющие компании надеются за чужой счет избавиться от производственных отходов, хотя затраты на из вывоз входит в содержание жилья», и призыва о необходимости управляющим компаниям заключать отдельные договоры с легальными перевозчиками на вывоз растительных отходов, которые могут быть образованы в результате смета (содержащих в том числе мелкие ветки), относящиеся к ТКО и оплачиваемые собственниками помещений в МКД в составе единого тарифа по обращению с ТКО, которые могут создать преимущества отобранным Региональным оператором хозяйствующим субъектам, осуществляющим сбор и транспортировку ТКО, и привести к ограничению конкуренции на рынке транспортировки отходов.

О выполнении предупреждения сообщить в Саратовское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Врио  руководителя управления                                                  ............................

 

Примечание.

Согласно ч. 5 ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции» предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

В соответствии с ч. 7 ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением

Связанные организации

Связанные организации не указаны