Предупреждение б/н Предупреждение от 23 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Администрация муниципального образования «Город Саратов»

__________________________________

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 78

glava@admsaratov.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

Саратовским УФАС России выявлены признаки нарушения ч.1 ст. 15 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в действиях Администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее – Администрация).

27.02.2020 Администрацией принято постановление № 336, которым утверждено Положение «О предоставлении субсидий на возмещение стоимости предоставления питания при организации отдыха детей в каникулярное время в организованных лагерях с дневным пребыванием в муниципальных общеобразовательных учреждениях» (далее – Положение).

Согласно п. 1.2 Положения субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения стоимости предоставления питания при организации отдыха детей в каникулярное время в организованных лагерях с дневным пребыванием в муниципальных общеобразовательных учреждениях.

Согласно п. 1.3 Положения Субсидии предоставляются комитетом по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов" или администрациями районов муниципального образования "Город Саратов", осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных образовательных организаций (далее - учредитель), за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального образования "Город Саратов" на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, и в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на предоставление субсидий.

Также Положением установлены формулы для расчета размера субсидий.

Рассматриваемое Положение было утверждено на основании ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), решения Саратовской городской Думы от 06.12.2019 № 59-461 «О бюджете муниципального образования «Город Саратов» на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 78 БК РФ из местного бюджета субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

Из норматива распределения  бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджета муниципального образования "Город Саратов" на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (приложение №5 к вышеуказанному решению Саратовской городской Думы) следует, что на основное мероприятие "Предоставление питания при организации отдыха детей в каникулярное время в организованных лагерях с дневным пребыванием в муниципальных общеобразовательных учреждениях" (ЦСР 1030300000) в 2020 году предусмотрено 2847,9 тыс. рублей, в 2021 – 20568,3 тыс. рублей, в 2022 – 20568,3 тыс. рублей.

В соответствии с п. 2.3 Положения получатель субсидии представляет учредителю следующие документы:

2.3.1. Заявление на получение субсидии по форме согласно приложению № 1 к Положению.

2.3.2. Копии с предъявлением оригинала для обозрения или нотариально удостоверенные копии:

- устава (для юридических лиц);

- свидетельства о государственной регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);

- свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

- справки об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов, страховых взносов, пени, штрафов, процентов, выданной налоговым органом не ранее чем за 30 дней до дня ее представления;

- паспорта (для физических лиц);

- договора аренды (субаренды) муниципального имущества для организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях;

- выписки из единого государственного реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), выданной не позднее пяти рабочих дней до дня представления документов, указанных в пункте 2.3 Положения.

Исходя из изложенного, Саратовское УФАС России приходит к выводу о том, что в данном случае правом на получение субсидий обладают лица, заключившие договор аренды (субаренды) муниципального имущества для организации питания обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях.

Следовательно, никакой хозяйствующий субъект, кроме имеющего вышеуказанный договор аренды, не может обратиться в органы местного самоуправления муниципального образования «Город Саратов» с целью получения субсидии на основании Положения.

В данном случае складывается ситуация, при которой право на получение субсидии ставится в зависимость от наличия договора аренды помещения.

В связи с чем, отсутствует возможность выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Одновременно необходимо отметить, что из Положения не следует, каким образом хозяйствующие субъекты могут получить информацию о возможности выполнения услуг по организации питания обучающихся в городе Саратове.

Согласно ч.1 ст. 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ данный федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся.

Под муниципальным заказчиком в ст. 3 Закона о контрактной системе понимается  муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

В свою очередь, бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году (ст. 6 БК РФ).

Частью 1 ст. 19 Закона об общих принципах организации местного самоуправления установлено, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с указанным федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов, органами местного самоуправления муниципальных округов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

При этом ч. 1 ст. 37 Закона об общих принципах организации местного самоуправления предусмотрено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Устава муниципального образования «Город Саратов» (решение Саратовской городской Думы от 18.12.2005 № 67-649) финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города, осуществляется только за счет предоставляемых бюджету города субвенций из соответствующих бюджетов.

Органы местного самоуправления города вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты, а также в иных случаях, в порядке, установленном городской Думой.

Органы местного самоуправления города, на которые возложено исполнение отдельных государственных полномочий, несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в порядке, установленном соответствующими федеральными законами и законами Саратовской области, в пределах выделенных городу на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Из ст. 33 Устава следует, что администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Саратовской области.

Решением Саратовской городской Думы от 06.12.2019 № 59-461 «О бюджете муниципального образования «Город Саратов» на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» предусмотрены  дополнительные расходы бюджета на указанные цели и определены нормативы распределения доходов.

Таким образом, финансирование данных услуг в рассматриваемой ситуации осуществляется за счет средств местного бюджета путем предоставления субсидий, что не соотносится с основными принципами и целями Закона о контрактной системе, направленного на обеспечение конкуренции на товарных рынках.

В п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции определено, что под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Как следует из п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции, признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Не применение конкурсных процедур, а предоставление субсидий на выполнение услуг по организации питания обучающихся на основании Положения противоречит нормам бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе, предусматривающих проведение закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их не проведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.

Кроме того, необходимо отметить, что принятие Администрацией муниципального образования «Город Саратов» Положения препятствует добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между потенциальными участниками торгов, что в свою очередь приводит к невозможности экономии бюджетных средств.

Государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять все виды закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг согласно требованиям, установленным в Законе о контрактной системе.

Предоставление субсидий на возмещение затрат в связи с осуществлением деятельности по решению отдельных вопросов местного значения нарушает принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, а также принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, заложенные в статьях 34, 38 БК РФ.

Несоблюдение указанного в Законе о контрактной системе порядка осуществления закупок для муниципальных нужд, является нарушением названного Федерального закона, а также может привести к устранению конкуренция среди хозяйствующих субъектов и созданию преимущества отдельным хозяйствующим субъектам.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Таким образом, действия администрации муниципального образования «Город Саратов» по принятию постановления № 336 от 27.02.2020 «О предоставлении субсидий на возмещение стоимости предоставления питания при организации отдыха детей в каникулярное время в организованных лагерях с дневным пребыванием в муниципальных общеобразовательных учреждениях» могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Таким образом, в действиях Администрации муниципального образования «Город Саратов» содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, на основании статьи 39.1 Закон о защите конкуренции, Саратовское УФАС России предупреждает Администрацию муниципального образования «Город Саратов» о необходимости совершения действий для устранения нарушения путем:

1. Отменить постановление Администрации муниципального образования «Город Саратов» № 336 от 27.02.2020 «О предоставлении субсидий на возмещение стоимости предоставления питания при организации отдыха детей в каникулярное время в организованных лагерях с дневным пребыванием в муниципальных общеобразовательных учреждениях» в срок до 09.11.2020.

2. О выполнении предупреждения сообщить в Саратовское УФАС России в срок до 10.11.2020.

 

Примечание.

Согласно ч. 5 ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

В соответствии с ч. 7 ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 

 

Руководитель управления                                                                              ...

Связанные организации

Связанные организации не указаны