Решение №8679/22 РЕШЕНИЕ № 064/01/14.2-707/2022 от 30 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 064/01/14.2-707/2022 
Резолютивная часть решения оглашена 27 декабря 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено 30 декабря 2022 года                         г. Саратов
Комиссия Саратовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 064/01/14.2-707/2022 (далее-Комиссия) в составе:

1. ...- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

2. ...- начальник отдела контроля рынков, член Комиссии;

3. ...- специалист- эксперт отдела контроля рынков, член Комиссии, рассмотрев дело № 064/01/14.2-707/2022 в отношении ООО «НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ «МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПО ДЕЛАМ ДЕТЕЙ» (ОГРН 1202400023968, ИНН/КПП 2463122088/246001001, юридический адрес: 660048, г. Красноярск, ул. Калинина, зд. 66, каб. 15) по признакам нарушения ст. 14.2 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА: В Саратовское УФАС России поступило письмо Аппарата Межрегионального центра по делам детей и молодежи (Росдетство) (далее-Аппарат) о необходимости доведения информации до сведения рекламопроизводителей о проведении экспертизы информационной продукции, выпускаемой для детской и молодежной аудитории Аппаратом, и принятии указанной информации к сведению.

На бланке Аппарата отсутствует указание на организационно- правовую форму деятельности организации, которая относится к коммерческим организациям. Письмо оформлено как бланк органа власти и подписано «руководителем». В уставе организации органом управления значится руководитель. Сайт www.rosdetstvo.com. оформлен как сайт органа власти (открытые данные, антикоррупционная политика, личный кабинет благополучателя, порядок рассмотрения обращений, служебная часть, закупки, ЕАИС, обратная связь, нормативно-правовое регулирование, официальный интернет-портал и др.). 

В ходе мониторинга сети «Интернет» установлено, что на сайте Администрации Октябрьского района МО «Город Саратов» размещена информация о проведении экспертизы информационной продукции, выпускаемой для детской и молодежной аудитории Аппаратом. 

Общество использует наименование «РОСДЕТСТВО©» на бланках организации и на своем сайте www.rosdetstvo.com. 

На сайте www.rosdetstvo.com Общество указывает, что информационный продукт «РОСДЕТСТВО» защищен авторским правом и организация является его правообладателем. 

Вместе с тем, в информационном письме Роспатента от 30.01.2009 «О регистрации коммерческих обозначений» даны следующие разъяснения: «В связи с появлением в сети Интернет сайта - www.reestrko.ru, содержащего предложение патентного поверенного Российской Федерации А.Д. Кудакова по оказанию на возмездной основе услуги по внесению коммерческих обозначений в «Реестр российских коммерческих обозначений», представляется необходимым сообщить о том, что помещенные на данном сайте сведения не основаны на нормах действующего законодательства». 

Использование элемента «РОС-» вызывает стойкую ассоциацию у потребителя с участием государства в деятельности Общества, что противоречит общественным интересам в связи со способностью вводить в заблуждение потребителей, хозяйствующих субъектов и создает необоснованные конкурентные преимущества на рынке экспертизы информационной продукции. 

Кроме того, Общество проводит конкурсы среди различной аудитории, в том числе среди школьников, студентов, государственных гражданских служащих с членскими взносами. 

При оценке общественной опасности указанных действий следует учитывать, что сферой деятельности Общества является экспертиза информационной продукции, выпускаемой для детской и молодежной аудитории, что может быть воспринято потребителем как реализация функции государства по осуществлению государственного надзора в сфере защиты детей. 

Общество является коммерческой организацией, государство не участвует в его деятельности.

Саратовским УФАС России были усмотрены признаки недобросовестной конкуренции в использовании при индивидуализации Общества «РОСДЕТСТВО©», в том числе в составе наименования («РОСДЕТСТВО©»), элемента «РОС-», запрет которой установлен ст. 14.2 Закона о защите конкуренции, поскольку использование элемента «РОС-» вызывает стойкую ассоциацию у потребителя с участием государства в деятельности Общества. 

Обществу Саратовским УФАС России было выдано предупреждение (от __.__.2022) по факту наличия признаков нарушения ст. 14.2 Закона о защите конкуренции (далее-Предупреждение), выразившегося в использовании элемента «РОС-» в наименования («РОСДЕТСТВО©»), использующегося при индивидуализации Общества, вводящей потребителей в заблуждение о вхождении указанной организации в систему органов исполнительной власти РФ и осуществлении ею функции государства по осуществлению государственного надзора в сфере защиты детей.

Информация об исполнении Предупреждения в Саратовское УФАС России не поступала. Мониторинг сайтов арбитражных судов Саратовской области и Красноярского края, а также районных судов общей юрисдикции города Красноярска не выявили факта обжалования выданного Предупреждения. 

В связи с неисполнением Предупреждения, Саратовским УФАС России был издан приказ от __.__.2022 № __ о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. 

Определением Саратовского УФАС России от __.__.2022 о назначении дела №064/01/14.2-707/2022 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (далее- Определение), к участию в его рассмотрении были привлечены: в качестве ответчика – ООО «АППАРАТ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ПО ДЕЛАМ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ» (ОГРН 1202400023968, ИНН/КПП 2463122088/246001001, юридический адрес: 660048, г. Красноярск, ул. Калинина, зд. 66, каб. 15).

Определением Саратовского УФАС России от __.__.2022 об отложении рассмотрения дела № 064/01/14.2-707/2022, к участию в его рассмотрении в качестве лиц, располагающими сведениями об обстоятельствах дела, были привлечены: Министерство молодежной политики и спорта Саратовской области (ОГРН 1076455001699, ИНН/КПП 6452930299/645201001, юридический адрес: 410012, г. Саратов, ул. Киселева, д. 76); Администрация Октябрьского района МО «Город Саратов» (ОГРН 1026403364129, ИНН/КПП 6454020094/645401001, юридический адрес: 410056, г. Саратов, ул. им. Шевченко Т.Г., д.4); ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования» (ОГРН 1036405001962, ИНН/КПП 6450043220/645001001, юридический адрес: 410031, г. Саратов, ул. Большая Горная, д. 1).

В адрес Саратовского УФАС России от Общества поступили письменные пояснения  из содержания которых следует, что Общество использует в качестве своего коммерческого обозначения слово «РОСДЕТСТВО», что подтверждается свидетельством на коммерческое обозначение № 2021900001, выданным 27.01.2021 патентным поверенным Российской Федерации и внесенным в Реестр российских коммерческих обозначений. Согласно письменным пояснениям, действия Общества не противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, что исключает возможность признания действий Общества актом недобросовестной конкуренции.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 064/04/14.2-707/2022 в адрес Саратовского УФАС России были направлены письменные пояснения Министерства молодежной политики и спорта Саратовской области, из которых следует, что от руководителя Аппарата в адрес Министерства молодежной политики и спорта Саратовской области было направлено обращение о проведении экспертизы информационной продукции, выпускаемой для детской и молодежной аудитории, соответствующая информация была направлена в адрес глав муниципальных районов (образований) и городских округов области в целях информирования заинтересованных лиц о проведении экспертизы. 

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 064/04/14.2-707/2022 представлены письменные пояснения ГАУ ДПО «СОИРО», из которых следует, что Аппаратом в адрес Министерства образования Саратовской области было направлено письмо о проведении экспертизы информационной продукции, выпускаемой для детской и молодежной аудитории. Впоследствии указанное письмо было направлено в адрес ГАУ ДПО «СОИРО», как подведомственной организации Министерства образования Саратовской области, для решения вопроса о рассмотрении предложения Аппарата.

Согласно пояснениям ГАУ ДПО «СОИРО», Общество на своем сайте www.rosdetstvo.com, а также на бланке письма использует наименование «РОСДЕТСТВО©». В свою очередь приставка «РОС-», а также указание на сайте на факт принадлежности к экспертным организациям Минюста России по проведению независимой антикоррупционной экспертизы, экспертным организациям Минтруда России по аттестации федеральных государственных служащих, экспертным организациям Роскомнадзора по проведению экспертизы информационной продукции на осуществление иных публично-значимых функций, вызвали у ГАУ ДПО «СОИРО» ассоциацию непосредственного участия государства в деятельности Общества, создали ложное впечатление о принадлежности Общества к государственным органам власти Российской Федерации, подконтрольности Общества органам исполнительной власти и вхождении в систему органов исполнительной власти, а также способствовали неопределенности в идентификации Общества. 

ГАУ ДПО «СОИРО» пришло к выводу о том, что Общество представляет себя организацией, осуществляющей выполнение задач государственной политики в области обеспечения информационной безопасности детей, уполномоченной на проведение экспертизы информационной продукции, выпускаемой для детской и молодежной аудитории. 

В своих пояснениях ГАУ ДПО «СОИРО» указывает на то, что форма письма, поступившего от Общества, вызвала у ГАУ ДПО «СОИРО» ассоциацию с бланком органа власти.

Также из пояснений ГАУ ДПО «СОИРО» следует, что письмо, направленное Обществом в адрес ГАУ ДПО «СОИРО» не отозвано, ГАУ ДПО «СОИРО» не уведомлялось о том, что Общество является коммерческой организацией. 

Одновременно Администрация Октябрьского района МО «Город Саратов» и ГАУ ДПО «СОИРО» прекратили размещение информации о деятельности Общества на своих сайтах. 

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, ООО «АППАРАТ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ПО ДЕЛАМ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ» (ОГРН1202400023968, ИНН/КПП 2463122088/246001001, юридический адрес: 660048, г. Красноярск, ул. Калинина, зд.66, каб.15) изменило наименование на «НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ «МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПО ДЕЛАМ ДЕТЕЙ» (ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ), сокращенное наименование на русском – ООО НИИ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПО ДЕЛАМ ДЕТЕЙ (ГРН 2222400552064, дата внесения записи в ЕГРЮЛ 03.10.2022). 

В соответствии со статьей 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной, или торговой деятельности конкурента.

Статьей 14.2 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение. 

При этом под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (пункт 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции). 

В действиях Общества, имеются все признаки недобросовестной конкуренции, содержащиеся в пункте 9 части 4 Закона о защите конкуренции, а именно:

1. Направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, которая выразилась во введении в заблуждение и, как следствие, получении необоснованных конкурентных преимуществ, вызванных созданием впечатления об участии государства в деятельности Общества.

2. Противоречие законодательству выражается в нарушении статьи 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, запрещающей всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах, а также статьи 14.2 Закона о защите конкуренции.

3. Указанные действия Общества способны причинить убытки иным участникам рынка экспертизы информационной продукции, поскольку они влекут отток потребительского спроса от услуг конкурентов к услугам Общества и лишают их той прибыли, на которую они могли бы рассчитывать при обычных условиях гражданского оборота.

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-3 ст. 41 Закона о защите конкуренции, Комиссия 

РЕШИЛА:

1. Основания для прекращения производства по делу № 064/01/14.2-707/2022 в отношении ООО «НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ «МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПО ДЕЛАМ ДЕТЕЙ» (ОГРН 1202400023968, ИНН/КПП 2463122088/246001001, юридический адрес: 660048, г.Красноярск, ул. Калинина, зд. 66, каб. 15) по признакам нарушения ст. 14.2 Закона о защите конкуренции отсутствуют.

2. Признать действия ООО «НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ «МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПО ДЕЛАМ ДЕТЕЙ», выразившиеся в использовании элемента «РОС-» в наименования («РОСДЕТСТВО©»), использующегося при индивидуализации Общества, вводящей потребителей в заблуждение о вхождении указанной организации в систему органов исполнительной власти РФ и осуществлении ею функции государства по осуществлению государственного надзора в сфере защиты детей, нарушением ст. 14.2 Закона о защите конкуренции.

3. Выдать ООО «НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ «МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПО ДЕЛАМ ДЕТЕЙ» предписание о прекращении недобросовестной конкуренции, а именно: в срок до 27.01.2023 прекратить действия, выраженные в использовании элемента «РОС-» в наименовании («РОСДЕТСТВО»),использующееся при индивидуализации Общества, как вводящее потребителей в заблуждение о вхождении указанной организации в систему органов исполнительной власти РФ и осуществлении ей функции государства по осуществлению государственного надзора в сфере защиты детей.

4. Сообщить об исполнении предписания в Саратовское УФАС России в пятидневный срок со дня исполнения предписания.

5. Передать соответствующему должностному лицу Саратовского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд и в течение одного месяца со дня его принятия в коллегиальный орган ФАС России.

Связанные организации

Связанные организации не указаны