Заключение №4988/22 З А К Л Ю Ч Е Н И Е об обстоятельствах рассматриваемого дела... от 29 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

З А К Л Ю Ч Е Н И Е об обстоятельствах рассматриваемого дела № 064/01/10-330/2022

29 июля 2022 года                                       г. Саратов
Комиссия Саратовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 064/01/10-330/2022 (далее – Комиссия) в составе:

1.... руководитель управления, председатель Комиссии;

2. ... начальник отдела контроля рынков, член Комиссии;

3. ...  старший государственный инспектор отдела контроля рынков, член Комиссии;
рассмотрев дело № 064/01/10-330/2022  в отношении ООО «КВС» (ИНН/КПП 6450090478 / 645401001, ОГРН 1156451022683, 410028, Саратовская область, г. Саратов, ул. Советская, д. 10)  по признакам нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона №135 от 26.07.2007 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), 

У С Т А Н О В И Л А: 

В Саратовское УФАС России поступило представление прокуратуры Фрунзенского района г. Саратова (далее – Представление) о нарушении ООО «КВС» п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Установлено, что между Приходом во имя святителя Митрофания Воронежского (абонент) (далее- Приход) и ООО «КВС» (Предприятие ВКХ) заключен договор №  холодного водоснабжения и водоотведения (далее – Договор от ___.___.2017 №___). 

В соответствии с п. 1.1 Договора от 28.12.2017 №7217 Предприятие ВКХ, осуществляющее холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения: холодную воду питьевую, а Абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую воду) установленного количества в объеме, предусмотренным настоящим договором. Предприятие ВКХ обязуется осуществлять прием сточных вод под абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов, требования к составу сточных вод, оплачивать водоотведение и холодную воду, а также обеспечивать безопасность эксплуатации, находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов. 

В соответствии с п. 4.1.2 Договор от ___.___.2017 №__  предприятие ВКХ обязано обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах его эксплуатационной ответственности в соответствии с требованиями технических документов, согласно акту разграничения эксплуатационной ответственности. 

В соответствии с актом разграничения эксплуатационной ответственности, являющимся приложением к Договор от ___.___.2017 №__, границей раздела эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности по водопроводным и канализационным сетям Абонента и Предприятия ВКХ является: абонент 187 (г. Саратов, пл. Кирова, д. 1).

- по водопроводу: Точка подключения водопровода абонента Д=32мм в водопровод Д=100 мм по площади Кирова, находящийся в эксплуатационном обслуживании ресурсноснабжающей организации. 

- по канализации: Точка подключения канализационной линии абонента Д=150 мм в канализационную линию Д=200 мм по Мирному переулку, находящуюся в эксплуатационном обслуживании ресурсноснабжающей организации.

28.09.2021 на водопроводе Д=100 мм произошел порыв, в связи с чем Приход, магазин «Акварель», кафе «Катюша» были отключены от холодного водоснабжения. Во время произведения работ  по отключению  от холодного водоснабжения представителем ООО «КВС» было указано, что  Приход  должен принять меры по  устранению повреждению водопровода Д=100 мм в связи с подписанием Приходом и ООО «КВС» дополнительного соглашения в 2020 году.

12.10.2021 Приходом  было направлено письмо в адрес ООО «КВС» с просьбой принять меры по устранению повреждения на водопроводе Д=100 мм на пл. Кирова г. Саратова. Также в данном письме Приход сообщал, что никакого дополнительного соглашения в адрес Прихода не поступало и подписано не было. 

Как следует из письма ООО «КВС» , ООО «КВС» отказалось исполнять  действия по устранению повреждения на водопроводе Д=100 мм на пл. Кирова г. Саратова, сославшись на то, что при проведении обследования территории на пл. Кирова г. Саратова установлено, что течь воды происходит в водопроводе, не состоящем во владении, пользовании и эксплуатационном обслуживании ООО «КВС». 

Также в указанном письме ООО «КВС» сообщило, что 13.07.2020 ООО «КВС» направило в адрес Прихода дополнительное соглашение к Договору от ___.___.2017 №__, в соответствии с которым ООО «КВС» изменены границы эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности Абонента (абонент  (г. Саратов, пл. Кирова, д. 1): 

- по водопроводу: Точка подключения водопровода абонента Д=100 мм в водопровод Д=150мм по Мирному переулку, находящийся в эксплуатационном обслуживании ресурсноснабжающей организации. В совместном обслуживании со всеми абонентами, подключенными к данной линии, находится водопровод Д=100 мм от водопроводного ввода абонента Д=32 мм до водопровода Д=150 мм по Мирному переулку.

- по канализации: Точка подключения канализационной линии абонента Д=150 мм в канализационную линию Д=200 мм по Мирному переулку, находящуюся в эксплуатационном обслуживании ресурсноснабжающей организации. 

Письмом от 21.10.2021 ,  ООО «КВС» повторно направило в адрес Прихода дополнительное соглашение к Договору от ___.___.2017 №__. В Представлении прокуратуры Фрунзенского района г. Саратова указано, что с 28.09.2021 водоснабжение и водоотведение в адрес Прихода приостановлено, подача воды не возобновлена. 

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении)по договору горячего или холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета. 

В соответствии с п.п. «б», «г» п. 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 №644 (далее – Правила №644) организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана: обеспечивать питьевое водоснабжение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и очистку сточных вод в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды; своевременно ликвидировать аварии и повреждения на централизованных системах холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке и сроки, которые установлены нормативно-технической документацией.

Действия ООО «КВС», связанные с прекращением бесперебойной подачи водоснабжения в Прихода содержат признаки нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. 

На основании изложенного издан приказ Саратовского УФАС России от № __ о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства ООО «КВС» по признакам нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Определением Саратовского УФАС России от 25.05.2022 о назначении дела № 064/01/10-330/2022 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, к участию в его рассмотрении были привлечены: Приход - в качестве заинтересованного лица; ООО «КВС» - в качестве Ответчика, в качестве лица, располагающего сведениями об обстоятельствах дела: Администрация МО «Город Саратов», Прокуратура Саратовской области.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.

1. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст.10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами. 

Согласно п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по указанной статье закона необходимо, чтобы указанное лицо на соответствующем товарном рынке занимало доминирующее положение, совершило действия, которые привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) к ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Согласно ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на  товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях):

естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;

субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона о естественных монополиях, к сферам деятельности субъектов естественных монополий относится деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры. 

Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19.12.2018 № 55/1 для ООО «КВС» установлены тарифы и долгосрочные параметры регулирования, установленные пунктами 1 и 2 настоящего постановления, действуют с 1 января 2019 года по 31 декабря 2023 года.

В связи с изложенным, ООО «КВС» занимает доминирующее положение на рынке по водоснабжению и водоотведению на территории муниципального образования «Город Саратов». 

2. В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 064/01/10-330/2022 Представитель Прихода указал, что авария на Д=100 мм была устранена 04.01.2022.

Также представитель Прихода и представитель прокуратуры Фрунзенского района г. Саратова пояснили, что в связи с произошедшей аварией подача холодного водоснабжения была прекращена не только в адрес Прихода, но и магазина «Акварель», расположенного по адресу: 410012, г. Саратов, пл. Кирова, 1Д и кафе «Катюша», расположенного по адресу: 410012, г. Саратов, пр. им Столыпина П.А. (ранее – пр. им. Кирова С.М.), 1в/2). 

Указанные обстоятельства подтверждаются обращением Митрополита Саратовского и Вольского от 23.12.2021 на имя Прокурора Саратовской области. В обращении Митрополита Саратовского и Вольского от 23.12.2021 сообщалось, что на момент 23.12.2021 водоснабжение не восстановлено; Приход, владельцы кафе «Катюша» и магазина «Акварель» имели затруднения в полноценном функционировании данных объектов (отсутствие отопления, туалетов, сложности санитарного характера). 

Определением от 15.06.2022 ИП Зайнитдинова Р.З. (кафе «Катюша») и ИП Ткаченко И.В. (магазин «Акварель») были привлечены к рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 064/01/10-330/2022 в качестве заинтересованных лиц. 

В ходе рассмотрения дела представителями ООО «КВС» был представлен акт осмотра от 28.09.2021 №008452 о порыве на водопроводе Д=100 мм, составленный инженером ГСВР ООО «КВС» Е.

Как следует из акта : «28.09.2021 в 10:19 обнаружена утечка хоз. питьевой воды на водопроводном вводе Д=100мм по площади Кирова, находящемся на эксплуатационном обслуживании Прихода во имя Святителя Митрофания по адресу: пл. Кирова, д. 1 В (Абонент  договор ). Утечка хоз. питьевой воды происходит в зеленой зоне у храма, в результате чего происходит подтопление пешеходной  зоны по площади Кирова и проезжей части по Мирному Переулку. 28.09.2021 в 11:30 представителями ООО «КВС» произведено отключение от системы водоснабжения аварийного участка водопровода, на основании п. 2.10.25 «Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации». Актом Приходу предписано устранить утечку хоз. питьевой вод и сообщить в ООО «КВС» об устранении повреждения и восстановления водоснабжения в полном объеме. 

3. Согласно письменным пояснениям ООО «КВС» от 14.06.2022 в адрес ООО «КВС» поступило обращение Прихода (исх. от 12.10.2021  №67) по вопросу устранения повреждения на водопроводе  по адресу: г. Саратов, пл. Кирова, д. 1. ООО «КВС», рассмотрев обращение, сообщило Приходу, указав на следующее: при проведении обследования  территории по указанному  адресу установлено, что течь воды  происходит на водопроводе, не состоящем во владении, пользовании и эксплуатационном обслуживании ООО «КВС». Согласно соглашению от 13.07.2020 к договору холодного водоснабжения и водоотведения  от 28.12.2017 № 7217 границей эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности является водопровод диаметром 150 мм по Мирному переулку. 

По мнению представителей ООО «КВС», поскольку Приход не направил в адрес ООО  «КВС» протокол разногласий  (предложение об изменении представленного соглашения) к соглашению от 13.07.2020 к договору холодного водоснабжения и водоотведения  от ______ № ___, то в соответствии с п. 12 Правил № 644 соглашение от 13.07.2020 к договору холодного водоснабжения и водоотведения  от _____№ ____ считается подписанным в редакции ВКХ (ООО «КВС»).

По мнению Комиссии, вышеназванная позиция ООО «КВС» является несостоятельной по следующим основаниям. 

Пунктом 5 ст. 8 Закона о водоснабжении в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством. 

Согласно ч. 6 ст. 8 Закона о водоснабжении расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. 

Рассматриваемый участок водопровода Д=100 мм  находится в границах г. Саратова, и в соответствии с Постановлением Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 11.12.2017  № 3835 входит в зону деятельности ООО «КВС», наделенного статусом гарантирующей организации для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения. Определение иной организации в качестве эксплуатирующей спорные объекты согласно ч. 5 ст. 8 Закона о водоснабжении возможно только в случае, если гарантирующая организация не определена, что в рассматриваемом случае не установлено. 

С учетом изложенного, на абонента не может быть возложено бремя эксплуатационной ответственности в отношении бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение.

Также Комиссия отмечает, что Саратовским УФАС России было выдано предупреждение (исх. от 06.07.2022 №4369/22) в адрес ООО «КВС» по факту нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в навязывании дополнительным соглашением к Договору от _____ №___ невыгодных условий договора, возлагающих на Приход обязанность по обслуживанию не принадлежащих ему сетей водоснабжения. 15.07.2022 ООО «КВС» сообщило в Саратовское УФАС России об исполнении предупреждения от 06.07.2022. В адрес Прихода было направлено письмо об отзыве дополнительного соглашения от 13.07.2020 к Договору от _____ №___. Указанное письмо было направлено заказным почтовым отправлением. 

4. Согласно пояснениям представителя ООО «КВС», между ООО «КВС» и ИП Ткаченко И.В. (магазин «Акварель») заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения от 28.12.2017 №6104, подписанный без замечаний и возражений. В соответствии с актом разграничения эксплуатационной ответственности к договору холодного водоснабжения и водоотведения от 28.12.2017 №6104, границей раздела эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности по водопроводным и эксплуатационным сетям  Абонента и предприятия ВКХ  является:

Абонент (г. Саратов, пл. Кирова, д. 1. Литер Б)

По водопроводу: Точка подключения водопровода Д=100 мм в водопровод Д=150 мм по Мирному переулку, находящийся в эксплуатационном обслуживании Ресурсоснабжающей организации. В совместном обслуживании со всеми абонентами, подключенными к данной линии, находится водопровод Д=100 мм от водопроводного ввода абонента Д=25 мм до водопровода Д=150 мм по Мирному переулку. 

По канализации: Точка подключения канализационной линии Д=150 мм в канализационную линию Д=200 мм по Мирному переулку, находящуюся в эксплуатационном обслуживании Ресурсноснабжающей организации. В совместном обслуживании со всеми абонентами, подключенными к данной линии, находится канализационная линия Д=150 мм от канализационной линии абонента Д-100 мм до канализационной линии Д=200 мм по Мирному переулку. 

Также ООО «КВС» поясняет, что между ООО «КВС» и ИП Зяйнитдиновой Р.З. (абонент) заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения от 28.12.2021 , подписанный без замечаний и возражений.

В соответствии с актом разграничения эксплуатационной ответственности к договору холодного водоснабжения и водоотведения от 28.12.2017 , границей раздела эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности по водопроводным и эксплуатационным сетям Абонента и предприятия ВКХ является: 

Объект  (г. Саратов, пл. Кирова, д. 1 кадастровый номер 64:48:060209:77, S= 222
кв. м).По водопроводу: точка подключения водопровода Д=100 мм в водопровод Д-150 мм по Мирному переулку, находящуюся в эксплуатационном обслуживании Ресурсноснабжающей организации. В совместном обслуживании  со всеми абонентами, подключенными к данной линии, находится водопровод Д=100 мм от водопроводного ввода абонента Д-25 мм до водопровода Д=100 мм по Мирному переулку. 

По мнению представителей ООО «КВС», из вышеизложенного следует, что водопровод Д=100 мм находится в совместном обслуживании абонентов – Прихода, магазина «Акварель» и кафе «Катюша», в связи с чем авария на водопроводе Д-100 должна устраняться данными организациями. Комиссия, рассмотрев указанный довод ООО «КВС», приходит к следующим выводам.

Условия Договоров холодного водоснабжения и водоотведения: от 28.12.2017 , заключенного с Приходом; от 28.12.2017, заключенного с ИП Ткаченко И.В. (магазин «Акварель»); от 28.12.2021 №15673, заключенного с ИП Зяйнитдиновой Р.З. (кафе «Катюша»), в части обязанностей Предприятия ВКХ носят идентичный характер. 

Согласно п. 4.1.7 Договоров Предприятие ВКХ обязано принимать необходимые меры по своевременной ликвидации аварий и повреждений на централизованных системах холодного водоснабжения и водоотведения, принадлежащих ей на праве собственности или ином законном основании, в порядке и сроки, которые установлены нормативно – технической документацией, а также по возобновлению таких систем с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации. 

Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 № 168 утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации (далее – ПТЭ). В соответствии с п. 1.1.1 ПТЭ, настоящие Правила регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) и их соответствия санитарным нормам.

Согласно п. 1.1.2 ПТЭ распространяются на права и обязанности эксплуатационного персонала по содержанию, обеспечению рациональных режимов работы, приемке и вводу в эксплуатацию, контролю и учету, выполнению ремонтов и ликвидации повреждений и аварий на сооружениях, оборудовании, устройствах и системах водоснабжения и водоотведения ВКХ, а также по выполнению требований, установленных для обеспечения надлежащего санитарного и пропускного режима на охраняемых закрепленных территориях. 

Согласно п. 1.1.6 ПТЭ организация ВКХ осуществляет эксплуатацию и обеспечивает функционирование систем водоснабжения и канализации в соответствии с договором, заключенным между собственником этих систем и организацией ВКХ. 

В соответствии с п. 2.10.33 ПТЭ, производство работ по аварийновосстановительному ремонту сети входит в обязанности ремонтных бригад или эксплуатационного персонала (в зависимости от структуры организации). 

Комиссия обращает внимание на то, что в акте осмотра от 28.09.2021  о порыве на водопроводе Д-100 мм уполномоченными лицами ООО «КВС» произведено отключение от системы водоснабжения аварийного участка водопровода, на основании п. 2.10.25 ПТЭ. Тем самым, вопреки доводам Ответчика, что водопровод Д=100 мм не состоит во владении, пользовании и эксплуатационном обслуживании ООО «КВС», действия по отключению от системы водоснабжения водопровода Д=100 мм свидетельствуют о фактической эксплуатации данного водопровода со стороны предприятия ВКХ.  И соответственно его эксплуатационной ответственности ООО «КВС».

С учетом изложенного ООО «КВС» было обязано произвести работы по аварийновосстановительному ремонту водопровода Д-100 мм, что предусмотрено п. 2.10.33 ПТЭ и 4.1.7 Договора. Однако ООО «КВС» указанную обязанность не исполнило, переложив ответственность на Приход, владельцев магазина «Акварель»  и кафе «Катюша», в связи с чем подача холодного водоснабжения в отношении указанных лиц в период с 28.09.2021 по 04.01.2022 не осуществлялась. 

5. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 21 Закона о водоснабжении организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, а также транспортировку воды и (или) сточных вод из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения. В данном случае прекращение или ограничение водоснабжения и (или) водоотведения, а также транспортировки воды и (или) сточных вод осуществляется до устранения обстоятельств, явившихся причиной такого прекращения или ограничения (ч. 4 ст. 21 Закона о водоснабжении). 

В соответствии с ч. 2 ст. 21 Закона о водоснабжении в случае временного прекращения или ограничения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод по основаниям, указанным в части 1 настоящей статьи, организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение одного дня со дня такого прекращения или ограничения уведомляет абонентов, орган местного самоуправления, а также: 

1) территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в случае прекращения или ограничения холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

2) структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в случае прекращения или ограничения холодного водоснабжения;

3) организации, с которыми заключены договоры по транспортировке воды, договоры по транспортировке сточных вод, в случае прекращения или ограничения транспортировки воды и (или) сточных вод. 

Согласно письменным пояснениям Администрации МО «Город Саратов» от 15.06.2022, по оперативной информации МКУ «Единая дежурно диспетчерская служба МО «Город Саратов» 28.09.2021 информация об отключении от водоснабжения и водоотведения объекта, расположенного по адресу: г. Саратов, пл. Кирова,1 не поступало. Об аварии, произошедшей 28.09.2021 на водопроводе Д=100мм, Администрация МО «Город Саратов» узнала из запроса прокуратуры г. Саратова  по вопросу водоснабжения Прихода. 

Таким образом, ООО «КВС» не исполнило обязанность по уведомлению органа местного самоуправления об ограничении подачи холодного водоснабжения в адрес Прихода и других лиц. 

6. В ходе рассмотрения дела № 064/01/10-330/2022 представитель Прихода указал, что авария на Д=100 мм была устранена 04.01.2022.

По информации МБУ «ГАРС 05» специалистами учреждения 03, 04 января 2022 года производился осмотр участка водовода Д=100мм, расположенного на территории Площади им. С.М. Кирова на зеленой зоне. По результатам осмотра выявлено повреждение водовода Д=100 мм.

Также по информации МБУ «ГАРС 05» ремонтных работ на данном участке не производилось. ООО «КВС» отрицает, что авария устранена силами водоснабжающей организации.

7. Представителями ООО «КВС» указывается, что вменяемое ООО «КВС» нарушение п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона защите конкуренции не является нарушением  в сфере антимонопольного законодательства. Комиссия не соглашается с указанным доводом ООО «КВС» по следующим основаниям.

В соответствии с п 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» закон о защите конкуренции направлен в том числе на защиту прав и законных интересов, поддержание благосостояния потребителей как отдельной категории участников рынка, приобретающих товары (работы и услуги) для удовлетворения личных нужд (статья 3, пункты 4 и 23 статьи 4 Закона о защите конкуренции). Права и законные интересы потребителей как категории участников рынка могут быть прямо затронуты, в частности, в случаях злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на соответствующем рынке (статья 10 Закона)

Услуги водоснабжения и водоотведения, предоставляемые ООО «КВС», являются для Прихода, магазина «Акварель» и кафе «Катюша» жизнеобеспечивающими и системообразующими, т.к. служат непосредственному обеспечению водой данных организаций, использующих ее как для бытовых нужд, а также в целях пожаротушения. Кроме того, затрагиваются права и законные интересы владельцев магазина «Акварель» и кафе «Катюша»  как субъектов предпринимательской деятельности.

 Таким образом, действия (бездействие) ООО «КВС» противоречат деловой этике, коммерческим обычаям и установленным правилам водоснабжения и водоотведения, нарушают нормы действующего законодательства РФ, а именно:

- нарушается основополагающий принцип государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения

- достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и их абонентов, поскольку для обеспечения баланса интересов в области общественных отношений необходимо, чтобы цели ограничения прав и свобод были не только юридически, но и социально оправданны, а сами ограничения адекватны указанным целям и требованиям справедливости; при допустимости ограничения федеральным законом того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями следует использовать не чрезмерные, а только необходимые и обусловленные ими меры (Постановление Конституционного суда РФ от 20.12.2010 № 22П); 

- противоречие принципу добросовестности сторон, определенному статьей 10 ГК РФ, пункт 1 которой запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке;

- противоречит одной из основных целей государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения - обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение;

- противоречие статье 10 Закона о защите конкуренции, которая запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей

Учитывая изложенное, Комиссия считает, что рассматриваемые ООО «КВС» действия, связанные с прекращением бесперебойной подачи водоснабжения в Приход, кафе «Катюша», магазин «Акварель»,  отказом от ее восстановления, содержат признаки нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции
 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны