Предупреждение №3284/24 Предупреждение в отношении ООО "Газпром межрегионгаз Саратов... от 12 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки

нарушения антимонопольного законодательства

 

 

В Саратовское УФАС России поступили заявления ИП К.. (далее – Заявитель) на действия ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» по вопросу необходимости замены существующего прибора учета газа на измерительный комплекс на основе счетчика газа с корректором объема газа (электронным вычислителем) или интеллектуальный счетчик газа.

Как следует из заявлений, у Заявителя по объекту: магазин № 8 по адресу: Саратовская обл., д. ... установлен счетчик типа ВК-G6T (верхний предел диапазона измерений 10 м3 /час). Данный счетчик имеет свидетельство о поверке и установлен на газопроводе низкого давления (до 0,005 МПа).

Так, 08.08.2022 начальником отделения ООО «Газпром межрегионгаз Саратов»  в адрес ИП К... было направлено письмо, в котором сообщалось, что установленный на объекте газопотребления – магазин № 8 по адресу: Саратовская обл., д. ..., счетчик газа (далее – СГ) не может применяться для измерений, относящихся к сфере государственного регулирования. В письме от 08.08.2022, направленном в адрес ИП К..., также было указано, что в случае выхода СГ Заявителя из строя или окончания межповерочного интервала необходима его замена на измерительный комплекс на основе счетчика газа с корректором объема газа (электронным вычислителем) или интеллектуальный счетчик газа. В случае невыполнения требования о замене СГ он не может быть принят в эксплуатацию.

По мнению Заявителя, указанные действия ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» по понуждению ИП К... к совершению замены СГ, влекущей значительные экономические затраты, имеют признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Согласно ч. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно ч. 1 ст. 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

Частью 1 ст. 543 ГК РФ предусмотрено, что абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.

 Согласно ч. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу статьи 18 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» поставки газа производятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.

Особенности правоотношений по транспортировке газа между поставщиками, газораспределительными организациями и покупателями урегулированы Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162 (далее – Правила № 162), которые обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки и транспортировки газа через трубопроводные сети.

Особенности правоотношений по транспортировке газа между поставщиками, газораспределительными организациями и покупателями урегулированы Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162 (далее – Правила № 162), которые обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки и транспортировки газа через трубопроводные сети.

Согласно п. 5 Правил № 162 поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов.

Установлено, что между ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» и ИП К... заключен договор поставки газа от 30.12.2022  (далее – Договор)

Согласно материалам, представленными ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» и Заявителем, в приложении № 5 к вышеназванному Договору отражены сведения о газоиспользующем оборудовании и основных средствах измерений узлов расхода газа (далее – УИРГ).

Таблица 1.

 

 

Информация об Объекте, и ГИО установленного на Объекте

Средства измерений УИРГ установленные на Объекте

Потребитель

Код Объекта

Наименование Объекта (площадки)

Фактический адрес Объекта

Марка ГИО, количество

Максимальный часовой расход м3

Счетчик

Корректор

ИП К...

2851

Магазин № 8

Саратовская обл.,  Коммунистическая, д. ...

Котел Ariston CARES X 24FF

2,778

G6 ВК-Т

отсутствует

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На объекте для учета газа применяются счетчики газа с механической температурной компенсацией.

В соответствии с Пояснениями ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» пункт 4.5 Договора устанавливает, что УИРГ вне зависимости от метода измерения должен обеспечивать измерение расхода и объема газа, приведенного к стандартным условиям, в соответствии с пределами допускаемой погрешности, установленными Перечнем. Как указывает ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» СГ, применяемые покупателями, не осуществляют приведение объема потребляемого газа к стандартным условиям по 2939-63 «Газы. Условия для определения объема» (далее — ГОСТ 2939-63), не обеспечивают контроль и регистрацию всех необходимых параметров газа и не могут в полной мере отражать фактический объем потребленного газа.

Кроме того ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» в обоснование своей позиции указывает на разъяснения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (письмо от 31.05.2017), согласно которым узлы учета газа, установленные у юридических лиц, должны быть оснащены корректорами, приводящими объем измеренного газа к стандартным условиям по ГОСТ 2939.

Согласно п. 4.1, 4.2 Раздела 4 «Порядок учета газа» Договора учет объема газа осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.06.2008 №102- ФЗ «Об обеспечении единства измерений», Правил учета газа, Правил поставки газа и  иных нормативных актов в области обеспечения единства измерений. Определение объема (количества) поставляемого Поставщиком Покупателю газа производится по ГОСТ Р 8.741-2019, ГОСТ 8.586.1 – 5-2005, ГОСТ Р 8.899-2015, ГОСТ Р 8.740-2011, ГОСТ Р 8.995- 2020, ГОСТ 8.611-2013 во взаимосвязи с ГОСТ 30319.1,2,3-2015 или иным аттестованным в установленном порядке методикам измерений.

Узел учета газа вне зависимости от метода измерения должен обеспечить измерение расхода и объема, приведенного к стандартным условиям, с нормами допускаемых погрешностей, установленных в ГОСТ Р 8.741-2019. Измерение расхода и объема потребляемого газа должно производиться по аттестованным методикам выполнения измерений.

Как следует из пунктов 21, 22 Правил № 162, поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются. Учет объема газа осуществляется в порядке, утвержденном Министерством энергетики Российской Федерации.

 Приказом Минэнерго России от 30.12.2013 № 961 утверждены Правила учета газа (далее – Правила № 961), в пунктах 1.6 и 1.7 которых указано, что средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями, применяемые для учета газа в сферах государственного регулирования, должны отвечать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений; измерения объемов газа, в том числе показатели точности измерений объемов газа, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Согласно пункту 2.8 Правил № 961 в целях формирования достоверной информации при учете объема газа, в том числе определяется перечень показателей газа, подлежащих измерению.

В соответствии с пунктом 7.4 ГОСТ Р 8.741-2019 «Объем природного газа. Общие требования к методикам измерений» в документе, содержащем описание методики измерений объема газа, приведенного к стандартным условиям, должны быть приведены номинальные значения и/или диапазоны значений параметров потока и газа, влияющих на погрешность измерений объема газа, например: объемный расход газа, приведенный к стандартным условиям; объемный расход газа при рабочих условиях; массовый расход газа; давление (абсолютное или избыточное и атмосферное) газа; температура газа; компонентный состав газа и др.

Согласно пункту 2.8 Правил № 961 в целях формирования достоверной информации при учете объема газа, в том числе определяется перечень показателей газа, подлежащих измерению.

В соответствии с пунктом 7.4 ГОСТ Р 8.741-2019 «Объем природного газа. Общие требования к методикам измерений» в документе, содержащем описание методики измерений объема газа, приведенного к стандартным условиям, должны быть приведены номинальные значения и/или диапазоны значений параметров потока и газа, влияющих на погрешность измерений объема газа, например: объемный расход газа, приведенный к стандартным условиям; объемный расход газа при рабочих условиях; массовый расход газа; давление (абсолютное или избыточное и атмосферное) газа; температура газа; компонентный состав газа и др.

В пункте 2 ГОСТ 2939-63 указано, что объем газов должен приводиться к следующим условиям:

а) температура 20°C (293,15°K);

б) давление 760 мм рт. ст. (101325 Н/м2);

в) влажность равна 0.

Как следует из представленных материалов, у Заявителя установлен приборы учета газа BK-G6T.

В соответствии с паспортом на счетчик газа типа BK-G6T, данные счетчики газа являются объемными диафрагменными счетчиками и соответствуют российским и международным метрологическим требованиям для измерительных приборов и методов метрологического контроля.

Из паспорта на счетчик газа типа BK-G6T следует, что данное средство измерений является объемным диафрагменным счетчиком с механической температурной компенсацией и предназначено для измерения, прошедшего через него, природного, нефтяного и других сухих неагрессивных газов по ГОСТ 5542, а также паровой фракции пропан-бутана и других сжиженных газов по ГОСТ Р 20448. Область применения счетчика жилищно- коммунальное хозяйство и другие сферы деятельности, требующие учета потребления газа.

Поскольку счетчики газа BK-G6T являются объемными диафрагменными счетчиками с температурной компенсацией, на данный тип счетчиков распространяется ГОСТ Р 8.915-2016. «Национальный стандарт Российской Федерации. Государственная система обеспечения единства измерений. Счетчики газа объемные диафрагменные. Общие технические требования, методы испытаний и поверки».

В соответствии с ГОСТ Р 8.915-2016 настоящий стандарт распространяется на счетчики газа объемные диафрагменные с номинальным расходом до 10 м3/ч, с температурной компенсацией, предназначенные для измерения количества израсходованного газа, применяемого в бытовых и производственных целях.

Указанный ГОСТ Р 8.915-2016, который распространяется на счетчики газа объемные диафрагменные с номинальным расходом до 10 м3 /ч, с температурной компенсацией, предназначенные для измерения количества израсходованного газа, применяемого в бытовых и производственных целях, в Договорах не указан.

При этом, в Договоре содержится условие об определении объема (количества) поставляемого Поставщиком Покупателю газа в том числе по ГОСТ Р 8.740-2011 «Национальный стандарт Российской Федерации. Государственная система обеспечения единства измерений. Расход и количество газа. Методика измерений с помощью турбинных, ротационных и вихревых расходомеров и счетчиков».

 В соответствии с п. 4.9 Договора контроль технического состояния по результатам измерений потери давления на турбинных и ротационных счетчиках газа, а также устройствах подготовки потока или формирователях потока вихревых и ультразвуковых счетчиков газа (преобразователей расхода газа) должен выполняться не реже одного раза в месяц. В случае отсутствия контроля перепада давления на турбинных и ротационных счетчиках газа Поставщик вправе передавать уведомление о необходимости проведения внеочередной поверки счетчика газа для подтверждения его метрологическим требованиям. Если потребитель в месячный сок с момента уведомления не пройдет внеочередную поверку и не обеспечит возможность поверки технического состояния счетчика газа в соответствии с требованиями п. 12.2.4 ГОСТ Р 8.740-2011, учет будет производиться в соответствии с п. 4.7 Договора.

В соответствии с п. 4.7 Договора при отсутствии УИРГ у принимающей газ стороны, их неисправности, отсутствии или повреждении пломб завода изготовителя и (или) поверителя, препятствующих доступу к узлам регулировки СИ или внутренним элементам их устройства, пломб, установленных поставщиком на УИРГ, задвижках байпасов УИРГ, вводных задвижках, разъемных соединениях до УИРГ, при несанкционированном газопотреблении Покупателем, при непредставлении Покупателем данных о расходе газа (показания счетчиков, распечаток по расходу с электронных корректоров (вычислителей) и т.д.), а также при недопуске представителей Поставщика к ГИО и (или) к УИРГ, определение количества поставляемого газа производится по объему потребления газа, соответствующему максимальной проектной мощности неопломбированных ГИО, исходя из их круглосуточной работы за весь период со дня проведения последней поверки.

Также данным пунктом Договора предусмотрено, что под неисправностью СИ УИРГ Стороны понимают такое состояние этих СИ, при котором они не соответствуют хотя бы одному из требований нормативно технической документации, в том числе несоответствие УИРГ или его элементов требованиям действующих стандартов, норм, правил, конструкторской (проектной) документации, несоблюдение требований по эксплуатации средств измерений, указанных в руководствах по эксплуатации (технических описаниях) на СИ, входящих в состав УИРГ.

Установлено, что 02.09.2021 между ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» и ИП К... был составлен акт обследования узла учета газа по адресу: Саратовская обл., д. ...; заводской номер прибора учета №.... В акте от 02.09.2021 указано об опломбировке УИРГ, однако замечаний к работе СГ или выявленных неисправностях в акте не отражено.

В определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.11.2020 № 310-ЭС20- 13165 приведено толкование опровержимой презумпции непригодности для коммерческого использования прибора учета при нарушении формальных требований к исполнению обязанностей по контролю за состоянием прибора.

Приказом Минпромторга России от 31.07.2020 № 2510 утвержден Порядок проведения поверки средств измерений, требований к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке (далее – Порядок). Данный Порядок определяет правила проведения поверки средств измерений (далее - поверка) и распространяется на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, владеющих средствами измерений на праве собственности или на ином законном основании (далее - владелец средств измерений) и (или) непосредственно применяющих средства измерений и представляющих их на поверку, на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, аккредитованных на проведение поверки в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и на государственные региональные центры метрологии, которые проводят поверку.

В соответствии с п. 3 Порядка поверке подлежат средства измерений утвержденного типа, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений. Средства измерений до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Указанному положению корреспондируют нормы ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее – Закон о единстве измерений).

Согласно п. 4 Порядка результатами поверки средств измерений в соответствии с частью 4 статьи 13 Закона о единстве измерений являются сведения о результатах поверки средств измерений, включенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

Результаты поверки средств измерений, предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, действительны в течение установленных для средств измерений интервалов между поверками в соответствии с порядком установления и изменения интервала между поверками средств измерений, предусмотренным частью 7 статьи 12 Закона о единстве средств измерений (далее - межповерочный интервал).

 Согласно п. 22 Порядка по заявлению владельца средств измерений или лица, представившего их на поверку, с учетом требований методик поверки аккредитованное на поверку лицо, проводившее поверку, в случае положительных результатов поверки (подтверждено соответствие средств измерений метрологическим требованиям) наносит знак поверки на средства измерений и (или) выдает свидетельства о поверке, оформленные в соответствии с требованиями к содержанию свидетельства о поверке, утверждаемыми настоящим приказом, и (или) в паспорт (формуляр) средств измерений вносит запись о проведенной поверке или в случае отрицательных результатов поверки (не подтверждено соответствие средств измерений метрологическим требованиям) выдает извещения о непригодности к применению средства измерений.

Из толкования указанных норм права в отношении поверки приборов учета презюмируется, что пока не доказано иное, прошедшее поверку средство измерения является исправным и его показания подлежат применению при расчетах за поставленный ресурс. Данная позиция отражена в постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2021 № 12АП-7796/2021 по делу № А12-3394/2021.

Установлено, что согласно паспорту на счетчик газа типа BK-G6T, выданного ИП К... дата первичной поверки установлена ___.__.2020. Межповерочный интервал составляет 10 лет.

Таким образом, срок поверки на счетчик газа BK-G6T, по адресу: Саратовская обл., д. ..., истекает __.__.2030.

Согласно пункту 12.1.1 ГОСТ Р 8.740-2011 проверку реализации методики измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, осуществляют юридические лица или индивидуальные предприниматели, аккредитованные на право аттестации методик (методов) измерений, перед пуском узла измерений в эксплуатацию или после его реконструкции. Дополнительную проверку проводят по решению арбитражного суда в спорных случаях между поставщиком и потребителем газа.

ГОСТ Р 8.740-2011 и ГОСТ Р 8.915-2016 не устанавливают порядок и сроки замены узлов учета, ранее соответствовавших техническим требованиям.

Таким образом, требования ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» о необходимости замены действующего узла учета газа на измерительный комплекс на основе счетчика газа с корректором объема газа (электронным вычислителем) или интеллектуальный счетчик газа и проведении соответствующей реконструкции узла учета газа, содержащиеся в Письме от 08.08.2022, в отсутствии замечаний к работе СГ или выявленных неисправностях, а также наличия у ИП К... действующего поверенного прибора учета, подтверждающего соответствие законодательству об обеспечении единства средств измерений, не являются обоснованными и возлагают на Потребителя дополнительные затраты по установке новых приборов учета, изменению проектной документации на узел учета, тем самым ущемляя его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.

Указанные выводы согласуются с позицией, отраженной в постановлении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А63-9264/2022 от 17.04.2023, поддержанным постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.07.2023.

В соответствии с п. 4.3 СП 62.13330.2011* «Газораспределительные системы» по рабочему давлению транспортируемого газа газопроводы подразделяют на низкое давление - не более 0,005 МегаПаскаль (5 килоПаскаль), среднее от более 0,005 до 0,3 МПа (от 5 килоПаскаль до 300 килоПаскаль) и высокое от 0,3 до 1,2 МПа, включительно.

В соответствии с п. 4.4 СП 62.13330.2011* «Газораспределительные системы» давление газа во внутренних газопроводах общественных зданий не должно превышать значений до 0,005 МегаПаскаль. Давление газа перед газоиспользующим оборудованием должно соответствовать давлению, необходимому для устойчивой работы этого оборудования, указанному в паспортах предприятий-изготовителей.

Установлено, что у Заявителя узел учета находятся на газопроводе низкого давления (до 0,005 МПа), потребление составляет менее 10 м3 /ч.

Пунктом 1.7 Правил № 961 измерения объемов газа, в том числе показатели точности измерений объемов газа определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

В соответствии с п. 2.9 Правил № 961 измерения объема газа выполняются по аттестованным в установленном порядке методикам (методам) измерений.

Аналогичные положения содержатся в статье 5 Закона о единстве средств измерений, которая закрепляет требования к измерениям: измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку. Постановлением Правительства РФ от 16.11.2020 № 1847 утвержден перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений (далее – Перечень).

В соответствии с п. 6.7.2 Перечня к сфере государственного регулирования относится измерение объема газа горючего природного (природного газа) в рабочих условиях сетей газораспределения и газопотребления низкого давления (до 0,005 МПа) при потреблении до 10 м3/ч.

В рамках рассмотрения Заявления Саратовским УФАС России были направлены запросы в адрес Федерального агентства по технологическому регулированию и метрологии (далее – Россандарт).

Согласно ответу Росстандарта  законодательство Российской Федерации предусматривает проведение измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений объема газа при стандартных или рабочих условиях. Использование при проведении взаиморасчетов за потребленный газ значений объема газа, приведенного к 20 °С, без приведения объема газа к стандартным условиям, невозможно.

Приведение объема газа к стандартным условиям при использовании счетчиков газа с температурной коррекцией может осуществляться только методом косвенных измерений, в соответствии с требованиями статьи 5 Закона о единстве измерений должно выполняться по аттестованным методикам измерений. Если иное не установлено договором поставки газа, то для измерений объема природного газа, приведенного к стандартным условиям, может применяться любая аттестованная в установленном порядке методика измерений, соответствующая по показателям точности требованиям Постановления № 1847 с подтверждением ее реализуемости на конкретном объекте измерений с установленными показателями точности согласно пункту 5 Порядка аттестации первичных референтных методик (методов) измерений, референтных методик (методов) измерений и методик (методов) измерений и их применения, утвержденного приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15 декабря 2015 г. № 4091.

В письме Росстандарта от 31.05.2017, на которое ссылается ООО «Газпром межрегионгаз Саратов», указано, что в составе узла учета газа со счетчиками газа диафрагменными с температурной компенсацией ВК- G (Т) должен быть либо корректор (вычислитель), который приводит объем измеренного газа к стандартным условиям по ГОСТ 2939 (по давлению и по температуре), либо должна применяться утвержденная и аттестованная в установленном порядке методика измерений, в которой значения давления газа принимается в качестве условно-постоянной величины и пределы допускаемой относительной погрешности измерений объема природного газа, приведенного к стандартным условиям, не превышают указанных в приказе Минэнерго России.

Таким образом, письмо Росстандарта от 31.05.2017 предусматривает альтернативные варианты приведения объема измеренного газа к стандартным условиям по ГОСТ 2939. Возможность применения альтернативных вариантов приведения объема измеренного газа к стандартным условиям также подтверждается позицией ООО «Газпром межрегионгаз»  и ПАО «Новатэк».

Как следует из письма Росстандарта от 16.02.2024 № 2324-ЗО/05 для выполнения измерений объема газа, приведенного к стандартным условиям, при помощи счетчика газа диафрагменного с температурной компенсацией необходимо обеспечить измерение давления газа или использовать условно постоянные параметры по давлению и коэффициенту сжимаемости газа с последующим вычислением объема газа при стандартных условиях. В связи с этим, измерение объема газа при стандартных условиях при использовании счетчиков будет осуществляться методом косвенных измерений и в соответствии с требованиями ст. 5 Закона о единстве измерений должно выполняться по аттестованным методикам измерений.

Согласно позиции ООО «Газпром межрегионгаз», при отсутствии в составе узла учета коммерческого потребителя корректоров, позволяющих автоматически произвести вычисления потребляемого объема газа, приведенного к стандартным условиям, такой расчет осуществляется поставщиком газа в соответствии с условиями договора поставки газа. Аттестованной методикой в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений под номером ФР.1.29.2021.39087 методикой измерения диафрагменных счетчиков газа является национальный стандарт ГОСТ Р 8.995-2020 «ГСИ. Объемный расход и объем природного газа. Методика (метод) измерений с применением мембранных и струйных счетчиков газа», который устанавливает требования к измерениям объема газа с приведением к стандартным условиям.

Из паспорта на счетчик газа типа BK-G6T следует, что счетчик газа состоит из корпуса, измерительного механизма со встроенными мембранами, отсчетного механизма, с крышкой. Кривошипно-шатунный механизм преобразует поступательное движение мембран во вращательное передаваемое через муфты на отсчетный механизм.

Согласно п. 1.1 ГОСТ Р 8.995-2020 данный стандарт устанавливает методику (метод) измерений объемного расхода и/или объема, приведенных к стандартным условиям, природного горючего газа промышленного и коммунально-бытового назначения, находящегося в однофазном состоянии и соответствующего по качеству ГОСТ 5542, с применением мембранных счетчиков и струйных расходомеров/счетчиков.

 Согласно п. 6 ГОСТ Р 8.995-2020 измерения объемного расхода и объема газа, приведенных к стандартным условиям, выполняют косвенным методом динамических измерений, основанным на измерении объемного расхода и объема газа при рабочих условиях и их приведении к стандартным условиям.

Для приведения измеренного объемного расхода и объема газа при рабочих условиях к стандартным условиям используют значения температуры газа, абсолютного давления и физико-химические параметры газа (коэффициенты сжимаемости при рабочих и стандартных условиях).

В соответствии с требованиями 6.3.1 ГОСТ Р 8.995-2020 приведение объемного расхода и/или объема газа при рабочих условиях к стандартным условиям, в зависимости от применяемых СИ параметров потока и среды, выполняют с применением методов, указанных в таблице 2.

Таблица 2

 

Наименование метода

Условия применения метода

Уровень точности измерений

Максимально допустимый расход при рабочих условиях, м3, ч

Максимально допустимое избыточное давление газа, МПа

T-пересчет

Б, В

250

0,005

pTZ-пересчет

А, Б, В

1000

0,6

 

Согласно п. 11.1 ГОСТ Р 8.995-2020 11.1.1 в случае применения метода «T-пересчет» выполняют регистрацию и обработку показаний СМ и ТС. Пересчитывают объем газа при рабочих условиях к стандартным условиям с применением формулы (1) и (2). Необходимо отметить, что требования, указанные в п.п. 6.3.1, 11.1 акта, воспроизведены также в ГОСТ Р 8.995-2023, начавшим свое действие с 01.03.2024.

Кроме того, в п. 4.15 Договора стороны определили, что в случае применения Покупателем в составе неавтоматизированного УИРГ счетчиков только с температурной компенсацией, абсолютное значение давления газа для приведения его объема к стандартным условиям принимаются по данным Поставщика, но не более суммы барометрического давления и максимального избыточного давления согласно категории газопровода, к которому подключен УИРГ.

Установлено, что ООО «Газпром межргионгаз Саратов» к ИП К... по объекту: Саратовская область, д.... определяет объем поставленного газа расчетным способом, что подтверждается счетами- фактурами за январь, февраль, ноябрь, декабрь 2023 года, январь, февраль 2024 года.

Таким образом, ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» может применять соответствующую методику, приводя показания счетчика газа ИП К..., расположенного по адресу: Саратовская обл., д. ... к стандартным условиям.

Таким образом, УИРГ Заявителя, расположенный в соответствии с условиями эксплуатации на газопроводе низкого давления и производящий учет при потреблении газа менее 10 м3/ч, соответствующий проекту и Договору, реализующий метод измерения диафрагменным счетчиком типа BK-G6T с коррекцией по температуре, имеющий действующую поверку, отвечает требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Возможность применения счетчиков газа ВК GT в правоотношениях с ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» подтверждена вступившим в законную силу решением Пугачевского районного суда от 19.10.2023 № 2-393(4)/2023.

В соответствии с пп. 3 и 4 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Согласно ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (п. 1).

Как следует из п. 3 ст. 307 ГК РФ, при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Являясь профессиональным участником рынка энергоснабжения и субъектом предпринимательской деятельности, общество действует в обороте на рисковых началах. К деятельности ресурсоснабжающей организации применим повышенный стандарт поведения в гражданских правоотношениях (п. 3 ст. 401 ГК РФ) и стандарт ожидаемого добросовестного поведения при ведении своей деятельности (статья 10 ГК РФ РФ) (определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2016 № 308-ЭС14-1400).

Профессиональные участники энергетического рынка не вправе возлагать на абонентов неблагоприятные последствия собственного бездействия, в том числе связанного с соблюдением установленного действующим законодательством порядка ввода приборов учета в эксплуатацию (пункт 3 Обзора судебной практики по спорам об оплате неучтенного потребления воды, тепловой и электрической энергии, поставленной по присоединенной сети, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.12.2021; определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.09.2020 № 305-ЭС20-9918). Такое поведение профессиональных участников соответствующих отношений и их последствия должны оцениваться с точки зрения соответствия пределам осуществления гражданских прав, установленных статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие), в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации): доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» является поставщиком газа горючего природного в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции и обладает признаками доминирующего положения на рынке по поставке природного газа на территории Саратовской области.

Следовательно, ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции и обязано соблюдать запреты, установленные ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Действия ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» по понуждению ИП К.... к совершению замены СГ, отвечающего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и требованиям п. 1.7. Правил № 961, указывает на навязывание Заявителю условий договора, невыгодных для него и не относящихся к предмету Договора, что нарушает требования п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» признаков нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции и на основании ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, Саратовское УФАС России предупреждает ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» о необходимости прекращения указанных действий путем:

- отзыва письма ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» от 08.08.2022, направленного в адрес ИП К... о замене СГ;

- проведения разъяснительной работы с сотрудниками ООО «Газпром межрегионгаз Саратов», направленной на недопущение изложенных в настоящем предупреждении действий.

Указанные действия должны быть совершены в течение 10 дней с момента получения предупреждения.

О выполнении предупреждения сообщить в Саратовское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Примечание.

Согласно ч. 5 ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

В соответствии с ч. 7 ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Связанные организации

Связанные организации не указаны