Определение б/н Определение от 30 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 064/01/17-639/2021 о нарушении

антимонопольного законодательства к рассмотрению 

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту - Комиссия)

 

У С Т А Н О В И Л:

 

В Саратовское УФАС России поступило письмо прокуратуры Саратовской области о рассмотрении представления прокурора г. Саратова.

Из представления прокурора г. Саратова следует, что в действиях МКУ «Капитальное строительство» при проведении закупки                                                          № 0360300298219000057 «Выполнение работ по строительству объекта капитального строительства: «Общеобразовательная организация. Школа на 825 мест с бассейном в микрорайоне К-16 «Звезда» в Кировском районе г. Саратова» содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения представленных сведений и информации установлены следующие обстоятельства.

Решением Саратовской городской Думы от 06.12.2018 № 44-324 «О бюджете муниципального образования «Город Саратов» на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» на строительство школы предусмотрены бюджетные назначения в сумме 830 619,9 тыс. рублей.

19.07.2019 в Единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении аукциона № 0360300298219000057 «Выполнение работ по строительству объекта капитального строительства: «Общеобразовательная организация. Школа на 825 мест с бассейном в микрорайоне К-16 «Звезда» в Кировском районе г. Саратова» и аукционная документация.

Организацией, осуществляющей размещение закупки, является МКУ «Капитальное строительство».

Начальная цена контракта составляла 770 510 350,00 рублей.

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе от 31.07.2019 на участие в аукционе подана единственная заявка ООО «ФракДжет-Строй».

12.08.2019 между Заказчиком и ООО «ФракДжет-Строй» заключен контракт №0360300298219000057 на сумму 770 510,4 тыс. рублей.

Согласно пп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:

- при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта.

Дополнительным соглашением от 19.12.2019 к муниципальному контракту стороны пришли к соглашению об изменении предусмотренным контрактом объема и вида выполняемых работ в пределах 10% от цены контракта. Цена контракта после заключения дополнительного соглашения составила 809 676 615 рублей.

Часть 1 ст. 64 Закона о контрактной системе устанавливает требования к содержанию документации об электронном аукционе.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:

- наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе  не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Статьей 8 Закона о контрактной системе закреплен принцип обеспечения конкуренции. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно Таблице объемов и видов работ (приложение к Технической части аукционной документации) выполнению подлежат подготовительные работы, земляные работы, строительные работы, отделочные, монтажные, разные работы.

Аукционная документация среди работ предусматривает также и поставку товаров (не монтируемого оборудования) таких как: стулья, табуреты, кресла, телевизоры, доски, плееры, швейные машинки, коврики, доски, кипятильники и пр.

В составе аукционной документации размещена проектная документация объекта капитального строительства «Общеобразовательная организация. Школа на 825 мест с бассейном в микрорайоне К-16 «Звезда» в Кировском районе г. Саратова», а также положительное заключение государственной экспертизы проектной документации ГАУ «Саратовский региональный центр экспертизы в строительстве» № 61-1-1-3-015326-2019 от 20.06.2019. Проектирование не является объектом закупки.

Учитывая изложенное, в предмет закупки включены товары (стулья, табуреты, кресла, телевизоры, доски, плееры, швейные машинки, коврики, доски, кипятильники и пр.), которые не являются оборудованием, технологически и функционально не связаны со строительными работами и поставка которых может осуществляться отдельно.

Согласно п. 14.1 аукционной документации к участникам закупки установлены следующие требования

- участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Иметь право выполнять работы в отношении следующих объектов: объекты капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также объектов использования атомной энергии). Член саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, должен быть зарегистрирован в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация, за исключением случаев, указанных в части 3 статьи 55.6 Градостроительного кодекса РФ;

- наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьей 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации: - минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч. 12 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и - минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

- уровень ответственности члена саморегулируемой организации по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств должен быть не ниже предложения участника закупки о цене контракта.

Согласно п. 14.2 аукционной документации дополнительные требования к участникам электронного аукциона установлены Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям»:

- наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 млн. рублей).

Тогда как, указанные требования не предъявляются к участникам закупок, предметом которых является только поставка товаров, указанных в спорной аукционной документации (не монтируемое оборудование: стулья, табуреты, кресла, телевизоры, доски, плееры, швейные машинки, коврики, доски, кипятильники и пр.).

Данное обстоятельство может привести к сужению круга участников закупки, поскольку в данном случае произвести работы по поставке товара может только лицо, имеющее членство СРО и опыт исполнения контрактов по строительству.

Кроме того, объединение в данном случае строительных работ и поставку товаров в один лот приводит к увеличению начальной максимальной цены контракта и как следствие к увеличению размера обеспечения заявок на участие в электронном аукционе и размер обеспечения исполнения контракта, что также приводит к сужению круга участников закупки.

В данном случае обеспечение заявок на участие в закупке составило 5 % от начальной (максимальной) цены контракта 38 525 517,50 рублей; обеспечение исполнения контракта - 10 % от начальной (максимальной) цены контракта 77 051 035,00 рублей.

Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Не допускается при формировании предмета закупки включать в предмет закупки товары (работы, услуги), функционально и технологически не связанные с товарами (работами, услугами), поставка (выполнение, оказание) которых является предметом закупки.

Следует отметить, что выполнение работ по строительству и комплексное оснащение учебным оборудованием образовательных учреждений осуществляются на разных рынках, каждый из которых имеет свой круг хозяйствующих субъектов.

При этом для поставки оборудования в целях комплексного оснащения учебным оборудованием образовательных учреждений от поставщика не требуется специальной правоспособности, в то время как для выполнения строительных работ подрядчик должен быть членом соответствующей саморегулируемой организации в соответствии с градостроительным законодательством.

Таким образом, выполнение строительных работ и поставка оборудования должны являться предметами разных закупок.

Данная позиция подтверждается письмом Минпросвещения России от 10.04.2019 № АН-439/09, ФАС России от 09.04.2019 № МЕ/28771/19.

Учитывая изложенное, действия МКУ «Капитальное строительство» при проведении закупки № 0360300298219000057 по объединению в один предмет закупки строительных работ и поставки оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства, могут привести к необоснованному ограничению количества участников закупки, то есть ограничению конкуренции.

На основании изложенного издан приказ Саратовского УФАС России от 20.04.2021                   № 574 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Муниципальным казенным учреждением «Капитальное строительство» (ИНН 6450040477) части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

О П Р Е Д Е Л И Л:

 

1. Назначить дело № 064/01/17-639/2021 к рассмотрению на 15 июня 2021 года в 16 часов 00 минут по адресу: г. Саратов, ул. Вольская, 81, 3 этаж, к. 3.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве:

Ответчика:

Муниципальное казенное учреждение «Капитальное строительство» (ИНН 6450040477, 410002, г. Саратов, ул. им. Чернышевского Н.Г., д. 160/164).

Заявителя:

Прокуратуру Саратовской области (410002, Саратовская обл., г. Саратов, ул. им. Е.Ф.Григорьева, 33/39).

Лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах:

ООО «ФРАКДЖЕТ-СТРОЙ» (ИНН 7728312689, 109369, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Марьино, ул. Перерва, д. 52, стр. 1, офис 8).

3. Ответчику – МКУ «Капитальное строительство»:

- представить в срок до 15 июня 2021 года в Саратовское УФАС России следующие документы и материалы:

а) Письменные пояснения со ссылкой на нормативные правовые акты, иные акты относительно обстоятельств, изложенных в настоящем определении.

б) Любую другую информацию, которая, по Вашему мнению, будет способствовать наиболее полному и всестороннему рассмотрению дела.

Явка представителя ответчика по делу с доверенностью на участие в рассмотрении дела обязательна. Представителю при себе иметь документ, удостоверяющий личность (паспорт), а также документы, подтверждающие  служебное положение и имеющиеся полномочия.

4. Заявителю – Прокуратуре Саратовской области:

- направить представителя для участия в рассмотрении дела;

- представить в срок до 15 июня 2021 года в Саратовское УФАС России любую информацию, которая, по Вашему мнению, будет способствовать наиболее полному и всестороннему рассмотрению дела.

5. Лицу, располагающему сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах – ООО «ФРАКДЖЕТ-СТРОЙ»:

- представить в срок до 15 июня 2021 года в Саратовское УФАС России следующие документы и материалы:

а) Письменные пояснения со ссылкой на нормативные правовые акты, иные акты относительно обстоятельств, изложенных в настоящем определении.

б) Любую другую информацию, которая, по Вашему мнению, будет способствовать наиболее полному и всестороннему рассмотрению дела.

 

 

 

Председатель Комиссии

                                                                   

Связанные организации

Связанные организации не указаны