Решение б/н Решение Северо-Осетинского УФАС России по делу №04-08/03-08-... от 29 сентября 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Заявитель: ООО «Спринтер»
Ответчик: Министерство промышленной и транспортной политики РСО-Алания
Заинтересованные лица:
ГУАТП «Автоколонна - 1691»
УГИБДД МВД по РСО – Алания
РЕШЕНИЕ
г. Владикавказ
Резолютивная часть решения объявлена 17 сентября 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено 28 сентября 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия – Алания по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Р.Р. Плиев – руководитель
Северо – Осетинского УФАС России;
Члены Комиссии: А.С. Кудзиева – заместитель
руководителя – начальник отдела
контроля закупок Северо - Осетинского УФАС России;
М.Э. Бидихова – начальник отдела контроля органов власти,
рекламы и финансовых рынков Северо – Осетинского УФАС России;
Е.П. Дмитриева - главный
специалист-эксперт отдела
контроля органов власти, рекламы и финансовых рынков Северо – Осетинского УФАС России;
Е.Г. Таутиева – ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти, рекламы и финансовых рынков Северо – Осетинского УФАС России,
рассмотрев дело №04-08/03-08-15 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 25.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в отношении Министерства промышленной и транспортной политики Республики Северная Осетия-Алания (362025, РСО – Алания, г.Владикавказ, ул.Пушкинская, 47),
с участием заявителя жалобы - генерального директора ООО «Спринтер» <…> (приказ ООО «Спринтер» от 20.11.2007г.),
с участием представителя ответчика - Министерства промышленной и транспортной политики Республики Северная Осетия-Алания Хетагурова К.А., действующего на основании доверенности №01 от 13.01.2015 года,
с участием представителя заинтересованного лица – ГУАТП «Автоколонна 1691» <…>, действующего на основании доверенности №59 от 11.09.2015г.,
с участием представителя заинтересованного лица - УГИБДД МВД по РСО – Алания <…> (служебное удостоверение СЕО №001835 от 20.02.2011г., личный номер <...> Б-410530),
УСТАНОВИЛА:
В Северо-Осетинское УФАС России поступило заявление ООО «Спринтер» (далее – Заявитель, Общество) (вх. №2201 (н) от 23.06.2015г.) с жалобой на действия Министерства промышленной и транспортной политики РСО-Алания (далее – Министерство), выразившиеся в устранении Общества с рынка предоставления транспортных услуг населению.
Из заявления следует, что с 2008 года ООО «Спринтер» занималось разработкой паспорта межмуниципального автобусного маршрута «г.Владикавказ – г.Алагир – с.Црау». Заявитель указывает, что необходимость открытия маршрута была обусловлена неоднократными обращениями жителей с.Црау к ООО «Спринтер» с просьбами открыть межмуниципальный автобусный маршрут «г.Владикавказ – г.Алагир – с.Црау», что подтверждается сбором подписей жителей с.Црау о необходимости его открытия.
29.10.2014 года глава АМС с.Црау РСО-Алания <…> обратился в Министерство промышленной и транспортной политики РСО-Алания с просьбой оказать содействие ООО «Спринтер» в открытии указанного маршрута.
15.04.2015 года Общество обратилось в Министерство с просьбой разрешить открыть вышеуказанный маршрут.
12.05.2015 года Министерство сообщило, что ГУАТП «Автоколонна – 1691» также разрабатывает паспорт маршрута «г.Владикавказ – г.Алагир – с.Црау», в связи с чем открытие ООО «Спринтер» указанного маршрута Министерство считает нецелесообразным.
29.05.2015 года Обществом завершена разработка паспорта межмуниципального автобусного маршрута «г.Владикавказ – г.Алагир – с.Црау», а также расписания движения автобусов по указанному маршруту.
03.06.2015 года Общество обратилось в Министерство с просьбой утвердить паспорт маршрута и внести его в реестр межмуниципальных автобусных маршрутов РСО-Алания.
10.06.2015 года Министерство сообщило, что вышеуказанный паспорт был разработан ранее и утвержден, а утверждать дублирующий паспорт маршрута Министерство считает нецелесообразным.
Также в своем заявлении ООО «Спринтер» указывает на то, что никто кроме Общества не обращался в отдел организации дорожного движения УГИБДД МВД по РСО-Алания (далее – Управление) с целью проведения обследования на предмет наличия опасных участков и линейных сооружений на протяжении всего маршрута, что является неотъемлемой частью паспорта маршрута, без указанной процедуры паспорт не может быть утвержден. ООО «Спринтер» указанную процедуру прошло и 02.06.2015г. получило утвержденную схему.
По мнению ООО «Спринтер», Министерство, используя представленные Обществом материалы об основных характеристиках вышеуказанного маршрута и саму идею его открытия, с помощью подведомственного Министерству ГУАТП «Автоколонна-1691» разрабатывает паспорт маршрута; при этом Министерство своими действиями препятствует ООО «Спринтер» в реализации своих прав.
В своем отзыве (вх. №2429(н) от 09.07.2015г.) на заявление ООО «Спринтер» Министерство промышленной и транспортной политики РСО-Алания не согласилось с изложенными в нем доводами по следующим основаниям.
В 1957 году решением Алагирского горисполкома был открыт маршрут Алагир – Црау, обслуживаемый в то время пассажирским автотранспортным хозяйством г.Алагир. По просьбам жителей с.Црау в паспорт маршрута «Црау –Алагир» государственным унитарным предприятием «Автоколонна – 1691» в феврале 2014 года были внесены изменения путем продления его до г.Владикавказа.
Паспорт маршрута с внесенными изменениями согласован и утвержден Министерством совместно с Администрацией местного самоуправления Алагирского района 15.05.2015 года.
Министерство также указало, что в настоящее время обслуживание вышеуказанного маршрута осуществляет ГУАТП «Автоколонна – 1691», так как, согласно пункту 6 статьи 14 Закона РСО-Алания от 14.11.2011г. № 39-РЗ «Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок в Республике Северная Осетия-Алания» в целях бесперебойного транспортного обслуживания населения уполномоченный орган вправе однократно без проведения конкурса заключить договор с перевозчиком на выполнение транспортных перевозок по маршрутам регулярных перевозок на срок не более 90 дней.
В своем отзыве (вх. №2429(н) от 09.07.2015г.) Министерство также указывает на то, что в целях отбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа, а также для удовлетворения потребностей населения в безопасных и своевременных перевозках в ближайшее время Министерством будет объявлен конкурс на право осуществления пассажирских перевозок по вышеуказанному маршруту, в котором могут принять участие все желающие, имеющие лицензию на осуществление пассажирских перевозок, о чем Министерство письменно уведомило директора ООО «Спринтер» Габанова О.Б.
Участвующие при рассмотрении дела директор ООО «Спринтер» Габанов О.Б., представители Министерства промышленной и транспортной политики Республики Северная Осетия-Алания, ГУАТП «Автоколонна-1691», УГИБДД МВД по РСО – Алания пояснили следующее.
Старший государственный инспектор дорожного надзора ОДН УГИБДД МВД по РСО-Алания Муртазов Т.В. в письменном и устном пояснении указал, что в соответствии с положением о Госавтоинспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации №527 от 01.06.2013г. и Закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» согласование схем и паспортов маршрутов не входит в компетенцию органов ГИБДД МВД РФ.
Сотрудник Управления также сообщил, что в Федеральном законе Российской Федерации от 13 июля 2015г. №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» отсутствует пункт, предусматривающий согласование либо утверждение схем и паспортов маршрутов регулярных пассажирских перевозок в органах ГИБДД МВД РФ. <…> также пояснил, что, в свою очередь Управление ГИБДД МВД по РСО-Алания не возражает открытию пассажирских перевозок по маршруту «Црау-Алагир-Владикавказ» для осуществления пассажирских перевозок.
На вопрос Комиссии о том, чем, в таком случае, руководствовалось Управление при согласовании 02.06.2015г. паспорта указанного маршрута, разработанного ООО «Спринтер», представитель УГИБДД МВД по РСО – Алания <…> указал, что согласование ООО «Спринтер» осуществляло другое должностное лицо – <…>, при этом УГИБДД МВД по РСО – Алания по заявлению обратившегося лица осуществляет обследование опасных участков маршрутов на предмет безопасности дорожного движения.
Представитель Министерства <…> в письменном объяснении от 16.09.2015 года №10-ПО, а также устно указал, что договор на право осуществления перевозок по маршруту «г.Владикавказ – г.Алагир – с.Црау» с ГУАТП «Автоколонна-1691» Министерством промышленной и транспортной политики РСО – Алания до настоящего времени не заключался.
На вопрос членов Комиссии о том, каким образом Министерство в приложении к письму в Северо – Осетинское УФАС России (вх. №2429(н) от 09.07.2015г.) приобщило заверенную копию временного договора на выполнение пассажирских перевозок и багажа по межмуниципальному маршруту «Црау-Алагир- Владикавказ» от 22.05.2015г, имеющийся в материалах дела, представитель Министерства указал, что данный договор не должен был заключаться.
Представитель Министерства также пояснил, что в настоящее время объявлен конкурс на право заключения договора на обслуживание межмуниципального маршрута «Владикавказ-Алагир-Црау». Извещение опубликовано в газете «Северная Осетия» от 17.09.2015 г. № 169, а также на официальном сайте Министерства.
Представитель ГУАТП «Автоколонна-1691» <…> на вопрос членов Комиссии о том, на основании чего организация осуществляет перевозки по маршруту «Владикавказ-Алагир-Црау» пояснил, что ГУАТП «Автоколонна-1691» осуществляет перевозки по указанному маршруту на основании утвержденного паспорта маршрута и указания Министерства. На вопрос о том, заключался ли ГУАТП «Автоколонна-1691» временный договор с Министерством промышленной и транспортной политики РСО – Алания представитель автотранспортного предприятия ответить не смог.
Заслушав присутствующих на заседании Комиссии лиц, изучив имеющиеся в деле материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
15 апреля 2015 года ООО «Спринтер» обратилось в Министерство промышленной и транспортной политики РСО – Алания с заявлением об открытии нового автобусного маршрута пригородного сообщения «г. Владикавказ-г. Алагир – г. Црау». Письмом №УЗ.153 от 12.05.2015 года Министерство сообщило Заявителю о том, что в настоящее время паспорт указанного маршрута разрабатывает ГУАТП «Автоколонна – 1691», в связи с чем открытие ООО «Спринтер» вышеуказанного маршрута Министерство считает нецелесообразным.
Письмом от 29.05.2015 года (получено Министерством 03.06.2015г.) ООО «Спринтер» повторно обратился в Министерство с заявлением об открытии межмуниципального маршрута «г. Владикавказ - г. Алагир - г. Црау», об утверждении паспорта указанного маршрута, разработанного ООО «Спринтер». Заявитель также просил внести указанный маршрут в реестр межмуниципальных автобусных маршрутов РСО – Алания.
Письмом от 10.06.2015 года №101.170 Министерство промышленной и транспортной политики РСО – Алания уведомило ООО «Спринтер» о том, что паспорт межмуниципального маршрута «г. Владикавказ - г. Алагир – г. Црау» был разработан и ранее утвержден, утверждать дублирующий паспорт Министерство считает нецелесообразным. Также министерство уведомило Заявителя о том, что в ближайшее время будет объявлен конкурс на право осуществления пассажирских перевозок по вышеуказанному маршруту, в котором ООО «Спринтер», при желании, может принять участие.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 3 Закона Республики Северная Осетия – Алания от 14.11.2011 года №39-РЗ «Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок в Республике Северная Осетия-Алания» (далее – Закон РСО-Алания № 39-РЗ) паспорт маршрута - документ, удостоверяющий маршрут регулярных перевозок и содержащий сведения об оборудовании, протяженности и остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок, схеме опасных участков, расписании движения по маршруту регулярных перевозок. Указанная формулировка паспорта маршрута также определена пунктом 2 Порядка оформления и ведения паспорта межмуниципального автобусного маршрута на территории РСО - Алания, утвержденного Приказом Министерства промышленной и транспортной политики РСО-Алания от 23.05.2013 № 32-ПР.
Согласно пунктам 3-5 статьи 8 Закона РСО-Алания № 39-РЗ открытие, изменение или закрытие межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, расположенных в границах территории Республики Северная Осетия-Алания, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания - Министерством промышленной и транспортной политики РСО-Алания.
Инициаторами открытия или изменения маршрута регулярных перевозок могут выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Северная Осетия-Алания, общественные организации, юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Заявление об открытии или изменении маршрута регулярных перевозок подается инициатором в уполномоченный орган. К заявлению прилагаются:
1) схема маршрута по выбранной трассе в виде графического условного изображения с указанием остановочных пунктов, расстояний между ними, а также характерных ориентиров (развилок дорог, перекрестков, железнодорожных переездов, мостов и т.д.);
2) обоснование целесообразности открытия или изменения маршрута регулярных перевозок;
3) данные предварительного обследования дорожных условий на предмет их соответствия требованиям безопасности движения;
4) перечень объектов транспортной инфраструктуры на предполагаемом маршруте и документы, подтверждающие техническую возможность оборудовать или переоборудовать объекты, необходимые для выполнения перевозок по предполагаемому маршруту регулярных перевозок;
5) расписание движения и тип транспортных средств, наиболее соответствующий виду перевозки по предполагаемому маршруту регулярных перевозок.
Инициатор вправе приложить к заявлению иные документы, подтверждающие целесообразность и возможность открытия или изменения маршрута регулярных перевозок.
Согласно Постановлению Правительства РСО-Алания от 20.07.2012г. № 248 «Вопросы Министерства промышленной и транспортной политики РСО-Алания» Министерство устанавливает межмуниципальные автобусные маршруты регулярного сообщения пассажирского транспорта с определением начальных и конечных пунктов маршрута и утверждает расписание движения транспорта на этих маршрутах; организует и координирует работу маршрутных перевозчиков на межмуниципальных автобусных маршрутах; проводит конкурсы на право заключения договора на выполнение пассажирских перевозок по межмуниципальным автобусным маршрутам на территории Республики Северная Осетия-Алания; заключает договоры с перевозчиками на осуществление пассажирских перевозок по межмуниципальным автобусным маршрутам; утверждает паспорта межмуниципальных автобусных маршрутов, формирует и ведет их реестр (пункты 44-48 Постановления №248).
Согласно предоставленной Министерством информации, в 1957 году решением Алагирского горисполкома был открыт маршрут «Алагир – Црау». В феврале 2014 года в паспорт маршрута «Црау –Алагир» государственным унитарным предприятием «Автоколонна – 1691» были внесены изменения путем продления его до г.Владикавказа. 15 мая 2015 года паспорт маршрута с внесенными изменениями был согласован и утвержден Министерством промышленной и транспортной политики РСО-Алания, совместно с Администрацией местного самоуправления Алагирского района.
При этом Министерство отказало ООО «Спринтер» в утверждении паспорта маршрута, ссылаясь на то, что паспорт разработан и утвержден ранее, а утверждать дублирующий паспорт маршрута нецелесообразно.
Согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно – правовому регулированию в сфере транспорта (статья 20 вышеназванного закона).
Таким образом, обязанность Министерства промышленной и транспортной политики РСО – Алания обеспечивать безопасность пассажирских автобусных перевозок вытекает из вышеперечисленных норм законодательства.
Схема опасных участков является документом, в котором фиксируются все опасные участки, встречающиеся на пути следования маршрута, а также те опасные участки, которые могут оказать влияние на безопасность движения по данному маршруту. Эти цели и определяют установление в законодательстве особых требований к лицам, претендующим на осуществление пассажирских перевозок в виде согласования с компетентными органами паспорта маршрута, включающего информацию об опасных участках маршрута, остановочных пунктах, размещенных в безопасных участках и т.д.
В представленном Министерством паспорте межмуниципального автобусного маршрута «г.Владикавказ – г.Алагир – с.Црау», разработанного ГУАТП «Автоколонна – 1691», отсутствуют сведения о проведенном УГИБДД по РСО-Алания обследовании на предмет наличия опасных участков и линейных сооружений, что, согласно вышеуказанным нормам, является обязательным требованием к содержанию паспорта маршрута.
Между тем, директором ООО «Спринтер» представлена копия заявления ООО «Спринтер» в УГИБДД МВД по РСО – Алания от 18.05.2015г. о проведениикомиссионного обследования опасных участков и линейных сооруженийнового автобусного маршрутапригородного сообщения «г. Владикавказ – г. Алагир – с. Црау». В ответена указанноезаявлениеот 02.06.2015г. №11/2832 УГИБДД МВД по РСО – Алания проинформировало ООО «Спринтер» о том, что сотрудниками отдела ДИ и ОД УГИБДД МВД по РСО – Алания подробно изучен маршрут движения, проведено обследование маршрута. В отношении безопасности дорожного движения претензий к маршруту Управление не имеет.
ООО «Спринтер» предоставило также в антимонопольный орган копию разработанного им проекта паспорта межмуниципального автобусного маршрута «г. Владикавказ – г. Алагир – с. Црау», содержащего схему указанного маршрута с указанием линейных сооружений опасных участков, согласованную с УГИБДД МВД по РСО – Алания,о чем на 2 листе паспорта имеется соответствующий штамп от 02.06.2015 года.
Также в материалах дела имеетсякопия запроса директора ООО «Спринтер» <…> в УГИБДД МВД по РСО – Аланияот 15.06.2015 года с просьбой предоставить информацию о том, обращался ли кто либо, помимо ООО «Спринтер», в УГИБДД МВД по РСО – Алания с заявлениемо проведении комиссионного обследования на предмет наличия опасных участков и линейных сооружений межмуниципального автобусного маршрута «г. Владикавказ - г. Алагир – с. Црау», а также ответ УГИБДД МВД по РСО – Аланияна указанный запросот 22.06.2015 года №11/3176, в котором сообщается, что заявлений о рассмотрении схемы опасных участков маршрута пригородного сообщения «г. Владикавказ - г. Алагир – с. Црау» от каких-либо перевозчиков, помимо ООО «Спринтер», в УГИБДД по РСО – Алания в предыдущий период времени не поступало.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что ГУАТП «Автоколонна – 1691» обратилось в УГИБДД МВД по РСО – Аланияс заявлением о согласовании паспорта автобусного маршрута 02.09.2015 года, (исх. №56),то есть – уже после возбуждения дела №04-08/03-08-15 Северо – Осетинским УФАС России.В ответе на указанный запрос УГИБДД МВД по РСО – Алания указало, что в , вместе с тем, Управление ГИБДД МВД по РСО – Алания не возражает в открытии указанного маршрута для осуществления пассажирских перевозок.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 №711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (далее – Положение о ГИБДД), госавтоинспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, другими подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, организациями, средствами массовой информации, а также сотрудничает в установленном порядке с компетентными органами иностранных государств.
Пунктом 6.1 Положения о ГИБДД установлено, что Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Российской Федерации имеет право по вопросам, относящимся к его компетенции, в том числе:
- принимать участие в выработке и реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также в координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в этой области (подпункт «а»),
- запрашивать и получать в установленном порядке от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, организаций и должностных лиц сведения о соблюдении ими законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения (подпункт «г»);
- создавать по согласованию с заинтересованными государственными органами и организациями совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы) по вопросам, касающимся предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий (подпункт «е»).
В соответствии с пунктом 7 Положения о ГИБДД руководители подразделений Госавтоинспекции на региональном уровне являются по должности главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения по субъектам Российской Федерации, а их заместители - заместителями главных государственных инспекторов безопасности дорожного движения по субъектам Российской Федерации.
Учитывая изложенное,а такжеположения пункта 5 части 1 статьи 3, часть 3 статьи 4 Закона РСО – Алания №39-РЗ, довод УГИБДД МВД по РСО – Алания о том, что предварительное обследование дорожных условий вновь открываемого автобусного межмуниципального маршрута на предмет их соответствия требованиям безопасности движения не относится к компетенции органов ГИБДД, несостоятелен, тем более, учитывая факт такого обследования схемы опасных участков маршрута пригородного сообщения «г.Владикавказ – г.Алагир – с. Црау», ДИ и ОД УГИБДД МВД по РСО – Алания 02.06.2015 года по заявлению ООО «Спринтер».
При указанных обстоятельствах у Министерства отсутствовали правовые основания в утверждении паспорта межмуниципального автобусного маршрута «г.Владикавказ – г.Алагир – с.Црау»ГУАТП «Автоколонна – 1691».
Таким образом, Министерство отказало ООО «Спринтер» в утверждении паспорта автобусного маршрута межмуниципального маршрута «г.Владикавказ – г.Алагир – с.Црау», и утвердило паспорт соответствующего маршрута, разработанный ГУАТП «Автоколонна – 1691», с которым впоследствии и заключило временный договор на выполнение пассажирских перевозок и багажа по указанному маршруту от 22 мая 2015 года сроком на 90 дней, ссылаясь на положения пункта 6 статьи 14 Закона РСО – Алания №39-РЗ.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). В том числе, пунктом 8 указанной нормы запрещается создание дискриминационных условий доступа на товарный рынок, при котором хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Закрепленные частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запреты распространяются, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.
Следовательно, принимаемые органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими функции указанных органов, решения, а также совершаемые действия (бездействие), прежде всего, должны быть направлены на реализацию этих положений Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктами 1-3 Закона РСО-Алания от 14.11.2011г. № 39-РЗ «Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок в Республике Северная Осетия – Алания», выполнение пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок осуществляется на основании договора перевозчика с уполномоченным органом.
Договор на выполнение пассажирских перевозок по маршруту регулярных перевозок заключается по результатам конкурса на право заключения такого договора.
Конкурс проводится в целях отбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа, а также для удовлетворения потребностей населения в безопасных и своевременных перевозках.
Организатором конкурса является уполномоченный орган.
Согласно пункту 6 статьи 14 Закона РСО-Алания № 39-РЗ в случае признания конкурса несостоявшимся, в целях обеспечения бесперебойного транспортного обслуживания населения уполномоченный орган вправе однократно без проведения конкурса заключить договор с перевозчиком на выполнение пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок на срок не более 90 дней.
Между тем, в нарушение указанной нормы, без предварительного проведения соответствующего конкурса Министерство промышленной и транспортной политики РСО – Алания 22 мая 2015 года заключило с подведомственным ему ГУАТП «Автоколонна- 1961» временный договор на выполнение пассажирских перевозок и багажа по маршруту «Црау – Алагир – Владикавказ» сроком на 90 дней.
Открытый конкурс на право заключения договора на выполнение перевозок по указанному маршруту Министерством был объявлен 17 сентября 2015 года путем опубликования соответствующего извещения в Республиканской газете «Северная Осетия» №169 (26919), то есть уже после возбуждения Северо – Осетинским УФАС России настоящего дела №04-08/03-08-15.
Исследовав совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, Комиссия приходит к выводу, что действия Министерства промышленной и транспортной политики РСО-Алания, выразившиеся:
- в утверждении паспорта межмуниципального автобусного маршрута «г.Владикавказ – г.Алагир – с.Црау», разработанного подведомственным ему ГУАТП «Автоколонна – 1691» без согласования схемы маршрута с подразделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения;
- в отказе ООО «Спринтер» в утверждении разработанного им паспорта маршрута, осуществившего указанное согласование с УГИБДД МВД по РСО – Алания;
- в заключении временного договора на выполнение пассажирских перевозок и багажа по указанному маршруту с подведомственным Министерству учреждением, а именно - с ГУАТП «Автоколонна – 1961» в порядке, нарушающем требования части 6 статьи 14 Закона РСО - Алания от 14.11.2011г. № 39-РЗ,
нарушают требования части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и приводят к недопущению конкуренции на рынке услуг по организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок в Республике Северная Осетия-Алания путем создания дискриминационных условий.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать Министерство промышленной и транспортной политики Республики Северная Осетия-Алания (362025, РСО – Алания, г.Владикавказ, ул.Пушкинская, 47) нарушившим требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в следующих действиях Министерства:
- в утверждении паспорта межмуниципального автобусного маршрута «г.Владикавказ – г.Алагир – с.Црау», разработанного подведомственным ему ГУАТП «Автоколонна – 1691» без согласования схемы маршрута с подразделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения;
- в отказе ООО «Спринтер» в утверждении разработанного им паспорта маршрута, осуществившего указанное согласование с УГИБДД МВД по РСО – Алания;
- в заключении временного договора на выполнение пассажирских перевозок и багажа по указанному маршруту с подведомственным Министерству учреждением, а именно - с ГУАТП «Автоколонна – 1961» в порядке, нарушающем требования части 6 статьи 14 Закона РСО - Алания от 14.11.2011г. № 39-РЗ.
2. В связи с истечением срока действия временного договора на выполнение пассажирских перевозок и багажа по межмуниципальному маршруту «Црау – Алагир – Владикавказ» от 22.05.2015 года, заключенного между Министерством промышленной и транспортной политики РСО – Алания с ГУАТП «Автоколонна-1691», а также в связи с опубликованием Министерством промышленной и транспортной политики Республики Северная Осетия-Алания извещения о проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту «Црау – Алагир – Владикавказ» 17 сентября 2015 года в Республиканской газете «Северная Осетия» №169 (26919), Комиссия решила предписание об устранении нарушения требований антимонопольного законодательства не выдавать.
- Передать материалы дела №04-08/03-08-15 в отдел контроля органов власти, рекламы и финансовых рынков Северо-Осетинского УФАС России для возбуждения производства по делам об административных правонарушениях в отношении должностных лиц Министерства промышленной и транспортной политики РСО – Алания.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Закона о защите конкуренции, решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Председатель Комиссии Р.Р. Плиев
Члены Комиссии А.С. Кудзиева
М.Э. Бидихова
Е.П. Дмитриева
Е.Г. Таутиева