Решение б/н решение от 9 ноября 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е № 064/01/16-183/2020

 

Резолютивная часть решения оглашена 27 октября 2020 года

Решение в полном объеме изготовлено 9 ноября 2020 года                                                       г. Саратов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

  1. – врио руководителя управления, председатель Комиссии;
  2. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
  3. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

рассмотрев дело № 064/01/16-183/2020 в отношении ОМВД России по Петровскому району Саратовской области (ИНН 6444004618), ИП Т. (ИНН 644400473265) по признакам нарушения ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), руководствуясь  статьей  48.1 Закона о защите конкуренции, руководствуясь статьей 49 Закона о защите конкуренции,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Саратовское УФАС России поступили результаты проведённой Петровской межрайонной прокуратурой проверки в отношении РЭО ГИБДД ОМВД России по Петровскому району Саратовской области на предмет нарушения антимонопольного законодательства.

В ходе анализа представленных документов и материалов установлено следующее.

РЭО ГИБДД ОМВД России по Петровскому району Саратовской области (далее – Госавтоинспекция) для осуществления своей деятельности используется часть нежилого двухэтажного здания общей площадью 88,4 кв.м. под номерами 4, 5, 6, 7, 8, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Петровск, ул. Мичурина, д. 21А.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права нежилое 2-этажное здание по адресу: Саратовская область, г. Петровск, ул. Мичурина, д. 21А принадлежит на праве собственности З.

06.03.2019 между З. и МУП «Коммунальный комплекс» заключен договор безвозмездного пользования нежилого помещения площадью 88,4 кв.м. под номерами 4, 5, 6, 7, 8, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Петровск, ул. Мичурина, д. 21А.

Согласно п. 1.3 договора помещения будут использоваться для размещения РЭО ГИБДД ОМВД России по Петровскому району Саратовской области.

В тот же день 06.03.2019 между МУП «Коммунальный комплекс» и ОМВД России по Петровскому району Саратовской области заключен договор безвозмездного пользования указанных нежилых помещений. Договор заключен сроком на 11 месяцев с момента подписания.

Согласно п. 1.3 договора помещения будут использоваться для размещения РЭО ГИБДД ОМВД России по Петровскому району Саратовской области.

По данным МУП «Коммунальный комплекс» по договору безвозмездного пользования спорным нежилым помещением никаких платежей не перечислялось.

В соответствии с пояснениями МУП «Коммунальный комплекс» (исх. №162 от 01.06.2020) по договору безвозмездного пользования нежилым помещением, расположенным по адресу: г. Петровск, ул. Мичурина, д. 21А от 06.03.2019 З. никаких платежей не перечислялось.

Согласно пояснениям ИП Т. от 04.06.2020 арендных, коммунальных либо иных платежей З. не перечислялось, так как договор от 12.03.2014 является договором безвозмездного пользования.

По данному адресу Госавтоинспекция оказывает государственные услуги по проведению экзаменов на право управления транспортным средством и выдаче водительских удостоверений, по регистрации транспортных средств и прицепов к ним.

По данным Петровской межрайонной прокуратуры в данном помещении ИП Т. (ИНН 644400473265) оказывает услуги по подготовке документов для регистрации транспортных средств в Госавтоинспекции, услуги по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).

ИП Т. осуществляет свою деятельность в помещении, где располагается Госавтоинспекция, на основании договора безвозмездного пользования   нежилого помещения от 12.03.2014 с З.

Согласно положениям данного договора З. передает в безвозмездное пользование ИП Т. часть нежилого здания по адресу: Саратовская область, г. Петровск, ул. Мичурина, д. 21А, площадью 4 кв.м. для подготовки документов при регистрации автотранспорта в регистрационно-экзаменационном отделении ГИБДД ОМВД России по Петровскому району.

В соответствии с объяснениями Т. на территории г. Петровска Саратовской области ею осуществляется предпринимательская деятельность без образования юридического лица путем предоставления гражданам за плату услуг по подготовке документов, необходимых для регистрации транспортного средства и договоров купли-продажи транспортных средств. Данную деятельность ИП Т. осуществляет с 25.02.2014 по адресу: Саратовская область, г. Петровск, ул. Мичурина, д. 21 А. Примерно 2 года назад ИП Т. по этому же адресу начала предоставлять гражданам услуги за оплату по заключению договоров ОСАГО.

Также согласно объяснениям ИП Т. в указанном здании свою деятельность с 2014 года осуществляет РЭО ОГИБДД ОМВД России по Петровскому району.

На момент начала осуществления Т. предпринимательской деятельности по указанному адресу Госавтоинспекция уже располагалась в указанном здании.

ИП Т. также указала, что для осуществления предпринимательской деятельности было выбрано вышеуказанное здание по причине расположения в данном здании Госавтоинспекции и у граждан возникла необходимость в получении услуг по оформлению документов, связанных с регистрацией транспортных средств.

Согласно письму ИП Т. (вх. № 699 от 10.02.2020) выручка индивидуального предпринимателя складывается из подготовки заявлений для регистрации транспорта и договоров купли-продажи транспортных средств, а также от процентов при заключении договоров ОСАГО.

За подготовкой документации в 2019 году к ИП Т. обратилось около 400 человек, ОСАГО – 375 человек.

Доход ИП Т. от указанной деятельности в 2019 году составил 277 153 рублей, в 2018 году – 271 755 рублей.

В приложение к письму была представлена копия агентского договора от 10.11.2014 № 04094210001 между страховым ОАО «ВСК» и Тр.

28.02.2020 в ходе выездной внеплановой проверки инспекция Саратовского УФАС России установила, что в г. Петровске по адресу ул. Мичурина, д. 21А, где располагается РЭО ГИБДД России по Петровскому району, в здании осуществляет свою деятельность ИП Т.

При входе в здание с левой стороны расположен стол для граждан с формами заявлений на регистрацию транспортных средств. Над столом установлены стенды РЭО ГИБДД с информацией о работе РЭО ГИБДД и образцами документов для регистрации транспортных средств.

Напротив входа находятся 2 окна помещения ИП Т. с надписью «Подготовка документов» и «Автострахование». Слева от окна – вывеска Петровского отделения Саратовского филиала СОАО «ВСК» с указанием правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).

В этой же комнате 2 окна для приема граждан РЭО ГИБДД. Вход в помещение ИП Т. осуществляется через дверь №4 «Фото на водительское удостоверение». В помещении ИП Т. находится 2 рабочих места (2 стола, оборудованных компьютером, принтером и другой организационной техникой).

В ходе осмотра рабочего места обозревались программы, установленные на компьютерах: для заполнения заявлений на регистрацию транспортных средств и для оформления полисов ОСАГО. Обозревались бланки строгой отчетности ОСАГО. В помещении ИП Т. имеется дверь в помещение, где осуществляется фотосъемка граждан для водительских прав. Также установлено, что в помещении, где находятся окна приема граждан РЭО ГИБДД и ИП Т. имеется дверь и проход, ведущие в экзаменационные классы.

Тогда как, системное толкование положений Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (ч. 1 и 2 ст. 48), Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (утв. Приказом МВД России от 07.08.2013 № 605), Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений (утв. Приказом МВД России от 20.10.2015 № 995) объективно указывает, что здания и сооружения, используемые полицией, должны являться федеральной собственностью и находится в оперативном управлении, а осуществление государственных функций должно производиться в помещениях (зданиях), находящихся в федеральной или муниципальной собственности по договору безвозмездного пользования.

В частности, согласно ч. 1 и 2 ст. 48 Федерального закона от 07.02.2011 № 3- ФЗ «О полиции» материально-техническое обеспечение деятельности полиции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год. Используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, созданное (создаваемое) или приобретенное (приобретаемое) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и иных источников финансирования, являются федеральной собственностью. Земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании, а имущество - в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Из Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (Приказ МВД России от 07.08.2013 № 605) следует, что для получения данной услуги собственникам автомототранспортных средств и прицепов к ним либо лицам, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, необходимо обратиться с заявлением в Госавтоинспекцию.

Согласно Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений (Приказ МВД России от 20.10.2015 № 995) сдача экзамена и получение водительского удостоверения также носит заявительный характер.

Вышеуказанными регламентами установлены формы подачи заявлений.

Заявления могут быть написаны (заполнены) от руки, машинописным способом, либо посредством электронных печатающих устройств, а также в электронной форме с помощью Единого портала.

Регламентами также установлены основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, среди которых в том числе отсутствие необходимых документов и представление документов, несоответствующих установленным требованиям.

При этом необходимо отметить, что такие заявления могут быть заполнены самостоятельно заявителями либо с помощью хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по заполнению документов по установленным формам.

Более того, в соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» организация заключения договоров обязательного страхования и размещение рекламы услуг конкретных страховщиков по обязательному страхованию в помещениях и на территориях, занимаемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, запрещаются.

В ходе рассмотрения дела ОМВД по Петровскому району Саратовской области в своем письме (исх. № 5471 от 14.04.2020) указало, что 17.02.2014 Госавтоинспекция переехала из помещения, расположенного по адресу: г. Петровск, ул. Советская, д. 45 литер А7 в здание, расположенное по адресу: г. Петровск, ул. Мичурина, д. 21А в связи с недостатками, выявленными сотрудниками УГИБДД ГУ МВД России по Саратовской области, так как помещение, находящееся на ул. Советской, д. 45 литер А7, общей площадью 216,9 кв.м. не соответствует требованиям и качеству предоставления государственных услуг, а именно отсутствуют: парковки (в связи с невозможностью передвижения инвалидов), косметический ремонт, прилегающая территория с асфальтированной площадкой для осмотра транспортных средств.

На основании договора субаренды нежилого помещения от 23.08.2013г., было решено передислоцировать Госавтоинспекции в здание, расположенное по адресу: г. Петровск, ул. Мичурина, д. 21А, которое соответствовало всем требованиям, в том числе по предоставлению государственных услуг по линии Госавтоинспекции.

Также ОМВД России по Петровскому району Саратовской области поясняет, что неоднократно принимались меры для размещения Госавтоинспекции в другом здании, находящемся в муниципальной или государственной собственности.

Согласно пояснениям ГУ МВД России по Саратовской области (исх. №б/н от 24.07.2020) расчет необходимой площади для размещения Госавтоинспекции в помещении площадью не менее 60 кв.м., с прилегающей территорией для стоянки и осмотра транспортных средств площадью не менее 0,2 га производился из расчета количества личного состава подразделения, среднего количества заявителей на получение государственных услуг по государственной регистрации транспортных средств, по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, а также исходя из необходимости наличия отдельной комнаты для хранения специальной продукции и выполнения предъявляемых административными регламентами требований.

ОМВД России по Петровскому району Саратовской области собственными помещениями, позволяющими разместить подразделение Гасавтоинспекции по всем необходимым стандартам оказания государственных регистрационно-экзаменационных услуг, не располагает.

В ГУ МВД России по Саратовской области также отсутствуют нежилые помещения, которые возможно использовать для размещения Госавтоинспекции. Факт нуждаемости ГУ МВД России по Петровскому району подтверждает обращениями в Федеральное агентство по управлению имуществом в Саратовской области (исх. 1/75 от 11.01.2018), Губернатору Саратовской области (исх. 1/75 от 11.01.2018), Главе Петровского муниципального района Саратовской области.

По данным ОМВД России по Петровскому району отделу было предложено здание, закрепленное за ОМВД России по Петровскому району на праве оперативного управления, переданного ФСКН. Данное здание не соответствует специфики деятельности Госавтоинспекции.

Также по данным УМВД России по Петровскому району главе Администрации Петровского муниципального района Ф. было направлено письмо с просьбой о выделении здания, находящегося в государственной или муниципальной собственности в целях последующей передислокации РЭГ ГИБДД (№ 13655 от 14.09.2017). Был получен ответ (№6739 от 04.10.2017), что Администрация Петровского муниципального района Саратовской области не имеет в собственности помещений соответствующих требованиям для размещения подразделения РЭГ ГИБДД Петровского района.

01.11.2017 года повторно направлено письмо главе Администрации Петровского муниципального района Ф. с повторной просьбой о выделении здания, находящегося в государственной или муниципальной собственности в целях последующей передислокации РЭГ ГИБДД (письмо исх. № 16235).

20.01.2018 в ГУ МВД Саратовской области была направлена информация и сметы по ремонту здания ФСКН (исх. 1068/1023).

23.01.2018 направлено письмо главе Администрации Петровского муниципального района Ф. с повторной просьбой о выделении здания находящегося в государственной или муниципальной собственности в целях последующей передислокации РЭГ ГИБДД (письмо исх. №1253). Был получен ответ (№665 от 05.02.2018), что Администрация Петровского муниципального района Саратовской области не имеет в собственности помещений соответствующих требованиям для размещения подразделения РЭГ ГИБДД Петровского района.

15.05.2018 собственник здания вышел с предложением о передачи части здания находящегося по адресу: Саратовская область, г. Петровск, ул. Мичурина, д. 21А в собственность Администрации Петровского муниципального района Саратовской области для дальнейшего размещения РЭГ ГИБДД. Данное предложение находится на рассмотрении главы Администрации Петровского муниципального района Саратовской области Ф.

12.07.2018 в 14:00 состоялась рабочая встреча с главой Администрации Петровского муниципального района Саратовской области Ф., собственником здания, начальником ОМВД России по Петровскому району Саратовской области подполковником полиции Б., ст. госинспектором РЭГ ГИБДД ОМВД России по Петровскому району Саратовской области старшим лейтенантом полиции К. с представителями юридического отдела ГУ МВД России по Саратовской области и начальником тыла ГУ МВД России Саратовской области С. по поводу передачи части здания находящегося по адресу: Саратовская область, г. Петровск, ул. Мичурина, д. 21А в собственность Администрации Петровского муниципального района Саратовской области для дальнейшего размещения РЭГ ГИБДД.

18.03.2020 в адрес врио начальника тыла ГУ МВД России по
Саратовской области подполковника внутренней службы К.
направлено письмо о результатах рассмотрения вопроса о
перемещении РЭГ
ГИБДД ОМВД России по Петровскому району Саратовской области в одно
из зданий принадлежащих ОМВД России по Петровскому району
Саратовской области. По результату данного вопроса было установлено, что
у ОМВД России по Петровскому району Саратовской области и у
Администрации Петровского муниципального района Саратовской области
отсутствуют здания, удовлетворяющие требованиям по оказанию
государственных услуг населению, в связи с чем, перевод подразделения РЭГ
ГИБДД в другое здание в настоящее время невозможен.

Из письма вице-губернатора Саратовской области (исх. №2-05-07/623 от 05.03.2020) следует, что в собственности Петровского муниципального района здания (помещения), соответствующие требованиям для размещения РЭО ГИБДД, не имеется.

При этом, в письме отмечено, что в муниципальной собственности района имеется здание площадью 789,7 м2 по адресу: г. Петровск, ул. Советская, д.80, предоставление которого возможно в безвозмездное пользование.

Также указанное помещение предлагалось для представления главой Петровского муниципального района (исх. №1120 от 21.02.2018).

В свою очередь ОМВД России по Петровскому району в дело не представлена позиция относительно возможности расположения Госавтоинспекции в здании по адресу ул. Советская, д.80.

Оказание услуг в сопредельных помещениях Госавтоинспекции, непосредственно, связанных с разрешительной деятельностью самого органа регистрации недопустимо любыми субъектами, на любой основе (конкурсной, внеконкурсной), поскольку создает конкурентно неравные условия деятельности (преимущества) конкретному субъекту в осуществлении предпринимательской деятельности вследствие того, что в данном помещении сосредотачивается основной поток потребителей данных услуг, осуществление аналогичной деятельности в ином месте при наличии какого-либо субъекта в непосредственной близости от указанного регистрирующего органа для иных хозяйствующих субъектов становится заведомо неконкурентно и нерентабельно.

Кроме того, организация предпринимательской деятельности на территории, занимаемой Госавтоинспекцией, способна породить у потенциальных потребителей услуг иллюзию большей степени надежности ИП Т. более высокого качества их услуг по сравнению с другими субъектами рынка, устойчивости и стабильности положения предпринимателей и организации, которые обычно ассоциируются в сознании потребителей со статусом властного органа. Данные действия направлены на создание необоснованно благоприятных условий отдельным хозяйствующим субъектам, что в свою очередь, ущемляет интересы других организаций и предпринимателей, оказывающих услуги в рассматриваемых сферах.

Расположение ИП Т. в одном здании с регистрационно-экзаменационным отделением ГИБДД, которое предоставляет государственные услуги по выдаче и замене водительских удостоверений, регистрации транспортных средств и прицепов к ним, предоставляет обществу преимущественные условия осуществления хозяйственной деятельности.

Более того, вышеприведенный механизм передачи недвижимого имущества от З. к ОМВД по Петровскому району с использованием муниципального предприятия в качестве посредника может свидетельствовать о совершении согласованных действий органов государственной, муниципальной власти, выраженных в совершении притворной сделки, направленной на предоставлении конкретным лица (ИП Т.) преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности, связанной с подготовкой документации, необходимой для регистрации транспортных средств, страховой деятельности, организациям и населению, непосредственно связанных с деятельностью РЭО ГИБДД ОМВД России Петровскому району.

Согласно п.1 Указа Президента РФ от 21.12.2016 № 699 Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел.

В соответствие с п.14 названного Указа в состав органов внутренних дел входят, в том числе и территориальные органы МВД.

ОМВД России по Петровскому району Саратовской области является органом, который в силу возложенных на него полномочий, обязан правильно применять и соблюдать действующее законодательство.

Однако, в нарушение требований действующего законодательства, РЭО ГИБДД ОМВД России по Петровскому району Саратовской области расположено в здании, которое находится в собственности у физического лица.

Совокупность установленных обстоятельств свидетельствует, что заключение 06.03.2019 договора между З. и МУП «Коммунальный комплекс» преследовало цель прикрыть сделку между З. и непосредственно ОМВД России по Петровскому району.

Согласно п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Согласованные действия ОМВД России по Петровскому району Саратовской области, ИП Т., выраженные в заключении вышеуказанных договоров о передаче в безвозмездное пользование недвижимого имущества и оказание соответствующих услуг, содержат признаки нарушения ст. 16 Закона о защите конкуренции.

Согласно постановления Президиума ВАС РФ от 12 ноября 2013 г. № 18002/12 по делу № А47-7950/2011(на решение ФАС России от 15.08.2011 № 1 11/84-11) правила, применяемые к доказыванию правомерных действий, не могут применяться к доказыванию антиконкурентных соглашений, как не может быть прописан в законе и закрытый перечень возможных доказательств по таким делам.

Из анализа вышеприведенной нормы следует, что факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством.

Закон о защите конкуренции содержит специальное определение соглашения, которое подлежит применению при оценке факта правонарушения в сфере антимонопольного законодательства.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2010 № 9966/10 по делу А27- 12323/2009, согласно которой возможность доказывания согласованных действий через их результат в отсутствие документального подтверждения наличия договоренности об их совершении применима только к согласованным действиям, а не к соглашениям. Соглашения заключаются (достигаются) посредством устных договоренностей, электронной переписки либо конклюдентных действий участников, не являющихся его инициаторами.

По данным начальника ОМВД России по Петровскому району по состоянию на 12.08.2020 ОМВД по Петровскому району не осуществляет деятельность в помещениях по ул. Мичурина, 21 А.

В рамках рассмотрения дела №064/01/16-183/2020 Комиссией Саратовского УФАС России был проведен анализ состояния конкуренции в необходимом объеме, в результате которого было установлено, что рынок услуг по подготовке заявлений и договоров по установленным на территории Саратовской области являются конкурентными.

Временным интервалом анализа состояния конкуренции явился интервал с 01.03.2019 по 20.09.2020.

Географическими границами исследуемого рынка явились границы Саратовской области.

Продуктовыми границами исследуемых рынков являются услуги по подготовке заявлений и договоров по установленным формам.

По данным Общероссийского классификатора видов экономической деятельности код 96.09 «Предоставление прочих персональных услуг, не включенных в другие группировки» включает услуги справочно-информационной службы по оказанию услуг населению по заполнению бланков, написанию заявлений, снятию копий по индивидуальному заказу населения и услуги копировально-множительные по индивидуальному заказу населения.

На территории Саратовской области с ОКВЭД 96.09 осуществляют деятельность такие организации как: ООО «ИнертКомплект», ООО «МЦОРЛ "ПРИОРИТЕТ», ООО «Сфера», ООО «СИРИУС», ООО «ЭКСПЕРТИЗА СЕРВИС» и другие.

Кроме того, по данным Петровской межрайонной прокуратуры на территории Петровского района Саратовской области предпринимательская деятельность, связанная со страховой деятельностью, осуществляется в том числе следующими хозяйствующими субъектами: обособленное подразделение ООО «Поволжский страховой альянс», универсальный офис г. Петровска ПАО «СК Росгосстрах».

В рамках рассмотрения дела ИП Т. указывала, что также З. предоставлялось помещение по адресу: г. Петровск, ул. Мичурина, д. 21А ООО «Автознак-2» с 2014 года по июнь 2019 года, которое оказывало услуги по подготовке документации.

В связи с чем Комиссия Саратовского УФАС России привлекла к рассмотрению дела 064/01/16-183/2020 в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах ООО «Автознак-2» (ИНН 6455026317, 410012, Саратовская область, г. Саратов, ул. Вольская, 63).

В свою очередь, довод ИП Т. о том, что ей не представлены преимущественные условия осуществления хозяйственной деятельности, ввиду того, что ООО «Автознак-2» также арендует часть нежилого здания не может быть принят во внимание, поскольку ООО «Автознак-2» в отличие от ИП Т. совершает арендные платежи, и кроме того, не является с ИП Т. участником одного и того же рынка по страхованию гражданской ответственности.

Исходя из вышеизложенного, ОМВД России по Петровскому району располагалось в здании физического лица в нарушение требований Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (утв. Приказом МВД России от 07.08.2013 № 605), Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений (утв. Приказом МВД России от 20.10.2015 № 995).

Более того, из актов проведения выездной проверки от 19.03.2020 и фотоматериалов, содержащихся в материалах дела, следует, что сотрудники Госавтоиспекции и ИП Т. осуществляли деятельность в одном помещении. В частности, доступ сотрудников Госавтоинспекции к рабочим местам для приема граждан осуществлялся через помещение ИП Т. Также помещение ИП Т. не изолировано от помещения Госавтоинспекции, в котором сотрудниками РЭО ГИБДД ОМВД России по Петровскому району проводится процесс фотографирования граждан для выдачи прав управления транспортным средством.

В свою очередь, ИП Т. в указанных условиях осуществляла деятельность по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в нарушение требований Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

В связи с чем, ОМВД России по Петровскому району не могло не знать о неправомерных действиях ИП Т. по заключению договоров ОСАГО в помещении, где располагается Госавтоинспекция, что в свою очередь, приводит к получению дохода в нарушение требований действующего законодательства.

Указанные ранее действия ОМВД России по Петровскому району и ИП Т. приводят к представлению последней наиболее выгодных условий осуществления предпринимательской деятельности в нарушение требований действующего законодательства и могут привести к ограничению конкуренции на рынке услуг по подготовке заявлений и договоров по установленным формам и рынке услуг по заключению договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

В данном случае наблюдается последовательность действий ОМВД России по Петровскому району Саратовской области, ИП Т., направленных на достижение конечного результата, а именно устранению конкуренции на рынке услуг по подготовке заявлении и договоров по установленным формам и рынке услуг по заключению договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

При этом, договоры безвозмездного пользования являются соглашениями о совместной деятельности и направлены на удовлетворение интересов каждого из участников антиконкурентного соглашения.

Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод, что действия уполномоченного государственного органа, муниципального унитарного предприятия, собственника помещения, индивидуального предпринимателя по заключению рассматриваемых договоров создают дискриминационные условия для иных хозяйствующих субъектов и ограничивают право равного доступа данных субъектов на товарный рынок услуг по подготовке заявлений и договоров по установленным формам и рынке услуг по заключению договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

В силу статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаками ограничения конкуренции являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Указанные ранее обстоятельства свидетельствуют о том, что поведение ОМВД России по Петровскому району Саратовской области, ИП Т. не было самостоятельным или случайным, а являлось следствием заключения и участия в антиконкурентном соглашении, направленном на ограничение доступа хозяйствующих субъектов на рынок услуг по подготовке заявлений и договоров по установленным формам и рынок услуг по заключению договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Указанные действия ОМВД России по Петровскому району Саратовской области, ИП Т. ставят индивидуального предпринимателя в неравные, более выгодные условия, обеспечивающие возможность осуществления хозяйственной деятельности в непосредственной близости от РЭО ГИБДД ОМВД России по Петровскому району Саратовской области, содержат признаки нарушения п.4 ст. 16 Закона о защите конкуренции.

В связи с тем, что на дату принятия решения сотрудники РЭГ ГИБДД ОМВД России по Петровскому району Саратовской области переехали в помещение, расположенное по адресу: г. Петровск, ул. Советская, д. 45 литер А 7, принадлежащему ОМВД России по Петровскому району Саратовской области на праве оперативного управления, Комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания.

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать ОМВД России по Петровскому району Саратовской области (ИНН 6444004618), ИП Т. (ИНН 644400473265) нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Предписание не выдавать в связи с отсутствием оснований для его выдачи.
  3. Передать материалы дела № 064/01/16-183/2020 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны