Предупреждение б/н Предупреждение АО "Ситиматик" от 6 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

В Саратовское УФАС России поступило заявление ООО «АС-М» (далее также – Заявитель) о нарушении АО «Ситиматик» (далее также – Региональный оператор) антимонопольного законодательства Российской Федерации, выразившемся в уклонении АО «Ситиматик» от заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО) на условиях, предложенных ООО «АС-М», и навязывании невыгодных условий договора, касательно места (площадки) накопления ТКО и способа коммерческого учета ТКО (далее — Заявление).

Рассмотрев Заявление, а также письменные пояснения, представленные АО «Ситиматик», Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области и материалы, представленные Комитетом жилищно-коммунального хозяйства, топливноэнергетического комплекса, транспорта и связи Администрации Энгельсского муниципального района, Саратовским УФАС России установлено следующее.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Как следует из изложенного, злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке характеризуется следующей совокупностью взаимосвязанных признаков:

  1. доминирующее положение хозяйствующего субъекта;
  2. совершение хозяйствующим субъектом действия (бездействия);
  3. наступление или возможность наступления негативных последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей;
  4. наличие объективной взаимосвязи между доминирующим положением, совершением деяния и его негативными последствиями либо возможностью наступления таких последствий.
  5. Указанная позиция также изложена в разъяснениях Президиума ФАС России № 8 «О применении положений ст. 10 Закона о защите конкуренции», утвержденных протоколом Президиума ФАС России от 07.06.2017 № 11.

Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2  «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее – Пленум № 2) по смыслу абз. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции во взаимосвязи с п. 3, 4 ст. 1 и абз. 2 п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной ( монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных в ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции последствий.

В соответствии с абз. 21 ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления) под ТКО понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

Согласно абз. 26 ст. 1 Закона об отходах производства и потребления оператор по обращению с ТКО - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно абз. 27 ст. 1 Закона об отходах производства и потребления региональный оператор по обращению с ТКО -  оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии с Соглашением № 1, заключенным между Министерством природных ресурсов и экологии Саратовский области и АО «Управление отходами», по результатам конкурсного отбора АО «Управление отходами» было определено в качестве регионального оператора по обращению с ТКО на территории Саратовской области (Зона деятельности 1).

Согласно п. 4 Соглашения № 1 в Зону деятельности 1 Регионального оператора вошел в том числе Энгельсский муниципальный район.

20.04.2021 АО «Управление отходами» было переименовано в АО «Ситиматик».

Из Заявления и прилагаемых к нему материалов следует, что 14.11.2022 ООО «АС-

М» направило в АО «Ситиматик» заявление с просьбой заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО. При этом в своем заявлении ООО «АС-М» указало, что располагает собственной площадкой накопления ТКО, оборудованной контейнерами в количестве 2 шт., объёмом 1,1 куб.м каждый, и просило осуществлять учёт ТКО согласно абз. 3 пп. «а» п. 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 (далее – Правила № 505), то есть расчётным путём, исходя из количества и объёма контейнеров для накопления ТКО, установленных на площадке накопления ТКО ООО «АС-М», два раза в месяц с интервалом 15 дней.

Из Заявления также следует, что площадка накопления ТКО ООО «АС-М» расположена по адресу: 413118 , Саратовская обл., г. Энгельс, ул. Советская,  119.

Письмом от 02.12.2022 АО «Ситиматик» направило в адрес ООО «АС-М» проект договора от 02.12.2022 № 53/312/0018566 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – Договор), а также проект дополнительного соглашения к Договору.

Согласно п. 4.1 Договора, стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», расчетным способом исходя из ( указать нужное ):

  1. количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления при наличии собственной контейнерной площадки, исключающей доступ третьих лиц: нет;
  2. нормативов накопления ТКО, установленных приказом министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, действующий в соответствующий расчетный период выраженных в количественных показателях объема: да.

В соответствии с таблицей № 1 «Объём и место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов (ТКО)» приложения № 1 к Договору (далее – Таблица № 1), договор заключался в отношении двух объектов:

  • Торговые павильоны (413118, Саратовская обл., г. Энгельс, ул. Советская, 119);
  • Продовольственный магазин (413118, Саратовская обл., г. Энгельс, ул. Советская, 119).

Согласно Таблице № 1 в отношении каждого объекта были указаны площадь (216 и

155) , норматив накопления (0,44 и 0,87) и объем принимаемых ТКО, в соответствии с пп.  2 п. 4.1 (95,04 и 134,85), при этом не было указано место (площадка) накопления ТКО и способ складирования.

В соответствии с таблицей № 2 «Данные о технических характеристиках мест ( площадок) накопления твердых коммунальных отходов» для каждого из объектов было указано место (площадка) накопления ТКО, а именно контейнерная площадка общего пользования, расположенная по адресу: Саратовская обл., г. Энгельс, ул. Вокзальная, д. 40. Для каждого объекта было указано 2 контейнера объемом 1,1 куб.м, периодичность вывоза ТКО указана не была. При этом было указано, что в случае коммерческого учета количества ТКО в соответствии с пп. 2 п. 4.1 Договора заполнение данных о технических характеристиках мест (площадок) накопления ТКО не является обязательным.

Согласно дополнительному соглашению к Договору, АО «Ситиматик» предложило указать в п. 4.1 Договора, что учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами № 505, будет осуществляться расчетным способом исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления при наличии собственной контейнерной площадки, исключающей доступ третьих лиц. При этом была предложена новая редакция Таблицы № 1 из которой была исключена информация о объектах ООО «АС-М» (Торговые павильоны и Продовольственный магазин), площади и нормативе накопления. В новой редакции Таблицы № 1 в качестве наименования объекта было указано ООО «АС-М», объем принимаемых ТКО был указан в соответствии с пп. 1 п. 4.1 – 228,8 куб.м (не соответствует сумме ранее указанных объемов по объектам ООО «АС-М»), также было указано место (площадка) складирования ТКО (контейнерная площадка) и способ складирования (контейнер).

Также была предложена новая редакция Таблицы № 2, из которой была исключена информация о объектах ООО «АС-М» (Торговые павильоны и Продовольственный магазин). В новой редакции Таблицы № 2 в качестве наименования объекта было указано ООО «АС-М», адрес месторасположения площадки был изменен на адрес месторасположения площадки накопления ТКО ООО «АС-М» (413118 , Саратовская обл., г. Энгельс, ул. Советская, 119), периодичность вывоза ТКО указана из расчета 2 раза в неделю (ВТ и ПТ).

При этом, АО «Ситиматик» в письме от 02.12.2022 указало, что предлагаемая ООО «АС-М» периодичность вывоза ТКО предполагает прием Региональным оператором ТКО в объеме, не соответствующем объему отходов, определенному исходя из нормативов накопления ТКО.

Кроме того, АО «Ситиматик» в письме от 02.12.2022 отметило, что п. 6 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), установлено, что количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО. Кроме того, СанПиН 2.1.3684-21 регламентированы сроки временного накопления несортированных ТКО, подлежащих в дальнейшем приему региональным оператором.

Из Заявления следует, что ООО «АС-М», рассмотрев предлагаемые АО «Ситиматик» к заключению Договор и дополнительное соглашение к Договору, пришло к выводу о том, что установленная в дополнительном соглашении к Договору периодичность вывоза ТКО фактически приводит годовой объем вывозимого ТКО к нормативам накопления ТКО.

Не согласившись с предложенными условиями, ООО «АС-М» направило 30.01.2023 в АО «Ситиматик» протокол разногласий к проекту договора, предложив изложить п. 4.1 Договора в следующей редакции: Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», расчетным способом исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных на контейнерной площадке ООО «АС-М», расположенной по адресу: Саратовская обл., г. Энгельс, ул. Советская, 119, исключающей доступ третьих лиц. Кроме того, ООО «АС-М» предложило сократить количество контейнеров, указанных в Таблицы № 2 до 1 шт., при сохранении предложенной АО «Ситиматик» периодичности, указав, что один из контейнеров, используемых на контейнерной площадке ООО «АС-М», служит местом для складирования картона и картонной тары, утилизируемой по договору со специализированной организацией ООО «ПАКМИЛ Энгельс».

Также ООО «АС-М» 10.02.2023 направило в адрес АО «Ситиматик» претензию по

факту составления АО «Ситиматик» 31.01.2023 акта № 4/12959, согласно которому Региональный оператор осуществил в январе 2023 года вывоз 19,158 куб.м ТКО ООО «АСМ». В своей претензии ООО «АС-М» указало, что в январе 2023 года с контейнерной площадки ООО «АС-М», расположенной по адресу: Саратовская обл., г. Энгельс, ул. Советская, 119, вывоз ТКО не осуществлялся.

АО «Ситиматик» письмом от 13.02.2023 отказало ООО «АС-М» в согласовании протокола разногласий отметив, что в соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (далее – Постановление ПП РФ № 269), нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов. Уполномоченным на установление и изменение нормативов накопления твердых коммунальных отходов органом исполнительной власти на территории Саратовской области является Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 27.09.2022 № 481  «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области» (далее – Приказ № 481) утверждены нормативы накопления ТКО. С учетом положений п. 4 Постановления ПП РФ № 269, утвержденные на территории Саратовской области нормативы накопления твердых коммунальных отходов дифференцированы по категориям объектов, на которых образуются отходы.

13.03.2023  АО «Ситиматик» в ответе на претензию ООО «АС-М» указало, что в связи с несогласованной региональным оператором периодичностью вывоза ТКО, указанной ООО «АС-М» в заявлении на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, был подготовлен Договор, в соответствии с которым расчет объема принимаемых региональным оператором ТКО осуществляется исходя из установленных нормативов накопления твердых коммунальных отходов, складирование образующихся твердых коммунальных отходов в отношении вышеуказанных объектов осуществляется на площадке (месте) накопления, организованном органами местного самоуправления (контейнерной площадке общего пользования). В период с 01.11.2022 ООО «АС-М» не было лишено возможности получения услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами путем складирования твердых коммунальных отходов на контейнерной площадке общего пользования.

Между тем, как было установлено выше, одновременно с Договором, ООО «АС-М» получило дополнительное соглашение к Договору, датированное датой заключения Договора. В указанном дополнительном соглашении к Договору была указана контейнерная площадка ООО «АС-М».

Таким образом, указанная Региональным оператором возможность использования контейнерной площадки общего пользования не согласуется с дополнительным соглашением к Договору, поскольку АО «Ситиматик» была определена в качестве места (площадки) накопления ТКО контейнерная площадка накопления ТКО Заявителя.

Законодательство Российской Федерации в сфере обращения ТКО устанавливает императивные требования для регионального оператора, как лица, осуществляющего деятельность по обращению с ТКО, в части соблюдения санитарно-эпидемиологических норм.

Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья, регулируются

Федеральным законом от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ).

На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, разработанные и утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 1 статьи 38, пункты 1, 3 статьи 39 поименованного федерального закона).

Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554, установлено, что основной задачей государственного санитарноэпидемиологического нормирования является установление санитарноэпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания (пункт 1). Нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарноэпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), содержащие в том числе оптимальные и предельно допустимые уровни влияния на организм человека факторов среды его обитания (пункт 2).

Под санитарно-эпидемиологическими требованиями понимаются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарноэпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (статья 1 Федерального закона № 52-ФЗ).

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, в соответствии с пунктами 4-6 Положения о федеральном государственном санитарноэпидемиологическом контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года № 1100 является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), организацию государственного надзора осуществляет руководитель Роспотребнадзора Главный государственный санитарный врач Российской Федерации.

Реализуя предоставленные полномочия, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации утвердил и ввел в действие постановлением от 28.01.2021 № 3 Санитарные правила 2.1.3684-21, определяющие санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, установив срок их действия до 1 марта 2027 года.

Пункт 6 действующих Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 , утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от

28.01.2021 № 3 (далее — СанПиН 2.1.3684-21), регламентирует, что количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО.

Статья 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) в пунктах 1 и 2 предусматривает, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарноэпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).

Пункт 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил № 505 предусматривает, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505.

При раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 данных правил, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов (пункт 8 Правил № 505).

Какие-либо правила определения количества и объема контейнеров, подлежащих размещению на контейнерных площадках, приведенные положения нормативных правовых актов не предусматривают и имеют иной предмет правового регулирования в отличие от Санитарных правил.

В свою очередь пункт 3 статьи 13.4 Закона об отходах производства и потребления и пункт 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, предусматривают, что места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов в силу пункта 3 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 , также осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Указанное свидетельствует о том, что пункт 6 Санитарных правил 2.1.3684-21 входит в предмет санитарно-эпидемиологического нормирования и устанавливает обязательные санитарно-эпидемиологические требования к месту накопления ТКО (контейнерной площадке), в частности к количеству размещаемых контейнеров, не изменяя и не затрагивая правовых основ определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, а также вопросов осуществления их коммерческого учета.

Данная позиция, в том числе подтверждена выводами Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в Решении Верховного Суда РФ от 30.06.2022 № АКПИ22-343

«Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца первого пункта 6 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарноэпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3».

Таким образом, приведение годового объема, вывозимого ТКО к нормативам накопления ТКО, согласуется с требованиями действующего законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Вместе с тем, из письменных пояснений АО Ситиматик следует, что согласно

Приказу № 481, годовой норматив накопления ТКО в отношении категории объектов «продовольственные магазины» и «Палатки, киоски, павильоны и другие объекты нестационарной торговли», расположенных в населенных пунктах с численностью населения от 100 тыс. до 300 тыс. человек, составляет 0,87 и 0,44 куб.м/год. соответственно в расчете на 1 кв.м, общей площади объекта. По адресу: Саратовская обл., г. Энгельс, ул. Советская, 119, расположено два объекта ООО «АС-М»:

  • продовольственный магазин, площадью 155 кв.м;
  • торговые павильоны, площадью 216 кв.м.

Однако, в дополнительном соглашении к Договору, которым устанавливаются объём и место (площадка) накопления ТКО, не раскрываются типы объектов и площадь, используемые для расчета объемов принимаемых ТКО.

Тем самым Заявителю навязываются невыгодные условия договора на оказание услуг по обращению с ТКО, поскольку в дополнительном соглашении к Договору не раскрываются нормативы, по которым производится расчет объемов принимаемых ТКО.

Необходимо также отметить, что одновременное направление ООО «АС-М» проекта Договора, а также дополнительного соглашения к нему, которым меняются существенные условия Договора, не отвечает принципам требованиям добросовестности, разумности и справедливости, приравненным к общим началам и смыслу гражданского законодательства.

АО «Ситиматик» письмом от 02.12.2022 фактически навязывает ООО «АС-М» заключение договора и дополнительного соглашения к нему на взаимоисключающих условиях.

Кроме того, согласно п. 3.3.2 Договора потребитель обязан обеспечивать складирование ТКО в контейнеры или иные места в соответствии с приложением к настоящему Договору.

Согласно пп. а п. 13 Формы типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее — Форма типового договора), потребитель обязан осуществлять складирование ТКО в местах накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.

Таким образом, Договор не соответствует Форме типового договора, поскольку из него исключено условие о том, что место накопления ТКО определенно договором на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами. Кроме того, согласно п. 1 Формы типового договора, который также установлен в Договоре, региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Конституции РФ поддержка конкуренции является основой конституционного строя Российской Федерации. Государство запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34 Конституции РФ).

В ст. 10 ГК РФ установлены пределы осуществления гражданских прав участников гражданских правоотношений согласно которым:

  • не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (п.1 ст.10 ГК РФ);
  • добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (п. 5 ст.10 ГК РФ).

В свою очередь, антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ и направлено на обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиту конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

При этом обеспечение экономического равенства участников гражданских отношений невозможно без ограничения прав и возможностей лиц, обладающих существенной рыночной властью.

В связи с чем антимонопольным законодательством также определены организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (  или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Состав злоупотребления доминирующим положением охватывает как действия доминирующего хозяйствующего субъекта, ограничивающие конкуренцию, так и действия, которые не приводят к недопущению, устранению или ограничению конкуренции, но ущемляют интересы других лиц.

Согласно абз. 1 п. 11 Пленума № 2, антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Саратовским УФАС России был проведен анализ состояния конкуренции на рынке оказания услуг по обращению с ТКО на территории Саратовской области.

В результате проведенного анализа было установлено, что АО «Ситиматик» занимает на территории Саратовской области доминирующее положение на рынке оказания услуг по обращению с ТКО.

Таким образом, действия АО «Ситиматик» навязыванию контейнерной площадки общего пользования и не указанию в дополнительном соглашении к Договору типов объектов, их площади и применяемых нормативов, содержат признаки недобросовестности.

При таких обстоятельствах действия АО «Ситиматик» содержат признаки нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием в действиях АО «Ситиматик» признаков нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции и на основании ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, Саратовское УФАС России предупреждает АО «Ситиматик» о необходимости прекращения указанных действий путем:

  • отзыва письма от 02.12.2022, а также проекта договора от 02.12.2022 № 53/312/0018566 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ( далее – Договор) и проекта дополнительного соглашения к Договору;
  • отзыва письма от 13.03.2023, направленного в адрес ООО «АС-М», в котором сообщалось об использовании контейнерной площадки общего пользования;
  • повторного рассмотрения заявления ООО «АС-М» о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО;
  • проведения разъяснительной работы с сотрудниками АО «Ситиматик», направленной на недопущение изложенных в настоящем предупреждении действий, в том числе путем ознакомления с данным предупреждением.

Указанные действия должны быть совершены в течение 10 дней с момента получения предупреждения.

О выполнении предупреждения сообщить в Саратовское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны