Решение №064/07/3-446/2021 о признании жалобы обоснованной от 26 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

по Саратовской области


о признании жалобы обоснованнойРЕШЕНИЕ № 064/07/3-446/2021

26 апреля 2021 года г. Саратов

Комиссия Саратовского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

1.

 

  • заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

2.

 
  • старший государственный инспектор отдела контроля рынков, член Комиссии;

3.

 

  • старший государственный инспектор отдела контроля рынков, член Комиссии;

в присутствии представителей:

  1. представителя заявителя ООО «Ангара»  (доверенность от  №);
  2. члена конкурсной комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме ,

рассмотрев жалобу заявителя ООО «Ангара» на действия заказчика ГАПОУ СО «Базарнокарабулакский техникум агробизнеса» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение действий (работ, мероприятий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов ГАПОУ СО «Базарнокарабулакский техникум агробизнеса» (закупка № 32110096959),

УСТАНОВИЛА:

В Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО «Ангара» (далее также - Заявитель) на действия ГАПОУ СО «Базарнокарабулакский техникум агробизнеса» (далее также - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение действий (работ, мероприятий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов ГАПОУ СО «Базарнокарабулакский техникум агробизнеса» (закупка № 32110096959) (далее так же - Конкурс и Работы соответственно).

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При этом, согласно ч. 2 ст. 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд государственного автономного профессионального образовательного учреждения Саратовской области (далее - Положение о закупках), утвержденным Наблюдательным Советом ГАПОУ СО «Базарнокарабулакский техникум агробизнеса» (Протокол от 06.08.2020 № 5).

18.03.2021 в сети «Интернет» на ЭТП «ОТС.ru» по адресу: https://otc.ru было опубликовано извещение об осуществлении закупки № 32110096959 (далее также - Извещение и Закупка соответственно). Начальная (максимальная) цена договора составила 22 675 981 (двадцать два миллиона шестьсот семьдесят пять тысяч девятьсот восемьдесят один) рублей 94 копеек.

Из Жалобы следует, что при проведении Закупки Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:

  1. Указанное в подразделе «Формирование качественных и количественных характеристик оборудования и материалов» раздела V «Техническая часть конкурсной документации» условие о заполнении приложения № 1 к Контракту и Таблицы № 1 к Техническому заданию «Информация об Объекте, сформированная по результатам технического обследования Исполнителем, включающая в себя информацию об оборудовании после модернизации» по итогам открытого конкурса в электронной форме на основании раздела V «Техническая часть конкурсной документации» и предложений участника, представленных в заявке на участие в конкурсе, предоставляет преимущество участникам, которые заранее до срока подачи заявки провели обследование, тем самым вводит необоснованные ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки.
  2. Заказчик не установил в извещении о проведении закупки и документации о закупке национальный режим в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее - Постановление № 925).
  3. Заказчик установил необъективный критерий оценки заявок - «размер уставного капитала».
  4. Заказчик в ответах на запросы не указал текст самих запросов.
  5. Заказчик неверно выбрал способ определения поставщика - открытый конкурс в электронной форме.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.

  1. Согласно абзацу 2 подраздела «Формирование качественных и

количественных характеристик оборудования и материалов» раздела V «Техническая часть конкурсной документации» описание качественных и количественных характеристик (качественные и количественные показатели демонтируемого осветительного оборудования, качественные и количественные показатели устанавливаемого осветительного оборудования), которые и составляют содержание таблицы «Информация об Объекте, сформированная по результатам технического обследования Исполнителем, включающая в себя информацию об оборудовании после модернизации», содержащейся в Приложении № 2 к Контракту, должен сформировать Исполнитель самостоятельно по итогам реализации 1-го этапа мероприятий направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

При этом в разделе V «Техническая часть конкурсной документации» указано, что 1-ый этап мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, включает в себя следующие работы:

  1. Техническое обследование системы внутреннего и уличного освещение на Объекте ГАПОУ СО «Базарнокарабулакский техникум агробизнеса» с Вольским и Новобурасским филиалами;
  2. Разработка предложений по замене осветительного оборудования;
  3. Согласование выбранного светотехнического, электротехнического и крепежного оборудования с Заказчиком;
  4. Разработка и согласование с Заказчиком план-графика производства работ.

Срок реализации 1-го этапа мероприятий, направленных на энергосбережение и

повышение энергетической эффективности - в течение 10 рабочих дней с даты заключения контракта.

Таким образом, из документации о Закупке следует, что Заказчик не требует от участников закупки выполнять какие-либо работы до заключения контракта, не вынуждает участников закупки совершать расходы до заключения контракта и не ограничивает тем самым конкуренцию.

Кроме того, в силу Раздела VII. ФОРМА ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ Конкурсной документации информация, предусмотренная в Приложении № 1 к Техническому заданию не подлежит указанию в заявки на участие в Конкурсе.

Таким образом, довод Заявителя о проведении обследования помещений Заказчика до объявления Конкурса и заключения контракта признается необоснованным.

  1. Согласно п. 7.1 документации о Закупке при проведении конкурса в электронной форме Заказчик устанавливает приоритет товаров Российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами в соответствии с решением Правительства Российской Федерации. С целью реализации соответствующего решения Правительства Российской Федерации, в документации о закупке Заказчика устанавливает необходимые правила для надлежащей реализации приоритета, в том числе:

7.1.1. Сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки;

  1. Условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);
  2. Положение о заключении контракта с участником закупки, который предложил такие же, как и победитель закупки, условия контракта или предложение которого содержит лучшие условия исполнения контракта, следующие после условий, предложенных победителем закупки, который признан уклонившимся от заключения контракта;

Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами" (далее - Постановление Правительства № 925) установлено, что условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке следующих сведений, определенных положением о закупке:

а) требование об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров;

б) положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке;

в) сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки;

г) условие о том, что отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров;

д) условие о том, что для целей установления соотношения цены предлагаемых к поставке товаров российского и иностранного происхождения, цены выполнения работ, оказания услуг российскими и иностранными лицами в случаях, предусмотренных подпунктами "г" и "д" пункта 6 настоящего постановления, цена единицы каждого товара, работы, услуги определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы товара, работы, услуги, указанной в документации о закупке в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, на коэффициент изменения начальной (максимальной) цены договора по результатам проведения закупки, определяемый как результат деления цены договора, по которой заключается договор, на начальную (максимальную) цену договора;

е) условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);

ж) указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в закупке, представленной участником закупки, с которым заключается договор;

з) положение о заключении договора с участником закупки, который предложил такие же, как и победитель закупки, условия исполнения договора или предложение которого содержит лучшие условия исполнения договора, следующие после условий, предложенных победителем закупки, который признан уклонившимся от заключения договора;

и) условие о том, что при исполнении договора, заключенного с участником закупки, которому предоставлен приоритет в соответствии с настоящим постановлением, не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре.

Вместе с тем. указанные положения Постановления Правительства № 925 не были включены в Документацию о Закупке, в связи с чем довод жалобы о неприменении Постановления Правительства № 925 является обоснованным.

3. Согласно ч. 6 ст. 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно п. 1 ст. 19 Положения о закупке Комиссия должна оценивать и сопоставлять заявки по критериям, указанным в закупочной документации, и на основании порядка оценки заявок на участие в процедурах закупок.

Таким образом, заказчики вправе устанавливать любые критерии оценки сопоставления заявок при условии их применения в равной степени ко всем участникам закупки и к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Кроме того, согласно п. 2 ст. 19 Положения о закупке Заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки: а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки и характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки, среди которых - квалификация участников закупки, в т.ч. наличие у них финансовых ресурсов.

Согласно п. 2 Порядка оценки заявок, содержащегося в разделе VI документации о Закупке «Критерии оценок заявок», для оценки заявок по критерию «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» в настоящей документации установлены следующие показатели: показатель «Наличие финансовых ресурсов - размер уставного капитала» и показатель «Опыт выполнения работ аналогичного характера и объема».

Комиссия отмечает, что в Законе не определен исчерпывающий перечень критериев, подлежащих оценке при рассмотрении и сопоставлении заявок, что свидетельствует о том, что выбор таких критериев является усмотрением самого Заказчика.

Согласно пункту 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-Ф3 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018, установление заказчиком требования, связанного с финансовыми показателями, в равной мере применяются ко всем участникам закупки и, следовательно, не могут приводить к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

Кроме того, установление Заказчиком в качестве одно из критерия оценки и сопоставления заявок на участие в закупке - величину уставного капитала, позволяют судить о финансовой устойчивости организации и способности выполнить объем работ, услуг в полном объеме.

Также установление предельных максимальных значений квалификационных характеристик необходимо для расчёта баллов по показателям и не приводит к занижению количества присваиваемых баллов участникам, имеющим небольшой уставной капитал, поскольку предельный размер уставного капитала будет ограничиваться верхним пределом, указанным в критериях оценки заявок. Это, в свою очередь, позволяет исключить указание в заявках наибольшего размера уставного капитала крупным компаниям и повысить конкуренцию для остальных участников товарного рынка.

Предельный показатель не является показателем, который участник закупки обязательно должен достичь, он является показателем, ограничивающим сумму уставного капитала, превышающих данные показатели.

На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика, признаков нарушения законодательства о закупках, в части установления критерия оценки и сопоставления заявок величину уставного капитала, не выявлено.

  1. Согласно ч. 3 ст. 3.2 Закона о закупках в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

На сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) в сети Интернет по адресу https://zakupki.gov.ru/ в разделе «Изменения, разъяснения и запросы заказчика» Закупки в ответе на запросы от 02.04.2021, от 02.04.2021 и 06.04.2021, на не указан предмет запроса.

В связи с вышеизложенным, соответствующий довод Заявителя является обоснованным.

  1. Перечень способов закупок Заказчика определен в ст. 10 Положения о закупке, согласно пп. 1.1 которой конкурентные закупки осуществляются следующими способами: аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион); запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок); запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).

Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, способом размещения Закупки является конкурс в электронной форме. Однако, согласно документации, Закупка проводится в форме открытого конкурса в электронной форме, что не предусмотрено ст. 10 Положения о закупке.

В связи с вышеизложенным, соответствующий довод Заявителя является обоснованным.

На основании вышеизложенного и в соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

Р Е Ш И Л А:

  1. Признать жалобу ООО «Ангара» на действия ГАПОУ СО «Базарнокарабулакский техникум агробизнеса» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение действий (работ, мероприятий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов ГАПОУ СО «Базарнокарабулакский техникум агробизнеса» (закупка № 32110096959) обоснованной.
  2. Выдать предписание ГАПОУ СО «Базарнокарабулакский техникум агробизнеса».

Решеиие может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии 

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны