Решение б/н Решение Северо-осетинского УФАС России по делу № 04-16/03-04... от 10 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                       ООО «Финанс Бум»

 

                                                                                             РЕШЕНИЕ

                                                                                  по делу № 04-16/03-04-15

 

  5   мая 2015г.                                                                                                                                                г. Владикавказ

Комиссия Северо-Осетинского управления ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе   в составе:

 

Председатель Комиссии:       Р.Р. Плиев - руководитель    Северо – Осетинского УФАС России;

                                                     

 Члены Комиссии:

- главный специалист - эксперт   отдела контроля органов власти,

рекламы и финансовых рынков Северо – Осетинского УФАС России;

- ведущий специалист - эксперт  отдела  контроля закупок Северо – Осетинского УФАС России;

 

 рассмотрев дело № 04-16/03-04-15 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО «Финанс Бум» наружной  рекламы  «Деньги в долг, предоставление краткосрочных займов от 1000 до 15000 без залога и поручителей тел.89188207878 *Условия предоставления займа: займ предоставляется на срок до 10 дней с уплатой процентов в размере 1,5% в день от суммы займа. При себе иметь паспорт <...> документ, подтверждающий место работы или пенсионное удостоверение, займ может быть возращен досрочно; при оплате процентов займ может быть пролонгирован; за просрочку оплаты займа, процентов взимается неустойка (2% соответственно) за каждый день просрочки», размещенной на фасаде здания, по адресу: г. Владикавказ, ул.Бородинская,10, содержащей признаки нарушения требований части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее Закон о рекламе),

  с участием  генерального директора ООО «Финанс Бум» <…>   ,

                                                                                     УСТАНОВИЛА:

      При осуществлении государственного контроля соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе Северо-Осетинским управлением Федеральной антимонопольной службы России выявлена наружная реклама, размещенная  на фасаде здания, по адресу: г. Владикавказ, ул.Бородинская,10 следующего содержания:

    «Деньги в долг, предоставление краткосрочных займов от 1000 до 15000 без залога и поручителей тел.89188207878 *Условия предоставления займа: займ предоставляется на срок до 10 дней с уплатой процентов в размере 1,5% в день от суммы займа. При себе иметь паспорт <...> документ, подтверждающий место работы или пенсионное удостоверение, займ может быть возращен досрочно; при оплате процентов займ может быть пролонгирован; за просрочку оплаты займа, процентов взимается неустойка (2% соответственно) за каждый день просрочки».

      Согласно пункту 1 статьи 3  Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

  Согласно  статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.   

   ООО «Финанс Бум» (далее-Общество) является рекламодателем (в силу пункта 5 статьи 3 Закона о рекламе), то есть лицом, определившим объект рекламирования: финансовую услугу - предоставление краткосрочных займов от 1000 до 15000 руб.           

  Реклама указанной  финансовой  услуги  должна осуществляться  по  правилам  статьи 28 Закона о рекламе.

  Согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе - реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом № 353-ФЗ от 21.12.2013года «О потребительском кредите (займе)»,  для заемщика и влияющие на нее.

  Пунктом 4.2 раздела 4 «Правил предоставления и обслуживания займов (микрозаймов) микрофинансовой организацией ООО «Финас Бум», утвержденных  генеральным директором Общества <…> 01 июля 2014г.,  за пользование займом  предусмотрена процентная ставка в размере 1,5%  в день от суммы  займа,  что составляет 547,5% годовых   Отсутствие  в рекламе информации о годовой процентной ставке займа  является нарушением  части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

 В  рекламе отсутствует  информация о полной стоимости займа (годовой процентной ставке), что является частью существенной информации о рекламируемой  финансовой услуге; её  отсутствие приводит к искажению смысла информации и введению в заблуждение потребителей рекламы,  в  нарушение  части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

  Генеральный директор ООО «Финанс Бум» <…> не согласился с выявленными нарушениями Закона о рекламе и, ссылаясь на пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ № 58 от 08.10.2012 г. «О некоторых вопросах практики применения арбитражными  судами Федерального закона «О рекламе»,   пояснил, что  информация, размещенная на здании, в  месте  нахождения  организации, указывает на профиль деятельности  Общества и  перечень им оказываемых услуг, не  может рассматриваться в качестве рекламы, соответственно на такую информацию не распространяются требования Закона о рекламе; антимонопольный орган ошибочно пришел к выводу о том, что данная информационная вывеска является рекламой.

 Комиссия, выслушав доводы Генерального директора ООО «Финанс Бум»  <…>, и рассмотрев представленные материалы, пришла  к следующим выводам:

Утверждение Генерального директора ООО «Финанс Бум» <…> о том, что информация, размещенная на здании, в  месте  нахождения  организации, является информационной вывеской и обязательна к  размещению в силу обычаев делового оборота, а наличие в ней не в полном объёме информации об условиях займа  не  может рассматриваться в качестве рекламы, несостоятельно  по следующим основаниям.

  Согласно статье  9  Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

   Исследовав  материалы дела, документы, Комиссия пришла к выводу: информация, размещенная  на фасаде здания, в месте  нахождения  Общества,  помимо обязательной информации (о его наименовании и режиме работы) содержит дополнительную информацию об условиях предоставления   финансовой  услуги -  краткосрочном займе от 1000 до 15000 руб., которую оказывает Общество. Представленная информация, направлена  именно на привлечение внимания к  Обществу и оказываемой  им услуге,  на формирование   интереса у неопределенного круга лиц на получение краткосрочного займа.

  В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о   рекламе  рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

  Под объектом рекламирования понимается  товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

  Информация, размещенная    на фасаде здания,   обладает всеми квалифицирующими признаками рекламы: направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования:  финансовой  услуге  - предоставление краткосрочных займов от 1000 до 15000 руб.  с указанием отдельных условий займа (займ предоставляется на срок до 10 дней с уплатой процентов в размере 1,5% в день от суммы займа,  займ может быть возращен досрочно; при оплате процентов займ может быть пролонгирован ).

  Таким образом, информация, размещенная  на фасаде здания, является рекламой.

   Отношения, связанные с реализацией права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также пресечением фактов ненадлежащей рекламы, урегулированы Законом о рекламе.    В силу части 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

   При указанных обстоятельствах Общество, являясь в данном случае рекламодателем,  соответственно, обязано соблюдать законодательство о рекламе.  Комиссией  установлено, что отсутствие в рекламе   информации о годовой процентной ставке займа в размере 547,5%,  которая является существенной информаций для потребителя, вводит потребителей рекламы    в заблуждение   относительно    приемлемых условий получения займа.

  Частью 7 статьи  5 Закона  о рекламе  установлен запрет на рекламу, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.  Отсутствие в рекламе   информации о годовой процентной ставке займа в размере 547,5%,  которая является существенной информаций для потребителя,  является   нарушением  части 7 статьи 5 Закона  о рекламе.

   На основании изложенного, наружная реклама ООО «Финанс Бум» о  предоставлении краткосрочных займов от 1000 до 15000 руб. является ненадлежащей рекламой,  поскольку  не соответствует требованиям   части  7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона о рекламе. 

  Общество,  как  рекламодатель,  в соответствии с требованиями  части 6 статьи 38  Закона  о рекламе несет ответственность  за   нарушения   части  7 статьи 5, части 3 статьи 28   указанного Закона.

   На момент рассмотрения дела,  выявленные нарушения Закона о рекламе Обществом в добровольном порядке устранены.  <…> в качестве доказательства  об устранении нарушений предоставил фотографии исправленной наружной рекламы.  Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО «Финанс Бум» не выдавать.

  В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение    рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

  Руководствуясь   частью 2  статьи 33,  частью 1 статьи 36, частями 6,7  статьи 38 Закона  о  рекламе и в соответствии с  пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Комиссия:                                                                           

РЕШИЛА:

  1. Признать ненадлежащей рекламой  наружную рекламу ООО «Финанс Бум» о  предоставлении  краткосрочных займов от 1000 до 15000 руб., размещенную на фасаде здания, по адресу: г.Владикавказ, ул.Бородинская,10,  по  факту  нарушения требований  части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

 

  1. Признать   ООО «Финанс Бум»  нарушившим требования части 7  статьи 5, части 3 статьи 28  Закона о рекламе.

 

  1. Передать материалы дела должностному лицу отдела контроля органов власти,  рекламы и финансовых рынков   Северо-Осетинского УФАС России для возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

       Решение  изготовлено в полном объеме   8 мая  2015 года.

 

       Решение может быть обжаловано в арбитражный суд  в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                                                        Р.Р. Плиев

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны