Предупреждение №02/2-7422 Предупреждение Министерству образования Саратовской области от 16 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Министерство образования Саратовской области

 

410002, г.Саратов, ул.Соляная, 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

Приказом Министерства образования Саратовской области №1077 от 21.05.2019 утверждены Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования в Саратовской области (далее – Правила).

Согласно п.2 Распоряжения Правительства Саратовской области №288- Пр от 29.10.2018 и п.2 Приказа министерства образования Саратовской области от 21 мая 2019 года № 1077 функции регионального оператора персонифицированного финансирования дополнительного образования детей возложены на региональный модельный центр (далее – РМЦ) дополнительного образования детей ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования».

 

  1. Согласно п.77 Правил РМЦ определяет нормативную стоимость образовательной услуги для каждой части образовательной программы, включенной в Реестр сертифицированных образовательных программ.

Письмом Минобрнауки России от 03.07.2018 № 09-953 установлен принцип наличия понятного и прозрачного механизма финансового обеспечения реализации дополнительных общеобразовательных программ поставщиком в соответствии с сертификатами.

Принцип финансирования программ за счет сертификата должен быть нормативно закрепленным, единым, в том числе это выражается в отсутствии преференций для отдельных видов поставщиков, и обеспечивающим равный доступ к бюджетным ресурсам независимо от форм собственности и места расположения исполнителя услуг.

Для однородных образовательных программ поставщиками образовательных услуг устанавливаются однородные нормативы финансового обеспечения их реализации за счет средств сертификата дополнительного образования.

Нормативы обеспечения программ учитывают все затраты, необходимые для их реализации, в объеме, реально отражающем потребности организаций (не допускается по сертификатам оплачивать лишь часть необходимых затрат, сохраняя финансирование оставшейся части для государственных (муниципальных) организаций за счет субсидий, недоступных для иных поставщиков образовательных услуг).

Согласно п. 75 Правил определение нормативной стоимости образовательной услуги осуществляется на основании сведений, характеризующих особенности реализации образовательной программы, указанных в пункте 60 Правил, а также общих параметров, установленных Правилами.

В п. 78 Правил определена формула расчета нормативной стоимости образовательной услуги.

При этом, значения общих параметров, установленных Правилами и не определенных в пункте 78 Правил, используемых для определения нормативной стоимости образовательной услуги, устанавливаются нормативными правовыми актами муниципалитетов, на территории которых реализуются соответствующие образовательные программы (п. 76 Правил).

В свою очередь, п. 3 Приказа министерства образования Саратовской области от 21 мая 2019 года № 1077 установлено, что для муниципалитетов Правила носят рекомендательный характер.

Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, не установлен обязательный для соблюдения порядок установления общих параметров нормативной стоимости для муниципалитетов, что может привести к правовой неопределенности механизма деятельности РМЦ и установлению различной нормативной стоимости для исполнителей услуг в зависимости от муниципального образования Саратовской области, что содержит признаки нарушения ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.

 

2.  Согласно п. 51 Правил решение о включении образовательной программы в Реестр сертифицированных образовательных программ принимается Оператором персонифицированного финансирования при установлении одновременного выполнения для образовательной программы ряда условий, среди которых:

1) представленная образовательная программа содержит все необходимые компоненты, предусмотренные федеральным законодательством (статья 2 пункта 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"), а именно:

-Титульный лист, содержащий указание на наименование поставщика образовательных услуг и образовательной программы, возраст обучающих, срок реализации программы, ФИО и должность(и) разработчика(ов) программы, населенный пункт (город, городской округ, рабочий поселок и т.п.) и год ее разработки, а также гриф утверждения программы в соответствии с локальным нормативным актом поставщика образовательных услуг;

- Раздел "Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы", содержащий:

пояснительную записку, в которой определены: направленность, актуальность, отличительные особенности данной программы, адресат программы (категории обучающихся, на которых рассчитана программа), возраст и возрастные особенности обучающихся, а также их индивидуальные особенности (при необходимости), объем (совокупная продолжительность реализации программы и продолжительность реализации каждой ее части), сроки освоения программы, режим занятий, а также, если это предусмотрено соответствующим локальным актом поставщика образовательных услуг, другие компоненты (например, указание на соответствие программы действующим нормативным правовым актам и государственным программным документам, новизна программы, педагогическая целесообразность и др.);

цель, на достижение которой направлена реализация программы и задачи, которые необходимо выполнить для достижения указанной цели;

планируемые результаты (предметные, метапредметные и личностные на каждый год обучения);

содержание программы, состоящее из учебного плана и содержания учебного плана. При наличии тематических модулей, по каждому модулю должны быть указаны: образовательная задача модуля, которая будет поставлена перед обучающимися; учебные задачи (подзадачи) модуля, которые будут поставлены перед обучающимися; предполагаемые тематические рабочие группы обучающихся и форматы их работы; тематическая программа модуля, которая должна обеспечивать интегративность, преемственность содержания программы, ее уровневость (стартовый, базовый, продвинутый), а также другие содержательные аспекты программы, если это предусмотрено локальным актом поставщика образовательных услуг;

формы аттестации планируемых результатов программы (предметных, метапредметных, личностных) и их периодичность;

-раздел "Комплекс организационно-педагогических условий", содержащий:

методическое обеспечение, где кратко описываются особенности организации образовательного процесса, в том числе используемые в программе формы, методы, приемы и педагогические технологии;

условия реализации программы, где отражается материально-техническое обеспечение программы, перечень информационно-методических и дидактических материалов, кадровое обеспечение (указываются при необходимости вспомогательные кадры - концертмейстеры, педагоги-организаторы, лаборанты и т.д.);

оценочные материалы, отражающие способы аттестации планируемых результатов (предметных, метапредметных, личностных), и дополнительные оценочные материалы, формирующие систему оценивания;

список литературы (отдельно для педагога и для детей), необходимых для успешной реализации программы, оформленный в соответствии с требованиями к библиографическим ссылкам ГОСТ Р 7.0.5-2008;

2) продолжительность образовательной программы по учебному плану в часах составляет от 16 часов до 864 часов;

3) продолжительность части образовательной программы (года обучения, модуля) по учебному плану в часах составляет от 16 до 216 часов;

4) число детей, одновременно находящихся в группе, составляет от 7 до 30-ти человек;

5) ожидаемые результаты освоения образовательной программы (каждой части образовательной программы) соответствуют обозначенным программой целям и задачам ее реализации;

6) содержание и условия реализации образовательной программы соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся по программе;

7) в рамках реализации программы предусматривается материально-техническое обеспечение, достаточное для соблюдения условий реализации программы и достижения заявленных результатов освоения образовательной программы;

8) реализация программы направлена на формирование и развитие творческих способностей детей и/или удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья за рамками общего образования;

9) реализация образовательной программы не нацелена на достижение предметных результатов освоения основных общеобразовательных программ (начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования), предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами общего образования;

10) нормативная стоимость образовательной программы за период ее реализации составляет не более 120% от приходящегося на аналогичный период норматива обеспечения сертификата, включенного в Реестр сертификатов Муниципалитета, на территории которого реализуется образовательная программа;

11) сведения, указанные в уведомлении, подаваемом в соответствии с пунктом 48 Правил, не противоречат приложенной к уведомлению образовательной программе.

В соответствии с письмом Минобрнауки России от 03.07.2018 № 09-953 включение поставщика образовательных услуг автоматически определяет его право на зачисление детей на обучение по сертификатам и получение соответствующего финансового обеспечения (в том числе не предусматриваются дополнительные условия, такие как конкурсный отбор, распределение квот приема детей, прохождение проверки на право заключения договора и др.).

Единственным требованием, предъявляемым к исполнителям образовательных услуг для включения в систему персонифицированного финансирования, является осуществление ими образовательной деятельности в соответствии с требованиями законодательства, в том числе наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности по программам дополнительного образования.

Таким образом, требования к программе относительно количества часов, детей в группе, нормативной стоимости являются излишними и содержат признаки нарушения п.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

 

  1. Согласно п.32 Правил поставщик образовательных услуг для включения в систему персонифицированного финансирования/восстановления в системе персонифицированного финансирования подает Оператору персонифицированного финансирования уведомление о включении в Реестр поставщиков образовательных услуг, содержащее в том числе, сведения о числе образовательных услуг, оказанных в очередном учебном году (в случае если подается уведомление о первичном включении поставщика образовательных услуг в систему персонифицированного финансирования).

К уведомлению о включении в Реестр поставщиков образовательных услуг прикладываются копии документов, подтверждающих сведения, предусматриваемые данным пунктом настоящих Правил.

Пунктом 39 Правил предусмотрены основания для отказа во включении поставщика образовательных услуг в Реестр поставщиков образовательных услуг, среди которых:

-неполнота сведений, указанных в уведомлении о включении в Реестр поставщиков образовательных услуг;

-отсутствие необходимых для включения в Реестр поставщиков образовательных услуг документов.

В связи с чем, непредставление поставщиком сведений о числе образовательных услуг, в случае, когда поставщик ранее не занимался представлением образовательных услуг, может привести к необоснованному отказу во включение в реестр.

Одновременно, Правила не содержат данных о том, какой документ должен быть представлен при отсутствии у поставщика образовательных услуг, оказанных в очередном учебном году.

Более того, требование о представлении данных о числе образовательных услуг, оказанных в очередном учебном году, является излишним, поскольку единственным требованием, предъявляемым к исполнителям образовательных услуг для включения в систему персонифицированного финансирования, является осуществление ими образовательной деятельности в соответствии с требованиями законодательства, в том числе наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности по программам дополнительного образования.

Указанные обстоятельства содержат признаки нарушения ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.

 

  1. Согласно п.56 Правил поставщик образовательных услуг, не позднее 10-ти рабочих дней после получения извещения о создании записи в Реестре сертифицированных образовательных программ, направляет уведомление Оператору персонифицированного финансирования об установлении цены образовательной услуги. Цена образовательной услуги устанавливается поставщиком образовательных услуг для каждой отдельной части образовательной программы.

Пунктом 57 Правил установлено, что цена образовательной услуги устанавливается поставщиком образовательной услуги в размере не более чем 120% от нормативной стоимости образовательной услуги.

При этом, действующим законодательством не предусмотрено государственное регулирование цен на услуги дополнительного образования.

Указанное обстоятельство содержит признаки нарушения ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со ст.39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

На основании изложенного и в соответствии со ст. 39.1 Закона о защите конкуренции Саратовское УФАС России предупреждает Министерство образования Саратовской области о необходимости внесения изменений в Приказ Министерства образования Саратовской области №1077 от 21.05.2019 и Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования в Саратовской области в срок до 30.12.2019, приведя их в соответствии с требованиями действующего законодательства.

О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Саратовское УФАС России в срок до 31.12.2019.

Примечание.

Согласно ч. 5 ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

 

В соответствии с ч. 7 ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Связанные организации

Связанные организации не указаны