Решение б/н Решение и предписание Северо-Осетинского УФАС России по делу... от 11 октября 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFОбщество с ограниченной
ответственностью
микрокредитная
компания
«Скади быстрый займ»
Заинтересованные лица:
АМС г.Владикавказа
РЕШЕНИЕ
по делу №04-16/09-08-16
22 августа 2016 г. Владикавказ
Комиссия Северо-Осетинского управления федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее по тексту – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Р.Р.Плиев – руководитель управления;
Члены Комиссии: – начальник отдела контроля
органов власти, рекламы и финансовых
рынков;
– главный специалист-эксперт
отдела контроля органов власти, рекламы и
финансовых рынков,
рассмотрев дело №04-16/09-08-16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения наружной рекламы обществом с ограниченной ответственностью микрокредитная компания "Скади быстрый займ" (далее – ООО "МКК "Скади быстрый займ", Общество) – на рекламном баннере следующего содержания: «Скади; быстрый займ от 1000 до 30000 руб.; оформление по 2 документам; досрочный возврат; проверка кредитной истории; т.89897464040; email:skadi15@yandex.ru, www.skadizaem.ru»,
в отсутствие представителя ответчика - ООО "МКК "Скади быстрый займ" (надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела №04-16/09-08-16: почтовое уведомление №3620010202673);
в присутствии представителя заинтересованного лица – Управления архитектуры и градостроительства АМС г.Владикавказа – <…> действующей на основании доверенности № Д27 от 09.03.2016г.,
УСТАНОВИЛА:
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38- ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
На основании Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Объект рекламирования - финансовые услуги - предоставление денежных займов.
Информация, размещенная на рекламном баннере адресована неопределенному кругу лиц - распространяется на улице города Владикавказ, следовательно, круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации. Наружная реклама направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к услугам, которые реализуются ООО МКК " Скади быстрый займ".
Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Лицом определившим содержание указанной рекламы, является ООО МКК " Скади быстрый займ", согласно приведенной норме - рекламодатель.
Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе - реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.
Представитель Управления архитектуры и градостроительства АМС г.Владикавказа - <…> пояснила, что рекламный баннер ООО МКК " Скади быстрый займ", расположенный по адресу: г.Владикавказ, ул.Огнева, 22, установлен без разрешения АМС г.Владикавказа.
Заслушав доводы представителя Управления архитектуры и градостроительства АМС г.Владикавказа - изучив имеющиеся в деле материалы, Комиссия антимонопольного органа пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38- ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
На основании Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона "О рекламе" объектом рекламирования является товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Объект рекламирования - финансовые услуги - предоставление денежных займов.
Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.
Информация, распространяемая ООО МКК " Скади быстрый займ", содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц, преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.
Информация, размещенная на рекламном баннере, адресована неопределенному кругу лиц - распространяется на улице города Владикавказ, следовательно, круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации. Наружная реклама направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к услугам, которые реализуются ООО МКК " Скади быстрый займ".
Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Лицом определившим содержание указанной рекламы, является ООО МКК "Скади быстрый займ", согласно приведенной норме - рекламодатель.
Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе - реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.
Пунктом 24 указанного Постановления Пленума ВАС РФ №58 разъяснено, что в соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг. Наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Согласно статье 54 ГК РФ, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
Реклама, содержащаяся в наружной рекламе ООО МКК "Скади быстрый займ" по адресу: г.Владикавказ, улица Огнева, 22 – на рекламном баннере следующего содержания: «Скади; быстрый займ от 1000 до 30000 руб.; оформление по 2 документам; досрочный возврат; проверка кредитной истории; т.89897464040; email:skadi15@yandex.ru, www.skadizaem.ru», направлена на привлечение внимания потребителей рекламы к финансовым услугам, оказываемым ООО МКК "Скади быстрый займ"– займам.
Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о займе приводит к искажению ее смысла и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым займом.
В рассматриваемой рекламе отсутствует информация о сроке займа, годовой процентной ставке, порядке погашения займа, и иных условиях, влияющих на фактическую стоимость займа и на расходы заемщика, необходимая в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 и частью 3 статьи 28 Закона о рекламе.
Все условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, являются существенной информацией, отсутствие которой может ввести в заблуждение потенциальных потребителей рекламы.
Только при полной осведомленности обо всех условиях, влияющих на конечную сумму расходов финансовой услуги, потребитель рекламы может сделать правильный конечный выбор.
Следовательно, займодавец, опуская в рекламе существенную часть информации, вводит в заблуждение потенциального заемщика относительно условий предоставления займа. А такие условия как процентная ставка в % годовых, срок, порядок погашения займа определяют фактическую стоимость займа для заемщика, в связи с чем подлежат указанию в рекламе, наряду с иными условиями.
Учитывая изложенное, действия рекламодателя - ООО МКК " Скади быстрый займ" выразившиеся в том, что информация об условиях финансовой услуги, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют, нарушают требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, часть 3 статьи 28 Закона о рекламе.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункту 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель - ООО МКК " Скади быстрый займ".
Действия ООО МКК "Скади быстрый займ", как рекламодателя, выразившиеся в определении содержания наружной рекламы, размещенной по адресу: г.Владикавказ, улица Огнева, 22 – на рекламном баннере следующего содержания: «Скади; быстрый займ от 1000 до 30000 руб.; оформление по 2 документам; досрочный возврат; проверка кредитной истории; т.89897464040; email:skadi15@yandex.ru, www.skadizaem.ru», в нарушение требований части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона о рекламе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе, и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей наружную рекламу общества с ограниченной ответственностью микрокредитная компания "Скади быстрый займ"– на рекламном баннере следующего содержания: «Скади; быстрый займ от 1000 до 30000 руб.; оформление по 2 документам; досрочный возврат; проверка кредитной истории; т.89897464040; email:skadi15@yandex.ru, www.skadizaem.ru», поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.
2. Признать ООО МКК "Скади быстрый займ" нарушившим требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.
3. ООО МКК "Скади быстрый займ" выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
4. Передать материалы дела №04-16/09-08-16 уполномоченному должностному лицу Северо-Осетинского УФАС России для возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме «22» августа 2016г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии Р.Р.Плиев
Общество с ограниченной
ответственностью
микрокредитная
компания
«Скади быстрый займ»
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
22августа2016г. г.Владикавказ
Комиссия УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель: Р.Р. Плиев - руководитель
Северо – Осетинского УФАС России;
Члены Комиссии: - начальник отдела
контроля органов власти,
рекламы и финансовых рынков
Северо – Осетинского УФАС России;
- главный специалист -
эксперт отдела контроля органов власти,
рекламы и финансовых рынков
Северо – Осетинского УФАС России;
на основании своего решения от "19" августа 2016 г. по делу №04-16/09-08-16 о признании ненадлежащей наружной рекламы общества с ограниченной ответственностью микрокредитная компания "Скади быстрый займ (далее – ООО "МКК "Скади быстрый займ", Общество) – на рекламном баннере следующего содержания: «Скади; быстрый займ от 1000 до 30000 руб.; оформление по 2 документам; досрочный возврат; проверка кредитной истории; т.89897464040; email:skadi15@yandex.ru, www.skadizaem.ru»,
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе" (далее – Закон о рекламе), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
- Обществу с ограниченной ответственностью микрокредитная компания "Скади быстрый займ в срок до 14 сентября 2016г. прекратить распространение ненадлежащей рекламы, расположенной, по адресу РСО-Алания, г. Владикавказ, ул.Огнева, 22, нарушающей требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункту 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.
- Обществу с ограниченной ответственностью микрокредитная компания "Скади быстрый займ представить в Северо – Осетинское УФАС России в срок до 19 сентября 2016г. письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Р.Р. Плиев