Решение б/н Решение и предписание Северо-Осетинского УФАС России по делу... от 10 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Общество с ограниченной

ответственностью (ООО)

«МИКРОЗАЙМ»

                                                                     

                            РЕШЕНИЕ

                                                                                      по делу №04-16/04-05-15

 

«28» мая 2015г.                                                                                                                                                    г. Владикавказ

 

Комиссия Северо-Осетинского управления ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее по тексту – Комиссия) в составе:

- председатель Комиссии: Кудзиева А.С. – и.о. руководителя Северо-Осетинского управления ФАС России;

- члены Комиссии:

- начальник отдела контроля органов власти, рекламы и финансовых рынков Северо-Осетинского управления ФАС России;

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, рекламы и финансовых рынков Северо-Осетинского управления ФАС России,

рассмотрев дело №04-16/04-05-15 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения наружной  рекламы ООО «МИКРОЗАЙМ», размещенной на рекламном щите - призматроне по адресу: г. Владикавказ, ул. Куйбышева, напротив торгового центра  «Глобус»,

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - Общества с ограниченной ответственностью (ООО) «МИКРОЗАЙМ» (далее по тексту – «МИКРОЗАЙМ», Общество):

         - <…> (действующей на основании доверенности №4 от 27.01.2015 года),

УСТАНОВИЛА:

При осуществлении государственного контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами  требований законодательства  Российской  Федерации  о рекламе,   27 апреля 2015 года в 14 часов 50 минут была осмотрена  наружная реклама (призматрон), расположенная  по адресу: г. Владикавказ, ул. Куйбышева, напротив  торгового центра  «Глобус», следующего содержания:

    «Экспресс деньги. Денежные займы за 15 мин. 1000-50000 руб. тел 8 800 333-81-82 Владикавказ, ул. Ватутина, 24».

В нижнем левом углу рекламы мелким, нечитаемым (без применения технических средств увеличения фотоизображения рекламы)  шрифтом указано:  «Займы предоставляются ООО  «МИКРОЗАЙМ» на сумму  от1000 до 50000 руб. Процентная ставка за первый период (с 1по 15 день) пользования займом составляет от 1% до 1,8% в день. Заемщик имеет право продлить период оплатив проценты за фактическое количество дней пользования займом (количество продлений действия периода неограниченно. В случае отсутствия оплаты  процентов за пользование суммой займа за период, автоматически начинается исчисление процентов с 16 по 70 день от 2% до 3,6%  (2 период), с 70 по 90  день от 3% до 4% (3 период) в зависимости от вида  займа.

    Для   тарифа «долгосрочный» срок займа предоставляется на срок от 12 до 52 недель под 0,5% в день без возможности пролонгации. Займы предоставляются физическим лицам, ИП, работающим в регионе присутствия отделений ООО «МИКРОЗАЙМ», имеющим стаж работы более 3-х месяцев. Возраст от 21 до 70 лет. Документы для оформления: паспорт с пропиской в регионе выдачи займа. Дополнительную информацию уточняйте по номеру 88003338182. Регистрационный номер в госреестре МФО 2102415002449 от 04.12.12. www.экспрессденьги.онлайн». 

      Согласно  пункту  1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования являлась - финансовая услуга -  займ от 1000 до 50 000  руб.

          Лицом, определившим объект рекламирования - займ, являлось  ООО «МИКОЗАЙМ».   

      Согласно  пункту 5 статьи 3 Закона  о рекламе,  Общество   являлось  рекламодателем.

      В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и  достоверной. Недобросовестная и  недостоверная рекламы не допускаются.

       Согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе - реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее

         В наружной   рекламе ООО «МИКРОЗАЙМ» отсутствовала  информация о полной стоимости займа (годовой процентной ставке), что являлось   нарушением  требований части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

           Частью 7 статьи  5 Закона  о рекламе  установлен запрет на рекламу, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Информация о полной стоимости займа (годовой процентной ставке),  является   частью существенной информации о рекламируемой  финансовой услуге, отсутствие её  приводит к искажению смысла информации и введению в заблуждение потребителей рекламы, что является  нарушением  части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Из представленных на рассмотрение Комиссии документов, а также из пояснений представителя ООО «МИКРОЗАЙМ» <…>  следует, что наружная реклама, расположенная по адресу: г.Владикавказ, ул. Куйбышева, напротив торгового центра «Глобус», была изготовлена и размещена ООО «Рекламное агентство Какаду» в ноябре 2014 года.

В наружной рекламе ООО «МИКРОЗАЙМ» отсутствовала информация о полной стоимости займа (годовой процентной ставке).

Представитель указала, что Общество не преследовало целей исказить смысл информации и ввести в заблуждение потребителей рекламы, так как на рекламном щите довольно большой информационный блок, в котором подробно указаны процентные ставки по договору займа, а также условия их изменения.

Пояснила, что в связи с использованием ООО «МИКРОЗАЙМ» плавающей ставки по периодам, изменяемой в зависимости от длительности пользования денежными средствами (к примеру, для займа экспресс: с 1-15 день пользования 1 - 1,8%, с 16-70 день -3,6%, с 71 - 90 день - 4%), с точки зрения представителя Общества,  не представляется возможным указание каждой из процентных ставок в годовых, поскольку у потребителя может сложиться ошибочное представление о начислении процентов, так как по договору с ООО «МИКРОЗАЙМ» проценты за пользование займом начисляются по периодам поочередно.

Представитель ООО «МИКРОЗАЙМ» также указала, что в случае, если бы размер процентной ставки был фиксированным (неизменным), то указать его было бы проще.

По словам представителя Общества, в январе 2015 года руководством ООО «МИКРОЗАЙМ было принято решение о ребрендинге, т.е. изменению бренда «Экспресс деньги», началось активное ведение маркетинговой стратегии по изменению логотипа, слогана, визуального оформления бренда компании. С этой целью между ООО «МИКРОЗАЙМ» и ООО «Глобал Солюшенс», был заключен договор на оказание соответствующих услуг по ребрендингу. Разработка новой философии компании, маркетинговые исследования, работа по изменению бренда, печать нового макета наружной рекламы по срокам длились дольше ожидаемого, в результате заменить ненадлежащую рекламу ООО «МИКРОЗАЙМ», расположенную по адресу: г. Владикавказ, ул. Куйбышева, напротив ТЦ «Глобус», представилось возможным лишь в начале мая 2015 года.

По словам представителя Общества, ненадлежащая реклама на момент возбуждения дела по признакам нарушения законодательства о рекламе, размещенная по вышеуказанному адресу на  рекламном щите-призматроне, заменена на рекламу, соответствующую законодательству Российской Федерации о рекламе.

Заслушав представителя ООО «МИКРОЗАЙМ»,  изучив имеющиеся в деле материалы, Комиссия антимонопольного органа приходит к следующим выводам.

  1. Информация, распространенная ООО «МИКРОЗАЙМ» в наружной рекламе Общества по адресу: г. Владикавказ, ул. Куйбышева, напротив т/ц  «Глобус», содержит все признаки рекламы: реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 статьи 3 Закона о рекламе).

В силу требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе - реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением формулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен статьей 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – Закон о потребительском кредите).

При этом условия договора потребительского кредита (займа) установлены статьей 5 Закона о потребительском кредите.

К указанным условиям относятся: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в % годовых, а при применении переменной процентной ставки – порядок ее определения.

Реклама, содержащаяся в наружной рекламе Общества по адресу: г. Владикавказ, ул. Куйбышева, напротив торгового центра  «Глобус»,  направлена на привлечение внимания потребителей рекламы к финансовым услугам, оказываемым ООО «МИКРОЗАЙМ» – займам.

Однако в указанной рекламе отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, что приводит к искажению смысла информации и введению в заблуждение потребителей рекламы. В рассматриваемой рекламе отсутствует достоверная  информация о полной стоимости займа (годовой процентной ставке), необходимая в соответствии со статьей 6 Закона о потребительском кредите.

Комиссия  считает несостоятельными доводы Общества о том, что указать размер годовой процентной ставки не представляется возможным по причине того, по договору, заключаемому заемщиками с ООО «МИКРОЗАЙМ» проценты за пользование займом начисляются по периодам поочередно, поскольку в указанной рекламе опубликована информация о размере начисляемых процентов в день, рассчитываемых за каждый период (первый, второй и третий), а также условия тарифа «Долгосрочный» с уазанием проыентной ставки – 0,5 процентов в день. 

ООО «МИКРОЗАЙМ»  имело возможность указать в рекламе  размер годовой процентной ставки в диапазоне для каждого периода пользования займом (так, для первого периода, указанного в рекламе, с 1го по 15й день размер годовой процентной ставки составляет от 365% до 657% годовых (то есть - 1-1,8 % в день), для второго периода – с 16го по 70й день – от 730% до 1314% годовых (то есть – 2%-3,6% в день), и для третьего периода – с 70 по 90 день – от 1095% до 1460% годовых (то есть – от 3 до 4% в день). Для тарифа по займу «Долгосрочный», предоставляемого Обществом на срок от 12 до 53 недель под 0,5% в день, размер годовой процентной ставки составляет 182,5% годовых.

Поскольку распространенная Обществом реклама финансовых услуг –микрозаймов направлена на формирование у потребителей рекламы желания ими воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Информация о годовой процентной ставке (тем более – в размере от 365% до 1460% годовых, и 182,5 % по тарифу «Долгосрочный») является существенной, так как может определить выбор потребителя при сравнении предлагаемых услуг. Любой заемщик (потребитель) денежных средств ищет наиболее выгодные условия займа и возврата денежных средств. Только при полной осведомленности обо всех условиях, влияющих на конечную сумму расходов финансовой услуги, потребитель рекламы может сделать правильный конечный выбор. Отсутствие в рекламе существенной информации  - а именно о размере годовой процентной ставки вводит в заблуждение потребителей рекламы  о  реальной стоимости финансового продукта.

 

2. В наружной рекламе Общества по адресу: г. Владикавказ, ул. Куйбышева, напротив т/ц  «Глобус»,  указано: «Денежные замы за 15 минут», в то время, как пунктом 2.1 Правил предоставления, использования и возврата потребительского займа, предоставляемого ООО «МИКРОЗАЙМ», утвержденных приказом генерального директора ООО «МИКРОЗАЙМ» <…> 01.07.2014г. №1/ю (далее – Правила) установлено, что «время рассмотрения вопроса о предоставлении микрозайма, как правило, не должно превышать от момента предоставления полного пакета документов и исчерпывающей информации до принятия решения 30 минут. Данный срок может быть увеличен по решению уполномоченного сотрудника Общества при необходимости проведения дополнительных проверочных мероприятий. После рассмотрения заявки клиента Общество принимает решение о выдаче микрозайма или в отказе в выдаче».

Из содержания рекламы невозможно установить, будут ли только рассмотрены документы заемщика за 15 минут (либо в течение 30 минут, как указано в Правилах), или же оформлен договор займа и заемщику будут выданы денежные средства.

В  рекламе мелким шрифтом также указано, что «займы предоставляются физическим лицам, ИП, работающим в регионе присутствия отделений ООО «МИКРОЗАЙМ», имеющим стаж работы более 3-х месяцев. Возраст от 21 до 70 лет. Документы для оформления: паспорт с пропиской в регионе выдачи займа». В то время, как пунктом 1.6 Правил, помимо прочего, установлено следующее: «для оформления анкеты – заявки клиенту необходимо предоставить следующие документы и информацию: паспорт гражданина РФ, в зависимости от вида займа: пенсионное свидетельство, военный билет, служебное удостоверение; для индивидуальных предпринимателей: свидетельство ОГРНИП, выписка из  ЕГРИП за последние три месяца».

В силу части 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом (а именно - «Экспресс деньги. Денежные займы за 15 мин. 1000-50000 руб. тел 8 800 333-81-82 Владикавказ, ул. Ватутина, 24», а менее привлекательной информации (о переменной процентной ставке, условиях начисления процентов за  пользование займом и т.д.) способом, затрудняющим её восприятие (с учётом типа рекламной конструкции – призматрон – рекламный щит, разделенный на вращающиеся грани, размера рекламной конструкции и шрифта текста рекламы, а также его местоположения), свидетельствует о недобросовестности рекламы.

Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях по финансовой услуге (займу), форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и, фактически, в рекламе отсутствуют, так как размер шрифта очень мелкий.

Отсутствие существенной для потенциальных заемщиков Общества   информации – размера годовой процентной ставки и достоверных сведений об условиях получения займа является нарушением части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что реклама ООО «МИКРОЗАЙМ», распространяемая по адресу: г. Владикавказ, ул. Куйбышева, напротив торгового центра  «Глобус»,  нарушает требования части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных статьями 7, 28 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

Действия рекламодателя – ООО «МИКРОЗАЙМ», выразившиеся в определении содержания  наружной рекламы, размещенной по адресу:   г. Владикавказ, ул. Куйбышева, напротив ТЦ «Глобус», в нарушение требований части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона о рекламе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе, и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

                                        РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей  наружную рекламу Общества с ограниченной ответственностью (ООО) ООО «МИКРОЗАЙМ», размещенную на рекламном щите по адресу: г. Владикавказ, ул. Куйбышева, напротив торгового центра  «Глобус», поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

  1. Выдать ООО «МИКРОЗАЙМ» предписание о прекращении нарушения  законодательства Российской Федерации  о рекламе.
  2. Передать материалы дела №04-16/04-05-15 уполномоченному должностному лицу Северо-Осетинского УФАС России для возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «08» июня 2015г.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                                         Кудзиева А.С.

 

 

Общество с ограниченной

ответственностью

(ООО) «МИКРОЗАЙМ»

                                                                     

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

«28» мая 2015г.                                                                                                                                                       г. Владикавказ

 

Комиссия Северо-Осетинского управления ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее по тексту – Комиссия) в составе:

- председатель Комиссии: Кудзиева А.С. – и.о. руководителя Северо-Осетинского управления ФАС России;

- члены Комиссии:

- начальник отдела контроля органов власти, рекламы и финансовых рынков Северо-Осетинского управления ФАС России;

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, рекламы и финансовых рынков Северо-Осетинского управления ФАС России,

 на основании своего решения от «28» мая 2015 г. по делу №04-16/04-05-15 о признании ненадлежащей наружной  рекламы ООО «МИКРОЗАЙМ», размещенной на рекламном щите - призматроне по адресу: г. Владикавказ, ул. Куйбышева, напротив торгового центра   «Глобус»,  нарушающей требования части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), 

и  в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33частями 13  статьи  36  Закона о рекламе,  пунктами  4445  Правил рассмотрения  антимонопольным   органом   дел,   возбужденных   по   признакам  нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

     1. Обществу с ограниченной ответственностью (ООО) «МИКРОЗАЙМ» в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение ненадлежащей  рекламы   следующего содержания:

«Экспресс деньги. Денежные займы за 15 мин. 1000-50000 руб. тел 8 800 333-81-82 Владикавказ, ул. Ватутина, 24. Займы предоставляются ООО  «МИКРОЗАЙМ» на сумму  от1000 до 50000 руб. Процентная ставка за первый период (с 1по 15 день) пользования займом составляет от 1% до 1,8% в день. Заемщик имеет право продлить период оплатив проценты за фактическое количество дней пользования займом (количество продлений действия периода неограниченно. В случае отсутствия оплаты  процентов за пользование суммой займа за период, автоматически начинается исчисление процентов с 16 по 70 день от 2% до 3,6%  (2 период), с 70 по 90  день от 3% до 4% (3 период) в зависимости от вида  займа.

    Для   тарифа «долгосрочный» срок займа предоставляется на срок от 12 до 52 недель под 0,5% в день без возможности пролонгации. Займы предоставляются физическим лицам, ИП, работающим в регионе присутствия отделений ООО «МИКРОЗАЙМ», имеющим стаж работы более 3-х месяцев. Возраст от 21 до 70 лет. Документы для оформления: паспорт с пропиской в регионе выдаче займа, дополнительную информацию уточняйте по номеру 88003338182. Регистрационный номер в госреестре МФО 2102415002449 от 04.12.12. www.экспрессденьги. онлайн». 

    2. Обществу с ограниченной ответственностью «МИКРОЗАЙМ» представить в Управление ФАС России по Республике Северная Осетия – Алания, (362019, г. Владикавказ, ул. Шмулевича, д. 8 «а»), письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до «26» июня 2015 года.

 

   В случае  невыполнения  в установленный срок предписания о прекращении  нарушения  законодательства  о  рекламе  ФАС России   вправе,  в соответствии  с пунктом  2.4  статьи  19.5 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях,  наложить  на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч  до  двадцати  тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

    Предписание   может  быть  обжаловано  в  арбитражный  суд  в  порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской

Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                                           Кудзиева А.С.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны