Предупреждение №5447/23 Предупреждение от 27.07.2023 № 5447/23 в отношении ПАО "Газп... от 27 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки

нарушения антимонопольного законодательства

 

Саратовским УФАС России при рассмотрении обращений К. (далее также - Заявитель) выявлены признаки нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Саратов».

Установлено, Заявитель является собственником нежилого здания –магазина «Нива», расположенного по адресу: Саратовская область, Александрово-Гайский район, с. ..., ул. ..., д. ...

Согласно п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными ее учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон о газоснабжении) поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации.

Правила поставки газа утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162 (далее - Правила № 162).

Правила № 162 определяют отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, и обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.

В соответствии с пунктом 5 Правил № 162 поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем.

30.12.2022 между ИП К. и ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» заключен договор поставки газа № 46-5-5846/23 (далее – Договор), в соответствии с которым Поставщик обязуется поставлять Покупателю газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, добытый ПАО «Газпром», его аффилированными лицами, а также независимыми производителями газа, не являющимися аффилированными лицами ПАО «Газпром», а Покупатель – получать (выбирать газ) и оплачивать его стоимость в соответствии с разделом 5 Договора.

В соответствии с п. 9.8 Договора Покупатель обязуется согласовать с Поставщиком проект на УИРГ на вновь газофицируемом объекте, а также проект реконструкции существующего УИРГ до начала монтажных работ. В случае установки и реконструкции УИРГ Покупателем на объекте газификации Покупатель обязан установить на УИРГ средства передачи данных (средства телеметрии) всех измеряемых параметров газа на диспетчерский пункт Поставщика.

Поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются (пункт 21 Правил № 162).

В пункте 23 Правил № 162 предусмотрено, что учет объема газа, передаваемого покупателю, производится контрольно-измерительными приборами стороны, передающей газ, и оформляется документом, подписанным сторонами по форме и в сроки, указанные в договоре поставки газа. При неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по контрольноизмерительным приборам принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов, или иным методом, предусмотренным в договоре.

Согласно п. 25 Правил № 162 ответственность за техническое состояние и поверку контрольно-измерительных приборов учета газа несут организации, которым приборы принадлежат.

Действующее законодательство обязывает осуществлять расчеты за потребленные энергетические ресурсы на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункт 2 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее - Закон об обеспечении единства измерений).

Достоверность данных учета потребленных энергетических ресурсов обеспечивается путем соблюдения нормативно установленных требований к техническим характеристикам приборов учета (определенным законодательством об электроэнергетике, об обеспечении единства измерений, нормативно-технических документов и государственных стандартов), в том числе периодичности поверки (ст. 9 Закона об обеспечении единства измерений).

ПАО «Газпром газораспределение Саратовская область» 31.10.2022 согласовало Заявителю технические условия №НВ-00095 на реконструкцию системы газопотребления нежилого здания – магазина «Н...», а также разработана проектная документация.

19.01.2023 Заявитель обратился в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» о согласовании проектной документации «Реконструкция системы газопотребления нежилого здания-магазина «Н...», расположенного по адресу: Саратовская область, Александрово-гайский район, с. ..., ул. ..., д. № ...», в части узла учета газа.

Письмом от 27.01.2023 ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» сообщило К. о несогласовании проектной документации по следующим основаниям:

- отсутствует акт разграничения балансовой принадлежности;

- отсутствуют паспорта на газоиспользующее оборудование;

- отсутствует расчет объемного расхода и объема газа по ГОСТу 8.995-2020 «Объемный расход и объем природного газа (методика измерений с применением мембранных и струйных счетчиков газа). Из данного расчета будет установлена возможность учета количества потребляемого газа диафрагменным счетчиком газа ВКG6T.

Согласно п. 4.8 Договора Определение объемов поставленного Покупателю газа по узлу измерения расхода газа (далее – УИРГ) возможно только после обследования УИРГ представителями Покупателя и Поставщика газа с оформлением результатов обследования актами подписанными представителями сторон, участвующих в обследовании, и признании сторонами УИРГ исправным на момент обследования. Владелец УИРГ обязан представить поставщику копии паспортов, свидетельств на УИРГ (измерительный комплекс) с отметкой о поверке, проектную документацию, технические паспорта с разрешающей документацией «Ростехнадзора» на газоиспользующее оборудование.

Таким образом, представление Покупателем газа паспорта на газоиспользующее оборудование осуществляется на стадии обследования УИРГ в соответствии с Договором, но не на стадии согласования проектной документации в части узла учета газа.

Из ГОСТа 8.995-2020 «Объемный расход и объем природного газа (методика измерений с применением мембранных и струйных счетчиков газа) не вытекает обязанности у потребителя представлять на какой-либо стадии исполнения договорных обязательств расчет объемного расхода и объема газа по ГОСТу 8.995-2020 «Объемный расход и объем природного газа (методика измерений с применением мембранных и струйных счетчиков газа).

Истребование ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» у ИП К. на стадии согласования проектной документации в части узла учета газа паспортов на газоиспользующее оборудование и требование о представлении расчета объемного расхода и объема газа по ГОСТу 8.995-2020 «Объемный расход и объем природного газа (методика измерений с применением мембранных и струйных счетчиков газа) не предусмотрены как договором поставки газа, заключенным между ИП К. и ООО «Газпром межрегионгаз Саратов», так и действующим законодательством.

ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» также пояснило, что у него отсутствует обязанность в согласовании проектной документации. Заявитель пояснил, что такую схему действий ему разъяснила газотранспортная организация, что в договоре с ГРО указано требование о необходимости согласования проекта с поставщиком газа. Также в ходе рабочей встречи в порядке ст. 25 Закона о Защите конкуренции, состоявшейся в Саратовском УФАС России, представитель ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» указал на то, что установленные счетчик газа не соответствуют требованиям законодательства об обеспечении единства средств измерений.

В Письме от 27.01.2023 ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» не сообщает об отсутствии у него обязанности согласовать проектную документацию, напротив ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» предъявляет требования, которые не основаны на действующем законодательстве, ведут к затягиванию процесса установки прибора учета газа и, как следствие, к невозможности оплаты по показаниям прибора учета, а к оплате расчетные способом, который, по мнению заявителя, для него невыгоден.

Действующее законодательство не содержит императивной обязанности Поставщика газа согласовывать проектную документацию в части проводимой реконструкции узла учета газа. Вместе с тем, исходя из сложившегося обычая делового оборота, при обращении Покупателя в адрес Поставщика газа о согласовании проектной документации Поставщик газа рассматривает ее с учетом принципов разумности и добросовестности. В случае наличия замечаний к проектной документации Поставщик газа согласовывает ее с указанием данных замечаний. Такая модель не является новой и является широко применимой.

При этом отмечаем, что ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» ничего не препятствовало отказать в согласовании узла учета по мотивам отсутствия у него такой обязанности, но поскольку их отношения с заявителем регулируются договором, а также с учетом принципов диспозитивности в гражданском обороте и того факта, что по планируемому к установке прибору учета будет потенциально выстраиваться взаимные расчеты, ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» должно было дать обоснованный ответ относительно предлагаемого к согласованию проекта на установку прибора учета газа.

Из положений п. 2 ст. 6 ГК РФ следует, что законодатель приравнивает требования добросовестности, разумности и справедливости к общим началам и смыслу гражданского законодательства. Разумность — стремление участника гражданского оборота при осуществлении принадлежащих ему прав и исполнении лежащих на нем обязанностей соизмерять свое поведение со здравым смыслом, общими принципами делового оборота, правами и охраняемыми законом интересами других субъектов правоотношений.

Согласно ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (п. 1).

В силу п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

Как следует из п. 3 ст. 307 ГК РФ, при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей в том числе в получении необходимой информации.

Из вышеизложенных положений законодательства следует, что ООО «Газпром межрегионгаз Саратов», являясь профессиональным участником товарного рынка, обладающим необходимыми компетенциями, знаниями, обязано было в соответствии с принципами гражданского оборота действовать разумно и добросовестно, соотносить свои действия с вытекающими из них последствиями и угрозам.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие), в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации): доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» является поставщиком газа горючего природного в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции и обладает признаками доминирующего положения на рынке по поставке природного газа на территории Саратовской области.

Следовательно, ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции и обязано соблюдать запреты, установленные ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, действия ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» по истребованию документов, не предусмотренных договором поставки газа, заключенным между ИП К. и ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» и действующим законодательством при согласовании проектной документации в части узла учета газа указывает на навязывание ИП К. условий договора, невыгодных для него и нее относящихся к предмету Договора, что нарушает требования п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» признаков нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции и на основании ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, Саратовское УФАС России предупреждает ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» о необходимости прекращения указанных действий путем: повторного рассмотрения обращения К. от 19.01.2023 о согласовании проектной документации «Реконструкция системы газопотребления нежилого зданиямагазина «Н...», расположенного по адресу: Саратовская область, Александрово-гайский район,  ул. ... , д. № ..., в части узла учета газа, с учетом замечаний, указанных в настоящем предупреждении.

Указанные действия должны быть совершены в течение 10 дней с момента получения предупреждения.

О выполнении предупреждения сообщить в Саратовское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны